ДЕНЬ В ИСТОРИИ.
☑ 22 июля 1795 год - В Москве в имении графа Николая Петровича Шереметева открылся театр-дворец «Останкино»
Останкинский дворец в первую очередь строился как театр - самый современный с передовыми театральными машинами для конца XVIII века
В те времена театр был модной забавой и светским увлечением, но у Николая Петровича хобби стало делом всей его жизни
По замыслу графа Останкинский дворец должен был стать пантеоном искусств, местом, где царит театр
К открытию поставили оперу И. Козловского на слова А. Потемкина «Взятие Измаила или Зельмира и Смелон»
Театр занимал во дворце центральное место
Влияние идей театральности ощущалось во всем: роскошь соседствовала с бутафорией, парадный двор напоминал сценическое пространство в окружении флигелей-кулис, интерьеры сменяли друг друга как картины в спектакле
Оформление зрительного зала не отставало от модных тенденций своего времени
В центре бельэтажа во время представлений до 1796 года возводилось временное сооружение - генеральная ложа для графа Н.П. Шереметева и его приближенных в виде «турецкого киоска»
Она дополняла атмосферу театрального действа, когда на сцене давали лирическою драму П.С. Потемкина на музыку О.А. Козловского, посвященную победе над турками «Зельмира и Смелон или Взятие Измаила»
Ложа до наших дней не сохранилась, но по проектам мы можем представить ее внешний вид
Во время приемов, проходивших в Останкино, после спектакля в том же зале давался бал, а затем следовал ужин в Египетском павильоне
Театральная труппа, состоявшая из крепостных графа, насчитывала до 200 актеров, певцов и музыкантов, что позволяло ей успешно соперничать с императорским театром
Ее репертуар включал более сотни опер, комедий, балетов, в том числе произведения французских и итальянских композиторов - Гретри, Монсиньи, Паизиелло, Пиччини
Спектакли во дворце начались в 1795 году и закончились в 1797 году двумя праздниками в часть Павла I и С.-А. Понятовского, в 1803-м труппа уже была окончательно распущена
Примечательно, но и сегодня здесь осуществляются постановки старинных опер и звучат камерные оркестры
Знатоки утверждают, что это один из лучших по акустике залов столицы…
Примадонной оперы была блистательная Прасковья Жемчугова, крепостная актриса, ставшая впоследствии супругой графа Шереметева
Строительство Останкинского дворца началось с театральной коробки в 1792 году, а продолжалось оно вплоть до 1798 года
Граф сам руководил всеми работами
Он приглашал архитекторов, давал им задания, требовал быстрого и точного исполнения проектов от своих крепостных мастеров
И немедленно начинал переделки и улучшения уже построенного или только что переделанного
Стройка была окружена глухим забором, никто не знал, что задумал хозяин
Над зданием работали И.Е. Старов, В.Ф. Бренна, Ф. Кампорези, Д. Кваренги, П.И. Аргунов...
Сцена театра была оснащена лучшей в то время машинерией
Она могла быстро трансформироваться в «воксал», зал с двумя рядами колонн, готовый к проведению бала
В настоящее время Останкино - единственный в России театр XVIII века, сохранивший сцену, зрительный зал, гримировочные комнаты и часть механизмов машинного отделения
Театр дошел до нас в виде бального зала «воксала» и до сих пор используется для постановки старинных опер и проведения камерных концертов.