Заблуждения о Санкт-Петербурге.
Финны – основные исконные жители.
Финские историки утверждают, что финны-ингерманландцы являются исконными жителями приневских земель. Финские издания и некоторые российские исследователи публикуют сведения о переименованных топонимах в Петербурге и его окрестностях, приводя в качестве исконных финские их формы, зачастую не всегда существовавшие в действительности. Задолго до основания Петербурга на территории современного города существовали множество русских деревень и сёл, а число финских поселений было незначительным. По некоторым данным, финны в массовых количествах появились в дельте Невы только вместе со шведами и после заключения в 1617 году Столбовского мира, по которому эти земли отошли Швеции. Так по оценке историка С.В. Семенцова, исследовавшего шведские переписи населения Ингрии, за время шведского владычества, доля русских в общем составе населения Ингрии сократилась с 89,5% — в 1623 до 26,2% — в 1695 году. При этом местное население бежало в Россию. По данным новгородских окладных книг, до прихода шведов население здесь было смешанным — родственные финнам карелы и ижоры, а также русские, доля собственно финнов была минимальна.
Петербург построен на болотах, непригодной для жизни местности.
В действительности все совсем не так. В границах современного Санкт-Петербурга, помимо такого крупного населенного пункта, как город Ниен, существовало не менее трех десятков деревень причем многие из них еще задолго до прихода шведов на эти берега принадлежали Новгороду. Крепости и церкви, дворцы и мануфактуры будущей столицы строились на уже обжитых местах.
На Васильевском острове располагался охотничий домик Делагарди крупного феодального магната и военного деятеля.
На месте Адмиралтейства находилось безымянное шведское поселение, в устье Фонтанки — деревня Каллила, впоследствии русифицированная в Калинку, на месте Инженерного замка — мыза майора Канау с ухоженным обширным садом, волею Петра превращенным в Летний сад, в районе Смольного — село Спасское.
В начале современного Литейного проспекта находилась деревня Фроловщина, на территории, где сейчас расположена ВМА, находились два села. Было по селу в районах Новой и Старой деревень, на Крестовском острове и на реке Карповке. А на берегу Охты было 12 деревень.
Не подозревая о будущем, вели свое существование Сабирино и Одинцово, Кухарево и Максимово, Волково и Купчино.
Гигантский размах и стремительность строительства новой столицы и породили легенду о пустыне на месте Санкт-Петербурга.
Петербург построен на костях.
Одно из самых популярных мнений, говорит о том, что якобы при строительстве города широко использовался труд крепостных, и что большое количество подневольных строителей города погибло. В большинстве своем эти выводы базировались на свидетельствах иностранцев, мало владевших реальной ситуацией и вероятно не питавших особых симпатий к России и её царю-реформатору. Однако сторонники этой версии упускают из вида одно обстоятельство — столь массовая гибель людей — от 30 000 по скромным оценкам до 300 000 по нескромным — не могла пройти бесследно. В 1950-х годах археолог А.Д. Грач провёл систематические раскопки с целью обнаружить места массового захоронения «жертв царизма», однако вместо братских могил он обнаружил огромные выгребные ямы, в которые закапывались пищевые отходы — кости многочисенной скотины, которая пошла на пропитание строителей новой столицы.
Строительство города с 1704 по 1717 в основном выполнялось силами “работных людей” мобилизованных в рамках натуральной трудовой повинности. Работы велись преимущественно «вахтовым методом» — мобилизованный работник отрабатывал два-три месяца, после чего уходил домой. Работа шла первоначально в три смены: первая смена с 25 марта до 25 мая, вторая — с 25 мая по 25 июля, третья — с 25 июля по 25 сентября. Позднее перешли на двухсменную работу: первая — с 1 апреля по 1 июля, вторая- с 1 июля по 1 октября. Вопреки распространенным легендам, работа строителей Петербурга оплачивалась.
Труд оценивался в 1 рубль в месяц (стандартная плата за работу в тот период). Однако первоначально строители получали лишь 50 копеек в месяц, а вместо остальной суммы им выдавалось “хлебное жалованье”. Позднее жалованье стали выдавать полностью деньгами. После 1717 года трудовая повинность заменяется денежным налогом (около 300 000 рублей в год), а строительство города ведется силами вольнонаемных рабочих. В их числе была часть рабочих, работавших ранее в Петербурге по трудовой повинности. Исследовавший вопрос историк П.Н. Петров сверяя списки работных людей заметил, что там из года в год повторяются одни и те же люди. Число рабочих мобилизованных на строительство Петербурга составляло менее 20 000 в год. В среднем на работы назначалось 30-34 000 человек в год, но реально из губерний направлялось на строительство меньшее количество людей.
Таким образом, даже если предположить, что каждый год состав рабочих полностью менялся, общее число всех мобилизованных “работных людей” трудившихся на строительстве Петербурга за период с 1703 по 1717 год не превысит 300 000 человек. Историк О.Г. Агеева приводит “Ведомость о першпективной дороге” 1717 года в которой содержатся данные за весь 1716 год об определенных к строительству дороги работных людях. Из ведомости следует, что из общего числа 3262 человека, умерло 27 т.е. за все время потери составили 0,74 процента.
По всей видимости, в реальности самой массовой была гибель строителей на строительстве не самого Петербурга, а Ораниенбаума, где за один из сезонов действительно погибло несколько сот человек, но их гибель была вызвана распространившейся эпидемией и ещё, вероятно, тем, что строительство там велось А.Д. Меншиковым, так сказать, частным порядком и без надлежащего государственного контроля. Разумеется, отдельные владельцы домов использовали при постройке труд своих крепостных, равно как и государство привлекало к отдельным видам работ каторжников и служилый люд, но масштабы явления в целом сильно преувеличены.
Город Петербург назван в честь основателя Петра I.
Петр Алексеевич Романов родился 30 мая (9 июня) 1672 года в Петров день. Назвать крепость в честь своего небесного покровителя Петр I хотел еще задолго до основания города. Причем, крепость эта должна была стать ключевой, стоящей у морских ворот Росси, так как св. Петру по христианским преданиям отводилась роль привратника и ключаря небесного.
Также следует упомянуть, что называть крепость следует совсем не «Петропавловкой», а Санкт-Петербургской крепостью. В первые 200 лет существования города во всех царских Указах, во всех документах всегда писалось: Санкт-Петербургская крепость. В XX веке город трижды менял свое имя и крепость тоже его сменила, так ее начали называть Петропавловской.
Санкт-Петербург расположен на 101 острове.
Это было так еще в XIX веке, хотя уже тогда островов было значительно меньше, чем в XVIII и насчитывалось 147. Сокращению числа островов способствовали многие факторы, как природные, так и связанные с человеческой деятельностью. Одни острова, открытые морю и ветру, размывались, другие исчезали при прокладке каналов, третьи сливались воедино при засыпке водотоков. К середине XX века на гидрографической карте Петербурга осталось всего 42 острова.
Название Васильевкого острова тоже считается легендой-заблуждением.
Знаменитая легенда гласит, что при Петре Великом на западной оконечности острова находилось укрепление, которым командовал капитан-артиллерист Василий Корчмин. В своих приказах Петр помечал: “К Василию на остров”, отсюда и название.
Однако, название Васильевский существовало до основания Петербурга. Оно упоминается еще в 1500 году в переписной окладной книге Водской (Водинской) пятины Великого Новгорода. В то же время остров имел другое финское название — Лосиный (Хирва-саари). Именно здесь Петр и предполагал создать центр города.
Медный всадник выполнен из меди.
Любопытно то, что памятник выполнен не из меди, из бронзы. Свое же название он получил только после появления одноименной поэмы А.С. Пушкина.
Поцелуев мост является излюбленным местом для свиданий, от того и получил свое название.
На самом деле своим названием Поцелуев мост обязан не целующимся влюбленным, а трактиру с названием “Поцелуй”, располагавшемуся на левом берегу Мойки на углу Никольской улицы в собственном доме купца Поцелуева.
Улица Бармалеева на Петроградской стороне названа по имени страшного разбойника-людоеда из сказки Корнея Чуковского “Айболит”.
В действительности, все было с “точностью до наоборот”. К.И. Чуковский бродил по городу с художником М.И. Добужинским, и они натолкнулись на улицу со столь странным названием. Тут оба начали фантазировать и в результате родился африканский разбойник Бармалей. Добужинский нарисовал его портрет, а Чуковский позже придумал стихи.