Саратов 12.05.2024 / 14:45 Алексей Иванов «БРОНЕПАРАХОДЫ» Роман Роман «Бронепароходы» Алексей Иванов начинает с описания того, как с приходом власти большевиков в 1917 году рушится мир обеспеченных граждан с ▪«чаепитиями на летних верандах, с рукоделиями под абажурами, с биржами, операми...»▪ В сложной ситуации оказываются пароходные компании. Неразбериха в управлении речным судоходством практически блокирует работу речных судов. ▪«..российское речное судоходство давно превзошло и бельгийское, и даже американское. Сормовский и Коломенский заводы выпускают такие пароходы и теплоходы, какие никому и не снились»▪ Большевики захватывают буксиры, обшивают их броней и устанавливают на носу и корме пулеметы. В набирающей ход гражданской войне сражались не только бронепоезда, но и бронепароходы. Воевали с большевиками и так же захватывали пароходы эсеры и восставшие рабочие судоремонтных заводов в Ижевске и в Воткинске, которые хотели установить свою советскую рабочую республику. Маячила в этом светопреставлении и «диктатура Балтфлота». Полный сумбур. Мирные пароходы, подчиняясь то одним, то другим командирам и капитанам, бомбили и топили друг друга на водных просторах Камы и Волги. В начале книги нелегкое время перемены власти, перемены позиций слоев общества автор описывает явно глазами потерпевшей стороны — хозяев частного капитала и тех, кто им идейно служил, оберегал их капиталы. Зачастую описание своевластия красноармейцев слишком преувеличено. Встречаются сомнительные моменты в ярком описании несусветицы: будто все население бежало от большевиков, прямо-таки столпотворение в конце света описано автором. Но! Неимущим бежать незачем было, а имущие оставались при своем хозяйстве. Куда же с лошадьми, коровами, овцами бежать? Да, были хозяйчики напуганы и недовольны революцией и новыми порядками, но оставались при своих домах, погребах, складах…., иногда даже не зная, «под красными они или под белыми» (цитата из этой же книги). Бежали господа, не отягощенные хозяйством, и то не все. Или: ▪«За год большевистской власти город обветшал и продырявился разбитыми витринами»▪. Конечно, война уничтожала то, что не имело к ней никакого отношения, «не имело никакого отношения к идеям и общественным силам». Но не было пока никакой установившейся власти, шла ожесточенная гражданская война на суше и на воде, не до витрин было. Тем более что Колчак - верховный правитель России, «патриот» России, опирался в войне с большевиками на интервентов Англии, Франции, США, Японии…Какие тут витрины... Войска белых - это же хорошо сформированная и обученная армия под руководством грамотных военачальников. И все - таки сколоченная армия красных гнала Колчака до его поражения. Почему? Почему удалось большевикам поднять народ на войну? Наверняка не от хорошей жизни, как некоторые, балаболя, представляют ее добрым житьем-бытьем при царе-батюшке. Из всех персонажей романа ярко выделены образы капитана буксира Ивана Диодоровича Нерехтина, Алеши и Кати — детей владельца огромного Соединенного пароходства «Былина» Якутова, Хамзата Мамедова — агента Нобелей, владельцев нефтяной компании «Бранобель» и Романа Горецкого — первого помощника капитана на роскошном пароходе «Витязь». В книге немало страниц посвящено судьбе Михаила Романова, отрекшегося от престола в пользу Николая (II). Гражданская война раскрыла сущность якобы укоренившейся правовой державы начала 20-го века. Грянула революция, и что происходит в добропорядочном обществе? ▪«Родина истерзана,...а индустриальные магнаты заняты циничным переделом собственности»▪. Некоторые считавшиеся «благородными» в свое время господа воруют, убивают и предают. Роман Горецкий «готовился атаковать повелителей мирового нефтерынка, и ему помогает британская военно-морская миссия». ▪«...не важно, за кого ты — за белых или за красных. Чья власть — дело десятое, когда человек выбирает себе облик: людской, когда за други своя, или звериный, когда за шкуру свою»▪ Вот на таких, кто «за други своя», и держится Россия. В книге этой автор как бы в одно целое, нераздельное сплел бой бронепароходов и мучительные терзания в душах людей в условиях ломки старого режима и рождения нового мира. И в помощь праведным он самым серьезным образом назначил икону Якорника, которая помогает речникам, свято в нее верующим. В конце книги А. Иванов (я именно так поняла) проводит параллель между рождением в муках ребенка и рождением в муках нового порядка жизни. А можно и по-другому трактовать концовку романа: жизнь под солнцем возрождается снова и снова. Жизни нет дела ни до белых, ни до красных и она тяжело пробивается через чудовищные кровавые людские преграды.