"Мы - это то, за что другие нам платят" ХОСЕ КАРЛОС СОМОЗА "КЛАРА И ТЕНЬ" Это самая отвратительная книга из всех, что я читала. И она просто великолепна! Искусство вне морали. Искусство - это свобода самовыражения. Не должно быть ничего, что нельзя превратить в искусство. И вот уже в одном из крупнейших музеев экспонируется обнаженная, окрашенная охрой и сиеной натуральной, девочка, в чьи волосы вплетены белые цветы. И агония умирающего, которая тем более ценна, что художественное полотно просуществует ровно столько, сколько продлится человеческая трагедия. И педофилы-убийцы, к одежде которых прикреплены фотографии жертв. ✍ Почему мы считаем что-то искусством? Потому что большинство согласилось с тем, что в "этих шедеврах, равноценных полотнам Рембрандта, скрыты разгадки нашей сущности - того, чем мы были и чем станем". Но искусство - это еще и бизнес. Поэтому появляется серийное производство копий работ известных художников. Появляется черный рынок с его подделками, арт-шоками и "грязным" искусством. Появляются художественные галереи, специализирующиеся на утилитарном гипердраматическом искусстве и продающие живые скульптуры для дома и сада, живые столы и кресла, людей-домашнюю утварь и людей-украшения. Так что же такое гипердраматическое искусство? Картины, которые художник "пишет" людьми, выводя их на требуемые эмоции, окрашивая их обнаженные тела во всевозможные оттенки и ставя их в самые немыслимые позы? Нет. Это картины, которые иногда движутся и кажутся людьми. Людьми, которые принимают анестетики и препараты для улучшения работы мышц и сведения к минимуму физиологических потребностей. Людьми, которые носят на шее, на запястьях и щиколотках бирки с названием, а на теле - татуировку - подпись художника. Людьми, которые отказались от собственной индивидуальности и, согласившись со своей предметной сущностью, стали "материалом для живописи", который не имеет права на собственные этические убеждения, на своё мнение и личные пожелания, не имеет права задавать вопросы и ограничивать художника в средствах самовыражения. Люди стали тем, что можно купить и перепродать. Можно подарить. Можно уничтожить. Стоит ли чего-то жизнь человека по сравнению с имеющим огромную стоимость предметом искусства? Есть ли кому-то дело до убийства четырнадцатилетней Аннек Холлех? Ведь такие вещи происходят в мире каждый день. Но то, что с виду кажется девочкой, на самом деле не девочка, а известнейшее художественное полотно "Падение цветов", которое планировали продать за пятьдесят миллионов долларов. И вот уже к расследованию подключаются не только полиция и страховая компания, но и службы безопасности крупнейших музеев, и международные правоохранительные организации. Потому что "это акт вандализма, который затрагивает мировое культурное и художественное достояние". ✍ Пока читала, у меня было чувство, что я сижу со связанными руками и смотрю включенное кем-то snaff-видео. Но читала я при этом до четырех утра. Потому что это одновременно отвратительно и неотразимо. Как "Сад земных наслаждений" Босха. Неслучайно именно эту фамилию автор дал единственному персонажу, который за высокопарными рассуждениями об искусстве видит истинный облик людей, которым никакая цена не кажется чрезмерной, чтобы другие люди стали тем, чем они хотят их видеть. И перестали при этом быть людьми. Чему я точно не удивлена, так это количеству негативных отзывов. Ну потому что хочется же читать книжечки, в которых есть маньяк и есть все остальные. Нормальные. А Сомоза написал роман, в котором нормальных нет. Да, все события вымышлены и все совпадения случайны, но от этого "Клара и тень" не перестает быть, пусть и злым, но всё же зеркалом. Можно, конечно, попробовать утешить себя тем, что в книге нормой считается совсем уж немыслимое. Ну так ко всему можно привыкнуть))) К тому, что "наедине с художником" люди способны на то самое немыслимое. К рейтингам видео со сценами унижений и издевательств. К тому, что десятилетние фигуристки пьют блокаторы пубертата, чтобы их тело как можно дольше не менялось. К тому, что работорговля - один из самых прибыльных бизнесов в XXI веке. К тому, что самое страшное, что с нами случается, это другие люди. Так что добро пожаловать в человечество.