?? Пирам и Фисба. Запретная любовь, трагедия, живопись. Знакомимся с завораживающими сюжетами «С годами крепла любовь; и настала б законная свадьба, если б не мать и отец; одного запретить не умели, — чтобы в плену у любви их души пылать перестали». *** Всю жизнь Пирам и Фисба прожили бок о бок, по соседству, — в смежных домах. Как говорят, «он всех был юношей краше, предпочтена и она всем девам была на Востоке». А их чувства друг к другу крепли с ранних лет. С момента постройки в стене между домами была щель. Пирам и Фисба пользовались ей для общения. С её помощью признавались друг другу в любви. К сожалению, общение проходило против воли родителей. Пираму и Фисбе строго-настрого запретили видеться. Строго-настрого запретили любить. Однажды Пирам и Фисба решили сбежать ночью из своих домов и тайно встретиться за стенами города. Назначали место свидания подле студеного ручья у высокой шелковицы. Ловкая Фисба первой вырвалась из родительского дома, пришла на место встречи, стала ждать. Но к студеному ручью пришла воды напиться «с мордой в пене кровавой, быков терзавшая только что, львица». Фисба бегством спаслась, но обронила платок. Львица нашла его и порвала кровавой пастью. Когда Пирам пришёл на место встречи, то обнаружил не любимую Фисбу, лишь разорванный окровавленный платок. Сразу представил он самое худшее, винил в произошедшем себя. Не выдержал Пирам горя и вонзил в себя меч. Позднее Фисба вернулась на место встречи, а там погибала её любовь. Несчастная обнимала умирающего Пирама, целовала его, на её руках он испустил дух. Неописуемая печаль овладела Фисбой. Фисба «острие себе в самое сердце нацелив, грудью упала на меч, еще от убийства горячий». Такая вот трагичная история о запретной любви.
Другие записи сообщества
Музей народного деревянного зодчества "Витославлицы"
Реальные прототипы Красавицы и Чудовища
Женское пьянство в новомодных парижских тавернах XIV века⁠⁠ В 1321 году, на праздник Богоявления, утром, до обедни, жена Адама де Гонесса Марг и ее племянница Маруаза объявили, что идут в город купить требухи.
? Что такое «реприманд»? Пополняем словарный запас. «Да! Обидели человека, наврали на него с три короба и ещё ему же реприманды едут делать» — На ножах. Лесков Н. С. ? «Реприманд» (фр. réprimande) — выговор, упрёк. «Да, брось! Хорошо тебе говорить: „брось“, а сама бы попробовала слушать эти вечные реприманды. И от всех, от всех, решительно от всех. Ах ты боже мой! да что ж это такое! И мать, и Зина, и Соничка, и даже няня. Только один отец не брюзжит, а то все, таки решительно все. Шаг ступлю — не так ступила; слово скажу — не так сказала; всё не так, всё им не нравится, и пойдёт на целый день разговор» — Некуда. Лесков Н. С. ? Можно повстречать слово «реприманд» и в ином значении — непредвиденный оборот дела, неожиданность. «Послышались скорые, удаляющиеся шаги, треск хвороста — и всё смолкло… Землемер, не ожидавший такого реприманда, первым делом остановил лошадь, потом уселся поудобней на телеге и стал думать» — Пересолил. Чехов А. П. ? Выговор — Жан Жорж Вибер (1840–1902)
? «Плеяда» — это что? Пополняем словарный запас. «Представители богатства и знатности того времени находили в салонах госпожи Шевалье целую плеяду представительниц таланта, искусства, грации и красоты» — Коронованный рыцарь. Гейнце Н. Э. «Плеяда» — группа выдающихся деятелей одной эпохи на каком-либо поприще; совокупность, скопление, группа чего-либо/кого-либо. «Конечно, Майков был самый талантливый из всей плеяды поэтов того времени. Какой-то одной, нежной чёрточки не хватало его дарованию; оттого, вероятно, он и забыт так скоро и никогда не был любим, как Фет, например, который, по-моему, куда ниже Майкова» — Благоухание седин. Гиппиус З. Н. За это слово мы благодарны древнегреческой мифологии, где Плеяды — семь нимф-сестёр, которых Зевс вознёс на небо — созвездие Плеяд. «Луна и Плеяды скрылись, Давно наступила полночь, Проходит, проходит время, — А я всё одна в постели» — Сафо. Стихотворения (пер. В. В. Вересаев). ? Плеяды — Элиху Веддер (1836–1923) // Метрополитен-музей, Нью-Йорк
? Что такое «паноптикум»? Пополняем словарный запас. «Открыт паноптикум печальный Один, другой и третий год. Толпою пьяной и нахальной Спешим… В гробу царица ждёт» — Клеопатра. Блок А. А. Термин «паноптикум» происходит от др.-греч. πᾶν — «все» и ὀπτικός — «зрительный». Используется он в следующих значениях. ? Музей (собрание коллекций) неординарных и уникальных предметов, удивляющих своей необычайностью. Восковых фигур, к примеру. «Вскоре ему принадлежали все музеи, паноптикумы, панорамы, кунсткамеры и кабинеты восковых фигур в мире, не считая множества зверинцев и цирков» — Дочь великого Барнума. Куприн А. И. «В паноптикумах публика больше всего рассматривает не красавицу Клеопатру со змеей, а душительницу детей Марианну Скублинскую!» — Подходцев и двое других. Аверченко А. Т. ?(разг.) «Паноптикум» — сборище чего-либо невероятного, жуткого. ? Тип тюрьмы, в которой все камеры просматриваются из центра. При этом заключённые не знают когда за ними наблюдают, когда нет. ? Смерть Клеопатры — Jean-André Rixens (1846–1925)
? Что такое «пауперизация»? Пополняем словарный запас. «Если даже и существует накопление средств производства, тракторов и других машин, то все это происходит за счет пауперизации населения. Весь вопрос, что совершится раньше: машины осчастливят и сделают богатыми бедных людей или же бедные люди, доведенные до последнего отчаяния, уничтожат машины, дождутся или нет?» — Дневники. Пришвин М. М. Термин «пауперизация» происходит от лат. pauper — «бедный, неимущий; бедняк». ? Пикник бедняков — Отто Фрелло (1924 –2015)
? Что такое «автоним»? Пополняем словарный запас. Думается, со словом «псевдоним» знаком каждый. Сей термин означает вымышленное имя человека, а происходит от др.-греч. ψευδής — «ложный» и ὄνομα — «имя». «Автоним», в свою очередь, от др.-греч. αὐτός — «сам, он» и ὄνομα — «имя». «Автоним» — подлинное имя человека, известного под псевдонимом. К примеру, заметка проиллюстрирована работой итальянского художника, известного всем под прозвищем, связанным с его местом рождения. Караваджо (есть такой город в Италии) — псевдоним, а автоним — Микеланджело Меризи. ? Отдых на пути в Египет — Караваджо (1571–1610) // Галерея Дориа-Памфили, Рим
? Что такое «панацея» и кто такая Панацея? Пополняем словарный запас. «Это нечто, эта драгоценная панацея, от которой мы должны ожидать уврачевания всех зол…» — Помпадуры и помпадурши. Салтыков-Щедрин М. Е. «Панацея» — магическое лекарство, исцеляющее от всех болезней. Его поиском промышляли алхимики. Ныне сие слово чаще употребляется в переносном смысле. Так именуют некое средство, которое способно избавить от всех зол, разрешить все проблемы. «Панацея» происходит от имени древнегреческой богини. Панакея (Панацея) — дочь бога медицины Асклепия. Она — богиня, персонифицирующая исцеление. Панакея (др.-греч. Πανάκεια) — «всеисцеляющая». ? Панацея — Dilyana Bozhinova
? Отдых на пути в Египет. Караваджо и чудесный ангел с чёрными крыльями Царь Ирод, прознав о рождении «Царя Иудейского» (Иисуса Христа), испугался возможной потери власти. Ирод разгневался и приказал избить в Вифлееме (и в пределах его) всех младенцев от двух лет и ниже. Посему, по велению ангела, Иосиф с женой своей Девой Марией и младенцем Иисусом отправились в Египет. Как поговаривают, на пути они стали свидетелями и участниками многочисленных чудес. Как-то раз Иосиф с Марией остановились отдохнуть во фруктовой роще. Младенец Иисус попросил деревья нагнуть ветви. Благодаря этому Иосиф сумел достать плоды, путники утолили голод. Родниковая вода по веленью младенца Иисуса излилась из древесных корней. Родители сумели напиться водицы. И животные также утолили жажду. Сей отдых Святого семейства мы и наблюдаем на картине Караваджо. К слову, «бегство в Египет» — популярная тема в изобразительном искусстве. Внимательные люди подмечают следующие любопытные детали на картине Караваджо. Ангел играет мотет в честь Мадонны (Quam pulchra es), сочинённый Ноэлем Баулдевейном. Поза ангела похожа на позу Порока с картины «Геркулес на распутье» Аннибале Карраччи. В коей, возможно, Караваджо и нашёл вдохновение. Можно задаться вопросом: почему у ангела чёрные крылья? Возможно, в этом и кроется некий потаённый замысел художника. Но более вероятно, ничего эдакого в чёрном цвете крыльев нет. Точного, правильного, исконно верного описания внешнего вида ангелов мы не имеем. Художники же и иконописцы изображали оных достаточно разнообразно. Ангельские крылья писались всеми цветами доступной палитры.