Сибирское вооружение: от каменного века до средневековья. Сейминско-турбинская культура - Часть 3 И все же у сибирских воителей существовало определённое боевое построение, судя по разнообразию предметов их вооружения. Оно применялось в Сибири вплоть до XVII века. Представление об этом строе дает устная традиция: «У одного только человека была кольчуга. Его с малых лет учат стрелы отбивать. Сперва тихонько пускают стрелы, потом больше, больше. Когда он совершеннолетний станет, он уже полностью всё знает... Этот человек впереди встает. Остальные за его спиной стоят. Выглядывают и стреляют». Расположение воинов с такими «живыми щитами» впереди хорошо известно по селькупским материалам. Если несколько таких колонн составить вместе, то получится построение, которое можно условно назвать «селькупской фалангой». Надо полагать, вид панцирных воинов, показывающих чудеса ловкости, из-за спин которых во всех направлениях летели меткие стрелы и торчали острые копья, устрашающе действовал на неприятеля. Умение уходить от ударов копий и летящих стрел было распространённым искусством в воинских формированиях древности. В многочисленных героических сказаниях самых различных народов (в том числе и сибирских) говорится о богатырях, ловко ускользающих от пущенных в них стрел, — то быстро приседающих, то высоко подпрыгивающих, отбивающихся от них вёслами, палкой и другими подручными средствами. Несмотря на кажущуюся фантастичность, все эти сведения отражают реальность. Согласно документально зафиксированным опытам наших дней, с помощью определённого комплекса упражнений психологического плана можно развить собственную реакцию настолько, что она позволяет даже ловить стрелу руками, а не только уклоняться от неё. К сожалению, учеными не найдены луки сейминско-турбинского типа. Составить о них представление позволяет экземпляр из могильника Сопка-2. Могильник расположен в Центральной части Барабинской лесостепи у слияния рек — Оми и Тартаса. Он включает в себя многочисленные погребения бронзового века, оставленные людьми кротовской культуры (XVI—XIII вв. до н. э.). Её название объясняется тем, что один из наиболее характерных ее памятников обнаружен у села Кротово в Новосибирской области. Кротовские племена были вооружены очень основательно. Кроме топоров-кельтов и бронзовых ножей, они имели в своём распоряжении великолепные бронзовые кинжалы, сложные луки, лёгкие метательные дротики с бронзовыми наконечниками, мощные булавы, увенчанные каменными набалдашниками. В одном из погребений ученые нашли захоронение литейщика с типичным инвентарем сейминско-турбинского облика. Меж бронзовых изделий и каменных форм для их отливки лежали костяные накладки сложного лука. Очень похожие детали метательного оружия встречены и среди собственно кротовских материалов. Эта находка даёт нам представление о луках, применявшихся сейсминско-турбинскими воинами. С натянутой тетивой такой лук имел форму полуовала. Роговые вкладыши, на вырезы которых накидывалась тетива, помещались в специальные клиновидные прорези с обоих концов кибити (в наши дни подобный принцип скрепления деталей иногда называется «ласточкин хвост»). Позже все это стало отличительной чертой луков восточно-сибирского типа. Стремительное проникновение сейминско-турбинских племен в западном направлении по междуречью Оби и Иртыша было связано не только с превосходством оружия ближнего боя и военной организации. Достигнутый успех связан с появлением нового транспортного средства — лошади. Она позволяла очень быстро преодолевать огромные расстояния. Можно предположить, что появление лошади на полях сражений в эпоху бронзы было существенным моральным фактором успеха. Психологический шок, который вызывали эти животные, влекущие за собой грозных воинов, позволял немногочисленным летучим отрядам быстро одерживать победы над численно превосходящим врагом. В сознании людей древности победа зависела от благоволения высших сил. К эпохе развитой бронзы складываются особые религиозные представления, связанные с культом войны, и местные божества разбросанных по территории Сибири племен приобретают весьма воинственный облик, их изображения, дополненные предметами вооружения, прославляют воинскую силу и доблесть. Магические действа против неприятеля — живого или мертвого — становятся общераспространенными. Рисунки на одежде и щитах южно-сибирских воинов эпохи бронзы воссозданы по развёрткам орнаментальных поясов сосудов в той проекции, в какой они видятся со стороны его дна. Невозможно доказать, что форма щитов в Сибири в эпоху бронзы была именно круглая. В данном случае мы преследовали цель воссоздания колорита исторической эпохи. Поэтому все элементы, заключая в себе подлинный смысл орнаментальной композиции, не противоречат колориту культуры. Магическое значение круга для памятников эпохи развитой и поздней бронзы у специалистов также не вызывает сомнения. Разумеется, щиты могли быть и иной, близкой к прямоугольной и пятиугольной формам, как это изображено на оленных камнях. Такие изделия также представлены в реконструкциях. Для воссоздания цветовой гаммы в случаях, когда мы не располагали дополнительными данными, были использованы только оттенки естественных, натуральных материалов, которые мог предоставить человеку растительный и животный мир. «Сибирское вооружение: от каменного века до средневековья». Автор: Александр Соловьев (кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СОРАН); научный редактор: академик В.И. Молодин; художник: М.А. Лобырев. Новосибирск, 2003 г.