21 апреля 43 до н. э. Убийца Цезаря Децим БРУТ и его союзник, наследник Цезаря ОКТАВИЙ в битве при Мутине нанесли решающее поражение Марку АНТОНИЮ, объявленному врагом отечества, после чего он бежал к Марку Эмилию ЛЕПИДУ, начальнику конницы при Цезаре. В этот же день известный римский политик, философ и блестящий оратор ЦИЦЕРОН произнес последнюю из своих 14 политических речей, направленных против Марка Антония и названных филиппиками в подражание речам греческого философа ДЕМОСФЕНА, обращенных против македонского царя ФИЛИППА II. Откуда ему было знать, что вскоре бывшие враги — Антоний, Октавиан и Лепид — заключат новый триумвират и занесут Цицерона в проскрипционные списки (попавшие в них объявлялись вне закона и были обречены на смерть). В конце года при попытке бегства Цицерон будет убит по приказу Марка Антония. Политика во все времена была грязным делом.
Другие записи сообщества
Когда философа Антисфена спросили, какая наука самая важная, он ответил: «Наука забывать ненужное». (Diog. Laert., VI, 1, 7).
В Риме был обычай, чтобы всадники, отслужив в войске положенный срок, проводили своих коней перед двумя цензорами на форуме и перечисляли им войны и военачальников, при которых они сражались, а те воздавали им похвалу или порицание. Так и Гней Помпей в своё консульство провёл коня перед цензорами Геллием и Лентулом, и они по своему обычаю спросили его, во всех ли он воевал войнах, а он ответил: «Во всех и под собственным военачальством».
Римский таран
В олимпийских и других спортивных состязаниях спартанцам участвовать запрещалось: «Спарте нужны не атлеты, а воины». В древней Спарте использовали жесткий способ выявления правды. Спартанские юноши, прежде чем попасть в специальные школы, проходили определенный отбор. Юношу ставили на скале над обрывом и спрашивали, боится ли он. Ответ всегда был отрицательный. Но правду или ложь сказал опрашиваемый субъект, определяли по цвету лица. Если юноша был бледен - то он лгал. Данный тип реакции по убеждению спартанцев, говорил о том, что юноша в бою не может быть ловким и сообразительным и его сбрасывали со скалы. Человек, бледнеющий от страха, не может быть хорошим воином.
После того, как Александр занял Фригию, он овладел Гордионом – родиной древнего царя Мидаса. Там он нашел знаменитую колесницу, дышло которой было скреплено с ярмом при помощи сложного узла, который никто не мог развязать. То был так называемый Гордиев узел (его завязал некто Гордий из веревочек, которые были сделаны из кизиловой коры). Концы узла были спрятаны внутри клубка, а волокна хитро переплетались в разных направлениях. Предание гласило, что тому, кто развяжет узел, суждено стать царем всего мира. Александр не сумел развязать хитросплетения. Потеряв терпение, он разрубил мечом узел: в нем обнаружилось множество концов. С тех пор «Гордиевым узлом» принято называть какое-либо сложное и запутанное дело. А крылатое выражение: «разрубить Гордиев узел» - значит найти простой выход из затруднительного положения, действуя смело и решительно.
А вы знали? Известно, что древние римляне собрали в своей культуре все самое лучшее от ранее существовавших цивилизаций. И даже большинство знаменитых, знакомых всем нам со школьной скамьи, древнегреческих скульптур на самом деле - только римские мраморные копии. Древние греки в большинстве случаев предпочитали работать в бронзе.
Человек, которого больше всех ненавидели римские императоры В 46 г. до н. э. в конце гражданской войны в тогда еще Римской республике произошло событие, настолько поразившее современников (да и их ближайших потомков!), что, начиная с Гая Цезаря, все последующие римские императоры делали все возможное, чтобы стереть его из памяти людей. И им это удалось, так как сейчас мало кто знает о человеке, вызывавшем своими стойкими убеждениями ненависть тиранов, а героической смертью – головные боли у Цезаря. Человека этого звали Марк Порций Катон младший. 6 апреля 46 г. до н. э. на территории нынешнего Туниса у прибрежного города Тапса произошло генеральное сражение, в котором республиканцы были разбиты (их погибло 10 тысяч), после чего 54-летний Цезарь спешно устремился с войском к последнему оплоту республиканцев – городу Утика, горя желанием захватить живым его коменданта, идейного вдохновителя республиканского движения, 50-летнего Катана Младшего. Катон сумел превратить город в надежную крепость и намеревался оказать Цезарю длительное сопротивление. Однако население города, узнав о победе Цезаря, не поддержало Катона, а все, кто поддерживал Республику, были в панике и готовились к бегству. Не желая дальнейшего кровопролития и видя бесперспективность сопротивления, Катон распустил гарнизон, снабдил желавших уехать припасами и выделил им суда, а сам принял решение умертвить себя, лишь бы не попасть в руки тирана и не доставить радости Цезарю. Вот эти-то обстоятельства трагической и вместе с тем славной смерти наиболее последовательного борца за сенатскую республику произвели настолько неизгладимое впечатление на ее сограждан, что в исторических источниках авторы описали последние часы Катона куда подробней, чем битву при Тапсе. Поужинав, как обычно, с друзьями и отправляясь ко сну, Катон, ни в чем не отступавший от своих привычек, в последний раз обнял сына и сердечно попрощался с присутствовавшими. Войдя в спальню, он обнаружил, что меч, всегда висевший у него в изголовье, заподозрив неладное, домашние спрятали. Тогда он стал требовать, чтобы ему вернули меч, и в гневе кричал, что домашние предают его врагам, ибо чем он сможет защитить себя, если враг внезапно вторгнется ночью. Убедив вернуть ему меч, он спокойно лег спать и перед сном решил перечитать диалог Платона, о бессмертии души («Федон»). Затем крепко заснул, а проснувшись под утро, нанес себе удар мечом в живот, ниже груди. Узнав о самоубийстве Катона, Цезарь был раздосадован, так как Катон лишил его огромного нравственного наслаждения – возможности даровать жизнь. Катон предвидел вероятность такого «акта милосердия» со стороны Цезаря, но еще раньше говорил, что не хочет быть обязанным благодарностью тирану, тем более что любой поступок тирана не может считаться ни законным, ни справедливым. Общественное мнение самого Рима было на стороне погибшего. Известный оратор и политический деятель Марк Туллий Цицерон в конце 46 г. даже написал сочинение «Похвальное слово Катону», вызвавшее настоящую сенсацию в столице и рост республиканских настроений, так что впоследствии полководец Цезаря, Марк Антоний, после гибели диктатора называл Цицерона идейным вдохновителем заговора сенаторов-республиканцев в 44 г. против своего патрона. Влияние сочинения Цицерона было настолько огромным, что Цезарь раньше накануне решающего сражения в Испании при Мунде (17 марта 45 г. до н. э.) – самого упорного и ожесточенного за всю гражданскую войну (тогда погибло свыше 31 тысячи человек, а всего в гражданской войне было убито свыше миллиона, так что население Италии сократилось вдвое) – счел необходимым ответить Цицерону собственным сочинением «Антикатон» (в двух книгах!), в котором обрушился с потоком гневных обвинений против своего героического соперника. Даже древнегреческий историк Плутарх поразился ненависти Цезаря к покойному и возможности, будь Катон жив, помилования его Цезарем: «В сочинении, написанном Цезарем против Катона… не содержится признаков мягкого, примирительного настроения. Однако ему не удалось убить себя сразу. В предсмертных муках он упал с кровати, опрокинув стоявший рядом столик. Рабы, дежурившие у дверей, услыхав шум, подняли тревогу, в спальню ворвался сын с друзьями. Катон лежал на полу, в луже крови, с вывалившимися внутренностями. Но он был еще жив, и врачи попытались его спасти. Его уложили в постель, вправили внутренности и даже зашили рану. Но, как только он пришел в себя, то, улучив момент, разорвал швы, разбередил рану, разбросал внутренности и в страшных мучениях испустил дух. Как же он мог пощадить Катона живым, если на мертвого излил так много гнева? Цезарь был уязвлен этим сочинением, считая, что похвала тому, чьей причиной смерти он был, служит обвинением против него». Вероятно, такого же мнения о сочинении Цицерона придерживались и другие после Цезаря римские императоры, приказав уничтожить «Похвальное слово Катону», от которого до нашего времени осталась одна символическая строка: «В отличие от большинства людей Катон был более велик в действительности, чем по слухам».
Рейд вспомогательной конницы в германское поселение, 83 г. н.э.
Денарий (устар. «динарий», лат. dēnārius «состоящий из десяти», от лат. dēnī «по десяти», от лат. decem «10») — название римской серебряной монеты времён Республики (впервые отчеканена в 268 году до нашей эры) и первых двух веков Империи. Одна из наиболее распространённых монет на территориях, находившихся под властью или влиянием Рима.
Права римских граждан Права римского гражданина сильно менялись с течением времени, кроме того, они зависели от социального статуса личности и её заслуг перед государством. Римское право периода Республики предусматривало следующие основные права римского гражданина: Ius suffragiorum. Право голосовать в народном собрании. Практически отмерло в I в. до н. э. Ius honorum. Право гражданской и военной службы. Ius commercii. Полное право собственности и заключения сделок. Ius gentium, понятие о котором было разработано в III в. до н. э. Использовалось при разрешении споров между римскими гражданами и иностранцами (перегринами). Ius connubii. Право на законный брак, предоставлявший права Pater familias и автоматическое римское гражданство детям, рождённым в таком браке. Ius migrationis. Право сохранения полного римского гражданства при переезде в полис сопоставимого статуса, то есть в римские колонии и провинции. Аналогичные права имели латинские граждане. Если гражданин переезжал в латинскую колонию или зависимое царство, его статус понижался до уровня латинского гражданина. Иммунитет от местных правовых норм и законов. Право на предъявление судебных исков. Право на суд (в том числе и на самозащиту). Право на обжалование судебных решений, в том числе в суде нижестоящих инстанций. К римскому гражданину не могли быть применены пытки и телесные наказания, а также смертная казнь в случае государственной измены. Не распространялось на военнослужащих в период несения действительной службы. Обвиняемый в государственной измене римский гражданин имел право на суд в Риме.