Я давно не знала как подступиться к прочтению русской классической литературы, выходящей за рамки школьной литературы. Проект этот казался пугающе сложным, поэтому решила, что раз уж не читается, то я хотя бы начну слушать. Решила начать с книги из списка Дмитрия Быкова "100 лет, 100 лекций". Сразу скажу, что книгу это в аудиоформате я очень рекомендую. Не смогла найти, кто именно читает её для приложения MyBook, но это отдельное удовольствие. Книга потрясающая, местами фантасмагоричная. Сатира в ней сбалансирована ровно настолько, чтобы не становилось слишком уж страшно от безумия в головах и поступках главных героев. Фабула строится вокруг прогрессирующего сумасшествия жителей небольшого провинциального городка, впрочем местечко это, как и большинство его жителей, успешно маскируются ложными приличиями и благополучием. Главные герой, Передонов, сходит с ума быстрее и впечатляющее всех, причём уже в начале повествования, но мало кто это замечает. Люди, привыкшие к двусмысленности, неизбежно возникающей в ханжеском обществе, долгое время находили внятное объяснение странным поступкам Передонова. Помимо этого, им банально было всё равно, потому что все занимались своими делами. Я, наверное, до сих пор не могу решить, положительный ли персонаж Людмила. Но мне определённо хотелось, чтобы её история закончилась хорошо. Людмила любит жизнь, веселье, духи и красоту. Она тоже страдает от провинциальной жизни и спасается в мире своих фантазий. Она не вредит другим людям, как Передонов, но боюсь, что через несколько лет её романтическая натура опошлится и превратит Людмилочку в очередную Варвару или Грушину. Конечно отдельно бросается в глаза патриархальные нравы общества, а именно, что несмотря на репутацию Передонова, его действительно хотели на себе женить большое количество женщин. Даже жизнь с Передоновым казалась менее пугающей, чем жизнь без мужа вообще. Давняя его сожительница, Варвара, мечтала выйти за своего Ардальошу не потому что любила его, а для того чтобы наконец перестать терпеть унижения от сожителя и знакомых, а также получить социальный статус, в котором быть хабалкой и алкоголичкой уже не так страшно. Эта книга порадовала меня своей самобытностью, но в то же время напомнила мне много чего. Гоголевскую атмосферу, с её Недотыкомкой. Мастера и Маргариту с её мистическими котами и жуткой ярмаркой. Твин Пикс с её ужасами в головах жителей маленького городка, настоящим убийством и потусторонними силам, заставляющими его совершить. Я не согласна с Дмитрием Быковым, утверждавшим, что Сологуб не оставляет нам надежды и не верит в людей. На мой взгляд, Сологуб принимает людей такими какие они есть. Иначе мы не полюбили бы Людмилу и Сашу. Не согласились бы с директором гимназии и тётушкой Саши, что не важно, говорят ли они правду. Важно, что в своём безумии Саша и Людмила очаровательны. Читая это книгу, я и испытывала облегчение от того, что не живу в конце 19 века, где бить детей было совершенно обычной практикой. Удивлялась, что такие вещи, как патриархальные устои провинциальных городов, зависть, сплетни и глупость, совсем не изменились больше чем за 100 лет. А затем, выныривая из Сологубовского нарратива в реальный мир,иногда я внезапно приходила к выводу, что в некоторых моментах персонажи Мелкого Беса это прогрессивно мыслящие люди, по сравнению с некоторыми нашими современниками. Эта книга помогла мне по-новому открыть для себя русскую классику и мотивировала меня нырять глубже. Автор: olgainkatova
Другие записи сообщества
Так много идей, но не конкретных, а размытых, серых идей на черном фоне. Совершенно не ясно, как это перенести черными символами на светлый фон. Книга о бессмысленности жизни? Определенно, да! Жизнь бессмысленна, это каждый знает, особенно бессмысленна перед лицом смерти. Как жить дальше, если близкий человек самоубийца? Можно ли было, что-то изменить? Почему он это сделал? Виновата ли ошибка в днк, сбой программы в инстинкте самосохранения, или отсутствие конкретных целей в жизни, отсутствие самоопределения? С последним у героев совсем не густо. У них есть деньги, интеллектуальные знания, легкие наркотики, и нет смысла. Книга о бессмысленности религии? В кой-то мере. Не зря автор из глав героя сделал, не обычного философа, а философа от епархии. Епископ Тимоти Арчер, титан мысли и известный общественный деятель. Но при этом все-таки больше философ, чем верующий. Не разделяющий мысли: «Верую, ибо абсурдно». С постоянным плавающим фокусом центра мировоззрения, находящим все новые идеи. Кризис его веры приходится на момент, когда археологи находят древние свитки, которые косвенно доказывают, что христианство появилось из древней секты пожиратель галлюциногенных грибов. Ключевым вопросом для него является, существовал ли Иисус в этом мире, или он является литературной выдумкой? Что есть Бог, и какого его проявление в этом мире? Книга о фатализме? Есть ли судьба? И может ли человек избежать то, чего возможно не существует? Корни фатализма лежат в неизбежности смерти. А если смерть неизбежна, то возможно неизбежно и все что лежит перед ней. Является ли самоубийство признаком покорности судьбе, или наоборот попытка перехитрить ее? Я убью себя сейчас, поэтому судьба не сможет меня убить. Решение? В книги есть намеки на возможность решения части проблем, через восточные идеи и философии. С одной стороны звучит постоянный призыв избавиться от избыточной интеллектуальности. Изучи все языки в мире, прочитай все произведения, узнай все философии и это ничего не даст. Наоборот запутает и усложнит жизнь. С другой стороны суфизм, красота мира и жизни, как таковой, где то в этом, автор и видит выход. P.S. You Know Nothing, Timothy Archer. Автор: Demiurg
Если попытаться определить жанр этой книги, то это будет биография (главный герой реально существует), энциклопедия, немного мотивационная книга и совсем немало приключенческий роман. Вот жил молодой йеменец Мохтар Альханшали в Америке и все не мог определиться кем ему быть. И автомобили продавал, и консьержем работал, подумывал об университете, да нужны были деньги... И вот однажды как будто озарение на него нашло: он же йеменец, а Йемен - родина кофе. Но почему его родная страна давно утратила статус кофейного государства?! Не вернуть ли? Многое потом произойдет. Сначала учеба (между прочим, разбираться в кофе по-настоящему - целая наука) , затем поездки в Йемен, встречи с фермерами и обучение их правильному сбору кофейных зёрен, а ещё решение невероятно трудных задач - выбраться живым из страны, в которой идёт гражданская война и поиск инвесторов, готовых вложиться в бизнес новичка, который он замутил в "горячей точке". У Мохтара получилось! Мне было интересно. Интересно новое узнать и про кофе, и про тот путь, который зерно проделывает от дерева до нашей чашки, интересно и про далёкую страну на аравийском полуострове, и, конечно, историю человека, который упорно шел за своей мечтой. Книгу слушала в исполнении Олега Булгака. Хорошее прочтение. Слушалось на одном дыхании. автор: Primula
Из жизни Юрия Никулина: ?У меня всего лишь два недостатка. Плохая память и ещё что-то. ?Когда меня ругали за то, что я плохо запоминал даты, мать, защищая меня, говорила: «У Юры плохая память, не надо его ругать». «Ну, да, плохая, — возражал отец. — Раз помнит все анекдоты, значит память хорошая». ?Когда я стал ухаживать за своей будущей женой, она гордо объявила близким: "Познакомилась с артистом." Все просветлели: «А из какого театра?» "Он в цирке работает. Клоуном". ?Слабый всегда уступает дорогу сильному, и только самый сильный уступает дорогу всем. ☺Мне приходили письма с самыми невероятными адресами: «Москва, самый Большой Театр. Никулину», «Москва. Кремль. Никулину». А был и такой адрес: «Почтальон, передайте это письмо артисту Никулину, который играл во многих кИнах». И все эти письма дошли до адресата. ?Прекрасно отношусь к своей популярности. Сижу как-то раз на скамейке. Идёт женщина, ведёт сопливого мальчика. Вдруг останавливается напротив меня, как вкопанная и восклицает, обращаясь к сыну: «Узнаёшь?!» Он ковыряет в носу и молчит. Она: «Узнаёшь? Ну?» Молчит. «Юрий... Ну, Юрий...» Молчит. Она: «Ну, вспоминай... Юрий...» Мальчик выдавливает: «Гагарин». Она возмущённо и расстроенно: «Ну, какой же ты! ... Юрий Попов». Я молчу. Радуюсь. ?Комедия — дело серьёзное. ?Жизнь так полна и щедра, что человек всегда найдёт, где досыта нахлебаться. ?Гастролируя в одной из зарубежных стран, мы попали на приём в советское посольство. После приёма посол, взяв меня под руку, привёл к себе в кабинет. «Сейчас что-то покажу, — сказал он, открыл сейф и вытащил оттуда коробку с плёнкой: — Это ваш „Пёс Барбос“. Держу его в сейфе, чтобы подольше сохранился. По праздникам смотрим его всем посольством. А главное — показываем иностранцам перед началом деловых переговоров. Они хохочут, и после этого с ними легче договориться». ?Я человек неприхотливый, мне очень мало нужно для счастья. Недавно на улице одна женщина кричала: «Какое счастье! Я купила копчёной колбасы по десять рублей!» У неё на лице было настоящее счастье! И я был счастлив, глядя на неё. ? По одной колее ночью из двух городов навстречу друг другу выходят два поезда. Они несутся друг на друга, не зная, что едут по одной колее. И всё-таки они не встречаются. А знаете, почему? = Не судьба!
— Тебе очень повезло, что ты влюблен. — Не знаю. — Ты страдаешь? Она тебя мучает? Но, по крайней мере, ты переживаешь сильное чувство. Я вспоминаю поговорку: «В каждой паре один мучается, а другой скучает». — Это слишком упрощенно. — Однако со многими это именно так. Страдает тот, кто больше любит, а тот, кто скучает, как правило, решается на разрыв. Но все равно… лучше тому, кто любит. — Значит, тому, кто страдает. — Да. Тому, кто страдает. Бернард Вербер. Мы, боги
Что бы ни случилось, нужно помнить — это всего лишь жизнь, и мы прорвемся! Дин Кунц. Темные реки сердца
Монументальная пропаганда - это такой толстый фотоальбом, в котором чередуются фотографии главной героини Аглаи Степановны, памятника дорого сердцу Сталина, соседей, случайных знакомцев и вовсе лиц непонятных и раз мелькнувших. История получается похожая - вот эта фотокарточка вызвала в памяти одно событие, а соседняя - другое. А что не попало на плёнку, то ушло в прошлое и следа не осталось. И каждая глава сама по себе выходит интересная, хлесткая, ироничная и грустная. Но все вместе они как-то не складываются. Вроде бы зарисовка почти полувека жизни страны - от смерти Сталина до конца 90-х, а остаётся ощущение хаотичности и незавершенность. Явления Адмирала народу, как Бога из машины с пояснениями всего и вся, вообще раздражало. Слишком в тексте спускался как всё знающий авторитет, хотя мнение его было частным (по справедливости - довольно последовательным и цельным). По итогу истории мытарств Аглаи, лишённой человеческих привязанностей кроме Сталина и светлого коммунистического будущего, её окружения, лишенных другого - каждый своего, есть слезы сквозь попытки пошутить о истории страны. И без надежд на изменение. И без ощущения цельности текста, красоты языка или образности автора. Не мой способ рефлексии о судьбе родины. NastyaMihaleva
Очень противоречивое впечатление оставила книга. Начиналось всë как очень едкая сатира. Преувеличенная, гротескная насмешка над тупостью, ограниченностью, мелочностью, корыстолюбием и прочими пороками. Герои (особенно Передонов) столь отвратительны, но написано столь остроумно, что я хохотала сквозь моральные рвотные позывы. В тот момент я бы оценила книгу на 5 звезд. Но постепенно стало совсем не смешно. Сам Передонов, хоть сочувствовать ему очень трудно, всё ж таки достоин жалости. А вот окружающие его люди совсем опротивели мне под конец книги. Читать стало тяжеловато, потому что и насмехается над главным героем уже не получается, и сочувствия он не вызывает, да ещё и прочие персонажи глумятся над ним. Мир Передонова, и сам по себе мерзкий и отвратительный, становится ещё хуже от того, что никто из ближних не способен понять и оценить происходящее. Вместо того, чтоб предложить помощь, все лишь подливают масла в огонь. Я не поняла, для чего введена линия Саши и Людмилы, она по-своему интересна и весьма примечательна, но какой в ней смысл? Для меня она послужила чисто развлекательным элементом, сглаживающим мрак и беспросветность Передоновской части. Но всё-таки я считаю, что книга хороша и достойна прочтения. Очень примечательная вещь, особенная. Рекомендую. автор: NordeenSullenness
Французский вор - Арсен Люпен поистине благороден и умён. Он способен украсть,что угодно и откуда удобно,главное,чтобы краденое не было подделкой. Арсен Люпен мог бы стать вторым главным злоеем во вселенной Шерлока Холмса, потому что Люпен хитёр, умён и любит загадок. Его действия всегда спланированы до мельчайших подробностей. Морис Леблан умело и интригующе описывает ограбления, и, пока полиция ищет вора, читатель сам старается угадать, как на этот раз Люпен сумел остаться не замеченным. Но почему благородный? Потому что он никогда не украдёт больше, чем он запланировал, а чувства к любимой даме, могут заставить вернуть все награбленные богатства их владельцам. Если Вы прочитали все приключения про знаменитого сыщика Шерлока Холмса, то Арсен Люпен придётся Вас по душе! П.С. Читала издание «Эксклюзивная классика»,где в конце присутствует повесть, которая толком не рассказывает об Арсене Люпене Автор: fame_lady
Наконец я познакомилась с творчеством писателя. Книгу с собранием романов Перуца я купила почти двадцать лет назад (!) и с тех пор никак не могла добраться до книги. Вечная проблема - если у тебя всего одна книга автора, у тебя не возникает вопросов что почитать, но если книг несколько, то начинают мучить сомнения - с какого произведения начать знакомство, а что читать потом? А потом ты машешь на все это рукой и берешь любую другую книгу, которая не вызывает таких "мучений". Решающим фактором моего обращения к творчеству автора, стал отзыв одного книжного блогера на роман "Прыжок в неизвестное", и я решила - всё, пора! И действительно, книга мне очень понравилась. Всё-таки я не ошиблась, выбрав книгу, в которой много произведений писателя, надеюсь постепенно их всё-таки прочитать. Судя по первому прочитанному роману - Перуц действительно мой автор. "Прыжок в неизвестное" очень напоминает произведения Франца Кафки, особенно мне вспомнился "Замок" - очень похоже и по настроению, и по атмосфере, и по абсурдности происходящего. Тем, кто любит Кафку, обязательно стоит познакомится с этим произведением Перуца. Уверена, книга понравится. Начало книги построено таким образом, что в каждой главе меняется место действия и персонажи. Вот магазин, в котором беседуют продавщица и покупательница. И тут входит наш главный герой книги. Он ведёт себя крайне странно, и мы совершенно не понимаем, что происходит. То он говорит, я тороплюсь, продайте мне хлеба и колбасы, а когда ему протягивают его покупку, он не берет. Потом он просит выпить, но когда хозяйка возвращается со стаканом, странного покупателя и след простыл. Покупку свою он забрал, а деньги оставил на прилавке. В следующей главе мы видим двух профессоров, беседующих в парке. И опять наш главный герой оказывается рядом с ними и ведёт себя ещё более странно. Собака одного из учёных нагло сжирает обед нашего героя, а он ничего не предпринимает по этому поводу. Но при этом говорит, что очень голоден. А на все просьбы профессоров перейти на другую лавку отвечает отказом. И так каждую главу, пока мы не узнаем секрет Станислава Дембы (примерно к концу первой трети книги), но это ещё не значит, что вы теперь в курсе, что за чертовщина происходит. Нет. С каждой следующей страницей накал страстей и абсурда будет только возрастать. А Станислав Демба будет все больше вязнуть в своей проблеме, не в силах разорвать прочный круг и освободиться от своего бремени. Ну и конечно же финал окажется в духе всего повествования и подведёт жирную черту под всем, что вы только что прочитали, заставит задуматься и пересмотреть свое отношение не только к главному герою, который медленно, но верно доводил вас своим отвратительным поведением, но и к своей собственной жизни и повседневным вещам, при условии конечно, что вы взглянете на метафору немного под другим углом. Обязательно продолжу читать книги автора. Очень интересно, что кроется под обложками других книг Лео Перуца. Автор: sleits
Произведение, дающее общее представление об оригинальном мире персонажей Гоголя. Владимир Набоков очень хвалит его и величает великим писателем, который создал совершенно удивительный, нетривиальный мир, где соседствуют и правда, и вымысел. Но вымысле таков, что в него охотно веришь, а в правде можно законно усомниться. Акакий Башмачкин - совершенно неприметный тип, лузер, как его бы сегодня назвали. И шинель, кусок тряпки, сшитой по лекалам, стала для его серой жизни восходящим солнцем. Стала своего рода навязчивой идеей, смыслом и опорой его одинокой жизни. Призрак, превратившийся в призрак - чем не прекрасный авторский ход? Что думать о Башмачкине? Тут каждый решит сам. Жалеть ли или презирать, сочувствовать или ненавидеть. Короткая и простая история, оказавшаяся неразрешимо трудной. Автор: calpurnius