«Рассказывают, что туски ловят оленей и вепрей не только при помощи сетей и псов, как это принято; гораздо чаще они прибегают к помощи музыки. Вот как это делается. Со всех сторон они выставляют сети и другие охотничьи приспособления для ловли животных. Потом выходит опытный флейтист и играет самую чистую и гармоничную мелодию. Он извлекает из флейты самые сладчайшие тона, на какие только она способна. В молчании и тишине звуки легко долетают до вершин холмов, долин и лесов и проникают в логова зверей. Звук, доходя до их ушей, сперва поражает их и пугает, но затем они не могут противиться удовольствию от музыки и, поглощенные ею, забывают и о своих детенышах, и о своих норах. Звери не любят уходить далеко от своих жилищ. Однако они, словно зачарованные, идут вперед, и сила мелодии гонит их в сети, превращая в жертв музыки». (Клавдий Элиан)
Другие записи сообщества
Утехи прошлых лет На свете правили многие, но Клеопатра — уникальна: последняя из фараонов и первая из дам-политиков. Сохранились свидетельства современника, который пишет, что она назначала ценой своей любви... Читать продолжение...
Военный медик снабжал солдат обязательным перевязочным материалом, учил пользоваться бинтами для себя и раненых. Постепенно в армии сформировались санитарные команды, состоящие из 8 — 10 человек. Физически здоровые, крепкого телосложения санитары назывались deputati, что буквально означает «посланец». Каждому такому медбрату-депутату полагалась лошадь. Работая за линией фронта, санитары возили с собой фляги с водой,перевязочный материал, подбирали раненых, по необходимости делая первую перевязку. За каждого спасенного воина они получали золотом.
Саркофаги прятали тайные заклинания фараона В египетской Долине Царей был обнаружен огромный саркофаг – самый внушительный из раскопанных ранее, и определена его принадлежность. Саркофаг был разбит на куски еще 3 тысячи лет назад и вновь собран археологами. Саркофаг был когда-то изготовлен из красного гранита, и создан для Мернептаха, фараона, который жил 3200 лет назад. Мумия фараона была заключена в четыре саркофага, как матрешка. Археологам удалось восстановить самый внешний саркофаг, который был поистине гигантским – его длина составляла 4 метра, а ширина 2,3 метра, он возвышался на постаменте высотой 2.5 метра над полом гробницы. Крышка мощного саркофага уцелела, и помогла ученым собрать основную часть. Эдвин Брок, руководитель работ из Королевского музея Онтарио, отметил, что никогда в жизни не видел ничего подобного – размеры сооружения были воистину достойны фараона Египта. Он предполагает, что саркофаг древние египтяне каким-то образом умудрились затащить в гробницу уже в собранном виде, с мумией внутри. Об этом свидетельствуют остатки сложной системы блоков и шкивов, с веревками, закрепленными в них, обнаруженные в гробнице. Брок шутит, что хотел бы перенестись в прошлое и послушать, что говорили египтяне, которыми пришлось заволакивать каменную громадину в гробницу. Он уверен, что это могло бы сильно обогатить наше знание древнеегипетского, поскольку на торжественных стелах ругательств никто никогда не писал. Фараон Мернептах – единственный в истории фараон, чью мумию уложили аж в четыре каменных саркофага. Обычно египтяне ограничивались двумя, вдобавок каменным был лишь внешний, а внутренний изготавливался из дерева. Гробница Мернептаха была разграблена еще в древности и один из саркофагов даже был использован для захоронения другого умершего, некоего Псусеннеса I. Зачем Мернептах приказал построить себе столь мощный саркофаг – неизвестно, его отец, великий Рамзес Второй, и дед, не менее великий Сети Первый, похоронены были в простых сооружениях. На всех четырех саркофагах повторяются заклинания, призванные облегчить переход в Царство мертвых и последующее воскрешение, поэтому Брок предполагает, что многократным повторением фараон хотел усилить действие важных, по мнению древнего египтянина, заклинаний.
Бюрократы существовали во все времена и во всех странах, о чем свидетельствует нижеследующая страница истории. Когда полководец Эпаминонд вернулся с победой из Лаконики, его вызвали в суд и предъявили обвинение в том, что он на 4 месяца дольше предписанного занимал должность беотарха – главнокомандующего, причиной чему явился победоносный поход. Перед судьями Эпаминонд сказал: - Моя речь уступает моим делам. Если вы решите предать меня казни, то я прошу на могильной плите начертать такие слова: «Знайте, эллины, что Эпаминонд против воли фиванцев разгромил Спарту, которая на протяжении 500 лет была непобедимой. Он восстановил Мессену, которую никто не отстраивал 230 лет. Он же освободил эллинов от порабощения и дал им независимость. И все эти деяния он осмелился совершить в одном походе, в чем и заключалась его вина.» Выслушав речь обвиняемого, смущенные судьи разошлись, даже не притронувшись к камешкам для голосования.
Римляне были крайне суеверными людьми и очень щепетильно относились к соблюдению всех нюансов при проведении ритуалов. Горе тому, кто неправильно провел ритуальное действие, либо как-то его нарушил. Но и такой конфуз можно было исправить - принести богам специальную искупительную жертву - piaculum, дабы боги смилостивились и простили неразумного нарушителя.
Скифос. Цветное стекло. Восточное Средиземноморье. Первая половина I в. Эрмитаж.
Ист справка. (прототип персонажа сериала Спартак 'кровь и песок') Гней Корнелий Лентул Батиат, (или, возможно, Ватия) — римский основоположник собственной гладиаторской школы в Капуе (близ вулкана Везувия), на юге Италии. Именно из этой школы в 73 году до н.э. сбежал фракийский раб Спартак и около 70 из 78 сбежавших с ним его последователей. Их побег привёл к восстанию рабов, известному как Восстание Спартака (73—71 годы до н.э.). Известно, что Батиат имел виллу неподалёку от гладиаторской школы. Впоследствии она была разрушена восставшими рабами. Британский учёный-литератор Шэклтон Бейли отмечал, что его имя записывается древними историками как «Batiatus», что может быть искажённой формой от «Vatia», то есть настоящим именем было Vatia. Также он заметил, что данное при рождении имя Servilius Vatia могло быть преобразовано римлянами в Cornelii Lentuli, или же данное при рождении имя Cornelius Lentulus в Servilii Vatiae.
Памятник Филиппу II в Салониках
Это интересно... В греческом театре была специальная должность – рабдух, в чьи обязанности входило лупить палкой по хребтине особенно разбушевавшихся зрителей.
«Христианская Дирцея в цирке Нерона». 1898 г. Г.С. Семирадский Национальный музей, Варшава Сюжет картины был взят художником из книги «Антихрист» французского писателя и историка Эрнеста Ренана, который ссылался на свидетельства римских авторов. Исторически он соответствует 60-м годам I века нашей эры — второй половине правления римского императора Нерона, когда начались гонения на последователей христианства. Тех, кто исповедовал эту религию, приговаривали к смерти, как покушающихся на государственный строй. Одним из «театрализованных» видов казни римлянок-христианок было привязывание их к свирепому быку, которого гладиаторы гоняли по арене цирка — в результате женщина погибала вместе с быком. Такой жестокий способ казни был навеян древним мифом, который встречается в разных вариантах. Нимфа Антиопа, которая была женой фиванского царя Лика, была соблазнена Зевсом (в древнеримской версии — Юпитером) и родила от него двух сыновей — Зефа (также встречается написание "Зет" или "Цет") и Амфиона. За свою неверность Антиопа была отвергнута Ликом и заключена под стражу. Зеф и Амфион были брошены на произвол судьбы, но их подобрали и вырастили пастухи. Тем временем Лик женился на Дирке (Дирцее), которая стала жестоко обращаться с Антиопой. Во время праздника, в качестве принесения жертвы Вакху, Дирка хотела привязать Антиопу к рогам свирепого быка и отпустить его. Про это узнали сыновья Антиопы, которым удалось освободить свою мать. Вместо неё они привязали к быку Дирку (Дирцею), которую постигла та страшная смерть, которую она готовила Антиопе Николай Михайловский в своей статье «Четыре художественные выставки» (1898) приводит описание этой картины из каталога VI выставки Санкт-Петербургского общества художников: «Сюжет картины заимствован из сказаний Климента Римского и Гигина. Эпизод появления на арене цирка неукротимого быка с привязанной к нему молодой христианской девушкой должен был напомнить собой такую же казнь, какой подвергалась мифическая царица Дирцея по приговору пасынков ее, Амфиона и Цета. Привязанная к быку веревками, перевитыми цветами, а к рогам волосами, девушка казалась безжизненной от испытанных ею ужаса, стыда и физических страданий. Животное истекает кровью, умерщвленное гладиаторами (bestiariê), назначенными для звериной травли. Зрелище окончено. Нерона снесли на арену в раззолоченных носилках нумидийские невольники. В сопровождении своего любимца префекта преторианцев, жестокого и развратного Тигелина и нескольких приближенных, Нерон подошел к своим жертвам, любуясь необычайностью и прелестью пластики воспроизведенной им мифологической группы». Семирадский был уязвлён тем, что картину «Христианская Дирцея» стали называть иллюстрацией к историческому роману Генриха Сенкевича «Камо грядеши» (лат. «Quo vadis»), также посвящённому царствованию Нерона и гонениям на христиан. Дело в том, что идея и первые варианты картины Семирадского появились раньше романа Сенкевича (написанного в 1894—1896 годах), и он делился ими с Сенкевичем, когда тот его навещал.