В работе с бронзой этрускам не было равных. Это признавали даже греки. Они коллекционировали некоторые предметы этрусской бронзы. Бронзовые сосуды, особенно для вина, часто повторяли греческие формы. Из бронзы делались черпаки и сита. Некоторые изделия украшались барельефами, ручки имели форму головок птиц или животных. Из бронзы делались канделябры для свечей. Сохранилось также большое количество жаровен для благовоний. Среди прочей бронзовой утвари встречаются крюки для мяса, тазы и кувшины, треножники для котлов, чаши для возлияний, подставки для игры коттабос.
Другие записи сообщества
Совет вождей племен бронзового века, живших на территории совремнной Тюрингии, Германия. 2300-1600 годы до н.э. Рисунок Karol Schauer
Римские войска в битве при Каннах Причину поражения римлян в битве при Каннах следует рассматривать в первую очередь исходя из тактических ошибок, допущенных римским командованием. Еще в IV веке до н.э. римляне отказались от фаланги и перешли к боевым порядкам, расчлененным по фронту и в глубину (манипулярный боевой порядок). Основной тактической единицей римской армии стал легион. Его боевой порядок с III века до н.э. строился в три линии по 10 манипул в каждой. Для боя манипулы строились с интервалами, равными длине их фронта (до 20 м), располагаясь в шахматном порядке. Дистанция между линиями составляла до 90 м. Легион действовал на фронте 600 - 800м. С фронта его прикрывала легкая пехота, а с флангов - конница. Расчленение легиона на манипулы значительно повысило его боевые возможности. Создались условия сражаться на пересеченной местности, маневрировать, наращивать усилия из глубины, вести преследование. При Каннах проверенная временем тактика была отброшена. В ходе Второй Пунической войны (218 - 201 гг. до н.э.) карфагенская армия под командованием Ганнибала, преодолев Альпы, вторглась в Италию и нанесла римлянам ряд поражений. 2 августа 216 г. до н.э. у городка Канны произошло решительное сражение между римской (86.000 человек) и карфагенской (50.000 человек) армиями. Командующий римской армией консул Т.Варрон отказался от испытанного манипуляционного боевого порядка и решил разгромить противника фронтальным ударом тесно сомкнутых масс пехоты. Он построил легионы в плотный и глубокий (36 шеренг) боевой порядок, занимавший по фронту 2 км. Впереди действовала легкая пехота (8.000 человек), а на флангах - конница (6.000 человек). Следовательно, римская армия практически возвратилась у изжившему себя строю фаланги, утратив возможность маневра. Ганнибал же построил боевой порядок в форме подковы, обращенной выпуклой стороной к противнику. В центре размещалась пехота (до 20.000 человек), построенная в десять шеренг, а на флангах, уступом назад, - ударные группировки отборной пехоты по 6.000 каждая и конница (10.000 человек). Легкая пехота (8.000 человек) прикрывала фронт армии, скрывая от римлян ее построение. С началом сражения тяжелая масса римских легионеров потеснила центр карфагенян, но прорвать его не смогла. Тем временем сильные фланговые группировки Ганнибала вышли на открытые фланги римлян, а его конница, разгромив римскую, атаковала их с тыла. В результате умело осуществленного Ганнибалом двустороннего охвата римская армия была окружена. Зажатые на ограниченном пространстве римские легионы к исходу дня были уничтожены. На поле сражения пало 48.000 римлян. До 10.000 человек было взято в плен. Потери карфагенской армии составили 6.000 убитыми.
Ночной Луксор. Древний Египет
Ганнибал Барка приказывает войскам выступить в поход. Рисунок Sandra Delgado
Из ’’Метаморфоз” Овидия кипрский Пигмалион запомнился нам не как царь, а как скульптор. Глядя на распутство кипрских женщин, Пигмалион решил никогда не жениться и жил уединенно, посвятив себя искусству. Тем не менее он мечтал об идеальной женщине и в соответствии со своими представлениями создал ее из слоновой кости. Ни одна из живых женщин не могла сравниться с ней. В своем одиночестве Пигмалион влюбился в нее, он приносил статуе дары, украшал ее драгоценностями и одевал ее, как живую. Однажды, в праздник богини Афродиты, Пигмалион принес богатую жертву на алтарь ее храма и высказал робкую просьбу: если возможно, сделать прекрасную статую его супругой. Нет ничего не возможного для богини красоты и любви (разумеется, если это в пределах ее компетенции), и Афродита доказала это: когда Пигмалион вернулся домой, статуя ожила. В браке Пигмалиона и Галатеи (так назвал Пигмалион свою супругу) родилась дочь по имени Пафос. По одной из версий, город Пафос на юго-западном побережье Кипра (он существует и сейчас) был назван в ее честь.
Цезарю подносят голову Помпея Царские советники решили, что, приняв Помпея, они поставят себя в опасное положение перед Цезарем, и распорядились убить его. Когда в начале октября по следам Помпея в Александрию прибыл Цезарь, ему поднесли отрубленную голову в качестве подарка. По преданию, Цезарь, не знавший о судьбе своего врага, заплакал при её виде, а затем распорядился о достойном погребении.
Легкая баллиста на треноге
Одной из наиболее сильных черт римской армии считается отлично организованная подготовка командных кадров. Каждая манипула имела двух центурионов. Одним из них обычно был ветеран, выслужившийся из солдат. Другим — «практикант» из сословия всадников. В дальнейшем, последовательно пройдя все должности в пехотных и кавалерийских подразделениях легиона, он мог стать легатом.
Фреска с потолка «Гробницы ныряльщика». Греция, Пестум. Около 470 года до н.э.Paestum Archaeological Museum
Фреска с потолка «Гробницы ныряльщика». Греция, Пестум. Около 470 года до н.э. Paestum Archaeological Museum. Иногда римляне любили расширить объемы своих помещений. Они расписывали всю стену так, как если бы это было огромное окно или как если бы это был выход в сад. Иногда все четыре стены в комнате могли быть расписаны пейзажем, изображающим некий сад, или городским пейзажем; это могли быть просто изображения домов, якобы видных напротив из окна. Кроме фресок, в Греции и Риме была очень распространена мозаика — и, кстати, некоторые греческие фрески известны нам не в живописных, а именно в мозаичных копиях. Они более долговечны, но, конечно, гораздо менее точны.