ВИСЯЧИЕ САДЫ СЕМИРАМИДЫ ВИСЯ́ЧИЕ САДЫ́ СЕМИРАМИ́ДЫ, сады во дворце вавилонского царя Навуходоносора II (см. НАВУХОДОНОСОР II) (605—562 до н. э.), которые он приказал разбить для своей любимой жены — мидийской царевны; традиционно причисляются к Семи чудесам света (см. СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА). Первые упоминания о чудесных садах сохранились в «Истории» Геродота (см. ГЕРОДОТ), вероятно, посетившего Вавилон и оставившего нам самое полное его описание. Возможно, с оглядкой на «отца истории» висячие сады в эллинистическую эпоху помещались в список самых великих и прославленных сооружений. Уже во времена Геродота построение висячих садов приписывалось легендарной покорительнице всей Азии — ассирийской царице Шамурмат (в греческом произношении — Семирамида). Сады размещались на широкой четырехъярусной башне. Платформы террас были сложены из каменных плит, покрытых слоем камыша и залитых асфальтом. Далее шли прокладки из двух рядов кирпичей, скрепленных гипсом и свинцовых плит, не пропускавших воду в нижние этажи сада. Все это сложное сооружение было покрыто толстым слоем плодородной земли, который позволял высаживать здесь самые крупные деревья. Ярусы поднимались уступами, соединенные широкими лестницами с плитами розового и белого цветов. Ежедневно тысячи рабов качали воду из глубоких колодцев на вершину в многочисленные каналы, откуда она стекала на нижние террасы. Чудом казались журчание воды, тень и прохлада среди деревьев (вывезенных из далекой Мидии). В основании конструкция покоилась на колоннах и образующих своды перекрытиях. Именно в этих залах дворца в нижнем ярусе сада умер Александр Македонский (см. АЛЕКСАНДР Македонский), завоеватель Вавилона и Азии. После запустения Вавилона (наследники Александра уже не возвращались в эту столицу своего великого предшественника) наводнение разрушило стены дворца, вода размягчила плохо обожженную глину, осели террасы, рухнули своды и опорные колонны. Единственный след когда-то грандиозного памятника инженерной мысли в настоящее время — открытая благодаря раскопкам Роберта Кольдевея в 1898 сеть пересекающихся траншей близ иракского г. Хилле (в 90 км от Багдада), в срезах которых и сейчас видны следы полуразрушенной кладки.
Другие записи сообщества
Денарий (устар. «динарий», лат. dēnārius «состоящий из десяти», от лат. dēnī «по десяти», от лат. decem «10») — название римской серебряной монеты времён Республики (впервые отчеканена в 268 году до нашей эры) и первых двух веков Империи. Одна из наиболее распространённых монет на территориях, находившихся под властью или влиянием Рима.
Права римских граждан Права римского гражданина сильно менялись с течением времени, кроме того, они зависели от социального статуса личности и её заслуг перед государством. Римское право периода Республики предусматривало следующие основные права римского гражданина: Ius suffragiorum. Право голосовать в народном собрании. Практически отмерло в I в. до н. э. Ius honorum. Право гражданской и военной службы. Ius commercii. Полное право собственности и заключения сделок. Ius gentium, понятие о котором было разработано в III в. до н. э. Использовалось при разрешении споров между римскими гражданами и иностранцами (перегринами). Ius connubii. Право на законный брак, предоставлявший права Pater familias и автоматическое римское гражданство детям, рождённым в таком браке. Ius migrationis. Право сохранения полного римского гражданства при переезде в полис сопоставимого статуса, то есть в римские колонии и провинции. Аналогичные права имели латинские граждане. Если гражданин переезжал в латинскую колонию или зависимое царство, его статус понижался до уровня латинского гражданина. Иммунитет от местных правовых норм и законов. Право на предъявление судебных исков. Право на суд (в том числе и на самозащиту). Право на обжалование судебных решений, в том числе в суде нижестоящих инстанций. К римскому гражданину не могли быть применены пытки и телесные наказания, а также смертная казнь в случае государственной измены. Не распространялось на военнослужащих в период несения действительной службы. Обвиняемый в государственной измене римский гражданин имел право на суд в Риме.
Мариевы мулы Так называли римских легионеров, после проведения реформ консула Гая Мария проведенная в 105 году до н. э. Марий еще во время войны с Югуртой, понял, что римская армия нуждается в деформировании о чем свидетельствовали ее частые поражения на окраинах республики. Вернувшись из Африки в 105 году до н. э. Марий стал консулом и должен был решить две очень важные проблемы: 1 реформирование армии, 2 отражения нашествия Кимвров и Тевтонов. Первым делом он убирает все классовые различия в армии, и стал призывать в войско пролетариев(неимущих граждан), вооружало новую армию государство. После проведения реформ солдат римской армии должен был проходить в день на марше 32 километра и при этом нести на себе 30 килограмм амуниции. Солдаты несли на себе все необходимое палатку, провиант на несколько дней, топор, лопату, кирку, флягу с водой и прочие вещи. Именно после реформ 105 года до н. э. римская армия приобрела мобильность которую до этого не имела ни одна армия античности и стала профессиональной.
Са́риса, са́рисса (совр.) (греч. σάρισα, σάρισσα, лат. sarissa) — длинное ударное копьё, пика. Впервые получила известность в Македонии со времени Филиппа, отца Александра Македонского. Само слово типично македонское и, как полагают некоторые исследователи, первоначально обозначало древко копья. Античные авторы римской эпохи употребляли название «сарисса» для обозначения разных типов македонских копий, не только для длинной пики. Так, Курций в эпизоде поединка грека с македонцем называет сариссой метательное копье, а у Арриана Александр убил Клита сариссой, выхваченной у стражника, а потом в отчаянии хотел покончить с собой, уперев «сариссу» в стену. Сарисса внушала трепетное почтение античным авторам, однако, кроме сведений, сообщенных Полибием, не существует полного описания этого орудия македонской фаланги, хотя по её конструкции и методам использования защищено немало научных диссертаций. Полибий сообщает: «Длина пики согласно начальному замыслу 16 локтей [1 локоть = 45 см], однако приспособленная к пользованию — 14 локтей, из которых мы должны вычесть расстояние между рук солдата, а также утяжеленную часть пики [после рук], которая необходима для удержания — 4 локтя всего. Очевидно, что пика должна выступать на 10 локтей от тела каждого гоплита, когда он наступает на врага, зажав пику обеими руками.» Античные авторы разнятся в длине сариссы. Элиан Тактик и Полиен подтверждают длину в 14—16 локтей (6,3—7,2 м), в то время, как другие (Asclep., Arr.) сообщают про длину от 10 до 12 локтей (4,5—5,4 м). Возможно, на что есть указание Элиана, длина сариссы менялась в зависимости от ряда в фаланге; первый в ряду нёс самую короткую пику. Все эти авторы описывают сариссу II века до н. э., длина же сариссы при Александре Великом была, как полагают по античным изображениям, около 3,6 м. Вряд ли Александр отдал бы приказ раздвигать высокие хлеба сариссами, будь они 6 м в длину. Конструкция такого длинного копья остаётся загадкой. В письменных источниках нет сведений на то, что сарисса состояла из двух частей. Думать так позволяют археологические находки металлических втулок, но в таком случае прочность пики подвергается сомнению. Реконструкция пики с длиной в 6 м показывает сильный прогиб её под весом наконечника, так что составная пика могла развалиться даже от сильного порыва ветра. Древко сариссы изготовлялось из кизила. В археологическом музее Фессалоник хранятся металлические части копья, найденного в царском склепе в Вергине (см. фото): листовидный наконечник, подток (задний утяжеляющий упор) и центральная втулка. Некоторые археологи полагают, что это составные части сариссы. Диаметр древка данной сариссы составлял около 3,2 см по всей длине, а масса всей пики до 6,8 кг. Подток имеет острый шип, который мог ранить своих же солдат в плотной фаланге, и его предназначение не совсем ясно. Считается, что шип нужен для втыкания пик в землю. На многих изображениях кавалерийских копий той эпохи виден такой подток, и он предназначался для ведения боя в случае поломки копья.
Праща́ — метательное холодное оружие, представляющее собой верёвку или ремень, один конец которого свёрнут в петлю, в которую продевается кисть пращника. Устройство и применение В расширенную часть пращи, находящуюся в центре, вкладывается снаряд (камень, керамический или металлический шар). Свободный конец пращник придерживает той же рукой, на которую надета петля. Для метания снаряда пращник вращает пращу со снарядом над головой, постепенно усиливая круговые движения и в момент наиболее сильного маха выпускает свободный конец пращи. Кроме традиционной — ремённой — пращи, существовали и другие виды устройств для метания камней. Например, для этой цели могла быть использована палка с «ложкой» на конце. Впрочем, распространённость подобных альтернативных конструкций пращи повсеместно была ничтожна. История Праща была простейшим приспособлением для метания камней, известным всем народам с глубокой древности. Праща широко использовалась в армиях Древнего мира (Египет, Греция, Рим и др.) и в Средние века. Эффективность пращи была невелика, но в Европе праща с каменными пулями употреблялась как боевое оружие вплоть до конца XVI века. Основная ценность пращи заключалась в её простоте: ремень было несложно найти или сделать, а каменные боеприпасы ничего не стоили. Пращником мог стать любой желающий снискать славу на поле боя вне зависимости от состоятельности. Камень для метания подбирался сравнительно крупный, весом 200—400 граммов, — пуле именно такого веса можно было придать максимальную кинетическую энергию. Дальность метания ограничивалась примерно 90 метрами, и его точность оставляла желать лучшего: целиться из пращи вообще сложно, и даже опытный пращник не мог учесть всех индивидуальных особенностей формы и веса пули. Как альтернатива камню нередко использовалась пуля из обожжённой глины — в античных руинах найдены целые склады таких пуль. Глиняные шарики имели меньшую плотность и летели хуже камней, но они были одинаковы по весу и форме, что положительно сказывалось на точности стрельбы. Пули из камня и глины были в известной мере опасны для противника, если он не имел доспехов жёсткого или амортизирующего типа (особенно шлемов) и щитов, но в Азии, где в избытке имелись мощные луки, праща всё-таки имела небольшое распространение. Зато она систематически использовалась низшими категориями ополченцев в античной и средневековой Европе, а также индейцами Перу. Иное качество приобретала праща, когда с ней использовали пули из железа и особенно свинца. В этом случае дальность её действия как минимум уравнивалась с лучшими луками (свинцовые пули летели на расстояние до 280 метров, железные — до 180 метров), а убойная сила возрастала. Такое оружие использовалось войсками Ассирии, Персии, Греции, Рима и Карфагена. Причём хотя лук и был намного более точным оружием, пращники с металлическими снарядами ценились выше лучников: свинцовые пули сохраняли большую убойную силу на всём протяжении полёта. Идея метания из пращи свинцовых ядер почти полностью ушла с упадком античной цивилизации, так как стрельба такими снарядами обходилась слишком дорого (для ста выстрелов требовалось 40 килограммов свинца); дорого стоили и пращники: научиться метко метать пращные пули было сложнее, чем научиться стрелять из лука. К тому же времени, когда в Европе экономика вышла на необходимый уровень, появилось достаточно эффективное огнестрельное оружие. Инки использовали для пращи золотые пули, которые в силу высокой плотности золота по своим боевым качествам превосходили свинцовые. При этом снаряды из золота использовал только сам Сапа Инка, военачальники из знати кечуа использовали снаряды из серебра (примерно равные свинцовым по эффективности), рядовые воины использовали медные или глиняные снаряды.
Ла́брис (др.-греч. λάβρυς) — древнегреческий двусторонний боевой или церемониальный топор. Минойская цивилизация Орнаментированные золотые минойские лабрисы. Лабрис был широко распространён в культуре догреческой минойской цивилизации. При раскопках критских дворцов были обнаружены гигантские лабрисы, выше человеческого роста. В отличие от Ближнего Востока, носительницами минойских лабрисов были не боги и жрецы, а исключительно богини и их жрицы. Распространено воззрение, что этот самый священный из религиозных символов критской цивилизации использовался жрицами при жертвоприношениях быков. Кроме того, поверхностное сходство слов «лабрис» и «лабиринт» породило устойчивую ассоциацию двухстороннего топора с Кносским лабиринтом и с Минотавром. Американский археолог Мария Гимбутас видела в греческих лабрисах отголосок доиндоевропейского матриархального культа Великой Богини. С точки зрения Гимбутас и её последователей, критский лабрис, повторяя форму бабочки, символизирует материнское начало. Этим объясняется популярность лабриса в викканских церемониях. Классическая Греция На древнегреческих вазах обоюдоострый топор — именуемый πέλεκυς — изображался как принадлежность Зевса-громовержца. В некоторых случаях изображения Зевсова топора сопровождаются зигзагообразными линиями, которые интерпретируются как схематичные изображения молний. На этом основании весьма вероятно, что для греков классического периода этот предмет символизировал молнию, повелителем которой и являлся Зевс. Слово «лабрис» впервые упоминается в греческой литературе Плутархом. В «Греческих вопросах» этот историк сообщает, что Геракл, умертвив амазонку Ипполиту, передал её вооружение лидийской царице Омфале, потомки которой сохраняли его вплоть до киммерийского нашествия. После гибели царя Гигеса казна лидийских царей была разграблена карийцами, которые воздвигли статую Зевса Лабрандского и поместили в его руку топорик Ипполиты. Эпитет «Лабрандский» Плутарх объяснял тем, что «лабрис» на лидийском наречии означает «секира». По мнению современных исследователей, культ Зевса в Карии гораздо древнее, нежели это представлялось Плутарху, а эпитет «лабрандский» имеет совершенно иные корни.
Противники в смертельном поединке подбирались по силе, весу и мастерству, оттого схватка длилась довольно долго и успевала наскучить зрителям. В таких случаях арбитр мог прервать бой фразой «Stans missus», что означало «отпустить стоящими на ногах». Тем не менее бойцы редко пользовались подобной привилегией, вероятно не поощряемой устроителями и публикой. Почтенные римляне приходили в амфитеатр ради того, чтобы увидеть кровь. Зрелище считалось полноценным, если один из соперников наносил сокрушительный удар под скандирование трибун: «Habet! Hoc habet!» («Попал! Опять попал!»).
Гоме́р (др.-греч. Ὅμηρος) — легендарный древнегреческий поэт-сказитель, которому приписывается создание «Илиады» (вероятно, древнейшей книги западной литературы) и «Одиссеи». Примерно половина найденных древнегреческих литературных папирусов — отрывки из Гомера. Биография О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно. Ясно, однако, что «Илиада» и «Одиссея» были созданы значительно позже описываемых в них событий, но раньше VI века до н. э., когда достоверно зафиксировано их существование. Хронологический период, в котором локализует жизнь Гомера современная наука, — приблизительно VIII век до н. э. По словам Геродота, Гомер жил за 400 лет до него, другие древние источники говорят, что он жил во времена Троянской войны. Место рождения Гомера неизвестно. За право называться его родиной боролись семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос, Афины. Как сообщают Геродот и Павсаний, умер Гомер на острове Иос архипелага Киклады. Вероятно, «Илиада» и «Одиссея» были сложены на малоазийском побережье Греции, заселенном ионийскими племенами, или на одном из прилегающих островов. Впрочем, гомеровский диалект не дает точных сведений о племенной принадлежности Гомера, так как представляет собой сочетание ионийского и эолийского диалектов древнегреческого языка. Существует предположение, что гомеровский диалект представляет собой одну из форм поэтического койнэ, сформировавшегося задолго до предполагаемого времени жизни Гомера. Традиционно Гомер изображается слепцом. Наиболее вероятно, что это представление исходит не из реальных фактов жизни Гомера, а представляет собой реконструкцию, характерную для жанра античной биографии. Поскольку многие выдающиеся легендарные прорицатели и певцы были слепыми (например, Тиресий), по античной логике, связывавшей пророческий и поэтический дар, предположение о слепоте Гомера выглядело весьма правдоподобным. Кроме того, певец Демодок в «Одиссее» слепой от рождения, что также могло восприниматься автобиографично. Существует предание о поэтическом поединке Гомера с Гесиодом, описанное в сочинении «Состязание Гомера и Гесиода», созданном не позднее III в. до н. э., а по мнению многих исследователей, и значительно раньше. Поэты якобы встретились на острове Эвбее на играх в честь погибшего Амфидема и читали каждый свои лучшие стихи. Царь Панед, выступивший судьей на состязании, присудил победу Гесиоду, так как тот призывает к земледелию и миру, а не к войне и побоищам. Впрочем, симпатии аудитории были на стороне Гомера. Кроме «Илиады» и «Одиссеи» Гомеру приписывается ряд произведений, несомненно созданных позднее: «гомеровы гимны» (VII—V вв. до н. э., считаются наряду с Гомером древнейшими образцами греческой поэзии), комическая поэма «Маргит» и др. Значение имени «Гомер» (оно впервые встречается в VII веке до н. э., когда Каллин Эфесский назвал его автором «Фиваиды») пытались объяснить ещё в античности, предлагались варианты «заложник» (Гесихий), «следующий за» (Аристотель) или «слепец» (Эфор Кимский), «но все эти варианты так же неубедительны, как и современные предложения приписать ему значение „слагатель“ или „аккомпаниатор“. <…> Данное слово в своей ионийской форме Ομηρος — практически наверняка реальное личное имя».
Roman Ridge Helm Эта каска появлялась в конце выпуска Галльского стиля. Они производились в огромных количествах для infantry и кавалерии. На этот раз Империей более эффективным, чтобы уменьшить броню легионов. Каска и щит должен, на большинстве быть единственной броней . Стиль может быть персидского влияния.
В Древней Греции, особенно в Фивах, гомосексуализм не считался зазорным. Из влюблённых друг в друга мужчин было составлено элитное войско численностью в 300 человек, получившее название Священный отряд из Фив. В 338 году до н. э. весь отряд погиб в битве при Херонее. По словам Плутарха, никто из солдат не отступил, предпочтя смерть позору перед своим возлюбленным.