Другие записи сообщества
На древних римских монетах с одной стороны изображали бога Януса, а с другой - корабельный нос или корму. Дети, бросая в игре жребий, подкидывали вверх денарий, восклицая при этом “capita” или “navia” — «голова» или «барка» (Macr., Sat. I 7, 22), как мы: «орел» или «решка».
Медицина Древнего Египта Древние врачи знали, как сделать так, чтобы иммунные клетки организма не отторгали чужеродную ткань. Это то, что не может делать современная медицина. 4000 лет назад древние египтяне знали больше о человеческом организме и образе его действия, нежели нынешние врачи. К такому поразительному открытию пришли ученые после исследований египетских мумий. Древние мумии свидетельствуют о проведении операции шунтирования сердца, пересадки органов, пластических операций на лице и даже операций по изменению пола. Есть даже указания на то, что древние хирурги выполняли такие процедуры как пересадка конечностей тела и увеличение мозга. Перечисленные методы лечения были широко доступны фараонам и богатым египтянам и в последующие столетия и были забыты лишь после завоевания Египта Александром Великим в 332 году до н. э.
Какой юридический термин в древности означал просто «кусок дерева»? Латинское слово codex означало «кусок дерева». Именно на деревянных дощечках, смазанных воском, были изготовлены первые книги в привычном нам формате, а не в форме свитка. Позже вместо дерева римляне для кодексов стали использовать пергамент. В 3 веке в виде кодекса было издано собрание императорских конституций. Сегодня в русском языке слово «кодекс» используется именно для названий сводов законов.
Носили ли римляне трусы? Ответ утвердительный. Речь, правда, не идет о трусах в нашем понимании, а скорее о своего рода набедренной повязке из льняной ткани, называемой subligar, обертывавшейся вокруг талии и интимных частей тела.
Лорика плюмата - чешуйчатый ламиллярный доспех Лорика Плюмата (Lorica Plumata) — это один из самых малораспространенных типов римского чешуйчатого (ламеллярного) доспеха, который использовался исключительно офицерами римского легиона. Ввиду малой распространенности этого доспеха, сведения о нем крайне скудны, и собирают их по крупицам. Не смотря на то, что конструкция данного доспеха известна, доподлинно не известно, использовалась ли Лорика Плюмата, кем-то еще кроме офицеров. Этот доспех являлся не только хорошим средством защиты, но и отличительным признаком. Есть предположение, что Лорика Плюмата было запрещено использовать простым солдатам, если это было отличительным признаком офицеров, то вполне логично, что использование Плюматы простыми солдатами вносило некоторую неразбериху в рядах собственных войск. Однако Лорика Плюмата, в некотором смысле, уникальный доспех, потому что чешуйки в нем больше напоминали птичьи перья, а не рыбью чешую и не чешую пресмыкающегося. Конструкция плюматы довольно сложна, по сравнению с конструкциями большинства доспехов ламеллярного типа того времени, чешуйки в ней не сшивались между собой и нашивались не на тканевую или кожаную основу, а на кольчугу, что придавало прочность и практичность Лорике Плюмата (хотя многие ученые до сих пор спорят о практичности этого доспеха в реальном бою). Помимо этих боевых качеств, она имела эффектный внешний вид, что положительно сказывалось на боевом духе солдат, во время боя. Ввиду сложности изготовления и требование наличия у мастера особых навыков для изготовления, плюмата была одним из самых дорогих доспехов в римской империи. Как и в случае с остальными типами римских доспехов, иконное название было утеряно, и новое было введено современными учеными в связи со сходством доспеха с оперением птицы.
Казань аристократов в Древнем Риме Для казни аристократов применялось зачастую тайное удушение или самоубийство под надзором. Удушение веревкой (laqueus) никогда не совершалось публично, только в темнице в присутствии ограниченного количества людей. К такой смерти римский сенат приговорил участников заговора Катилины. Римский историк Саллюстий рассказывал об этом так: «Есть в тюрьме, левее и несколько ниже входа, помещение, которое зовут Туллиевой темницей; оно уходит в землю примерно на двенадцать футов и отовсюду укреплено стенами, а сверху перекрыто каменным сводом; грязь, потемки и смрад составляют впечатление мерзкое и страшное. Туда-то и был опущен Лентул, и палачи, исполняя приказ, удавили его, накинув петлю на шею... Подобным же образом были казнены Цетег, Статилий, Габиний, Цепарий». Причем инициатором этой казни стал оратор Цицерон, исполнявший в ту пору обязанности консула. За раскрытие заговора Катилины он удостоился почетного звания «отца нации». Но за казнь свободных римлян потом нажил себе немало обвинений со стороны политических противников. Со временем удушение веревкой вышло у римлян из моды, и в период правления Нерона уже не применялось. В качестве привилегии знатным римлянам порой позволяли самим избрать себе способ казни или уйти из жизни без посторонней помощи. Римский историк Тацит рассказывал, что, когда был осужден консул Валерий Азиатик, император Клавдий предоставил ему право самому избрать для себя вид смерти. Друзья предлагали Азиатику тихо угаснуть, воздерживаясь от пищи, но он предпочел скорую смерть. И ушел из жизни с большим достоинством. «Проделав обычные гимнастические упражнения, обмыв тело и весело пообедав, вскрыл себе вены, осмотрев, однако, до этого свой погребальный костер и приказав перенести его на другое место, дабы от его жара не пострадала густая листва деревьев: таково было его самообладание в последние мгновения перед концом»
Мозаика из Сирии. 450-462 гг. Chazen Museum of Art, Madison, Wisconsin.
Колизей, Рим
Скифы поклонялись стихиям. Их главное религиозное рвение было отдано великой богине, Табити— Весте, богине огня и, наверное, животных. Она одна фигурирует в их искусстве, главенствуя при произнесении клятв, причащении или помазании вождей. Скифы также поклонялись Папаю—Юпитеру, богу воздуха; Апи—Феллус, богине земли, Гайтосиру— Аполлону, богу солнца, и Аргимпасе—Венере, богине луны. Помимо этих, царские скифы почитали Тамумаса—Нептуна, бога воды, и, как полагал Геродот, они приносили в жертву скот и каждого сотого пленника Марсу и Геркулесу. Геродота удивило отсутствие у скифов изображений богов, алтарей и храмов, и действительно, за исключением весьма скромных акрополей позднего периода в скифских городах, пока еще не было открыто ни культовых мест, ни предметов, которые можно было бы наверняка связать с проведением религиозных церемоний. Таким образом, он, вероятно, был прав, полагая, что для отправления религиозных ритуалов скифы собирались в условном месте и уходили оттуда по их окончании, но при этом они не считали, что проведенная церемония каким-то образом освятила то место, где ее проводили. В этом они, похоже, следовали иранской традиции.
Сколько людей в Риме умели читать и писать? Гораздо меньше, чем сегодня, разумеется, но все же значительно больше, чем в предшествующие эпохи. Ведь римское общество первым осуществило "демократизацию" алфавита: никогда доселе в древности не было стольких людей, в самых разных слоях общества, которые бы умели читать, писать и считать: мужчины и женщины, старики и молодежь, богатые и бедные. У египтян, к примеру, только писцы умели читать и писать. В Средние века лишь монахи обладали этими знаниями. Остальная часть населения пребывала в невежестве, включая правящую верхушку: Карл Великий умел читать, а писать — нет. Если вы спросите, как такое возможно, подумайте про живопись: мы все можем оценить красоту картины, но мало кто умеет рисовать. И в отношении чтения и письма происходило нечто подобное. Такое положение сохранялось на протяжении многих столетий: в Италии в 1875 году 66% населения все еще было неграмотным, то есть два итальянца из трех. Большая часть неграмотных жили в сельской местности, а в городах было больше умеющих читать и писать. В римских городах можно обнаружить огромное количество надписей: это и надписи на храмах, и цены в харчевнях, имена рабов на "ошейниках", этикетки амфор, надгробные надписи (даже на кладбищах рабов), не говоря уже о многочисленных надписях на стенах и в лупанариях. Вот уж кого нельзя было назвать "темным народом". И правящий класс отличался от ему подобных в другие эпохи: среди аристократов имело широкое распространение владение двумя языками - латинским и греческим. А ведь в ту эпоху достаточно было знать лишь один из них.