Другие записи сообщества
Где ели москвичи в 19 веке? Москва считалась гастрономической столицей не только России, но и Европы. Почему попробовать московские деликатесы приезжали со всего мира? Чем трактиры отличались от ресторанов? И почему в трактиры не любили ходить дворяне? Обо всём этом и не только расскажу сегодня! Что такое "Трактир"? Трактиры были основными заведениями, где ели москвичи, в 19 веке. К концу столетия их в городе было около тысячи. Название возникло от слова "тракт" - большая дорога. Изначально трактиры открывались для путешественников вдоль больших дорог. Но со временем переселились на городские улицы. Интересно, что от ресторанов они почти ничем не отличались. Здесь также было большое меню, винная карта. А стоимость кушаний в некоторых заведениях была довольно высокой. Например, обед из трех блюд обошёлся бы в 1р.25коп., из пяти блюд - 2р.50коп. В недорогих трактирах поесть стоило в среднем от 30 до 50 копеек. Но было одно существенное отличие от ресторанов. В трактирах готовили исключительно русскую кухню. И обязательно подавали чай. В первые десятилетия 19 века трактиры посещали в основном купцы и простой народ. Дворяне ходить в эти места не любили. Так как считали, что это ниже их достоинства. Кто такие "половые"? Прислуживали в трактирах не официанты, а "половые", то есть "одетые на русский лад". В начале века они даже носили бороды и ходили в разноцветных кафтанах. Но примерно к 1830-м их сменили белые штаны навыпуск и рубахи с косым воротом. Они были подпоясаны красными поясками с кисточками. Бороды носить перестали и стриглись "под горшок". Хороший половой обязан был знать постоянных посетителей не просто в лицо, а по имени-отчеству. В принципе, по своему поведению и обязанностям, он особо от ресторанных официантов не отличался. Обычно половые начинали свою службу в трактире с маленького возраста. Выполняли небольшие поручения по кухне и в принципе разбирались, как всё устроено. За выслугу лет и прилежную работу их переводили в зал и начинали платить зарплату. Если половой был умён и работал хорошо, то с течением времени хозяин мог его даже выкупить на волю. Как выглядели трактиры? Всё начиналось с вывески. Она у большинства московских трактиров была синей. Это был традиционный цвет. На входных дверях был блок с верёвкой. К ней привязывали обычный кирпич. Из-за этого дверь открывалась с очень сильным скрипом. А потом "сама" с грохотом захлопывалась за посетителем.а. Обычно интерьеры московских трактиров не отличались роскошью. Помещение было довольно грязным. Чувствовался затхлый аромат. Были прилавки с водкой и закусками, диваны и столики. В глубине обычно была дверь, которая вела в коридор с кабинетами. Это такие большие комнаты со столом посередине и фортепьяно. В дорогих трактирах гостей встречали плюшевые портьеры, хрустальные люстры с висюльками, зеркала, лепнина. Иногда на стенах весели картины на трактирную тематику. Были и художественно оформленные заведения. Однако они появились уже во второй половине 19 века. Почему в трактиры не ходили женщины? Почти на протяжение всего столетия женщин в общие залы трактиров не пускали. Они могли посещать только отдельные кабинеты. Считалось, особенно в первой половине 19 века, что порядочным женщинам в принципе ходить в трактиры не стоит. Однако в 1870-х годах стало обычным делом после театра заехать с жёнами и друзьями в трактир отужинать в отдельных кабинетах. Говорят, что Петербургские дамы были в ужасе от такой традиции. Так как считали это легкомысленной затеей. Кстати, даже дам легкомысленных на протяжении всего столетия в общих залах было не встретить. Например, увидеться с женщиной легкого поведения можно было только в кабинетах. Что подавали к столу? Порции в московских трактирах были огромными. Например, суп или щи подавали в супнице. Этого хватало, чтобы поесть втроём. Обычно, если посетитель был один, то заказывал половину порции. Но и такое количество осилить могли не все. Кстати, москвичи активно пользовались услугой доставки. Да-да. Обед из трактира можно было заказать на дом. По заявлениям современников, в Москве было много такой еды, которую больше нигде нельзя было попробовать. Например, состоятельные петербуржцы выписывали себе поросят и замороженные расстегаи (пироги). А московские калачи поставлялись даже к императорскому двору. Очень популярными блюдами были почки в мадере (вино), скоблянка (что-то вроде мяса с картошкой и грибами). Также в конце века все очень любили салат "Оливье" (хотя его придумали в ресторане "Эрмитаж", подавался он и в некоторых трактирах). Обычно у каждого трактира была специализация: блины, молочные поросята и рыбные блюда, расстегаи с налимьими (рыба такая) печёнками и т.п. Конечно, качество в зависимости от заведения отличалось. Но во всех без исключения трактирах всегда можно было быть уверенным в качестве двух вещей: чая и водки.
Круглый дом на Довженко
Играем! Мы начинаем: столицА
Неповторимая атмосфера русской деревни
Нравится ли вам современная архитектура?
Где порыбачить в Москве и округе? Черное озеро.  Озеро образовано на месте бывшего торфяного карьера, так что чистота воды, позволяет даже смело искупаться в нем. Расположено Черное Озеро среди красивого смешанного леса. Деревья, пение птиц и журчание воды делают Черное Озеро отличным местом не только для рыбалки, но и для отдыха с семьей. А рыбаков водоем порадует карасями и ротанами. Чтоб попасть на Черное Озеро необходимо проехать 38 км от МКАД, по Фряновскому шоссе. В месте его пересечения с Малым Московским кольцом находится стоянка, на которой можно оставить автомобиль.   Бисерево.  Опытные рыбаки, при перечислении мест для бесплатной рыбалки в Подмосковье, обязательно назовут озеро Бисерово. В нем водятся щука, белый амур и толстолобик, крупная плотва, окунь, карп, караси и густера. Бисерово — большое (но мелкое) реликтовое озеро с илистым дном и мутной водой. Южные и восточные берега — песчаные, западные и северные — поросли травой и сосновым лесом. Расположено Бисерово в 500 метрах от железнодорожной станции Купавна. Доехать также можно на машине, двигаясь по Горьковскому шоссе, до села Купавна.   Молокча.  За уловом плотвы, густеры, пескаря, щуки, налима, нужно ехать на реку Молокча. Попасть к ней можно проехав на машине через Карабаново, в сторону Махры. На Молокче много зеленки, на которую отлично идет клев. Северный берег водоема густо порос кустарником и разнообразными деревьями. С юга есть небольшая болотистая зона. Там зайти в воду можно только по деревянной кладке. Остальную площадь окружает небольшой, но густой лес. У берегов реки очень мелко. А средняя глубина водоема 1,5-2 метра. Ловить лучше с берега, так как на самой реке плыть на лодке проблематично из-за бобров, строящих плотины.  Пахра.  Если рыбака не пугает загрязненная вода водоема, тогда можно поудить жереха, голавля, язя, густеру, в месте слиянии Москва-реки и реки Пахра. Лучше всего попасть туда, доехав до селения Новленское с одноименной плотиной. Выше плотины — спокойная водная гладь с песчаными берегами, поросшими травой и кустарником. Ниже — неглубокая река с очень быстрым течением и торчащими из воды камнями. Для рыбалки необходимо отойти от плотины. Так как рыбачить непосредственно возле нее запрещено.  Васютино.  А если проехать по Варшавскому шоссе в сторону Подольска, тогда можно доехать до пруда Васютино. В этом экологически чистом месте водится окунь, плотва и щука. Берега озера окружены редкими деревьями. Берега открытые, луговые, с удобными подходами. Вокруг виднеются множество дач. Поэтому Васютино не подходит тем, кто любит рыбачить в одиночестве. Здесь постоянно отдыхают дачники и стоят с удочками другие рыбаки.   Лыковский пруд.  Любителям первозданной природы лучше проехать немного дальше от Васютино. Спустя 2 км, через поле по щебеночной дороге, находится Лыковский пруд. С трех сторон он окружен смешанным лесом. С четвертой стороны Лыковского пруда находится естественный луг. Иногда на нем встречаются кустарники. Здесь в коряжнике ловится плотва, окунь и щука. Ловить их удобнее всего на спиннинг. В качестве приманки подойдет мотыль.  Медвежьи озера.  Если есть желание порыбачить на лодке, тогда лучшим местом станут Медвежьи Озера. Проехать к ним можно по Щелковсому шоссе, до автобусной остановки с одноименным названием. Возле Большого Медвежьего озера находится рыболовное хозяйство и рыбалка в нем платная. А в соседнем Малом озере можно бесплатно порыбачить и словить отличную щуку, карася и окуня. Ловить там лучше на живца. А на донную удочку изредка можно поймать угря. С востока озера окружает хвойный лес. Их берега покрыты осокой и камышом. Поэтому ловля с берега затруднена и рыбачить лучше с лодки.  Святое озеро.  Ну, а, если хочется в любое время года посидеть с удочкой у незамерзающего водоема, тогда лучшим местом для этого будут Шатурские озера. К озеру Святому можно проехать через МКАД, 9 километр, поворот на Новоухтомское шоссе. В нем водятся лещи, судаки, щуки и другие рыбы, характерные для Подмосковья. Озеро Святое отличается большой глубиной. Оно не зарастает камышами, а вода в нем теплая. Поэтому сроки нереста сдвигаются. И ловить рыбу начинают с середины мая. По площади озеро Святое составляет 1200 га. Его восточную сторону окружают различные деревья. А с юга видны промышленные пейзажи. Поэтому, для любителей первозданной природы, это место может и не подойти. Сама рыбалка на озере бесплатная, но на берегу можно взять напрокат лодку, за отдельную плату.  ?Муромское озеро.  Неподалеку от Святого, расположено Муромское озеро. В 60-х годах в него было выпущено 4 тонны растительноядных рыб. Это необходимо учитывать при выборе наживки. Сейчас оно славится значительными уловами леща, язи и карпа. Особенно удачливые рыбаки могут поймать толстолоба или сазана. Природа схожа с соседним Святым озером. Виднеется верхушка местной ТЭС, однако на пологих берегах всегда можно встретить отдыхающих. Вода в Муромском озере тоже теплая.  Белое озеро.  Выше этих Шатурских озер расположена ТЭС. Непосредственно возле нее рыбалка платная, а если проехать на 2 км выше и повернуть к озеру Белое, то можно рыбачить абсолютно бесплатно. Там, на фидеры, отлично идет два вида карпа. Берега пологие. Дно твердое, мало покрытое илом. Здесь можно отлично расположиться не только для рыбалки, но и для отдыха с семьей.  Канал имени Москвы.  Одним из самых популярных мест для ловли рыбы является канал имени Москвы. Он соединяет Икшиньское и Иваньковское водохранилища. По всей длине канала можно найти много хороших мест, но самая крупная рыба обитает в месте соединения канала с Иваньковским водоемом. Улов состоит из леща, плотвы, окуня, судака, щуки. Ловить лучше на мотыля или на опарыша. Бровки находятся далеко от берега, поэтому рыбачить лучше с помощью длинных удилищ 9-13 метров. Перед рыбалкой лучше использовать прикормку.  Берег канала усыпан крупными камнями. Примерная глубина — 5 метров. Скорость течения в канале бывает достаточно быстрой. Это может значительно повлиять на успех рыбалки и на выбор техники ловли. Чтоб добраться до этих рыбных мест, необходимо проехать в район Ивакино, за районом Химки. А там выбрать приглянувшееся место вдоль канала.
Сможете решить?
Парад войск на Красной площади в честь 8-й годовщины Великой Октябрьской революции, 1925 год.
Дождливый город
Музеи, которые придутся по вкусу любителям литературы Москва играла большую роль в жизни многих поэтов и писателей. На узких и широких улицах нашего города они жили, творили, искали вдохновения... Представляем вашему вниманию знаковые места русской интеллигенции. Музей серебряного века пр. Мира, 30 Музей Серебряного века (Дом В.Я. Брюсова) является одним из филиалов Литературного музея. Это-единственный музей в России, посвященный культуре и литературному процессу эпохи "серебряного века".  Коллекция музея основана на рукописных, книжных и изобразительных фондах Литмузея, включающих в себя библиотеку, собрание живописи и графики, рукописи и воспоминания крупнейшего представителя культурной эпохи "серебряного века" - поэта, писателя, критика и переводчика В.Я.Брюсова.  В доме, где расположен музей, писатель жил с 1910 по 1914. Особняк представляет собой типичное здание в стиле "модерн".  В состав музея вошли экспозиции мемориального кабинета Брюсова и "Пушкин и Серебряный век русской литературы", так как В. Брюсов является автором 82 работ о Пушкине. Дом-музей Марины Цветаевой Борисоглебский пер.,6 В день столетнего юбилея со дня рождения великой поэтессы в 1992 году в Борисоглебском переулке Москвы открыли Дом-музей Марины Ивановны Цветаевой. В двухэтажном здании середины XIX века ярчайшая представительница «Серебряного века» прожила со своей семьей с 1914 по 1922 год. К сожалению, в коллекции не так много личных вещей Цветаевой. Просто для того чтобы иметь возможность выжить в ужасное, нищее и холодное время в послереволюционной России большинство ценностей и раритетов Марина Ивановна продала. Известно, что дорогой рояль выменяли на пуд черной муки, а старинной мебелью, разрубленной в щепки, попросту топили печь. В доме-музее можно увидеть туалетный столик, старинное настенное зеркало, рисунки и игрушки детей, многочисленные портреты Цветаевой, написанные известными художниками того времени — настоящие предметы быта, окружавшие художницу слова. Одна из экспозиций посвящена жизненному пути ее мужа — Сергея Эфрона и его семье. Московский Государственный музей С. А. Есенина Большой Строченовский пер, 24, 2 Открытие музея Сергея Есенина приурочили к 100-летию со дня рождения поэта. В 1995 году энтузиасты-исследователи подарили первую собранную коллекцию городу. Официальный статус музей Есенина в Москве приобрел уже в 96-м. В здании музея жил отец поэта, работавший тогда в мясной лавке купца Крылова. Юного Сергея Александр Есенин встречал в 1911 году, прямиком из Рязани сюда. Здесь будущему великому русскому поэту предстояло прожить в течение семи лет. И именно этот дом — единственное официальное место жительства и его прописки в столице. Центральным «экспонатом» дома Есенина в Москве стала необычно оформленная мемориальная комната. Ее поместили за стеклянной стеной, — как своего рода объемную и информативную музейную ценность. Для посетителей визуализировали жизненный и творческий путь поэта. Музей-квартира А.С. Пушкина Арбат, 53 Здесь в старинном двухэтажном особняке в 1831 году находилась съемная квартира Александра Сергеевича Пушкина, и здесь он был невероятно счастлив. Уже на следующий день после описанной нами вечеринки, дом обрел свою радушную хозяйку: в церкви Большого Вознесения Пушкин венчался с Натальей Николаевной Гончаровой. Их свадебный ужин и первый семейный бал проходили здесь, на Арбате. Особенное спокойствие и счастье поэта в этот московский период засвидетельствовали современники, гостившие у него. Их портреты ныне украшают мемориальный музей-квартиру А.С. Пушкина По прошествии лет и событий почти не сохранилось точных данных о том, каково было убранство в квартире Пушкина в Москве. Исследователи творчества приняли решение не воссоздавать интерьер «искусственно», а ограничиться некоторыми общими элементами декора, свойственных эпохе — люстры и светильники в стиле ампир, карнизы и шторы. Уцелевшие личные вещи поэта здесь же: конторка Пушкина, столик Гончаровой, прижизненные портреты супругов. На первом этаже музея работает выставка «Пушкин и Москва» о непростых, но в то же время очень теплых отношениях «Солнца русской поэзии» со столицей. Музей Михаила Булгакова Большая Садовая, 10 Здесь, в квартире 50, прожил несколько лет Михаил Афанасьевич Булгаков. Здесь он писал свои первые рассказы, образ этой обстановки застыл в его памяти на долгие годы. В «нехорошей квартире» № 50, окутанной, по воспоминаниям писателя, мистической атмосферой, живут, встречаются и пропадают герои знаменитого романа «Мастер и Маргарита». Музей-квартиру Булгакова официально открыли недавно — в 2007-м. До этого, с начала 90-х годов в памятном месте располагался Фонд им. Булгакова. Коллекция музея — это сохраненные и переданные родственниками и друзьями писателя личные предметы мебели, быта Михаила Афанасьевича, книги, рукописи, фотографии, картины и пластинки. Экспозиция представлена очень интересно. Восемь залов знакомят нас с эпохой 20–40-х годов, личностью автора и его литературных героев. Здесь не только воссоздана комната Булгакова, но есть и «Коммунальная кухня», представлена «Редакция газеты «Гудок», в которой трудился писатель, «Синий кабинет» передает обстановку последнего жилища писателя в Нащокинском переулке. Помещение музея также используется как сцена театра «КомедиантЪ», здесь дают концерты и поэтические вечера, форумы по творческому наследию Булгакова и фотовыставки. Дом-музей А.П. Чехова Садовая-Кудринская, 6 Много раньше других в Москве — в 1954 году — был открыт дом-музей Антона Павловича Чехова. Теперь это филиал Государственного литературного музея. На Садовой-Кудринской улице, в двухэтажном каменном флигеле 1874 года постройки, Чехов прожил почти четыре года. Тот период стал временем невероятного вдохновения и творческого подъема. В доме на Садовой он написал почти сто рассказов и пьес. По воспоминаниям и зарисовкам современников в музее почти досконально восстановлена обстановка, в которой творил писатель. Сегодня можно увидеть, как он жил: его кабинет, спальню, комнаты сестры и брата. Здесь есть книги драматурга, переведенные на разные языки мира, стены украшены фотографиями и графикой с видами любимой Чеховым Москвы конца позапрошлого века. Многие личные вещи Антона Павловича имеют целую историю. Одна из комнат полностью посвящена поездке писателя на Сахалин. А главный зал дома-музея Чехова в Москве является не только выставочным, но и концертным. Здесь играет труппа «Театра Чехова». Музей-квартира Ф.М. Достоевского Достоевского, 2 Памятник архитектуры русского классицизма, созданный И.Д. Жилярди по чертежам Д. Кваренги, — здание Мариинской больницы для бедных — место паломничества не только для знатоков строительного искусства. Флигель больницы отводился, в том числе и для расселения ее работников. Квартиру из двух комнат на первом этаже занимала семья лекаря Достоевского. Его сын Федор, родившийся во флигеле напротив, прожил с отцом и матерью с 1823 по 1837 год. В неполные 16 лет он отбыл из Москвы в тогдашнюю столицу — Петербург. Удивительно то, что квартира, где с детства впитывал образы и впечатления великий художник слова, никогда не перестраивалась. Музей на Божедомке открыли еще в 1928 году. Сегодня улица, на которой стоит этот дом №2, названа в честь автора «Братьев Карамазовых». В основу коллекции легли ценнейшие вещи и документы, бережно сохраненные женой Достоевского Анной Григорьевной. Интерьер комнат восстанавливали по воспоминаниям брата писателя. В экспозиции использована мебель семьи, предметы декора, такие, как бронзовые канделябры, прижизненные портреты родителей и родственников Ф.М. Достоевского и даже самая первая книга маленького Феди ― «Сто четыре избранныя истории Ветхаго и Новаго Завета». Уже за стенами мемориальной квартиры, но в здании бывшей больницы, ставшей Музеем Достоевского в Москве, Обществом любителей российской словесности при МГУ и профессионалами-историками собрана выставка «Мир Достоевского», знакомящая посетителей с тем, как жил и работал Федор Михайлович. Здесь же работает лекционный зал. Дом-музей К.И. Чуковского Серафимовича, 5, п. Городок писателей Переделкино Мемориальная обстановка дачи Корнея Чуковского практически полностью оставлена в том виде, который имела при его жизни. Двухэтажный дом на улице Серафимовича в Переделкино хранит тайны создания множества произведений для взрослых и детей, ведь здесь Корней Иванович прожил почти тридцать лет. Музейная коллекция включает в себя предметы обихода писателя, переводчика и литературоведа, большую библиотеку книг и документов, в том числе с автографами Пастернака, Солженицына, Гагарина и Райкина, собрание игрушек — подарков от детей, восхищенных его сказками. Дом-музей А.Н. Островского Малая Ордынка, 9 В Замоскворечье, том редком районе нашего мегаполиса, где до сегодняшнего дня каким-то чудом сохранился самобытный облик и очарование старинных улиц, в 1984 открыли музей А.Н. Островского. Именно здесь родился великий русский драматург. Это даже не дом, а, скорее, двухэтажная деревянная усадьба начала XIX века, вокруг которой с первых дней весны почти до середины осени цветет дивный сад. Домашняя обстановка, которая существовала при жизни писателя, восстановлена практически полностью. Чувствуется приятная атмосфера размеренной жизни. На первом этаже дома собраны вещи Островского: предметы мебели (в том числе редкая коллекция его отца), книги, семейные портреты. Кроме того, многие предметы музейного собрания позволяют посетителю узнать историю Москвы того времени, нравы и вкусы ее жителей, а за счет этого, возможно, лучше понять творчество Александра Островского. На втором этаже экспонируются уникальные предметы, связанные со сценическими постановками работ драматурга. Это рукописи, старинные афиши, фотокарточки актеров, эскизы декораций. Целых два зала отведено специально для знаковых пьес «Бесприданница» и «Гроза». Государственный музей Л.Н. Толстого Пречистенка, 11/8 Государственный музей Льва Николаевича Толстого — это обширный ряд объединенных музеев, исследующих жизнь и творчества великого писателя и мыслителя. Наследие Л.Н. Толстого — рукописное, творческое и научное — невероятно велико, кроме того, собрано множество уникальных документальных, изобразительных, библиоматериалов, в которых отражён жизненный путь автора «Войны и мира». Широко известно, что музей писателя — это целый исследовательский центр, где детально изучают его произведения, систематизируют, трактуют, открывают новое, читают лекции и устраивают дискуссии.