#литературный_календарь@mybookland
6 августа родился Борис Матвеевич КАЛАУШИН (1929-1999), русский художник, иллюстратор детских книг
Родился Борис Матвеевич Калаушин в Ленинграде в семье музейного работника М.М.Калаушина, основателя Всесоюзного музея А.С.Пушкина. Отец всячески поощрял творческие наклонности сына, уже в 6 лет в Тригорском Боря Калаушин ходил на этюды вместе с художниками Н.Э.Радловым и Л.С.Хижинским. В блокадном Ленинграде, а позже и в эвакуации в Ташкенте, создает десятки рукодельных и рукописных книжек — целые серии и собрания сочинений, в большинстве которых он и автор, и художник, и издатель! И это в 12-14 лет, едва выкарабкавшись из голодной смерти … Позже Калаушин заметит: «Я называл их ласково «книжечки», — для меня это было увлекательной игрой.»…
Борис Матвеевич Калаушин учился сначала в средней художественной школе ( 1939- 41, 1944-49), затем в институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина у М. Таранова (1950-1956).
Борис Матвеевич Калаушин яркий представитель ленинградского-петербургского искусства. Знаменитый книжный иллюстратор, оформивший десятки детских книг («Стихи про орла, про лису, про медведя» А.Введенского, «Катя и крокодил» Н.Гернет и Г.Ягдфельда, «Ребятишкина книжка» И.Демьянова, «Попрыгать-поиграть» Ю.Мориц, «Сто ребят — детский сад» Э.Мошковской, «Рассказы о Незнайке» Н.Носова, «Приключения маленького актёра» Э.Эмден, «Я был однажды в доме» А.Милна, В. Губарев «Королевство кривых зеркал» (1956), Г. Х. Андерсен «Новый наряд короля» (1956), Б. Поттер «Ухти-Тухти» (1958), Ю. Олеша. «Три толстяка» (1959), сказки Братьев Гримм, пьесы Е.Шварца, фольклор Франции и Америки и др.); создатель собственной системы в живописи и графике, развивавшей принципы русского авангарда начала XX века; автор уникальных монографий «Николай Кульбин» и «Давид Бурлюк». скрыть
Б.М.Калаушин — первый и бессменный председатель Комиссии по охране памятников истории и культуры. Благодаря ему возрождены: Дом-музей Николая Рериха в Изварах, Церковь Спаса Нерукотворного на Конюшенной площади, Петер-Пауль-кирха на Невском проспекте, усадьба Вяземских, дом и флигель Бенуа. Творчество и общественная деятельность Б.М. Калаушина были направлены на утверждение преемственности традиций в искусстве, развития новаторских идей русского авангарда.
Писал женские портреты, пейзажи, которые до 1987 г. на выставках не демонстрировались. Его живопись отличает конструктивная форма пейзажа и человека с насыщенным цветом.
С 1991 г. участник общества музыки и искусства «Аполлон», инициатор издания одноименного альманаха (1994-1996) и создания галереи (1996).
Калаушин был организатором и участником многих выставок в России и за рубежом: «Аполлон» (1996–1999), «Петербург-…» (1996–1999), 4-х международных конференций «Истоки и Корни – Из истории русского авангарда ХХ века».
Он умер, немного не дожив до своего 70-летия, до предполагавшейся персональной выставки. Последняя глава монографии «Бурлюк» осталась незаконченной. Осталось 100 подготовленных к работе холстов. Художник, писатель, историк-исследователь культуры, эрудит и организатор, Борис Матвеевич сумел сделать очень много. Он принадлежит к числу тех, чье имя, творчество, труды становятся частью истории нашего искусства.
Работы Калаушина выставлены в музее Академии Художеств, Литературном музее, музее Л.Н. Толстого, Третьяковской Галерее, Русском музее, музее Андерсена в Копенгагене, Стеделийк Музеуме в Амстердаме, находятся в частных коллекциях России, США, Германии, Мексики и других стран.