- Дочь, - тихо сказал Серикбай. - Значит будет Улбосын. Имя Улбосын в посёлке давали дочерям в семьях, где ждали наследника. Имя означало "Да будет сын", каждый день и час оно звучало как молитва. ЕКАТЕРИНА МАНОЙЛО "ОТЕЦ СМОТРИТ НА ЗАПАД" Так и получилось, что одно имя у Кати-Улбосын было написано в свидетельстве о рождении, а вторым её называли каждый день и каждый час, пока не родился Маратик - сын и наследник, любимый младший братик. Вот только прожил Маратик всего три года, и после его смерти Катя снова становится для всех Улбосын. Да и для кого, для всех? Мать уезжает из города и уходит в монастырь, отец топит вину и горе в алкоголе. И семилетнюю Катю забирает в Москву бабушка по материнской линии, Ирина Рудольфовна, Ирочка. ✍ В поселок Катя вернётся через двадцать лет, но - в отличие от неё самой - поселок и живущие в нём люди почти не изменились. Здесь всё по-прежнему: женщины должны "молчать, терпеть и родить сына, наследника", а дети как о чём-то обыденном говорят о том, что синяки у них "от той штуки, которой ковры выбивают - отец меня бьет". И хотя описание жизни Кати с бабушкой - это буквально несколько страниц, их достаточно, чтобы понять, что это были счастливые годы, наполненные вниманием, любовью и принятием. Еще и поэтому очень сложно воспринимать мир Катиного детства иначе, чем "темный лес" из страшной сказки. Да, умом понимаешь, что это повседневная жизнь миллионов женщин и детей, но кажется, что это какая-то иная реальность, в которой не действуют человеческие законы. И именно поэтому здесь так легко бытовое смешивается с мистическим, а реальность - с пространством волшебной сказки, где умерший отец награждает того из наследников, кто ночь провел на его могиле, где песенки умершего Маратика - это знакомый с детства сюжет о тростнике, выросшем на могиле убитого братца и о сделанной из этого тростника дудочке, которая раскрывает самые неприглядные секреты жителей поселка и помогает сестре в беде. И отрицательные персонажи здесь тоже персонажи сказочные, несмотря на смартфон в кармане: равнодушные, злые, алчные, жестокие, уверенные в своем праве сильного и в своей безнаказанности - потому что тех, кто рассказывает сказки, не интересуют ни психологический портрет, ни детские травмы Змея Горыныча и Злой Мачехи, сказки рассказывают для того, чтобы дети знали, что зло можно победить. ✍ Но несмотря на мистическую составляющую, а возможно, именно благодаря ей, история получилась по-настоящему честной - и поэтому очень спорной, у многих вызывающей желание отвернуться, потому что помощь трехлетнего братика, умершего почти двадцать лет назад, только подчеркивает тот факт, что в реальности героиням за помощью обратиться не к кому. Роман отчасти автобиографичен, в одном из интервью писательница говорит, что книгу посвятила себе - ребенку. Возможно, именно поэтому она называет насилие насилием, а не "строгими нравами" или "традиционным укладом", и не пытается оправдать ни тех, кто его совершает, ни тех, кто его не замечает. Тем более, что причиной насилия над женщинами часто становятся другие женщины, которые внушают сыновьям, что они могут получить всё, что захотят только потому, что они мужчины. Женщины, которые молчат сами и учат молчать дочерей - молчать и делать то, что велят, чтобы не разозлить мужа и чтобы заслужить благосклонность свекрови. Женщины, которые готовы отказаться от родной дочери, если та осмелится выступить против привычных устоев. Женщины, которые отыгрываются на невестках за то, что над ними самими измываются мужья. Хотя, казалось бы. ✍ Для меня "Отец смотрит на запад" - прежде всего рассказ об умении женщин объединиться, чтобы противостоять патриархальным традициям в самых худших и страшных их проявлениях. Именно поэтому мне была интересна не столько история Кати, сколько история второй героини - Айнагуль, которая понимает, что смирение и молчание - не добродетель, и пытается преодолеть путь от страха к свободе. И это, к сожалению, история о том, что в реальности у женщины внутри традиционалистских сообществ нет возможности выбирать: ты живешь той жизнью, которую выбрали для тебя и за тебя, а не той, которую выбрала сама - и единственный способ спастись: забрать то, что ещё можно забрать, спасти того, кого там ещё можно спасти, и уйти - ни разу не оглянувшись и навсегда закрыв за собой дверь.