Описанный Полибием лагерь для пятитысячного легиона. Он занимал площадь примерно 800×800 м. В нем три главные улицы (виа принципалис, виа преториа и виа квинтана) и четверо ворот (porfa decumana — задний вход в лагерь; porfa principalis dextra — правые главные ворота; porfa principalis sinisfra — левые главные ворота и porfa praeforia — преторские ворота). Охрана ворот была возложена на велитов, которые располагались вместе с теми манипулами, к которым были приписаны. Другую работу по охране лагеря исполняли тяжелые пехотинцы. Каждая палатка была рассчитана на восемь человек. Поскольку примерно четверть манипула всегда была на посту, на манипул требовалось всего 20 палаток.
Другие записи сообщества
Фортуна. Мозаика. Помпеи
Ганнибал имел обыкновение вставать до восхода солнца и до поздней ночи заниматься делами. За обед же он принимался только в сумерках, когда все дела были закончены.
Почему в Остии и других римских городах так много черно-белой мозаики? Почему она черно-белая, а не цветная? Это легко объяснить: так дешевле. Мозаичные полы встречаются, как правило, на вторых этажах инсул, где жили, обычно в качестве арендаторов, состоятельные семьи. Люди зажиточные, конечно, но не сверхбогатые. А с такими полами квартира получает благородную отделку без гигантских расходов, как на вилле. Цветная мозаика часто бывает с изображениями животных или человеческих фигур и требует высокого уровня мастерства. Для строителя инсул это был бы большой расход. А черно-белая мозаика может быть выполнена обычными декораторами, гораздо более доступными по цене, в том числе и потому, что они всего лишь воспроизводили в различных комбинациях геометрические фигуры. Кроме того, сырье, известняк (белый) и базальт (черный), легкодоступно и недорого, в отличие от цветных стеклянных паст и полихромного мрамора, которые используются при изготовлении мозаичных панно. В общем, черно-белая мозаика для римлян все равно как для нас паркет в доме: она придает элегантность и "приличный вид", избавляя от расходов на мраморные полы. Но и она не везде, а только в господских покоях. В служебных же помещениях или в комнатках прислуги полы выложены простыми терракотовыми плитами, кирпичом по диагонали или черепками, смешанными с мелом. При посещении археологических раскопок эти различия помогают понять расположение комнат в доме.
Законы Хаммурапи Свод законов Хаммурапи (или Кодекс Хаммурапи), созданный Хаммурапи в конце его правления (приблизительно в 1750-х годах до н. э.) является одним из древнейших законодательных памятников. Сохранился в виде клинописной надписи на чёрной диоритовой стеле, найденной французской археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901—1902 годах в Сузах (территория древней Месопотамии) территория современной провинции Хузестан в Иране. Современные издатели делят свод на 282 статьи (37 статей, как полагают многие, были стёрты ещё в древности, но частично восстановлены по глиняным табличкам, найденным в различных местах, в частности в библиотеке Ашшурбанипала). Законы выбиты клинописью на обеих сторонах столба на классическом вавилонском диалекте аккадского языка. В эпоху Хаммурапи этот стиль письма употреблялся обычно в скульптурных произведениях и официальных надписях, тогда как частные деловые документы и переписка этого времени производилась при помощи древне-вавилонского курсива, очень сходного с ассирийской клинописью. В верхней части столба изображен сам Хаммурапи, стоящий в молитвенной позе и получающий законы из рук бога солнца Шамаш (по другой версии, на стеле изображен бог Мардук), сидящего на троне. Часть текста законов была сбита и может быть частично восстановлена по другим источникам (например, цитатам законов на глиняных табличках). Скорее всего, что целью создания стелы было торжественное заявление перед подданными о вступлении в силу содержащегося в ней законодательства, а не предоставление её для всеобщего использования. Для судебной практики, вероятно, законы воспроизводились в виде глиняных плит. Законы Хаммурапи непосредственно вытекают из шумерской правовой традиции и являются одним из важнейших источников для изучения права и социально-экономического устройства Месопотамии того времени. В центре внимания законов хозяйственные, экономические и семейные отношения. Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утвер
Многие заблуждаются, когда думают, что Канарские острова получили свое название от большого количества живущих там канареек. На самом деле наоборот - именно птицы были названы в честь островов. А название Канарские восходит к латинскому слову canis - собака. Так назвали остров римляне, когда столкнулись с его обитателями, обожествлявшими собак. Плиний Старший писал, что на одном из этих островов водятся огромные собаки. И сегодня на гербе Канарских островов щит поддерживают именно собаки.
Палетка Нармера В 1898 году при раскопках руин раннего дворца в древнем городе Иераконполь, расположенном в южной части Египта, была найдена плитка серовато-зеленого камня, по виду напоминающего сланец. Плитка, обе стороны которой были украшены четкими барельефами, выполнена в форме щита высотой около 66 сантиметров. Эта находка поставила в тупик не только британских египтологов Джеймса Кьюбэлла и Фредерика Грина, руководивших раскопками, но и всё мировое сообщество египтологов, стремящихся найти ответы на многочисленные вопросы о политических истоках и предпосылках возникновения египетского государства. Дело в том, что имя царя, изображенного на палетке, - Нармер - отсутствует во всех царских списках, дошедших до нас из глубокой древности. Это открытие поставило под сомнение не только правильность прежних методов отождествления исторических личностей Древнего Египта, но и породило массу новых предположений и теорий. Некоторые историки-исследователи отождествляют Нармера с легендарным царем Менесом, считая его основателем I династии в Египте. Другие же считают его предшественником Менеса и относят к числу царей так называемой нулевой династии, чьи имена также не встречаются в царских списках. Однако 24 года спустя, когда была открыта усыпальница Тутанхамона, которая произвела настоящий фурор во всем мире, внимание египтологов полностью переключилось на новую находку, а весь шум и неразбериха вокруг палетки Нармера быстро утихли...
Септимий Бассиан (император Септимий Бассиан Каракалла; 4 апреля 188 — 8 апреля 217 гг. н.э.) одним из первых стал носить тунику с длинными рукавами и длиною до пят (такую длину римляне раньше считали недостойной). Кроме того, у нее появился капюшон, и называться она стала "caracalla", а Бассиан, носивший ее, вошел в историю не под своим тронным именем Марк Аврелий (император Цезарь Марк Аврелий Север Антонин Август, он взял его в честь популярного императора), а под именем Каракаллы, которое многие слышали: достаточно вспомнить знаменитые термы Каракаллы. Эта одежда была настолько демонстративно антиримской, что христианские монахи именно ее выбрали в качестве своеобразной униформы, а некоторые ордена носят ее и по сей день. Таким путем они выражали свою враждебность и ненависть к травившей их империи.
Всадник с мыса Артемисион, 150—146 или 200 г. до н. э. Национальный археологический музей, Афины
Римский легионер, 3-2 вв. до н.э. Артикул А160. Масштаб 54 мм. Собранная неокрашенная фигура из металла. Легион периода республики численностью 4200 человек разделялся на десять когорт. Когорта включала в себя манипул триариев (60 человек), манипул принципов (120 человек) и манипул гастатов (120 человек), а также 120 человек велитов. Каждый манипул состоял из двух центурий. В бою центурии манипула сражались вместе.
В древнем Вавилоне медицина была довольно популярной наукой. Во всем мире лечили, как могли, а в этом городе уже были школы для врачей, где из учеников делали настоящих лекарей. Несмотря на научный подход к делу, вавилоняне верили, что любой недуг — это наказание за грехи. Перед тем как приступить к лечению они произносили следующее предложение для очищения души: «На дом ближнего своего не посягнул ты, кровь ближнего своего не проливал ты, к жене ближнего своего не приближался, одежду ближнего своего не присваивал ты».