Благодаря демократическим реформам, осуществляемым в суверенном Кыргызстане с момента обретения независимости, мы имели возможность восстановить почти все забытые имена, которые внесли большой вклад в дело государственного строительства, науки, культуры и образования республики, но были необоснованно репрессированы как «враги народа» и расстреляны или погибли в лагерях. 27 мая 1994 году был принят закон о правах и гарантиях реабилитированных граждан, пострадавших в результате репрессий за политические и религиозные убеждения. Однако закон имел ряд серьёзных недостатков и разрешение серьёзных политических судьбоносных решений было отдано на откуп прокуратуры и нацбезопасности и ссужен круг заявителей, в силу этих полумер, многие патриоты своей страны, боровшиеся за независимость и отстаивавших интересы государства в различных сферах до сего дня не только не реабилитированы политически, социально, но даже и юридически.
Возьмём к примеру лишь вопрос – о духе кыргызов, его гордости – о предке кыргызов – Манасе, которого воспевают на протяжении тысячилетия великие манасчи, причём полный эпос “Манаса” воспевают дети 4-5 лет (Умот Долотов), которые не могут писать и читать. На протяжении более десяти лет, занимаюсь исследованием вопроса о видных государственных деятелей, работников науки и культуры, которые пострадали только за то, что посмели заявить о великом предке кыргызов – Манасе. В 1937 году археологическая экспедиция кыргызского филиала Академии наук СССР под руководством Б. М. Зима Б.М. произвела раскопку кумбоза Манас и нашла в могиле женские нарядные украшения и материалы от женской одежды(см. рис. 1). Летом 1938 года экспедиция под руководством видного советского учёного А.Н. Бернштама, Зима Б. М. и других проводит раскопки в кумбозе Манас и ниже на 6-10 метров от найденной «женской» гробницы, найден скелет мужчины, длина скелета составляла более 2 метров(см.рис.2). Бернштам А.Н. считал, что это скелет Манаса, реальной исторической личности – Яглакхар хана, называемого также Манасом, о чем он неоднократно писал статьи и публикации. С этим мнением согласился кыргызский филиал Академии наук СССР и направил подробную информацию в ЦК КП Киргизии. Принимая во внимание, что Яглокхар – Манас умер 847 году, Бюро ЦК КП Киргизии на своём заседании 7-8 сентября 1945 года в повестке дня 8 вопросом, отметил в постановлении «на основании исторических данных, разработанных Киргизским Филиалом Академии наук СССР, создание Киргизского эпоса «Манас» относится к середине 1Х века, и постановил: Провести в 1947 году празднование 1100-летнего юбилея эпоса «Манас»; утвердил республиканский юбилейный комитет ( председатель Кулатов Т.); секретариат, смету и план мероприятий. Были осуществлены переводы на кыргызский и русский языки эпос «Манаса», сняты фильмы, написаны пьесы и другие культурные мероприятия. Однако, это не понравилось партийной верхушке. 2 секретарь ЦК ВКП(б) А.А. Жданов в 1946 году выступил с резкой критикой в адрес кыргызского руководства и начались репрессии.
Как видно из архивной справки ГКНБ КР, как было указано выше, ряд патриотов Кыргызстана, которые способствовали объявлению 1947 года – годом борьбы кыргызского народа и 1100 летия эпоса Манас, производили раскопки могилы Манаса и доказывали, что Манас историческая личность, хан кыргызов, писали исторические работы, ставили пьесы, снимали фильмы, даже просто переводили с исторических источников сведения о могуществе и древности кыргызов были расстреляны, или замучены, многих преследовали, не давали работать, не печатали их статьи, вешая ярлык пантюркизма, национализма, а те, кто не был расстрелян, умерли от инфаркта и инсульта. Так, были расстреляны с конфискацией имущества: нарком просвещения Киргизской АССР Т.Джолдошев, который предлагал издать фрагменты эпоса «Манас» на кыргызском и русском языках; также расстреляны И.О. Алиев, Камбаров К. –наркомы просвещения КССР, А.А.Алимов – заведующий отделом пропаганды и агитации ЦК КП КССР, Б.Д.Исакеев – председатель Совнаркома КССР, Т.Саманчин – старший научный сотрудник Института языка и литературы Киргизского филиала Академии наук СССР, Е.Б.Султанбеков главный редактор Киргосиздата, и т д., список длинный. Но, что особо поражает, в отношении известного востоковеда, академика А.Н.Самойловича, классика литературы С.Сейфулина, лингвиста Поливанова Е.Д., поэтов Уметалиева Т., Ж.Бокомбаева, К.Маликова, Гуревича, Дж. Шукурова, З. Бектенова, фольклориста Мифтакова К., автора пьесы «Манас и Алмамбет» - Рахматулина К., Б.Юнусалиева, первого доктора юридических наук Нурбекова К.Н., заложившего основы государственного права как науки Кыргызстана, даже не нашли на них дела? Они не только не реабилитированы до сегодняшнего дня юридически, но и не дана политическая оценка. Мне удалось услышать рассказал К. Н. Нурбекова К.Н., его привлекли к ответственности работники КГБ КР, которые сказали, чтобы он готовился в тюрьму. Он собрал чашку, ложку и вещмешок, его привезли в КГБ КР, допросили и ночью отпустили, сказав, чтобы он готовился в тюрьму к нему, заедут. Он шарахался от звонка в квартиру, полагая, что приехали сотрудники КГБ. Через некоторое время действительно они приехали ночью, его забрали, он попрощался с семьей и после длительного допроса, под утро снова отпустили, лишь затем, чтобы он был готов в любой момент, за ним приедут. Так, он получил инсульт и паралич. Особо здесь хочется отметить доктора исторических наук, археолога и востоковеда, профессора Ленинградского университета А.Н.Бернштам. Он один из первых заявил об исторической личности Манаса, нашедшим его могилу и ставку (сегодняшний (Ак-Добо – Таласский район), которого также обвинили в том, что он незаслуженно поднимает темы о величии древних кыргызов, и Манаса. Начиная с конца 1947 по 1956 год не печатаются его статьи, осуществляется гонение, и он в 46 лет умирает. Кыргызы должны быть ему безмерно благодарны; он умер в расцвете сил за нас, за справедливое и правдивое исследование и освещение истории, но мы до сегодняшнего дня не воздали ему, его близким должное, даже не поставили ему памятника.