Своим названием Колпачный переулок на Хохловке в Москве напоминает нам о располагавшейся здесь в незапамятные времена ремесленной слободе. В ней жили мастера, делавшие колпаки - мужские головные уборы, высокие и с отворотами. Для людей богатых и знатных колпаки шились из шелка, бархата, атласа, с узорами из золотых нитей и драгоценных камней. Щеголи любили пришивать к шапкам ювелирные украшения, брошки и дорогие пуговицы. А позднее колпаки стали атрибутом преимущественно крестьянского костюма. По материалам: Имена московских улиц. Топонимический словарь (2007). Фото: Колпачный переулок, 1913-1914 гг.
Другие записи сообщества
Археанакт Великий - архонт и основатель Боспорского царства в 480 — 470 до н. э. годах. Основные сведения об Археанакте содержатся в труде Диодора Сицилийского. Предки Археанакта по разным сведениям происходили из городов Милет или Митилена (о. Лесбос). Предполагается, что Археанакт был сыном Семандра. Благодаря высокому статусу семьи со временем становится архонтом Гермонассы. Большинство исследователей считают, что Археанакт сначала занимал должность жреца этого бога. Благодаря этому к 480 году до н. э. сумел провести объединение и стать архонтом всего Боспора, став религиозным лидером боспорского амфиктония (городов Гермонасса, Тиритака, Корокондама, Пантикапей, Фанагория, Мирмекий, Кепы и Порфмия) вокруг храма Аполлона. Имел незаурядные военные таланты и победы в войнах с окружающими племенами синдов. Со временем Археанакт переносит столицу в колонию Пантикапей, который начинает активно развивать. Начал усиление своей власти и централизацию учитывая опасность со стороны скифов Крымского полуострова. Вместе с тем вынужден был учитывать влияние сборов демоса и местных знатных родов. Где-то в середине 470-х годов до н. э. заключил с западными синдами антискифский союз. Начал чеканить собственную серебряную монету с надписью APOL (в честь Аполлона). Способствовал экономическому подъёму боспорских городов, установив союзническую отношения с Афинами и Делосским морским союзом, образованным в 478 году до н. э. Это способствовало мирному прохождению боспорских судов Дарданеллами в Малой Азии (в частности ионийских городов) к непосредственно Элладе.
ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА Янтарная комната или «кабинет» - уникальный и единственный в истории пример использования янтарного материала в монументальной работе. Как известно, янтарь очень капризен и неустойчив, его «парадный вид» слишком зависит от температуры и влажности. Сразу же после установки этого янтарного чуда вначале в Зимнем дворце для обслуживания янтарного кабинета был выделен специальный смотритель. Три крупные реставрации были проведены только в одном 19 веке, а уж мелких ремонтов никто не считал. Янтарь – это слезы сестер Гелиад по поводу смерти брата – Фаэтона, легенда о котором известна своей аллегорией дерзости и гордыни. Боги, сжалившись над безутешными сестрами, превратили их слезы в капли янтаря. С конца 17 века это «золото» Балтики активно использовалось в качестве драгоценного материала, с ним напрямую связан и расцвет прусского искусства этого периода. Янтарным «центром» в Европе владели курфюсты Брандербургские. Жена одного из них, коронованного впоследствии как Фридрих I, София-Шарлотта и считается «автором» идеи янтарной комнаты. Во всяком случае, именно в ее замыслы входило обустроить свою резиденцию янтарем. Начались работы, но через 8 лет заказчица умирает, а ее супруг вознамеривается увеличить проект до целой янтарной галереи в Ораниенбурге, где при одном из своих визитов готовые панели из янтаря увидел Петр I. Историками отмечается восхищение Императора и его желание иметь подобное у себя в Санкт-Петербурге. Сын Фридриха, Фридрих-Вильгельм, известный своей практичностью не хотел продолжать бесполезные и дорогостоящие проекты родителей и решил воспользоваться готовым в дипломатических целях. Он дарит в 1716 году янтарные панели для кабинета Петру I по поводу заключения с Россией союза. Пораженный Император российский делает ответный подарок - в Пруссию отправляются 55 гренадер-исполинов и кубок из слоновьей кости, сделанный самим Петром. Что именно собирался делать Петр с этим янтарным чудом точно неизвестно, но лишь при Елизавете янтарный кабинет приказано обустроить в Зимнем дворце. Так в 1746 году появляется комната для официальных приемов в Зимнем, а с 1755 она перебирается в новый Большой дворец в Царском Селе. Интересно, что переносят янтарные панели кабинета в бережно упакованных ящиках вручную из Петербурга за город. Однако выделенный для устройства янтарной комнаты зал оказался слишком большим по размерам, потому комната дополнительно украшается резьбой и зеркалами, а места «нехватки» затягиваются холстами и расписываются «под янтарь». Окончательный вид янтарный кабинет приобретает при Екатерине II, на достройку кабинета уходит еще 450 кг. янтаря. В итоге три стены кабинета украшены янтарем, расположенным в три яруса. В центральном - находится аллегорическая композиция в технике флорентийской мозаики – Вкус, Зрение, Обоняние, Слух и Осязание. Такой выбор темы совсем не случаен, ведь именно янтарь наилучшим образом подходит для воплощения чувственных аллегорий. Известны его «уникальные способности» для оптических иллюзий и обмана зрения. Этот эффект янтаря умело использовали мастера интерьеров рококо. В самой янтарной комнате еще помещались также комоды русских мастеров, китайский фарфор. В витринах демонстрировалось крупнейшая в Европе коллекция янтарных изделий, в уголке стоял столик из янтаря на изящной ножке. Интерьер янтарной комнаты в основном сведен к показу янтаря, к материальной составляющей, поскольку никаких содержательных мотивов в нем особо нет. Интересно, что в обустройстве этого шедевра европейского интерьера принимало участие семь монархов, хотя испокон века величественность и великолепие имперских палат напрямую связывалось с золотом, а уж никак не с янтарем - капризным, ненадежным, трудоемким и «хлопотным» материалом. Еще одна уникальность янтарной комнаты – это ее тайна. Похищение кабинета в годы войны, последняя его демонстрация в 1944г. в замке Кенигсберга и загадочное исчезновение после войны – все это рождало нешуточные волнение и поиски, многие годы влекло к разгадке тайны и специалистов, и власти, и простых людей. К 300-летию Санкт-Петербурга всему миру предстала «обновленная», воссозданная за 24 года по чертежам и эскизам Янтарная комната, она располагается в Царскосельском дворце Екатерины. Текст подготовили: "Yitspb".
Кто ещё учился по такому учебнику?
Так непривычно смотреть на такие телефоны?
Кто угадает, что за авто на фото?
ОПЕРАЦИЯ "АВГУСТОВСКАЯ БУРЯ" Советский Союз спас мир от "решительного сражения на территории Японии" После разгрома и капитуляции гитлеровской Германии пламя мировой войны ещё продолжало бушевать в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Японская империя осталась последней державой уже погибшего союза, который развязал большую войну. Даже лишившись всех своих союзников, Япония продолжала войну. Однако лишившись своих европейских союзников, японские милитаристы оказались в полной политической и военной изоляции, а экономика уже не выдерживала возрастающее бремя войны. Но японская военно-политическая элита не собиралась сдаваться. Война на Дальнем Востоке могла продолжаться до 1946-1947 гг. и унести миллионы новых жизней. Токио был готов продолжать войну даже ценой гибели нации. Японские руководители были готовы превратить Японские острова в выжженное поле боя, использовать химическое и биологическое оружие против западных войск, которые готовились к десантной операции. Наиболее боеспособные войска, правительство, научные кадры планировали эвакуировать на материк, где японцы контролировали значительную часть Китая, включая марионеточное государство Маньчжоу-го. Таким образом, война могла затянуться и потребовать от американцев и их союзников больших усилий и жертв, а японскую нацию привести на грань гибели. Вполне возможно, что Вашингтон снова бы пошёл на атомные бомбардировки крупнейших японских центров, устроив ядерный террор. Только вступление в войну Советского Союза и великолепная Маньчжурская операция, названная на западе «Августовской бурей», привели к быстрой капитуляции Японской империи и избавили мир от новых страшных потерь. Разгром Квантунской армии и потеря военно-экономической базы в Северо-Восточном Китае и Северной Корее стали одним из главных факторов, который лишил Японию реальных сил и возможностей продолжать войну и вынудил её подписать 2 сентября 1945 года Акт о капитуляции, что привело к завершению Второй мировой войны. Положение Японии Несмотря на бесперспективность борьбы, чтобы было очевидно для многих представителей японской элиты, японцы уже во второй половине 1944 года решили начать подготовку «к решительному сражению на территории Японии». Это было вполне в самурайском духе. В начале 1945 года эта идея уже нашла воплощение в военно-политических планах японского руководства. В Токио понимали, что после разгрома Германии США и Великобритания сконцентрируют все силы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Поэтому японцы предусмотрительно предпринимали меры военного, политического и экономического характера, чтобы подготовиться к борьбе за выживание. Дело это было весьма сложное. К этому времени японская доктрина «наступать, невзирая на жертвы» оказалась полностью несостоятельной перед лицом полного военного, экономического и технического превосходства Соединенных Штатов и Великобритании. Даже одни США сильно превосходили Японию по уровню военного производства и качеству своей продукции. В развитии военной экономики Японская империя не могла угнаться за своими могущественными врагами, хотя японское правительство расходовало колоссальные средства на оборонку. Военные расходы росли из года в год. Так, если в 1941/42 бюджетном году государственные военные расходы Японии составили свыше 17 млрд. иен, то в 1944/45 они были доведены до более 73 млрд. иен, а на 1945/46 планировали потратить более 96,4 млрд. иен. Военные расходы Японии поднялись до 2/3 национального дохода страны. Японское руководство, стараясь во что бы то ни стало обеспечить военные нужды, почти полностью свернуло мирные отрасли экономики, включая старейшую и ведущую в стране текстильную отрасль. Текстильные предприятия переключились в основном на производство химикатов и частей для самолетов. Уже к середине только около трети фабрик продолжали выпускать текстильные изделия, более 40% предприятий переключились на военные нужды, а остальные простаивали. В дальнейшем производственные мощности текстильной отрасли продолжали падать. К 1944 году текстильное производство составляло всего 7% от уровня 1937 года. Всё внимание властей было сосредоточено на предприятиях, производящих уголь, нефть, сталь, алюминий, на кораблестроении и самолетостроении. Эти предприятия получили название «приоритетных». Когда положение японской экономики в 1944 г. ещё более ухудшилось, даже круг «приоритетных» предприятий сузили, сконцентрировавшись только на производстве самолетов, судов и алюминия. По мнению американских исследователей, основными причинами деградации экономики Японии в 1945 году были морская блокада и бомбардировки ВВС США. Очевидно, что морская блокада и бомбардировки японских городов нанесли вред японской экономике. Однако ущерб от воздушных ударов явно преувеличен американцами. Американские ВВС в 1945 году наносили удар в основном по гражданским объектам, терроризируя мирное население. Если в 1944 году американцы старались наносить удары по имеющим отношение к вооруженным силам объектам, то в 1945 году положение изменилось. Известно, что крупные американские компании – «Форд», «Дженерал моторс», «Стандарт ойл», до войны занимали первое место среди иностранных компаний по своим капиталовложениям в японскую экономику. Американские компании были крупнейшими инвесторами в нефтеперерабатывающей, электромашиностроительной и автомобильной промышленности японского государства. Схожая ситуация была и в Германии, где американцы сыграли огромную роль по возрождению военно-экономической мощи Третьего рейха. Американцы дальновидно смотрели в будущее, в мир после войны. Они надеялись не только вернуть свои капиталы, но и подчинить себе ведущие и крупнейшие отрасли экономики Японии после завершения войны. Японская экономика должна была стать частью американской глобальной системы («Нового мирового прядка»). Американские военные были частью системы, подчиняясь финансово-экономическим элитам, поэтому послушно стали решать не чисто военные, а экономические и политические задачи. По мере приближения конца войны американцы всё больше избегали бомбить японские военно-промышленные объекты. В результате налётов американской авиации 9 млн. мирных японцев лишились крова и имущества, сотни тысяч человек погибли и были ранены. Только в одном Токио остались без жилища 4 млн. человек. В 1944-1945 гг. около 22 млн. японцев покинули свою малую родину и искали убежища в сельской местности или в других городах. 70% всего ущерба, нанесенного Японии во время, войны, пришлось на мирные объекты – жилые дома, школы, больницы и т. д. Ущерб же, причинённый военно-промышленному комплексу, был менее серьёзным. ВЕЖЛИВАЯ РОССИЯ