Архитектура-зеркало истории... Колосс Родосский. Колосс Родосский – стоявшая в городе Родос, столице одноименного острова, монументальная бронзовая статуя бога солнца Гелиоса высотой 30 метров, строительство которой продолжалось 12 лет и было завершено в 292 году до нашей эры. Уже в античную эпоху статуя Колосса считалась одним из 7 чудес света. Огромная статуя Гелиоса была построена после удачного завершения обороны города, осажденного в 305/304 году до нашей эры могущественным противником Родоса Деметрием I Полиоркетом. С исторической точки зрения эта победа в борьбе с преемниками Александра Великого вряд ли состоялась бы без поддержки греческого царя Египта Птолемея I Сотера. Однако сами родосцы смотрели на успех в противостоянии иначе и возвели в городе несколько монументов, которые увековечили это событие для потомков. Самым величественным из них была колоссальная статуя Гелиоса, которая была установлена и освещена в главном святилище Родоса. Родосцы верили, что бог солнца Гелиос, небесный покровитель их города-государства, чудесным образом спас их от завоевания Деметрием I Полиоркетом. По их убеждению, именно Гелиос подсказал им выкопать скрытый ров между городской стеной и девятиэтажной главной осадной башней Деметрия I, элеполисом. Когда на следующее утро осадная башня двинулась вперед, она провалилась в этот ров и закрыла своим верхом уже пробитую брешь в стене города. В итоге Деметрий прекратил осаду Родоса и бросил у его стен все свои осадные орудия. Выручку от их продажи (300 талантов серебра, то есть около 9 тонн) родосцы использовали для финансирования строительства статуи Гелиоса. Античные тексты однозначно указывают на то, что Колосс Родосский состоял из отлитой бронзы. Скульптором и руководителем бронзолитейной мастерской был Харес Линдосский, ученик Лисиппа Сикионского. Согласно свидетельствам, строительство статуи высотой 70 локтей (30-35 метров, точная длина локтя неизвестна) продолжалось 12 лет (приблизительно с 304 по 292 годы до нашей эры). Технология литья бронзы, которую использовал Харес Линдосский, неизвестна. Однако последние находки в Родосе позволяют говорить о том, что фигура, вероятно, была отлита близ места последующей установки отдельными большими кусками. Путаницу вносит кажущееся подробным описание технологии отливки статуи, оставленное Филоном Византийским. Филон утверждает, что гигантскую фигуру отливали этаж за этажом прямо на месте установки. После завершения отливки первого этажа, снаружи его заваливали землей, а над ним заливали второй этаж и так далее. По его свидетельству, внутри фигуры с самого основания были установлены железный каркас и камни для стабилизации конструкции, которые затем наращивались и добавлялись в процессе заливки каждого последующего этажа. Судя по описанию Филона, в процессе изготовления статуи должна была образоваться огромная гора. Причиной столь необычного метода отливки, по его версии, была невозможность транспортировки больших отдельных элементов фигуры. В общей сложности было, якобы, использовано 500 талантов бронзы (15 тонн) и 300 талантов железа (около 9 тонн). Предполагается, что рассказ Филона Византийского является ранней попыткой реконструкции никем прежде не описанной и поэтому утерянной уже в период античности технологии отливки гигантской фигуры. Но автор, судя по всему, смешал в своем повествовании истину и заблуждения. Так, в античную эпоху наверняка имелась возможность транспортировки тяжелых и больших отливок, ведь они были легче, чем гигантские мраморные блоки, которые применялись при строительстве храмов. Литье бронзы этаж за этажом технически возможно. Правда, археологические находки свидетельствуют о том, что эта технология в Родосе не применялась. Кроме того, отвалы, образовавшиеся после срывания вышеупомянутой огромной горы, должны были бы оставить в городе заметные следы, но за 80 лет археологических раскопок в Родосе с ними никто и никогда не сталкивался. Античные изображения или описания Колосса Родосского отсутствуют. Можно лишь предполагать, что Гелиос был изображен в виде стоящего обнаженного молодого человека с длинными, вьющимися волосами и лучистым венцом на голове. При этом весьма вероятно, что образцом для формы его головы служили рельефы, имевшиеся на монетах города-государства Родос, которые чеканились здесь с конца 5-го века до нашей эры. Предположительно в 226 году до нашей эры произошло мощное землетрясение, которое вызвало большие разрушения в городе и привело к обрушению Колосса Родосского. Согласно одному источнику, в результате землетрясения статуя переломилась в коленях. Таким образом, Колосс простоял всего около 66 лет и тем самым оказался самым недолговечным их 7 чудес света. После этого землетрясения Родос получил финансовую поддержку со всей Греции. Кроме того, городу пообещали деньги на восстановление статуи. Однако, опасаясь нового обрушения, родосцы оставили на месте бронзовые части Колосса. Посетители Родоса могли видеть обломки статуи Гелиоса еще на протяжении приблизительно 890 лет после её разрушения. По свидетельству, которое, судя по всему, является частью потерянной «Хроники» Теофила Эдесского, арабы под предводительством Муавии, полководца правящего халифа Усмана ибн Аффана и наместника Сирии, забрали с собой металлические части статуи, когда ненадолго захватили остров. Предполагается, что обломки фигуры перевезли по морю на Восток, где какой-то еврейский торговец из Эдессы скупил их и затем куда-то увез на 9 сотнях верблюдов. На этом следы Колосса Родосского теряются.