Сравнение римского и современного бетонов. Древнеримский цемент более прочный и экологически чище современного. Анализ римского цемента, погруженного в течение 2000 лет в заливе Неаполя, показал, что он намного долговечнее и мене обременителен для окружающей среды по отношению к основным видам этого строительного материала, применяемым сегодня. «В середине 20-го века, бетонные конструкции рассчитывались на 50 лет», рассказывает Пауло Монтерео из Национальной лаборатории Лоуренса в Беркли - известного научно-исследовательского учреждения при Министерстве энергетики США. «Сегодня мы проектируем здания, которые будут существовать 100 или 120 лет», добавляет он. Тем не менее, многие римские порты остаются в отличном состоянии уже более 2000 лет, несмотря на действия волн и химических воздействий от морской воды.
Другие записи сообщества
Пектораль из гробницы Тутанхамона Золото, лазурит, сердолик, полевой шпат, бирюза; Длина ок. 50 см; Новое царство, XVIII династия, ок. 1323 г. до н.э.; Каир, Египетский музей Если для нас эта пектораль просто эстетически красива, то для древних египтян символы, включенные в нее, несли несколько уровней смысловой нагрузки и значили очень много. Даже прямоугольное основание пекторали – это не просто визуальное завершение украшения, а переданные синим лазуритом символические нильские воды, по которым «плывет» ладья. Подобно людям, передвигавшимся по воде, странствовали по пространству на ладьях и боги. Рано утром вместе богом Солнца они восходили на ладью, стоящую у восточного горизонта, и плыли на ней к западу; затем пересаживались на ночную ладью, которая по водам предвечного океана Нуна плыла в иной мир, чтобы к утру оказаться вновь у восточного горизонта. Подобным образом во время крупных праздников жрецы помещали культовые статуи богов на переносные ладьи, на которых они потом выносились из храмов и совершали пышное хау – воссияние вдоль берегов Нила, окруженные восторженными толпами почитателей. Центральное место в ладье занимает священный скарабей. Египтяне верили, что скарабей воплощает в себе созидательную силу бога-творца, олицетворяет собой первый момент творения Вселенной, когда предвечное божество разделяется на множество других богов, тем самым создавая все сущее. Навозный шарик, который насекомое часто катит перед собой, египтяне считали символом солнца, которое каждое утро рождается на востоке именно в облике Хепри – божества в облике скарабея или же человека со скарабеем вместо головы. К полудню «самовозникающий» Хепри трансформируется в Ра – пламенное солнце в своем зените, а к вечеру принимает облик старца Атума – «завершенного». Солнце на пекторали выполнено из сердолика в форме блестящего диска, рождающегося в иероглифе ахет – горизонт. Скарабей в ладье фланкирован двумя узкими вертикальными полосками. Каждая из них состоит из трех магических символов: столб джед, изображенный сверху, олицетворяет собой Осириса и передает понятие прочности и стабильности; анх , символ вечной жизни, изображен в центре каждой полосы, которая завершается знаком нефер в форме сердца и трахеи, символизирующем совершенство, красоту и благополучную жизнь. Скарабеи и солнечные диски защищены изображением уреев – кобр, воплощающих энергию солнечного божества, несущую жизнь и праздник всем живым. Кобры с огненными глазами, увенчанные солнечными дисками, подняли свои головы, чтобы защитить царя, символами власти которого они являются. Текст (с сокращениями) по: «Искусство Древнего Египта» Роз-Мари и Райнер Хаген (изд. TASCHEN, 2009), Перевод и научное редактирование В.В. Солкина (изд. АРТ-РОДНИК, 2009).
В Помпеи нашли шлем гладиатора, которому 2000 лет
Самый древний браслет в мире сделан 9500 лет назад.
Археологи нашли гробницу неизвестного фараона Американские археологи в ходе раскопок в Абидосе, Египет, обнаружили гробницу ранее неизвестного фараона, который правил во время Второго переходного периода, до 1650 гг. до н.э., сообщает Sci-News Открытие было сделано после того, как недавно здесь была обнаружена царская гробница фараона Себекхотепа с большим саркофагом, весившим почти 60 т. Недалеко от гробницы фараона Себекхотепа (1780 гг. до н.э.), первого фараона 13-й династии, было найдено еще одно захоронение, которое принадлежало фараону, о котором раньше ученым не было ничего известно. По словам исследователей из Пенсильванского университета, гробница была построена для фараона Уосерибра Сенебкая (Woseribre Senebkay), одного из ранних фараонов малоизвестной Абидосской династии. О существовании этой династии первым заявил профессор Ким Райхольт из Копенгагенского университета в 1997 году. Гробница Сенебкая состоит из четырех камер и известняковой погребальной камеры. Стены были украшены изображениями богинь Нут, Нефтиды, Селкет и Исиды. Захоронение было разграблено в древности грабителями: от их рук пострадала и мумия фараона. Тем не менее археологам удалось обнаружить останки Сенебкая среди фрагментов его гроба и погребальной маски. Анализ останков показал, что рост фараона достигал 1,75 м. Он умер в возрасте 45-50 лет.
В каком случае Полководец должен своему войску поселять страх к неприятелям? Сколько иногда полезно при случай ободрять войско, столько же и наводить на него страх, ибо ежели войско по каким либо причинам недовольно своими Военачальниками, то Полководцу надлежит представить оному угрожающая бедствия и устрашить его опасностью скорого нападения со стороны неприятельской. Цель такого представления не та, чтобы воинов привести в страх, но чтоб сделать их рассудительнее; сколь нужно разуверять в опасности малодушных, столько же необходимо устрашать дерзких. Чрез сие средство робкие возбуждаются к мужеству, а надменные делаются благоразумнее: ибо бывает и то и другое; т. е. что воины или столь много страшатся неприятеля, что неосмеливаются покуситься на какое нибудь предприятие, или столь мало думают об нем, что не принимают ни какой предосторожности. И в том и в другом случае Полководцу надлежит согласовать с принимаемым на себя наружным видом приличные действия и слова, дабы он мог уменьшить или увеличить опасность, смотря по обстоятельствам.(Онисандра Наставления Военачальникам)
Филипп II – царь из провинции 404 год до н.э. Жестокая кровопролитная 27-летняя война подошла к концу. Бывший когда-то самым сильным афинский флот уничтожен, и Афины умирают от голода, оказавшись в руках своего давнего врага Спарты. Тот, кто командовал афинским флотом, совершил ужасную ошибку, которая привела к тяжелой битве и полному разгрому афинян в месте, которое называлось Эгоспотамы. В течение последовавших за падением Афин десятилетий Спарта и Фивы соперничали друг с другом за доминирование в Греции. Но в 359 году до н.э. 23-летний юноша стал царем одной из удаленных северных греческих провинций – Македонии и за 20 лет изменил всю Грецию. Его звали Филипп II. Македония была забавной греческой провинцией. Можно сказать, что это «девушка на выданье», но все никак не «невеста». Она обладала огромными людскими и природными ресурсами, но никак не могла соединить их друг с другом. Греки, жившие в городах-государствах, считали македонцев не слишком развитым народом. Но за 20 лет Филипп объединил и изменил свою страну, превратив ее в самое сильное в военном отношении государство из всех когда-либо существовавших на территории Греции. Филипп использовал два пути, чтобы возвысить Македонию: дипломатический и военный. Он начал заключать союзы с соседними провинциями и в то же время реформировал македонскую армию, превратив военную службу в полноправную профессию. Основой его новой профессиональной армии стал корпус инженеров, которых Филипп привлек для разработки и создания новых типов оружия. Это стало уроком для всех будущих поколений, уроком того, как нужно воевать, чтобы побеждать. Эллинистические города не признавали Македонию истинно греческим государством. Люди, называвшиеся македонцами, так долго боролись с варварами, что и самих себя стали считать варварами. Но Филипп II не был варваром, а если и был, то самым гениальным варваром из всех, которые когда-либо жили за земле.
Рукою смертного... Когда Александр Македонский стал за обедом бросать в философа Анаксарха яблоки, тот, поднявшись с места, бросил в него яблоко со словами: "Рукою смертного бог будет поражен". Он с порицанием намекал на притязания Александра на божественность.
Гермополис – столица 15-го нома, располагавшегося в Среднем Египте, - место особое. Гермополь еще с эпохи Древнего Царства был крупным культурным и религиозным центром Египта. “Едва ли может быть сомнение, что в глубокой древности эта область, пользуясь богатством и благосостоянием, раньше других вступила на путь культуры”, - пишет Тураев Б.А. Это один из важных религиозных центров, создавших собственную концепцию сотворения мира. По-египетски Гермополь – Хемену, или город восьми изначальных Богов-творцов. Важную роль в гермопольском “пантеоне” играл Джехути ( Тот ), что и отражено в “Книге двух путей”. К сожалению, практически ничего не осталось от памятников, возведенных в городе царями первой половины XVIII династии; о том, что таковые были и что им придавалось большое значение, свидетельствует надпись Хатшепсут в Спеос Артемидосе, упоминающая храмовые здания, построенные царицей в комплексе Тота. Аменхотеп III установил в храме четыре колоссальные статуи павианов, высотой 4,5 м каждая. Восстановленные из фрагментов, они в настоящее время стоят в пальмовой роще на месте святилища бога мудрости.
Гермополис – столица 15-го нома, располагавшегося в Среднем Египте, - место особое. Гермополь еще с эпохи Древнего Царства был крупным культурным и религиозным центром Египта. “Едва ли может быть сомнение, что в глубокой древности эта область, пользуясь богатством и благосостоянием, раньше других вступила на путь культуры”, - пишет Тураев Б.А. Это один из важных религиозных центров, создавших собственную концепцию сотворения мира. По-египетски Гермополь – Хемену, или город восьми изначальных Богов-творцов. Важную роль в гермопольском “пантеоне” играл Джехути ( Тот ), что и отражено в “Книге двух путей”. К сожалению, практически ничего не осталось от памятников, возведенных в городе царями первой половины XVIII династии; о том, что таковые были и что им придавалось большое значение, свидетельствует надпись Хатшепсут в Спеос Артемидосе, упоминающая храмовые здания, построенные царицей в комплексе Тота. Аменхотеп III установил в храме четыре колоссальные статуи павианов, высотой 4,5 м каждая. Восстановленные из фрагментов, они в настоящее время стоят в пальмовой роще на месте святилища бога мудрости.
Колонна Траяна Колонна, посвященная Траяну, которая была сооружена в 113 году, находится в центре форума Траяна. Колонна Траяна одновременно была и гробницей императора, так как в ее цоколе стояла урна с его прахом. Она возвышается на 38 метров и украшена рельефными изображениями на тему похода Траяна в Дакию. Нужно сказать, что эта колонна служит бесценным источником информации для историков, так как ее рельефы изображают более чем подробный отчет о двух Дакийских войнах. Сам Траян на колонне изображен 90 раз причем везде он не один а в гуще легионеров. В общей сложности на длинном полотне ленты колонны изображено более двух с половиной тысяч фигур. Среди которых кроме легионеров изображены и побежденные императором даки. Изначально колона Траяна была увенчана золотым римским орлом, а после смерти императора на ней была установлена его статуя. В 1588 году по приказу папы Сикста Пятого на колоне была установлена статуя апостола Петра, венчающая колону и по сей день.