Другие записи сообщества
«Христианская Дирцея в цирке Нерона». 1898 г. Г.С. Семирадский Национальный музей, Варшава Сюжет картины был взят художником из книги «Антихрист» французского писателя и историка Эрнеста Ренана, который ссылался на свидетельства римских авторов. Исторически он соответствует 60-м годам I века нашей эры — второй половине правления римского императора Нерона, когда начались гонения на последователей христианства. Тех, кто исповедовал эту религию, приговаривали к смерти, как покушающихся на государственный строй. Одним из «театрализованных» видов казни римлянок-христианок было привязывание их к свирепому быку, которого гладиаторы гоняли по арене цирка — в результате женщина погибала вместе с быком. Такой жестокий способ казни был навеян древним мифом, который встречается в разных вариантах. Нимфа Антиопа, которая была женой фиванского царя Лика, была соблазнена Зевсом (в древнеримской версии — Юпитером) и родила от него двух сыновей — Зефа (также встречается написание "Зет" или "Цет") и Амфиона. За свою неверность Антиопа была отвергнута Ликом и заключена под стражу. Зеф и Амфион были брошены на произвол судьбы, но их подобрали и вырастили пастухи. Тем временем Лик женился на Дирке (Дирцее), которая стала жестоко обращаться с Антиопой. Во время праздника, в качестве принесения жертвы Вакху, Дирка хотела привязать Антиопу к рогам свирепого быка и отпустить его. Про это узнали сыновья Антиопы, которым удалось освободить свою мать. Вместо неё они привязали к быку Дирку (Дирцею), которую постигла та страшная смерть, которую она готовила Антиопе Николай Михайловский в своей статье «Четыре художественные выставки» (1898) приводит описание этой картины из каталога VI выставки Санкт-Петербургского общества художников: «Сюжет картины заимствован из сказаний Климента Римского и Гигина. Эпизод появления на арене цирка неукротимого быка с привязанной к нему молодой христианской девушкой должен был напомнить собой такую же казнь, какой подвергалась мифическая царица Дирцея по
Бронзовый шлем коринфского типа. Южная Италия. 500–490 до н.э.
Римский Вексиллум Начнем с региона, откуда происходит вексиллум, давший название сегодняшней науке о знаменах и флагах. Предшественники современных флагов, таких, которые мы знаем сегодня, — полотнище на древке — имели другой вид. Это были шесты с навершиями в виде резных символических фигур (без полотнища). Римские военные знаки (знамена) известны по описаниям древних авторов, которые дают в отношении времени их появления, тактического использования и, главное, формы довольно противоречивые сведения. К числу древнейших военных знаков они единодушно относят орла — наиболее распространенную древнюю эмблему победы, которой способствуют боги. В Древнем Риме орла называли «птицей Юпитера», а Юпитер, как известно, у римлян был верховным божеством. Римский писатель Плиний Младший сообщает, что ко времени Пунических войн (III—II в. до н. э.) в римских легионах, кроме орла, в качестве значков использовались также фигуры волка, минотавра (мифического чудовища в виде человекобыка), вепря и лошади. Римский полководец и консул Марий, при котором завершился переход от ополчения к профессиональному войску, в I в. до н. э. ввел в качестве единого знака легиона аквилу — знаменитого римского орла. В период Республики он изготовлялся из серебра, в эпоху Империи — из золота. Известно, что император Траян, правивший в 98—117 годах, при котором Римская империя максимально расширила свои границы, в конце I века ввел знамена из ткани в виде драконов. Причем особую роль играли императорские драконы, окрашенные в пурпурный цвет. Производство пурпура (особой краски из пурпуроносных улиток) в Римской империи было прерогативой государства, за изготовлением изделий из пурпурной ткани тщательно наблюдали императорские чиновники. Военное знамя римлян На основе сообщений Аммиана Марцеллина и других древних историков, ученые сделали обобщение существующих к IV веку нашей эры римских военных знаков: в легионах это, как правило, — орел, в когортах — дракон, отличающийся от императорского размерами и цветом, в центуриях — зна
Трире́ма (лат. triremis, от tres, tria — три и remus — весло), трие́ра (греч. Τριήρεις) — класс боевых кораблей, которые использовались античными цивилизациями Средиземноморья, в особенности финикийцами, античными греками и древними римлянами. Триремы получили свое название из-за трех рядов весел, которые, предположительно, располагались одно над другим в шахматном порядке, каждым веслом управлял один человек. Ранние триремы являлись результатом эволюции унирем — античных боевых кораблей с одним рядом весел от 12 до 25 с каждой стороны, и бирем — боевых кораблей с двумя рядами весел. Возможно, что первыми построили трирему финикийцы. Являясь самым быстрым и маневренным боевым кораблем, трирема доминировала в Средиземноморье с 7-го по 4-й век до н. э., пока не появились более крупные боевые корабли квадриремы и квинквиремы. Триремы играли важную роль в Греко-персидских войнах, в становлении морской империи Афин и ее падении в результате похода на Сицилию и Эгоспотамского сражения.
Законы Хаммурапи Свод законов Хаммурапи (или Кодекс Хаммурапи), созданный Хаммурапи в конце его правления (приблизительно в 1750-х годах до н. э.) является одним из древнейших законодательных памятников. Сохранился в виде клинописной надписи на чёрной диоритовой стеле, найденной французской археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901—1902 годах в Сузах (территория древней Месопотамии) территория современной провинции Хузестан в Иране. Современные издатели делят свод на 282 статьи (37 статей, как полагают многие, были стёрты ещё в древности, но частично восстановлены по глиняным табличкам, найденным в различных местах, в частности в библиотеке Ашшурбанипала). Законы выбиты клинописью на обеих сторонах столба на классическом вавилонском диалекте аккадского языка. В эпоху Хаммурапи этот стиль письма употреблялся обычно в скульптурных произведениях и официальных надписях, тогда как частные деловые документы и переписка этого времени производилась при помощи древне-вавилонского курсива, очень сходного с ассирийской клинописью. В верхней части столба изображен сам Хаммурапи, стоящий в молитвенной позе и получающий законы из рук бога солнца Шамаш (по другой версии, на стеле изображен бог Мардук), сидящего на троне. Часть текста законов была сбита и может быть частично восстановлена по другим источникам (например, цитатам законов на глиняных табличках). Скорее всего, что целью создания стелы было торжественное заявление перед подданными о вступлении в силу содержащегося в ней законодательства, а не предоставление её для всеобщего использования. Для судебной практики, вероятно, законы воспроизводились в виде глиняных плит. Законы Хаммурапи непосредственно вытекают из шумерской правовой традиции и являются одним из важнейших источников для изучения права и социально-экономического устройства Месопотамии того времени. В центре внимания законов хозяйственные, экономические и семейные отношения. Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается
Индия и западный мир Александр Македонский (356-323 до нашей эры) был одним из первых влиятельных людей, который развил взаимоотношения Индии с западным миром. После его смерти эти связи возродились только после того как в одной из гаваней Калькутты бросил якорь знаменитый португальский исследователь востока Васко да Гама (1460-1524).
Когда веттоны впервые пришли в римский лагерь и увидели каких-то центурионов, которые ходили взад и вперед по улицам только ради одной прогулки, они сочли их сумасшедшими и стали показывать дорогу к палаткам, думая, что те должны либо сидеть спокойно, либо сражаться.
Катафракты и клибанарии Тогда как большинство римских конных частей могло действовать в качестве легкой конницы, имелось несколько частей ударной тяжелой кавалерии. Тяжелые всадники носили название катафрактов. Название происходит от слова cataphracta, которое постоянно использует Вегеций, описывая доспехи различных типов: пехотных, конных и даже слоновьих. Некоторые их тяжелых частей получили известность под названием clibanarii. Аммиан, например, описывает тяжелую конницу, вооруженную копьями как «конница катафрактов (которую также называют клибанариями)». Тот факт, что термины cataphactarii и clibanarii использовались довольно свободно и часто были синонимами, ставит в тупик многих современных исследователей. В действительности же различие между теми и другими заключалось не столько в вооружении и доспехах, сколько в происхождениии. Equites cataphractarii впервые появились в составе римской армии во II веке до н.э. при Адриане. Они создавались по образцу сарматов, поэтому использовали чешуйчатые доспехи и сегментные шлемы. Вооружались катафракты длинным копьем, которое приходилось держать двумя руками, поэтому щитов у них не было. Кони катафрактов могли нести доспехи. В некоторых литературных источниках конские доспехи упомянуты, в других — нет. Монументальное искусство тоже не дает четкого ответа на этот вопрос. На колонне Траяна сарматы изображены скачущими на конях в доспехах, тогда как на надгробьях воинов их Equites Cataphractarii Pictavenses и Equites Cataphractarii Ambianses сами воины изображены в доспехах, а кони нет. Так или иначе, катафракты были родом тяжелой конницы, несли тяжелые доспехи и были вооружены длинным копьем. Этим они отличались от более легкой обычной конницы, вооруженной легким копьем и дротиками. Многие сарматы осели в Галии, где получили землю за свою службу в армии. Любопытная деталь, большинство известных частей катафрактов носят галльские или кельтские названия: Biturigenses, Ambianses, Albigenses, Pictavenses. Эти названия позволяют предположить, что
Почему Януса считают двуликим и так изображают его художники и ваятели? У Плутарха на этот счет имеется две версии: по первой версии, Янус был эллин из Перебии, а переселившись в Италию и живя там с местными варварами, перенял их язык и обычаи. По второй версии, которую Плутарх считает более правдоподобной, потому, что Янус убедил италийцев, питавшихся дикими растениями и не знавших законов, изменить образ жизни, заняться земледелием и ввести у себя государственное устройство, потому-то на монетах и стали изображать с одной стороны законодателя о двух лицах (за устроенные им перемены).
Вооружение Вооружение византийской армии сформировалось под влиянием римской военной традиции, значительно дополнившись ближневосточными образцами оружия и доспехов ввиду тесного взаимодействия культур. Также византийское оружие испытывало сильное влияние со стороны Европы (в частности, Италии) и турок-османов. Так, с течением времени были заимствованы кавалерийские булавы и композитные луки. Тем не менее, вооружение византийцев имело и собственные оригинальные черты. Характерной чертой византийских доспехов были птеруги (кожаные полосы на плечах и поясах). В XII—XIII вв. самым распространённым доспехом была кольчуга, хотя византийские воины продолжали носить ламеллярные и чешуйчатые панцири. С течением времени позднеримские образцы ламеллярной брони претерпели значительные изменения и приобрели самобытные оригинальные черты. Под доспехи обычно надевалась шерстяная или хлопковая одежда. Мечи были самых разных типов: воины использовали мечи прямой и изогнутой формы, одноручные и двуручные. Типичные римский гладиус в VII веке был вытеснен длинным мечом спатой, которым сражались как пехотинцы, так и всадники. К X веку был известен другой тип меча изогнутой формы, применявшийся кавалеристами. Мечи носили на поясном или наплечном ремне. Пехотинцы и всадники использовали длинные копья для ближнего боя и короткие дротики для метания. Пехотное копьё контарион в X веке достигало 4-4,5 метра в длину, менаулион — 2,7-3,6 м. Тяжеловооружённый пехотинец-скутат был облачён в пластинчатый ламеллярный панцирь-клибанион, защищён овальным щитом-скутумом и шлемом, а сражался длинным копьём, тяжёлым мечом-спатой или лёгким однолезвийным мечом-парамерионом. Наручи и поножи, использовавшиеся для дополнительной защиты, были редкостью. Щиты делались из мягкого и лёгкого дерева. До конца XIII века большинство щитов имело продолговатую каплевидную форму. Мечи были аналогичны западноевропейским. Пельтасты (промежуточное звено между тяжёлой и лёгкой пехотой) были вооружены дротиками, копьями и мечами и защищались круглыми щитами. Доспехи их состояли из стёганой куртки. Лёгкие пехотинцы-псилы были вооружены лишь луками или пращами. Пехота византийской армии периода упадка теряет свои боевые качества, основная часть пехотинцев лишается тяжёлого вооружения. Основным доспехом легкой пехоты был кожаный панцирь. Катафракты, основной вид византийской тяжёлой кавалерии, были облачены в прочные панцири, дополненные шлемами, наручами и поножами и сражались копьями, луками и мечами. Дополнительно всадники-катафракты были защищены щитами различной формы. Лёгкие кавалеристы не носили доспехов и были защищены лишь щитами. В бою они пользовались мечами, копьями, луками и дротиками. Некоторые тяжёлые конники имели булавы. Солдаты наёмных подразделений (конных или пеших) вооружались соответственно своей военной традиции.