СКРОМНЫЙ ХУДОЖНИК Далеко не всем известно, что Уинстон Черчилль, легендарный политик, Премьер-Министр Великобритании и человек, названный «величайшим британцем в истории», был еще и незаурядным художником. Страсть к художеству Черчилль открыл в себе лет в сорок. Это увлечение помогало ему избавиться от депрессии, забыть о проблемах войны и «большой политики». Уинстон рисовал как дома, в Британии, так и во время многочисленных поездок по миру. Он писал и портреты, и интерьеры, но особенно любил выходить с мольбертом на пленэр и рисовать пейзажи. Государственный деятель был скромен в самореализации в качестве художника: он послал свои работы под вымышленным именем на международную выставку в Париже, несколько из них были отмечены жюри. В 1925 году, снова под вымышленным именем, он отправил свою работу на лондонскую выставку художников-любителей: его картина заняла первое место. В 1947 году Черчилль отправил несколько работ в Королевскую академию искусств. Как всегда, работы были подписаны вымышленным именем. К большому удивлению Уинстона, две его картины были приняты. Черчилль достаточно скромно оценивал свои достижения в области живописи и всегда был открыт для критики и новых идей, а к похвалам относился с подозрением, и даже отказался устраивать выставку своих картин. По словам искусствоведа Джона Лондона, «Даже некоторые современные художники признали, что дюжина его работ могла бы соперничать с шедеврами импрессионистов». Его живопись, привлекает внимание историков и искусствоведов. Ей посвящены несколько монографий и большое количество статей. Уинстон Черчилль был, по его собственному признанию, уже в «преклонном возрасте», когда впервые начал заниматься живописью и нашёл это занятие «удивительным и обогащающим опытом». Это произошло в 1915 году, когда политик был снят с высокой должности Первого лорда Адмиралтейства и переведён на незначительную должность в провинции. Черчилль создал за свою жизнь более 500 полотен (в наиболее полных современных каталогах фигурируют 544), многие из них были представлены на персональных и коллективных выставках в разных странах. Он также написал эссе под названием «Живопись как времяпрепровождение» и большую статью «Хобби», раскрывающие роль живописи в его жизни и восприятие им изобразительного искусства. В 1948 году политику было пожаловано звание Почётного члена Королевской академии художеств. В дипломе, подписанном Королём Георгом VІ, было сказано: «Это уникальное назначение стало возможно благодаря постоянной службе нашему Королевству и его людям, а также Вашим достижениям в искусстве живописи». В настоящее время большинство картин Черчилля находится в частных собраниях или принадлежит потомкам самого политика. Часть картин принадлежит Национальному фонду Великобритании. Две работы экспонируются в мемориальном кабинете Черчилля в одном из колледжей Кембриджского университета. Отдельные картины вошли в коллекции Королевской академии художеств и Современной галереи Тейт в Лондоне, Музея искусств в Далласе, Смитсоновского института в Вашингтоне и музея Метрополитен в Нью-Йорке. Существует большое количество полотен, плакатов и зарисовок, на которых изображён политик. Доктор философских наук Вячеслав Шестаков объяснял это тем, что Уинстон Черчилль был интересен самим художникам (среди них такие крупные, как его близкие друзья Джон Лавери и Джон Сингер Сарджент) как личность: он легко вступал в дружеские отношения, не был склонен к интровертности и снобизму. Шестаков считал, что именно личность и только во вторую очередь социальный статус сделали У.Черчилля «популярным объектом для портретного искусства». Сам У.Черчилль был не слишком удачливым портретистом, а значительной политической фигурой.