"Никогда прежде мне не доводилось столь обострённо чувствовать материальность мира. Ярко освещенные горные вершины врезались в неистово синее небо. Холодный воздух сгущался в прозрачный ледяной коллоид. Под ногами незыблемо покоилась базальтовая плоскость, на которой высилась священная арча. Вещественность субстанции достигала максимального предела, и тем не менее её плотность многократно возрастала в центральной зоне - там, где с ветки дерева свисал, касаясь ногами земли, труп повешенного." "Заххок" Владимир Медведев. За основу романа писатель берёт реальное историческое событие - гражданскую войну в постсоветском Таджикистане 1992 - 1997 гг. Сюжет разворачивается в одном из горных кишлаков, где между преступными группировками идет борьба за власть над наркотрафиком. Своим писательским приёмом, Медведев, напоминает Пикуля. Да, именно также делал и Валентин Саввич: помещал своих героев в определённый временной срез и исторические события с вымышленными и реальными личностями переплетались с выдумкой. Автор использует ещё один приём: его историю рассказывают по очереди все действующие лица. И предыдущий как бы передает пас следующему по пути повествования. Одна история - несколько рассказчиков. Любопытно вот что: рассказ не ведется только от лица главного злодея этой истории. Писатель словно отказывает ему в праве голоса за все его прегрешения. Один из главных героев - Даврон, имеет ярко выраженное мистическое мышление, отчего роман окутывает дымка таинственности и загадочности. Впрочем и от реальности рассказа бросает в дрожь: "Меня догнали, схватили за плечо, развернули и сильно ударили кулаком в лицо. Молча, без слов. Это был тот, что сидел. Отступив на шаг, он неторопливо снял с плеча автомат, так же молча передёрнул затвор. Не угрожал, нет. По невыразительной физиономии я видел, что он попросту пристрелит." Я не случайно выбираю цитаты одного и того же героя, журналиста. Все герои книги колоритны по своему, но этот чётче и красивее всех излагает мысли. Вот и автор пишет о нем, что он олицетворяет знание в романе. В книге цитируется множество стихов, что я, как любительница поэзии, оценила. В авторском послесловии, сказано, что писатель внимательно следил за тем, чтобы современный сленг, (нехарактерный девяностым) не проник в книгу. Но по моему, он не совсем справился с задачей: читая, я ловила себя на мысли, что " ТАК в то время не говорили!" Всё же новояз просочился на эти страницы, и как по мне, их совсем не портит, удивляешься только, слегка. Сложный роман. Страшный. Глубокомысленный. И красивый. " Я вышел во двор. Над головой в низко нависшей тьме густо цвели махровые звезды. В здешнем резко континентальном климате они вызревают на жирном небесном чернозёме особо крупными, мохнатыми и в неимоверном количестве. Страшное это, скажу я вам, зрелище - бездна, полная звёзд. Не разумом, а всем нутром, без мыслей и слов, ощущаешь себя крохотным комочком протоплазмы в беспредельном мире неживой жизни..."