«Я почему вредный был?»: что такое ресентимент и как он портит нам жизнь
Зависть к чужому успеху, мстительность, стремление представить себя правыми, а тех, кто сильнее и благополучнее, — безнравственными… Таковы некоторые признаки ресентимента. Сегодня это настроение особенно сильно чувствуется в обществе. Что лежит в его основе? И как от него избавиться? Рассуждает экзистенциальный психолог Светлана Кривцова.
Ресентимент — нечто противоположное теплу, любви, мягкости, сопереживанию. Этот термин, введенный в обиход Фридрихом Ницше, включает комплекс сильных негативных переживаний — негодование, злопамятность, озлобление, чувство враждебности к тому, кого человек считает причиной своих неудач («врагом»), бессильная зависть и тягостное сознание, что попытки повысить свой статус в жизни или в обществе тщетны.
Ресентименту предшествует длительный опыт бессилия, фрустраций, зависти и обиды, неспособности ни на что повлиять, исправить плохое, остановить зло. Этот опыт превращается, перекисая, в ядовитое чувство разочарованности жизнью. И тогда у человека возникает импульс: «Надо найти кого-то вовне, кого можно назначить ответственным за то, что со мной происходит. И не только назначить его своим врагом, а объявить его вредителем, воплощенным злом».
Какой-нибудь заведующий кафедрой, который на протяжении десятилетий топит слишком умные идеи своего коллеги только потому, что он принадлежит, например, к другой научной методологии, — это ресентимент. Или завистливый подросток инициирует травлю в классе, выбирая врагом талантливого, коммуникативного одноклассника, — это тоже ресентимент. Критика и уничтожение становятся его самоценностью. Не для того, чтобы классу жилось лучше, просто он получает расчесывающее раны удовлетворение.
Родители, которые считают врагом своего ребенка, или приятель, который всем подряд рассказывает, как ненавидит свою мать, не желая даже попытаться перевести свои эмоции в нечто конструктивное… Это все часть нашей жизни.
Макс Шелер, автор книги «Ресентимент в структуре морали» (1912), отмечает, что больше всего примеров этого явления мы можем найти в классической русской литературе. Он вспоминает персонажей Достоевского — Раскольникова и Смердякова, героя «Записок из подполья». А я могу добавить сюда и Шарикова из «Собачьего сердца» Булгакова. По мнению Шелера, века самодержавия породили этот тип литературного героя — так мало социальных возможностей и прав было у людей из низших сословий.
В основе этого переживания я бы выделила следующие составляющие.
1. Низкая самоценность
Ощущая себя «ничтожеством», недостойным внимания, уважения или любви, человек защищается через сравнение себя с другими и обесценивание последних. Ему надо над кем-то возвыситься, кем-то манипулировать, чтобы почувствовать собственную значимость. Ресентимент происходит, когда человек слишком долго живет без ощущения, что он может внести в этот мир хоть что-то, что соотносится с его совестью, его личностью.
2. Слепота к внутренней ценности других людей…
… И суждение о них исключительно с точки зрения их практической пользы. Окружающие становятся для человека средством для достижения личных целей и не воспринимаются как субъекты, которые имеют право быть такими, какие они есть.
3. Неспособность отпускать (ситуацию)
Почему охваченный злобой и жаждой мести человек не может успокоиться, а снова и снова продолжает травлю? Казалось бы, он уже обесценил своего «врага», измазал его грязью. Но, по мнению Шелера, свет внутренней ценности воображаемого противника, его внутреннее достоинство пробивается сквозь грязь и не дает ему покоя.
Майкл Балинт, венгерский психоаналитик, ввел понятие «гиперкатексис» (сохранение, удержание). Оно означает неспособность «отлепиться» от чего-то, и на этом объекте желания «сошелся клином белый свет». Помните, как почтальон Печкин объяснял, почему у него такой дурной характер? Потому что у него нет велосипеда. Вот это и есть объект гиперкатексиса.
Потом случилась неприятность: ему подарили велосипед, и он обнаружил, что ничего не изменилось. Что делает такой персонаж дальше? Ищет новый объект. Как старуха из пушкинской «Сказки о Золотой рыбке». У человека, охваченного ресентиментом, таким объектом становится враг.
Ресентиментная структура создается в первые семь лет жизни, в отношениях между ребенком и близким взрослым. И разбираться в причинах этих переживаний лучше всего вместе с психотерапевтом.
Но для меня очевидно, что противоядием против нарастающего ресентимента становится долгая персональная работа человека по укреплению его «Я», по развитию в себе способности видеть и воспринимать себя, учиться себя уважать и справедливо оценивать.