Усадьба Суханово, Подмосковье. Вход для посетителей свободный. Можно гулять по царственному парку самостоятельно, а можно присоединиться к экскурсионным группам. Фото: Мила Карлина
Другие записи сообщества
Одним из самых загадочных уголков Москвы являются окрестности телецентра Останкино. Здесь часто встречается странная старуха - горбунья. Она появляется около телебашни, а потом медленно молча идет к располагающемуся неподалеку дворцовому ансамблю и скрывается за высокой оградой. Первый раз старуха появилась в Останкино в 1558 году, когда местностью владел боярин Алексей Сотин. Только хотел распахать он пустошь, на которой расположен теперь дворец, как явилась к нему горбунья-вещунья и предрекла: «Не смей распахивать, не тревожь эту землю. Не зря она Останкиной зовется. Людские останки здесь лежат. Тронешь - быть беде неминуемой». Засмеялся боярин и прогнал старуху. И напрасно. Уже через три дня по проезде мимо Ивана IV Грозного Алексей Сотин был казнен. Следующим владельцем Останкино стал немец-опричник Орн. С ужасом говорили о нем местные жители. По ночам устраивал он в своем владении игры бесовские, а днем разрывал старые могилы, видимо, искал сокровища. И к нему явилась горбунья, погрозила клюкой и сказала: «Угомонись, проклято будет имя твое и весь род твой!» Не послушался иноземный опричник и совершил вскоре страшное преступление. По указу Ивана Грозного везли заморские купцы перстень заговоренный с таинственным знаком «мироздания». Перстень Орн забрал, купцов убил и вместе с сокровищами закопал среди древних могил. Проведал о случившемся Грозный, послал за Орном стражу, но сумел иноземец спрятаться в Останкинских болотах, где и сгинул в конце концов. Следующее появление вещуньи пришлось на время царствования Павла I. После посещения острова Мальты российский император побывал в Останкинской усадьбе. К этому времени здесь уже стоял знаменитый Шереметевский дворец. Как смогла пройти вещунья сквозь бдительную императорскую охрану, никто понять не смог. Хотели ее прогнать, но Павел остановил стражу и долго разговаривал со старухой наедине. Потом вызвал к себе графа Шереметева и с грустью сказал ему: «Теперь я знаю, когда буду убит». В ночь на 12 марта 1801 года император был задушен. Во время Отечественной войны 1812 года Останкино было занято частями французского генерала Орна. Несколько раз приезжал генерал в имение и заставлял солдат вести раскопки в районе древних захоронений. Местные жители были уверены, что французский генерал являлся потомком опричника-иноземца и искал закопанные своим предком сокровища убитых купцов. Сокровищ генерал не нашел и, разочарованный, уехал из имения... Побывал в 1856 году в великолепном имении и император Александр II со своей супругой и детьми. Ему тоже явилась горбунья. На крыльце государь оступился. Его поддержала неизвестно откуда взявшаяся горбатая старуха, тихо прошептавшая ему: «Будешь ты, Государь-батюшка, править 25 лет, а погубит тебя безбожник». В марте 1881 года предсказание старухи исполнилось: бомба революционера-народовольца оборвала жизнь Александра II.
Выставка «Парадный портрет Москвы. Плакат в городе. Город в плакате» по 3 сентября Плакаты активно стали появляться на улицах Москвы в конце XIX века: с их помощью анонсировали выставки и концерты, звали на спектакли и кинофильмы, рекламировали товары. Афишные тумбы и уличные стенды, витрины магазинов и стены домов – повсюду можно было найти плакат с ярким текстом, который бы информировал жителей о том или ином событии. Гражданам рассказывали не только о творческих мероприятиях, но и сообщали важные новости – о Первой мировой войне, Октябрьской революции, строительстве Московского метрополитена, Великой Отечественной войне, восстановлении столицы, первом полете человека в космос и Олимпиаде-80. Некоторые из этих плакатов сегодня можно увидеть на свежем воздухе – во внутреннем дворе Музея Москвы. Где: Музей Москвы
Щелковский карьер Щелковский доломитовый карьер расположен северо-западнее города Щелково Московской области. Представляет собой два рядом расположенных карьера. Первый, Амерьевский, имеет в длину приблизительно 2 километра, в ширину 400 метров и в глубину до 16 метров. Второй, Кожинский, в длину чуть больше полутора километров, в ширину до 300 метров и в глубину до 20 метров. Берега карьеров очень крутые, не везде есть возможность спуститься к воде, зато с холмов, расположенных рядом с береговой линией, открываются живописные виды. Координаты: 55.9187709,38.0530024 Фото: prosto_slavusik
Бесплатная выставка «Улица с односторонним движением» в Галерее Триумф Художники опираются на личный и коллективный опыт в своих работах. Среди тем — детские воспоминания, поиск идентичности, мифология, мистицизм, историческое прошлое, цифровая среда, природа и городская среда Казани. Адрес: Москва, ул. Ильинка, 3/8, стр.5 Режим работы: Ежедневно с 11.00 до 20.00 Вход свободный
Дом-музей Фёдора Конюхова Необычный дом расположился в тихом дворике Замоскворечья, поэтому его трудно увидеть с улицы. На территории усадьбы располагается часовня покровителя путешественников Святителя Николая Чудотворца, возведённая в память о погибших моряках. Стены самого дома увешаны мемориальными досками с описаниями достижений российских путешественников. По обеим сторонам входа в главное здание расположились памятники святым и скульптуры героев-первопроходцев. Во дворе собрана большая экспозиция корабельных якорей, колокола-рынды, цепи, штурвалы, альпинистские ледорубы. Внутри здания располагается творческая мастерская Фёдора Конюхова, галерея его художественных работ и коллекции артефактов, собранных в походах. Место: Ул. Садовническая, д. 77, стр. 4 Фото: Анна Шацкая
Итальянское наследство и инженерные причуды. 5 усадебных театров Москвы 22 июля 1775 года в московском имении графа Шереметева открылся театр-дворец «Останкино». Российская театральная традиция — одна из старейших в мире: представители знатных семей нередко открывали театры в собственных владениях. Рассказываем о 5 знаменитых усадебных театрах Москвы. 1. Театр в Кусково Петр Борисович Шереметев, сын третьего российского фельдмаршала и зять третьего российского канцлера, продвигался по службе не столько благодаря энергии и таланту, сколько благодаря родовитости и удачному браку. Тем не менее Петр Шереметев собрал в своем имении Кусково богатейшую картинную галерею и основал лучший на тот момент в стране усадебный театр, сделав важный вклад в отечественную культуру. Его достижения в обустройстве театра превзошел сын Николай — настоящий аристократ с прекрасным европейским образованием, в свое время спонсировавший Моцарта, но часто проявлявший самодурство и деспотизм. Николай Шереметев уделял особое внимание образованию крепостных актеров: приглашал для них преподавателей балетного искусства, музыки и актерского мастерства из Москвы и Петербурга. Зимой театр переезжал на Никольскую улицу, где актеров учили иностранным языкам специально нанятые гувернеры, а нерадивых учеников наказывали физически и морили голодом. Шереметев вникал в личную жизнь каждого члена труппы и давал им благозвучные фамилии по названиям драгоценных камней. Артистичную красавицу-крестьянку Прасковью Жемчугову граф полюбил так сильно, что дал семье девушки вольную, а потом и вовсе женился на ней. Николай Шереметев. Портрет работы Н.И. Аргунова, 1801-1803 Сегодня от театра в Кусково, когда-то сложного архитектурно-паркового комплекса, остались только очертания контура Воздушного театра — сцены под открытым небом, окруженной садом соответствующей формы. 2. Театр в Останкино Останкинский театр стал гордостью графского имения и одним из лучших театров Европы в плане оборудования. Крепостные Шереметевых, обладавшие инженерными, архитектурными и оформительскими талантами, сумели обеспечить прекрасную акустику и отличную видимость сцены из любого уголка зрительного зала. При необходимости его можно было превратить в бальный: специальный механизм опускал сцену и поднимал партер, пока они не образовывали ровный паркет для танцев. До сих пор ведутся споры о точной дате открытия театра — либо в 1795 году, либо в 1797-м в связи с приездом в Москву на коронацию Павла I. Возможно, для императора ставилась совершенно другая опера — «Браки самнитян», в которой, как и в «Зельмире и Смелоне», блистала шереметевская любимица Прасковья Жемчугова. Николай был другом детства Павла, поэтому император приказал графу переехать в Петербург. Прасковья в сыром петербургском климате заболела чахоткой, сильно сократившей ее дни, а театральная труппа была распущена в 1799 году. Последнее представление 14 оставшихся от некогда большого театра танцоров произошло в 1801-м в честь визита нового императора Александра I в Останкино. Сегодня театр в Останкино — уникальный памятник российской театральной истории XVIII века, частично сохранивший изначальные планировку, внутреннее убранство и механизмы машинного зала. 3. Театр в Люблино Усадьба Люблино, принадлежавшая Николаю Алексеевичу Дурасову — московскому богачу и оригиналу, в некотором смысле была выстроена вокруг театра, как и Останкино. О репертуаре люблинской труппы известно мало, но остается фактом, что Дурасов заботился о воспитании своих крепостных актеров не меньше Шереметевых. Доказательством этого может быть дошедшее до наших дней здание театральной школы — небольшой симпатичный флигель. Люблино славилось актерами, преподавателями и хором певчих, а уже после смерти Дурасова его крепостные, получив вольную, разошлись по большим столичным театрам. 4. Театр в Ивановском Этим театром занималась Аграфена Федоровна Закревская — племянница Дурасова, дочь собирателя книжных редкостей Федора Андреевича Толстого, тетка Льва Николаевича Толстого и муза Александра Сергеевича Пушкина. Здесь, в отличие от представленных выше театров, не было постоянной крепостной труппы, а спектакли давали актеры Малого театра, благодарные хозяйке имения за гостеприимство и материальную поддержку. В Ивановское съезжался весь петербургский и московский бомонд: высокие военные и гражданские чины посещали генерала Закревского — героя войны 1812 года, министра внутренних дел и будущего московского градоначальника, а поэты, художники и аристократические бездельники из числа золотой молодежи пользовались покровительством Аграфены Федоровны. Позднее Ивановское перешло старинному купеческому роду Бахрушиных, отпрыски которого также устраивали на усадебной сцене любительские семейные спектакли. Театр дошел до нас практически в неизменном состоянии и может порадовать посетителей музея-усадьбы интересной экспозицией. 5. Театр в Архангельском Князь Николай Борисович Юсупов, в будущем директор Императорских театров и Эрмитажа, в 1791 году во время дипломатической поездки увидел в миланском театре Ла Скала декорации выдающегося художника Пьетро ди Готтардо Гонзаго и позвал его в Россию. Как оказалось, талантливый итальянец уже был приглашен в Петербург коллегой и соотечественником Джакомо Кваренги для оформления Эрмитажного театра, поэтому в скором времени он прибыл на новое место. Работа в Эрмитажном театре и над проектом Павловского парка отнимали у Гонзаго много времени, но на просьбу давнего друга и покровителя Юсупова помочь в оформлении театра в Архангельском декоратор не мог ответить отказом. Проект здания, разработанный итальянцем, был воплощен архитектором Большого театра Осипом Бове, а декорации были лично отрисованы Гонзаго и представлены на открытии сцены императору Александру I. Театр так и назывался по несколько измененному имени своего создателя «Театром Гонзаги» и славился игрой актеров и сценическим оформлением. До наших дней дошли несколько оригинальных декораций и здание театра.
Сад астрономов в парке «Сокольники» Это одновременно зона отдыха, игровая площадка для детей, прогулочная аллея и инсталляция под открытым небом. Небольшой уютный комплекс полностью посвящен астрономии. Посетители попадают в сад через «Астральные ворота», за которыми начинается главная аллея, представляющая собой макет Солнечной системы. Отправная точка арт-объекта – выложенное светлой плиткой Солнце, в центре которого размещены аналемматические часы. Часы выполнены из бронзы, время по ним можно узнать, наблюдая за тенью, которую отбрасывает вертикальная «стрелка». От Солнца, пересекаясь с выложенными плиткой прогулочными дорожками, расходятся орбиты восьми планет. Макеты планет похожи на большие глобусы. Немного в стороне расположен арт-объект "Луна". Сад астрономов - отличное место для отдыха с детьми. Ребята получают первичные знания о строении Солнечной системы, о космосе и Вселенной. Место: Ул. Сокольнический Вал, д.1, стр.1 Фото: Алексей
Выставка «Пальмы и розы Зинаиды Морозовой» по 22 октября В Музее-усадьбе «Горки Ленинские» можно окунуться в камерный женский дореволюционный мир: когда-то здесь жила Зинаида, супруга легендарного мецената Саввы Морозова. Посетители познакомятся с бытом купеческой семьи, их привычками, вкусами и ежедневными ритуалами. Экспозиция неспроста утопает в цветах – они есть в орнаменте тканей, узоре фарфоровых изделий, на живописных произведениях. Зинаида Морозова выращивала растения в оранжереях, а дочь Мария часто рисовала и лепила их. Кажется, будто в каждом зале разыгрывается своя цветочная пьеса: здесь есть строгие и классические ботанические иллюстрации и более игривые варианты стиля модерн. Всего в экспозиции представлено 400 экспонатов: живопись и графика Михаила Врубеля, Константина Коровина, Василия и Елены Поленовых, Марии Якунчиковой, Константина Юона и других художников, а также фарфор, ткани, одежда и аксессуары из музейных и частных собраний. Где: Музей-усадьба «Горки Ленинские»
Самые популярные и необычные мосты Москвы 1. Живописный мост Это самый высокий вантовый мост в Европе и единственный подобный в Москве. Мост возвели всего 13 лет назад. Его длина - 1460 метров. Предполагалось, что внутри подвесного стеклянного шара будет ресторан или отдел ЗАГС, но пока он пустует. 2. Крымский мост С него открываются эффектные панорамы на Парк Горького, храм Христа Спасителя и Москву-реку. Секрет уникальности - в особой подвесной конструкции из стали повышенной прочности, а подпорные стены и лестничные подходы оформлены гранитом. Это единственный подвесной мост столицы. Он был построен в 1938 году. 3. Парящий мост В парке «Зарядье» находится единственный в Москве парящий мост. Он был открыт всего 3 года назад. По сути, это большая смотровая площадка над Москвой-рекой в форме буквы V. С нее можно увидеть собор Василия Блаженного, Спасскую башню, колокольню Ивана Великого и торговые ряды. 4. Мост Богдана Хмельницкого Его пролёты изготовили ещё в 1905-1907 годах - они были частью Краснолужского моста Московской окружной железной дороги. Это крытое сооружение, поэтому здесь можно проводить фестивали, конкурсы и выставки. Несколько лет назад на мосту был установлен мировой рекорд по количеству одновременно целующихся пар. 5. Крестовский мост Он проходит над путями Октябрьской железной дороги. С обеих сторон расположено по 2 фонтана, которые раньше выполняли только декоративную функцию, но 5 лет назад их решили запустить. В XVIII веке здесь были Крестовские заставы — таможенные пункты, где проверяли документы, товары и грузы приезжих.
При упоминании Чистых прудов практически у каждого москвича возникают свои, но, обычно, очень светлые чувства и воспоминания. Это одно из немногих мест, которое имеет свою неповторимую ауру и богатейшую историю. Свое современное имя "чистые" пруды носят с конца 17 века, когда любимец Петра I Меншиков, купивший землю, которую сейчас занимает почтамт, очистил пруды и строжайше запретил загрязнять их. До этого пруды назывались "погаными". Существует несколько версий о происхождении этого названия. По одной из них, оно появилось из-за того, что на этих прудах иноверцы балты поклонялись своим языческим богам. Как известно, в допетровские времена слово "поганый" вовсе не означало чего-нибудь грязного, а отождествлялось со словом язычник, поскольку происходило от латинского "paganus" - "языческий". Эта версия подтверждается книгой "О Московитских делах", написанной курляндцем Я.Рейтенфельсом, жившим в Москве в конце XVII века. В этой книге сообщается, что иноверцы в Москве поклонялись в те времена своим богам на Поганом пруде (in Paganui Prut). Есть и другая легенда. По преданию, места у Чистого пруда связаны с зарождением Москвы - здесь было село, принадлежавшее боярину Степану Кучке*. Рассерженный плохим приемом Кучки князь Юрий Долгорукий, которого боярин "не почте великого князя подобающею честию, яко же довлеет великим княземь, но и поносив ему к тому жь" повелел боярина убить, а тело бросить в пруд, отчего он стал называться Поганым. Наиболее прозаична версия о том, что такое название пруды получили потому, что мясники с прилегающей Мяснитской улицы сваливали отбросы от забитого скота. С наступлением петровских времен мясники были вытеснены титулованным дворянством во главе со светлейшим князем Александром Даниловичем Меньшиковым. Это неудивительно, ведь Мясницкая вела в дворцовое село Преображенское и Немецкую слободу (Лефортово) и по ней часто проезжал царь и его приближенные. Именно Меньшиков, купивший землю в районе современного почтамта и биржи, очистил пруды и строжайше запретил загрязнять их. С тех пор пруды именуются Чистыми.