Другие записи сообщества
Антоний покончил с собой 1-го августа 30 г. до н.э. Клеопатра последовала в Аид за своим возлюбленным двенадцатью днями позже. Но будет интересно узнать, что последние дни Антония и Клеопатры стали примером, образцом "пира во время чумы", когда в отчаянии перед неминуемой смертью люди пытаются "спрятать голову в песок", уйти от реальности, предавшись развлечениям и разврату. Именно это и случилось с ними. Силы Антония были разгромлены при Акции, Октавиан надвигался со всей несокрушимой мощью римской армии на Египет. Хотя поначалу были надежды сдержать натиск победителя при Акции, но, когда царь Ирод перешёл на сторону Октавиана с несколькими легионами и когортами, а вслед за ним - и другие цари, стало понятно, что дни Антония и Клеопатры сочтены. И вот тут-то началось! Антоний решил, что если и помирать, так с музыкой... "Но ни одна из этих вестей нимало его не опечалила, напротив – словно радуясь, отрекся он от всякой надежды, чтобы вместе положить конец и заботам, бросил свое морское пристанище, которое называл Тимоновым храмом, и, принятый Клеопатрою в царском дворце, принялся увеселять город нескончаемыми пирами, попойками и денежными раздачами. Сына Клеопатры и Цезаря он записал в эфебы, а своего сына от Фульвии, Антулла одел в мужскую тогу без каймы*, и по этому случаю вся Александрия много дней подряд пьянствовала, гуляла, веселилась". (Piut., Ant., 71) *...записал в эфебы ... – Греческий акт совершеннолетия; ...одел в мужскую тогу без каймы ... – Знак римского совершеннолетия. Но, что самое главное, Антоний создал первый в истории клуб самоубийц, на девятнадцать веков предвосхитив замысел подобных клубов эпохи модерна! "Вместе с Клеопатрой они распустили прежний «Союз неподражаемых» и составили новый, ничуть не уступавший первому в роскоши и расточительности, и назвали его «Союзом смертников». В него записывались друзья, решившиеся умереть вместе с ними, а пока жизнь их обернулась чередою радостных празднеств, которые они задавали по очереди". (Piut., Ant., 71)
Менандр (342 - 293/292 г.г. до н.э.) - один из крупнейших древнегреческих драматургов, комедиограф. Учился он у Феофраста, ученика Аристотеля и выдающегося древнегреческого ученого, был дружен с философом Деметрием Фалерским, промакедонским правителем Афин (317 - 307 г.г. до н.э.). Менандр вел насыщенный и беззаботный образ жизни, был большим острословом и любил женщин. Написал он 108 комедий. В театральных состоязаниях ему не всегда удавалось одерживать победу, часто он уступал даже менее даровитым поэтам, но относился к этому с юмором. Всю жизнь он прожил в Афинах, хотя его много куда звали и сулили роскошную жизнь.
Немного о триумфах. К середине I н. э. и все остальные главные военные почести - триумфы, победные титулы, монументы - стали исключительно привилегией императора или "наследных принцев", то есть тех, кого правитель рассматривал как предполагаемого преемника своей власти. Полководцы удостаивались в лучшем случае так называемых триумфальных украшений (ornamenta или insignia triumphalia), которые включали статую полководца увенчанную лавровым венком, одежду триумфатора, пурпурную, расшитую золотом тогу и тунику, украшенную золотыми пальмовыми ветвями. В 19 году до н. э. Конелий Бальб, проконсул Африки, стал последним командующим, получивший триумф (Плиний Старший. Естественная история. V. 36.) В дальнейшем триумфа удостаивались только сами императоры или члены их семей.
Великие гладиаторы. Коммод. Мало известный факт, и, тем не менее, факт исторический. Коммод – первый гладиатор императорского происхождения. Коммод обладал отличными популистскими и ораторскими склонностями, благодаря которым, он стал популярным в народе, уже начиная с детского возраста. Однако, чем старше становился юноша, тем меньше притягивали его государственные дела и жизнь подданных, и тем больше завлекали его сети разврата и различных развлечений. В императоре начала проявляется незаурядная жестокость, всё время его правления сопровождали убийства и казни. Коммода по праву сравнивают с Нероном, ибо ни в развратности, ни в жестокости Коммод не уступал Нерону. Молодой император содержал огромный гарем, в котором по мимо молодых женщин (которых, кстати говоря, было больше сотни) и ещё больше было молоденьких мальчиков. Коммод любил носить женское одеяние и нередко позволял себе игры с подданными, он воображал себя и препарировал живых людей. Он был первым императором, позволившим себе самому предстать на поле боя в роли гладиатора, хотя для императорской крови это считалось – infamia, высший позор. По данным многих современных Коммоду авторов, он был отличным гладиатором, искусно убивал животных, при этом не только не считал, что должен стесняться такого, мягко говоря «не императорского» развлечения, но и любил демонстрировать свои достижения в боевом искусстве подданным. Император Коммод был до крайности педантичным и всегда водил за собой писаря, которому было приказано фиксировать, что говорит и делает император. Благодаря этому, нам доподлинно известно, что Коммод был участником 735ти битв. Помимо этого, император придерживался веры в самые жестокие восточные языческие культы и даже перевоплощался одеянием в бога Анубиса. Требовал от подданных своего обожествления, идеализирования и приказывал убивать их за неповиновение. В итоге, как и все тираны, был повержен в результате коварного заговора против него.
Единственный человек и друг Цезаря У Цезаря был единственный человек и друг, которому он доверял: это его лекарь. Более того, если болел, лекарства принимал только когда лекарь собственноручно подаст ему. Однажды, во время когда Цезарь не очень хорошо себя чувствовал, он получил анонимную записку: «Бойся самого близкого друга, своего лекаря. Он хочет тебя отравить!» А через некоторое время пришел лекарь, и подал Цезарю лекарство. Цезарь подал другу полученную записку и, пока тот читал, выпил до капельки лекарственную смесь. Лекарь застыл в ужасе: - Повелитель, как мог ты выпить то, что я дал тебе, после того как ты прочел это? На что Цезарь ответил ему: - Лучше умереть, чем усомниться в своем друге!
У римлян было мало личных имён — примерно 70, из которых реально использовались порядка 20. В записи они сокращались до 1-3 букв. Например, имя Публий сокращалось до P., так как других распространённых имён на эту букву не было, и все понимали, что имеется ввиду.
Откуда произошло слово "монета"? Римская богиня Юнона имела титул Монета, что в переводе с латыни означает "предостерегающая" или "советница". Возле храма Юноны на Капитолии находились мастерские, где чеканили металлические деньги. Именно поэтому мы называем их монетами, а в английском языке от этого титула произошло общее название денег - "money". Кстати, первоначальное значение слова "монета" вступает в силу, когда мы подбрасываем ее в поисках совета.
Популярное выражение «вернуться в родные Пенаты», означающее возвращение в свой дом, к домашнему очагу, правильнее произносить по-другому: «вернуться к родным Пенатам». Дело в том, что Пенаты — это римские боги-хранители домашнего очага, и каждая семья обычно имела изображения двух Пенатов рядом с очагом.
Римляне еще в античности широко применяли механические "миксеры". В пекарнях были специальные машины для вымешивания муки: в большую цилиндрической формы кадку для теста вставляли вращающийся столб с тремя лопастями, а в стенках кадки проделывали два узких и глубоких отверстия, куда вставлялись крепкие палочки. Столб вращался с помощью рычага-рукоятки, укрепленной в верху него; лопасти вымешивали тесто, в то время как боковые палочки непрерывно сбрасывали налипавшие на эти лопасти липкие кусочки теста. В больших пекарнях такую "машину" приводил в движение осел, в мелких пекарнях - работники-люди.
Гоплиты этрусков Тактика гоплитов впервые появилась в Древней Греции в 675 году до нашей эры. В Этрурии эта тактика появилась примерно в 600 году — это подтверждают многие художественные произведения того времени. Дионисий Галикарнасский сообщал, что этрусские города Фалерии и Фесцеленпий изготовляли снаряжение гоплитов даже после того, как были завоеваны Римом: "В мое время и Фалерни и Фесцеленпий жило мало римлян... эти города сохранили большинство своих прежних промыслов, среди которых многие были позаимствованы у греков. Например, в обоих городах изготавливали арготические щиты и копья". Из Этрурии новая тактика ведения воины распространилась в Рим и в другие государства Лация. Этот факт хорошо известен античной традиции: "В старые времена римляне попользовали прямоугольные щиты. Этруски сражались в фаланге и использовали бронзовые щиты. Римляне были вынуждены перенять у этрусков тактику ведения воины и благодаря этому Рим смог победить" (Диодор). "Римляне восприняли тактику ведения боя в плотном строю от этрусков, которые всегда сражались, выстроившись в фалангу" (Атеней). "Этруски не знали манипул, но сражались в фаланге и использовали бронзовые щиты. Нам пришлось позаимствовать вооружение и тактику у этрусков, и благодаря этому римляне смогли победить даже те народы, что также использовали фалангу" (InediUim Vaticanum). Даже Ливий знал об этом, упоминая, что прежде римляне пользовались круглыми щитами и сражались в фаланге.