Польские рыцари в Святой земле. Сведения о польских крестоносцах в Палестине очень скупы. Но понятно одно: в Польше в то время не было такого религиозного подъема, как во Франции или Италии, Германии. В начале XII века Польша была слабо христианизированной страной. У христиан-поляков были языческие враги на севере и на востоке. Лесные племена балтийских племен, совершавшие грабительские набеги и укрывавшиеся потом в своих чащах. В XII и XIII веках магнаты и рыцари с Вислы обычно предпочитали экспедиции против языческой Пруссии, что было намного дешевле и - в некотором смысле - безопаснее. Это было выгоднее не только географически, но и с точки зрения польских интересов. Само папство часто соглашалось с таким решением, освобождая поляков от обязанности участвовать в крестовых походах для ведения войн со своими северными соседями. Известно, что отдельные польские рыцари приняли участие в Первом крестовом походе (1096–1099). Правда, их имена остались неизвестными истории. Во время этого похода и в последующие годы ряд городов был отбит у мусульман, в том числе Эдесса (1098 год), Антиохия (1098 год), Иерусалим (1099 год), Акка (1104 год) и Триполи. (1109). Было также создано несколько государств крестоносцев, среди которых выделялось Иерусалимское королевство. Есть известия об участии польских крестоносцев во Втором крестовом походе (1147–1149). Хронист Ян Длугош (1415–1480) написал о нескольких польских рыцарях, сражавшихся в армии немецкого короля Конрада III Гогенштауфена, в своих «Анналах» или хронике Королевства Польского (книга V). Историк, несомненно, опирался на гораздо более старые источники, к сожалению, он допустил (или переписал) много ошибок, в т.ч. при рассказе о маршруте экспедиции, утверждая, что она двигалась через польские земли (он ошибочно связал Второй крестовый поход с неудачной вооруженной интервенцией Конрада III в интересах Владислава II Изгнанника в августе 1146 года, которая не достигла своего пункта назначения). Есть и рассказ греческого летописца Иоанна Киннамоса (после 1143 - после 1195), одного из ближайших соратников византийского императора Мануила I Комнина, чьи работы сохранились до наших дней в сокращенной или незаконченной версии. Эти сведения признаны ценными многими историками. В ноябре 1147 года измотанная борьбой с сарацинами немецкая армия Конрада III, отступая после поражения при Дорилее, встретила в Ницце наступающие войска французов, чехов, поляков. К сожалению, историк нигде не упомянул имя вождя польских воинов. О дальнейшей судьбе поляков летописец ничего не написал. Возможно, они покинули Ближний Восток вместе с немецким войском осенью 1148 года после неудачной осады Дамаска крестоносцами. Второй крестовый поход обернулся для христиан поражением. Есть предположения, что польскими крестоносцами в 1148 году командовали Владислав II Изгнанник (1105-1159), вассал и зять немецкого короля Конрада III, а также сюзерены польского князя в 1138-1146 годах. После поражения христиан Владислав II поселился с частью своей семьи в закрепленном за ним королевском поместье - Саксонском Альтенбурге. Одной из причин участия в экспедиции могло быть желание снять отлучение, наложенное на него архиепископом Гнезно Якубом Онинским в мае 1146 года. Среди других аргументов в пользу участия ссыльного Пяста в крестовом походе можно назвать его феодальные обязательства перед немецким повелителем. Вместе с Владиславом II в крестовом походе участвовал его старший сын Болеслав Высокий (1127–1201), который также нашел убежище в изгнании в саксонском Альтенбурге. Позже Болеслав участвовал в походах германского короля (с 1152 г.), а затем императора (с 1155 г.) Фридриха I Барбароссы в Италию в 1154–1155 и 1158–1162 годах. Там он прославился своей храбростью и получил благоволение германского монарха. В 1163 году по соглашению Барбароссы с Болеславом IV (1122-1173) Болеслав Высокий и его младший брат Мешко получили Силезию. Первым польским крестоносцем, подтвержденным по имени и в нескольких источниках, был князь Сандомирский Генрих (1126/1133–1166). Он стал править Сандомиром, вероятно, в 1146 году, после изгнания Владислава II. В 1149 году он совершил свой первый вооруженный поход в сопровождении своего старшего брата Болеслава Кендзежавого в к Луцку. Его целью было помочь своему союзнику князю Изяславу в борьбе за киевский престол. Генрик отправился в Святую Землю с отрядом рыцарей в 1154 году. В Святой Земле Генрик присоединился к армии короля Иерусалима Болдуина III. Его мечтой было завоевать венец воина-мученика. В Палестине Генрик сражался целый год. Многие его соратники-поляки погибли от непривычного климата, от болезней, от стрел и мечей сарацин. Но сам Генрик смог уцелеть. Он вернулся в Польшу, где его рассказы вдохновили многих польских рыцарей. В стране стал расти интерес к походу в Иерусалим среди воинов-христиан. Особенно популярно среди рыцарства был рассказ битве между христианами и мусульманами того времени у стен Ашкелона в 1153 году. После возвращения с Ближнего Востока в свое княжество Генрик основал монастырь и госпиталь, куда вскоре пригласил рыцарей ордена Святого (их нынешнее полное название: Суверенный рыцарский орден Госпитальеров Св. Иоанна Иерусалимского, Родосского и Мальтийского). Стоит отметить, что это было, вероятно, первое учреждение этого ордена, а также первый орден Креста вообще в Польше. В 1166 году герцог Сандомирский принял участие в неудачной экспедиции против пруссаков, устроивших для поляков засаду на Мазурских болотах. Князь скончался от ран, полученных в боях с язычниками. По завещанию земли князя достались его младшему брату Казимиру II Праведнику (1138–1194), у которого еще не было своих владений. Другим известным участником походов польских крестоносцев в Святую Землю был Якса Мехувский, магнат Малопольского воеводства. В 1162 году во главе своей дружины он отправился на Ближний Восток, где пробыл год. Возможно, этот воин вместе с немцами и их союзниками из Византии сражался против сирийского правителя Нур ад-Дина в долине Бекаа в сегодняшнем Ливане (1163 г.). Якса, вернувшись в Польшу с представителем рыцарского ордена Гроба Господня в Иерусалиме, основал для этих рыцарей монастырь в Мехове. Это было самое первое владение ордена Гроба Господня не только в Польше, но и в Европе. В Третьем Крестовом походе участвовал рыцарь Дзержко, брат Вита, епископа Плоцкого. А в Пятом крестовом походе (1217–1221 гг.) поляки сражались против сарацин вместе с королем Венгрии Андрушем II. Это были дружины князя Казимира I Опольского (1178 / 1179–1229 / 1230). У князя была жена-болгарка. Вероятно, князь хотел помочь своим родственникам, связанным с византийским двором. По приказу Казимира I Опольского силезский рыцарь Сиецех Конрадовице должен был отправиться в поход в Святую Землю. На Ближнем Востоке польский князь подарил свои владения в Рацибуже рыцарям Святого Иоанна. Князь Казимир не слишком прославился военными достижениями в Святой Земле. Вместе с рыцарями из Австрии он победил султана Аль-Адиля в битве к востоку от реки Иордан, что вынудило последнего отступить в Дамаск. После неудачной осады мусульманской крепости на горе Фавор (расположенной на западной стороне Иордана на территории современного Израиля) крестоносцы вернулись в Акку на зиму. Больной король Венгрии, ранее получивший различные христианские реликвии, оставил войска крестоносцев в начале 1218 года и начал свое возвращение в Европу. Сам крестовый поход закончился военной катастрофой через несколько лет. Город Иерусалим был возвращен сарацинам христианами в 1229 году по соглашению между императором Фридрихом II Гогенштауфом и султаном Египта Аль-Камилем. В конечном итоге крестоносцы потеряли его в 1244 году. Антиохия пала 24 года спустя. Об участии поляков в крестовых походах напоминают восемь надгробий (одно из церкви Святого Вацлава в Радоме, три из церкви Святого Иакова в Сандомире и четыре из цистерцианского монастыря в Вонхоцке). Все они принадлежали представителям сандомирских рыцарей, живших в XII-XIII веках. Некоторые из них могли быть дружинниками князя Генрика Сандомерского или Яксы из Мехува.