24.07.2023 Зеленоград
Рецензия на книгу Роберта Хайнлайна «Нам, живущим. Реквием» (сборник)
Аннотация в основном посвящена роману «Нам живущим», в котором военный лётчик попадёт из 1939 года прямиком в 2086-й. Также в книгу включены рассказы из сборника «Реквием», составленного вдовой писателя.
Примерно половину романа занимает история про лётчика Перри Нельсона. Это произведение выполнено в жанре утопия, то есть герой попадает в условно идеальный мир и познаёт его устройство.
Неважно, как и почему Перри попал в будущее. Автор акцентируется исключительно на социально-экономических аспектах страны. Так, в Америке 2086-го деньги практически утратили смысл, социальные блага доступны всем, строго соблюдаются личные границы, а семья как ячейка общества изжила себя и у человека может быть неограниченное количество партнёров.
Однако, почти никаких действий по ходу произведения происходит не будет. Герой является лишь предлогом для того, чтобы тот или иной персонаж объяснял ему, а заодно и читателю, как функционирует утопическое государство. При этом, такие разговоры могут быть довольно подробными. Так, рассказ об экономике занимает значительную часть истории, причём местный профессор действительно не только ставит перед героем задачи, но говорит о перераспределении прибыли, расчёте процентных ставок, работе банков, инвестировании, инфляции, экономических циклах и тому подобных вещах. Кстати, для тех, кто заинтересовался такой экономической системой, автором было составлено отдельное приложение и сноски, отсылающие на статистические данные.
При этом, персонажи получились довольно плоскими. Девушки в основном выполняют функции любовного интереса. Автор даже забыл или не захотел вписать биографию основной девушки героя в повествование и сделал её в виде сноски на три страницы. Мужские персонажи в свою очередь выступают по большей части в роли рассказчиков и просвещают героя в том или ином аспекте общественных отношений.
Лично мне произведение совершенно не понравилось, притом что ничего против жанра утопия я не имею. В своё время не без удовольствия ознакомился со сборником «Проекты рая». В романе Хайнлайна слишком много времени уделено экономическому базису и личностным отношениям из-за чего складывается ощущение, что герои существуют в вакууме.
Остальные представленные в сборнике рассказы мне показались или откровенно детскими, или просто банальными. Пройдёмся по-быстрому.
Реквием – история о том, как старый умирающий богач мечтает посетить Луну, а родственники и бизнес партнёры ему препятствуют. Ни с какими реальными проблемами герой не столкнётся. Если вы читали или смотрели хотя бы одну такую историю, то вы с лёгкостью предугадаете концовку.
Новичок в космосе – рассказ, который напоминает серию сериала «Лесси», только в декорациях Венеры. Родители мальчика не могут позволить себе перелёт на другую планету вместе с собакой, а мальчик не хочет оставлять на Земле своего четвероного друга. Разумеется, решение взять собаку с собой окажется верным. Кстати Венеру можно поменять на любое другое место и ничего не изменится.
Пункт назначения - Луна – рассказ о том, как команда только что достроенного, непрошедшего тестирование космического корабля, вопреки всем нормам и правилам совершает полёт на Луну. Лёгкий приключенческий рассказ на один вечер, в котором мне действия героев на Земле показались интереснее чем в космосе.
Бедный папочка и Доска объявлений – рассказы, принципиально написанные Хайнлайном для девочек. Похожи на серии любого американского ситкома. Посвящены лёгкой родительской ревности и тому, как школьная неудачница становится популярной.
Итак, перейдём к итогу. Мне не понравился данный сборник. Я не нашёл для себя ни одного занимательного рассказа. Боле того, у меня сложилось ощущение, что рассказы для него собирали как попало – научная фантастика соседствует с подростковыми приключениями и размышлениями об экономическом базисе.
Таким образом, я могу посоветовать данное произведение только тем, кто ещё не читал фантастики и хочет начать с небольшого произведения на один вечер. Возможно вы найдёте что-нибудь интересное в сборнике Роберта Хайнлайна «Нам, живущим. Реквием».