Так случилось, что это лето неожиданно проходит у меня под знаком скандинавских писателей-классиков. Астрид Линдгрен, Сельма Лагерлёф, Кнут Гамсун. У двух последних даже стиль показался весьма схожим: эта неспешная констатирующая манера повествования, без особого внимания к психологической составляющей, зато с фокусировкой на поступке. Видимо, есть что-то такое, ментально определяющее интонационное звучание произведений скандинавских авторов XIX – начала XX века. Роман Гамсуна побуждает задуматься о том, что человеку, в общем-то, в жизни мало надо: земля, воздух, солнце, свой дом, семья, незамысловатый, но устоявшийся быт, а вовсе не многочисленные (и порой сомнительные) блага цивилизации. Да, интересы человека здесь можно счесть ограниченными, но не будем забывать, что эта простая, немудрящая, мирная созидательная жизнь умышленно противопоставлена автором тому хаосу и разрушению, которые охватили Европу в пору Первой мировой войны. Патриархальный уклад как нечто незыблемое, что может служить человеку опорой в лихую годину. Эта естественная жизнь на лоне природы, в согласии с ее ритмами и законами противопоставлена также городу как средоточию всего фальшивого, искусственного. Страстная любовь к земле организует всю жизнь простого труженика Исаака, человека крепкого, работящего, честного, доброго. Он сам плоть от плоти этой земли, возделываемой им с такой преданностью. Без нее он не представляет себе жизни. С нею связаны все его горести и радости. Вокруг земли, хозяйства, скотины крутятся все его мысли. Поэтому так досадно ему видеть, что один из сыновей совершенно не может прикипеть к земледельческому труду, к работе в усадьбе. Зато другой вполне соответствует отцовским чаяниям и надеждам. В самой авторской манере, в интонациях сквозит нечто библейское, первозданное, сообщающее произведению поистине эпическое начало. Сам Исаак воспринимается как пращур рода человеческого, дающий начало жизни на некогда бесплодной земле, вдыхающий в нее эту жизнь. И его отношения с Ингер, зарождение любви между ними тоже описаны в библейских тонах и с соответствующими акцентами. Что меня потрясло в этой книге, так это достаточно спокойное (чтобы не сказать – лёгкое) отношение в этой среде к убийству матерью новорожденного младенца. Закон, конечно, на страже, квалифицирует такое событие как преступление, наказывает за него, но вот чувства матери практически не переданы, а мотивы такой жестокости понятны лишь умозрительно, даны без эмоциональной составляющей. А может, в романе, написанном в подобном стиле, так и должно? Однако ничего не могу поделать со своим внутренним сопротивлением. Интересным получился характер Гейслера, ставшего для семьи Исаака своего рода добрым ангелом. А ведь поначалу я всё ожидала от него какого-то подвоха)) Автор: Lika_Veresk