​​Мы очень шумно живем. Заметьте, как много шума вокруг человека. Когда человек попадает в тишину ему аж страшно становится. Потому что он не привык к ней. Тишина звенит у него в ушах, он сразу включает телевизор или радио или достает мобильный телефон, чтобы с кем-то о чем-то поговорить. О какой-нибудь совершенно не важной теме. Человеку очень трудно быть в тишине. Потому, что тишина это предвестник богообщения, тишина это предвестник разбирательства с самим собой, тишина это условие говорящей совести. Потому что совесть говорит в тишине, а человеку не хочется ее слушать. И он включает одновременно и радио и телевизор и то и другое. Тут звонит, там говорит, тут играет музыка, тут он бежит куда-то, лишь бы только не слушать совесть. Этот шумный мир, в котором мы живем, построен человеком не желающим слушать свою совесть. Человеком, который боится думать о конце своих дней, который боится думать о том, что будет потом, после смерти. Как говорил святой Николай Сербский, когда мы моемся, мы боремся со смертью, потому что грязь это смерть. Когда мы едим, мы боремся со смертью, потому что голод это смерть. Когда мы заболели и лечимся, мы боремся со смертью, потому что болезнь это предвестник смерти. А когда мы разговариваем с кем-то, мы тоже боремся со смертью, потому что если мы замолчим, смерть придет к нам и будет разговаривать с нами. То есть, человек знает об этом и бежит от этих мыслей. Убегает от них куда-нибудь подальше, для того чтобы заниматься чем угодно, горы сворачивать, летать в космос, лишь бы только не думать о главном. А главное, это Господь, вечная жизнь, совесть, ответ перед Богом. ☦ Протоиерей Андрей Ткачев