Филипп II – царь из провинции 404 год до н.э. Жестокая кровопролитная 27-летняя война подошла к концу. Бывший когда-то самым сильным афинский флот уничтожен, и Афины умирают от голода, оказавшись в руках своего давнего врага Спарты. Тот, кто командовал афинским флотом, совершил ужасную ошибку, которая привела к тяжелой битве и полному разгрому афинян в месте, которое называлось Эгоспотамы. В течение последовавших за падением Афин десятилетий Спарта и Фивы соперничали друг с другом за доминирование в Греции. Но в 359 году до н.э. 23-летний юноша стал царем одной из удаленных северных греческих провинций – Македонии и за 20 лет изменил всю Грецию. Его звали Филипп II. Македония была забавной греческой провинцией. Можно сказать, что это «девушка на выданье», но все никак не «невеста». Она обладала огромными людскими и природными ресурсами, но никак не могла соединить их друг с другом. Греки, жившие в городах-государствах, считали македонцев не слишком развитым народом. Но за 20 лет Филипп объединил и изменил свою страну, превратив ее в самое сильное в военном отношении государство из всех когда-либо существовавших на территории Греции. Филипп использовал два пути, чтобы возвысить Македонию: дипломатический и военный. Он начал заключать союзы с соседними провинциями и в то же время реформировал македонскую армию, превратив военную службу в полноправную профессию. Основой его новой профессиональной армии стал корпус инженеров, которых Филипп привлек для разработки и создания новых типов оружия. Это стало уроком для всех будущих поколений, уроком того, как нужно воевать, чтобы побеждать. Эллинистические города не признавали Македонию истинно греческим государством. Люди, называвшиеся македонцами, так долго боролись с варварами, что и самих себя стали считать варварами. Но Филипп II не был варваром, а если и был, то самым гениальным варваром из всех, которые когда-либо жили за земле.
Другие записи сообщества
Древний Рим – родина современной кулинарии Древние римляне накопили много ценных знаний о гигиене и здоровом питании. В Риме был целый ряд законов о так называемой общественной гигиене, куда входил надзор за продажей продуктов и за устройством мест для купания. Древнеримская трактовка понятия «гигиена» провозгласила, что лучше предотвратить болезнь, чем ее лечить. Античный врач Атенай изучал свойства продуктов и их значение для здоровья человека. Атенай оставил потомкам трактаты о том, как римлянин должен поступать, чтобы жить долго и без проблем. Вот некоторые из его рекомендаций, которые не потеряли актуальности и сегодня: не следует пить молоко, чтобы не заболеть; на ночь не стоит употреблять тяжелую пищу; здоровая пища – это фрукты и мучные изделия; не следует кушать сдобный хлеб, сырое мясо, изюм и копчености. Римская диета диктовала не то, что можно или нельзя есть, а то, когда что можно кушать. Рассчитана она была на людей зажиточных. Поваренные книги по питанию, изданные в IV веке до н.э., повествуют о большом разнообразии питания древних римлян. Римляне любили мясо (молочных поросят, козлятину, баранину, дичь), морепродукты, сыры и молочные продукты и умели их приготовлять на хорошем уровне. Как уже упоминалось, горожане никогда не пили цельное молоко, они всегда разбавляли его водой. Популярными напитками были также ячменная вода – аналог современного кваса – и разбавленное водой вино. Культура виноградарства была очень развита в древнем Риме. Вино, разбавленное горячей водой, использовалось в качестве «чая», о существовании чая в нашем представлении римляне не имели ни малейшего понятия. Горожане относились с большим презрением к пиву, считая его напитков плебеев. Что касается простых римлян, то главными продуктами питания для них были морепродукты и рыбы, похлебки и каши. Похлебки могли включать в себя, например, смесь муки, меда, тертого сыра, оливкового масла и воды. Также бедняки употребляли мясо буйвола. В империи было налажено массовое разведение этого животного. Что касается овощей, одним из самых любимых была капуста. «В честь капусты» даже слагались оды, ее не раз воспел великий поэт древности Вергилий, многократно упоминал в своих трудах Плиний. Одно время даже Гораций считал основным делом своей жизни выращивание капусты, а не сочинение стихов! С капустой готовили много разных блюд, но для простых римлян был актуален суп из капусты и свеклы, иными словами борщ. Рецепт его приготовления пришел в Рим из Греции. Со временем римляне разработали много рецептов приготовления борщей. Например, они впервые стали обжаривать свеклу в масле и только потом добавлять в борщ. Это придало супу особый пикантный вкус. Новация, которая дошла до нас из древнего Рима: горожане наловчились готовить еду из рубленого мяса. Они делали круглые бифштексы диаметром 10–12 см и толщиной 3–4 см, жарили их на решетках прямо на улице и продавали, положив горячую котлетку на кусок хлеба. Что еще умели готовить в древнем Риме? Римляне стали авторами приготовления пищи во фритюре. Например, очень популярными были шарики из теста, приготовленные в оливковом масле, затем смазанные медом и посыпанные маковыми зернами. Жители древнего Рима первыми стали готовить салаты. Состав первого салата был очень специфическим: он состоял из мелко нарезанного цикория, петрушки и лука, все это было сдобрено медом, солью, уксусом и оливковым маслом. Наиболее подробно секреты питания римлян описаны в кулинарной книге Апиция, которая была опубликована в IV веке до н.э. В ней подробно изложены основы средиземноморской кухни – самой полезной в мире. Римляне любили смешивать различные вкусы: кисло-сладкий, соленый. Эта традиция средиземноморской кухни передавалась из поколения в поколение и сохранилась до нашего времени. Как можно заметить, в античные времена была заложена концепция здорового питания. Она была осуществлена на практике. Многие кулинарные новации древних римлян мы используем до сих пор.
Кошки и мышки на древнеегипетском папирусе Невероятная история - мышка, подносящая бокал кошке и кошка, баюкающая мышку. Папирус, 19 династия.
Мозаика из Сирии. 450-462 гг. Chazen Museum of Art, Madison, Wisconsin.
Честь дороже жизни После очередной победы к Александру Македонскому привели воина-индуса, про которого говорили, что он может за сто шагов попасть стрелой из лука в золотое колечко. Александр попросил воина показать свое искусство стрельбы, пленный наотрез отказался и не стал стрелять даже под угрозой смертной казни. Царь приказал повесить непокорного пленника и когда солдаты, которые вели индуса на казнь, спросили у него: «Почему ты отказался показать царю свое искусство, ведь тебя убьют»? На это пленный стрелок ответил: « Я целые сутки не спал, сражался и очень устал, я боюсь, что не попаду стрелой в кольцо и лучше пусть я умру, чем опозорюсь перед царем». Воины рассказали Александру об этом, и царь приказал наградить стрелка, который так высоко ценил свою честь и отпустить его на свободу.
У галлов вошло в привычку давать в долг деньги, которые затем должны быть выплачены им в царстве мертвых, поскольку они уверены, что души людей бессмертны.
Факты В древнем мире фиолетовый цвет был редкостью. Греки знали только один способ получить фиолетовый краситель — он добывался из определённого вида морской улитки. Для получения красителя нужно было собрать и переработать огромное количество улиток, что определяло очень высокую стоимость фиолетового. На протяжении многих веков его могли себе позволить только очень богатые люди, поэтому во многих культурах фиолетовый цвет ассоциировался с монархией и властью.
Нерон и Тигрица. Иногда говорят, что единственным существом, которого любил Нерон, была тигрица. Впервые император увидел зверя на гладиаторских боях. Тигрица был более свирепой, чем три других тигра вместе взятых. Для нее Нерон построил золотую клетку, но там тигрица почти не жила. Чаще всего она находилась рядом с императором, даже во время его трапезы с гостями. Каждый, кто не мог угодить Нерону, угождал в желудок хищницы. Вот такой вот грустный каламбур.
При войнах с другими народами древние римляне нередко проводили обряд эвокации. Он заключался в обращении к богам соперника с предложением оставить этот народ и перейти на сторону римлян, которые обязуются установить необходимую службу этим богам.
Самый древний народ Земли В древнем Египте не было историков, потому что не было постоянного летоисчисления. Календарь вели только жрецы и держали его в секрете, а официально время измерялось по разливам великого Хапи-Нила и по годам царствования фараонов. Царские списки, составленные жрецами, дошли до нас с пробелами. Служители солнечного Амона были чрезвычайно образованными людьми, но они не смогли бы властвовать, если бы все люди знали столько же, сколько они. “А знали они немало. Страбон сообщает, что «эти жрецы обладали большими сведениями в науке о небесных явлениях, но это были люди секретные и несклонные передавать свои знания другим, поэтому Платон и Эвдокс, только с течением времени снискав расположение жрецов, сумели убедить этих последних сообщить им некоторые положения своих учений; тем не менее варвары скрыли большую часть своих знаний». На рубеже IV и III веков до н. э. верховный жрец из Галиополя Манефон написал на греческом языке не дошедшую до нас «Историю Египта». По некоторым данным, он располагал «записями бога Тота», начиная с 30627 года до н. э. Историк Византии Снеллиус упоминает в своих трудах «Древние хроники»; их вели египетские жрецы в течение 36525 лет. Диоген Лаэртский сообщает, что «начинателем философии, хранимой жрецами и пророками, был Гефест, сын Нила; от него до Александра Македонского прошло 48863 года… А от магов до падения Трои… прошло 5000 лет… от Зороастра до переправы Ксеркса прошло 6 тысяч лет» (Зороастр -древне-иранский религиозный реформатор, чью религиозную деятельность различные источники относят к периоду от начала X до начала VI века до н. э. Знаменитая переправа Ксеркса через Геллеспонт во время греко-персидских войн датируется 480 годом до н. э.). Современные ученые установили, что сообщение Диогена, в свою очередь, базируется на египетских летописях, с коими мог быть знаком и Снеллиус. Теперь невозможно проверить, насколько правдивы Манефон, Снеллиус и Диоген, но если их даты верны, то, значит, и письменность в Египте по
Фрагмент росписи гробницы Неферкара Сетепенра Рамсеса IX