Михайловский замок В конце XVIII века романтически и мистически настроенный и увлеченный идеями европейского рыцарства российский император Павел I организует строительство в качестве своей резиденции Михайловского замка в центральной части Санкт-Петербурга на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны, в котором он родился. В подражание европейским феодальным замкам и небезосновательно опасаясь за свою безопасность, император с архитекторами придал дворцу значительные оборонительные характеристики, что не было характерно для других российских императорских резиденций XVIII и XIX веков. Так, здание дворца было со всех сторон окружено водными протоками естественного (реки Фонтанка и Мойка) и искусственного (каналы) происхождения, охраняемые мосты через которые были сделаны подъёмными и поднимались на ночь для недопущения несанкционированного проникновения потенциальных участников покушения в замок. В итоге предосторожности фортификационного характера не помогли, и император был убит в своей спальне замка изменившими монарху военными и придворными заговорщиками, имевшими законное право доступа на территорию. Михайловский замок, как и ряд других петербургских зданий эпохи Павла I (Каменноостровский дворец и соседняя Иоанновская церковь), Приоратский дворец в Гатчине, Воронцовский дворец на Садовой улице с Мальтийской капеллой при этом дворце, волей исторических событий и самого Павла I оказались действительно связаны с тогдашними остатками западноевропейского рыцарства. После изгнания атеистически настроенным Наполеоном рыцарей древнего католического Мальтийского ордена с их земель Павел I пригласил их в Россию, основал российское приорство ордена и получил титул его Великого магистра.
Другие записи сообщества
О ятагане и его происхождении. Как правило, наибольший интерес среди турецкого оружия вызывает самое экзотическое из них – ятаган. До сих пор здесь перед исследователем больше вопросов, нежели ответов. В основном всегда возникает два вопроса: откуда такая форма клинка и почему появилась такая форма рукояти. В большинстве справочных энциклопедических изданий ятаган именуется оружием, являющим собой нечто среднее между саблей и ножом. Крупнейший специалист в области восточного оружия Э. Г. Аствацатурян в одном из своих выступлений в начале 1970-х годов убедительно доказала, что ятаган не являлся оружием. Ятаганы в Турции были прерогативой янычар. Будучи силой необузданной, они были опасны даже для самих турок, живших в тех городах, где стояли янычарские гарнизоны. Это привело к тому, что в XVIII веке янычарам было запрещено выходить из ода (казарм) с оружием. Во время выходов в город им было разрешено иметь собой только нож и топорик. Нож стал увеличиваться в размерах и постепенно превратился в то, что мы сегодня называем ятаганом. Действительно, все хранящиеся в музеях ятаганы относятся к XVIII веку. Только один ятаган атрибутирован как принадлежавший Сулейману I, умершему в 1526(7?) году. Стоит упомянуть, что ятаган в переводе с турецкого языка означает длинный нож. Ятаган представляет собой нож длиной от 30 до 70 см, изогнутый на манер бычьего рога и имеющий лезвие с вогнутой стороны. Рукоять с головкой в виде сустава берцовой кости. Самый ранний аналог клинка мы находим в древней Греции. Согласно материалам археологических раскопок аналогичный клинок имела махайра. Махайры, найденные на территории нашей страны, датируются IV-III веками до нашей эры. В переводе на русский язык махайра означает жертвенный нож. Вероятно махайра появилась именно как жертвенный нож, а «лучшим оружием для кавалериста» она стала несколько позже. Аналогичную метаморфозу мы наблюдаем и в более поздние времена, например, шашка (в переводе длинный нож) стала армейским холодным оружием практически заменив саблю. Очень близким к ятагану предметом является кукри, без которого ни один гурк не может считаться полноценным мужчиной. Говоря о форме рукояти ятагана, необходимо отметить, что среди археологических находок при раскопках могильника XII века до нашей эры на острове Крит был обнаружен жреческий нож для жертвоприношений, имеющий рукоять в виде сустава берцовой кости. И вот в XVIII веке в Турции появляется нож, рукоять которого повторяет рукоять жреческого ножа, использовавшегося в этих же местах почти тридцать столетий назад. Говорить лишь о генетической памяти сложно, и поэтому возникает необходимость выяснить, не встречалась ли подобная форма в рукоятях ножей где-либо и когда-либо. При самом беглом знакомстве с археологическими материалами мы находим раздвоенные головки рукоятей на согдийских ножах I века до н. э. и на ножах Боспора V-IV веков до н. э., но практически полный аналог этой рукояти мы находим на кавказских шашках, совершенно независимо от материала, из которого они изготавливались. У племён, населяющих пространство от Средиземного моря до Кавказских гор, наиболее часто встречающийся тотем – бык (точнее – тур – ископаемый бык). Найденный на Крите древнейший жреческий нож позволяет нам предположить, что эта форма рукояти относится к жречеству культа быка. По предположениям французских исследователей Минотавр (чудовище с телом человека и головой быка) не кто иной, как царь Крита (он же верховный жрец), который во время жертвоприношений и других сакральных действий надевал маску быка – тотема своего племени. В результате извержения вулкана на о. Фера (остатки этого острова ныне именуются Санторин) в 1450 году до н. э., жители Крита начали уходить с острова, распространяя культ быка в Фессалию, Фракию, восточнее – до Индии и севернее – до Кавказских гор. Так, например, на знамени Великого Моурави Георгия Саакадзе (1580-1629) был изображён бык. Да и недаром в Грузии такой важный, можно сказать, ритуал, как возлияние, не обходиться без рога. Необходимо также отметить и культ быка в Непале у гурков. Известно, что ритуальный жреческий нож племен, связанных с культом животных из семейства кошачьих – кадж – изготавливался в форме кошачьего клыка. Таким образом, можно предположить, что форма клинка жреческого ножа для жертвоприношений в племенах, связанных с культом быка исполнялись в форме бычьего рога. Это предположение поможет объяснить появление такой формы. Янычарский корпус был религиозным войском. Это были люди, посвящённые в таинства ритуалов «танцующих дервишей», как называли бекташей, и появление у них предметов вооружения, имеющих сакральный характер вполне объяснимо.
Минутка юмора на Славный Воин | История | Оружие
Памятник Андрею Дубенскому в Красноярске. Установлен в 1997 году. Автор - В. Гирич. А. Дубенской считается основателем Красноярска.
Рейтарские доспехи, ок. 1625 г. принадлежавшие Якобу Ганнибалу II, графу Гогенему (1595—1646). Мастер: Ханс Якоб Топф, Платтнер (1605 — 1628, Инсбрук). Материалы: вороненое железо, кожа, бархат. (Императорский арсенал, зал VIII, Вена) Обратите внимание на очень пышные набедренники. Они были нужны, чтобы прикрыть такие же пышные, подбитые ватой штаны
Всадник конницы сипахов (Музей Армии, Париж)
Герб румынского города Манга́лия на берегу Чёрного моря. Мангалия является древнейшим заселённым городом Румынии. Издавна здесь жили геты. Потом пришли греки и основали колонию Каллатис в IV веке до н. э. во время правления македонского царя Аминтаса III. Во время переселения народов территория была заселена славянами.
Османское залповое оружие начала 16 века.
Кроме всего прочего вооружения янычары имели топоры с большими полукруглыми лезвиями и короткими ратовищами. Автор «Истории происхождения законов янычарского корпуса» рассказывает о неписаном законе топора, который неукоснительно соблюдался на всей территории Турции. Если прогуливавшийся по городу янычар замечал строящийся дом, он мог подойти и повесить свой топор на уже готовую стену или какую-либо конструкцию. После этого он уходил, а хозяева строящегося дома не имели права продолжать работы, пока топор оставался на доме. Они начинали собирать подарки и угощение, которые могли бы понравиться владельцу топора. Через некоторое время янычар возвращался, и, если подарки его устраивали, он снимал топор и уходил. Эти ранние формы рэкета в Турции были весьма широко распространены со стороны любого, кто имел оружие, и мог спокойно притеснять райят (простолюдинов). Янычар в парадной форме с топором 17 век. Иллюстрация: С. Летина.
Минутка юмора на Славный Воин | История | Оружие
Памятник воеводе Ивану Оболенскому-Ноготкову в Йошкар-Оле (Царевококшайске). Установлен в 2007 году. Автор А. Ковальчук. И.А. Оболенский был первым воеводой Царевококшайска