Кёртле-каган (др. кырг. ????:???, Körtlä Qan) — каган Кыргызского каганата, правивший приблизительно в IX веке. Упоминается на рунической надписи Е-10 (Элегест-I), обнаруженной на реке Элегест. Кёртле-каган упоминается на письменном памятнике «Е-10 (Элегест I)» как участник погребального обряда знатного кыргызского урунгу (штандартоносца). Согласно этой стеле, каган положил на плечо и повязал на пояс погибшего воина алый штандарт государства и украшенный золотом колчан. Памятник был обнаружен на территории современной Тывы вблизи впадения реки Элегест, на данный момент находится в Минусинском краеведческом музее и считается самой большой по объему обнаруженной стелой. Перевод памятника согласно И. В. Кормушину: 1) О, мои супруги в женских покоях, – я отделился от вас, как грустно! 2) Благодаря благородству ста мужей, моих сородичей, с помощью ста мужей и пятидесяти волов водрузили этот памятник. 3) В синем небе – жаль! - были солнце и луна. Как грустно, как жаль мне – я отделился от вас! 4) О мой хан, моё государство – как жаль мне, горе! ... Мой хан, моё государство – жаль, грустно! – я отделился от вас! 5) От Кёртле-кагана положен мне на плечо и повязан на пояс алый штандарт (лента) урунгу и украшенный золотом колчан. Мой возраст – семьдесят девять лет 6) Мой отец-бек, который был урунгу, славным, обильным, мудрым правителем области, тоже покинул этот мир из-за доблести. 7) Мой народ, будь твёрд, не отступайся от законов государства! О горе, жаль – моё государство, мой хан! 8) Водя войска ради моего государства, у меня не было такого, чтобы я лично не поражал воинов врага. В одной только битве при Чибилиге, в которой я лично вступил в схватку, я пленил восемь воинов противника. 9) Ради побед моего государства, совершая, ... был, о горе! 10) Печально мне ... я умер. О горе, жаль мне... 11) Мой скот о четырёх ногах, моё имущество на восьми ногах (юрты) – не было у меня печали по поводу них. 12) О мои родственники и сродственники – я разлучён с вами, о горе! О мой народ, я разлучён, о горе мне!
Другие записи сообщества
Не случайно в академических кругах часто произносится изречение, что «талантливый человек талантлив во всём», которое высвечивает одарённую личность, умеющую сочетать своё основное занятие в различных видах деятельности, при этом успешно подтверждающую свою эффективность в других профессиях и ремёслах. Воистину фразу, сказанную выше, следует отнести к личности Чингиза Торокуловича Айтматова, несомненно пополнившего список литераторов разных времён и эпох, ярко проявивших себя на дипломатическом поприще – это Петрарка, Шатобриан, Вашингтон Ирвинг, Пабло Неруда, Александр Грибоедов, Федор Тютчев, Денис Фонвизин, Алексей Толстой и т.д. В этом смысле необходимо выделить один важный аспект. Как правило, портреты многих мировых писателей превращаются в просветительско-официозные иконы, статично висящие в кабинетах литературы в школах, университетах, академиях. Однако, если государственная власть доверяет им нести бремя конкретного дела в виде дипломатической службы, то иконный облик признанных литераторов тут же снимается, и перед нами появляются совершенно живые люди, обретающие наибольшую ценность не только с точки зрения их полезности для общества и государства, но и с позиции обретения ими другого имиджа, наглядно демонстрирующего истинный талант в совершенно новом обличии. В этом смысле дипломатическую деятельность Чингиза Айтматова условно можно поделить на два этапа, имеющую свою специфическую айтматовскую природу, которую следует поделить на официальную и неофициальную. Может это покажется неожиданным для многих, но дипломатическая миссия кыргызского писателя началась ещё до назначения его Чрезвычайным и Полномочным Послом СССР в Люксембурге. Как известно, в 1986 году он инициировал проведение в Кыргызстане масштабного «Иссык-Кульского форума», собрав на родине предков ярких интеллектуалов Запада и Востока – учёных, писателей, художников, актёров, общественных деятелей, начиная от Нобелевских лауреатов до Генерального секретаря ЮНЕСКО. Тогда «в одну лодку» сели люди из разных континентов и стран, из разных этнических и расовых групп для обсуждения проблем безопасности человечества и завтрашнего дня цивилизованного мира. В частности, в вопросе преодоления «холодной войны» между СССР и западным миром «1-й Иссык-Кульский форум» стал важным звеном с точки зрения вклада на безопасность мира и формирования нового мышления. В итоге именно это событие открыло в Айтматове-писателе – Айтматова-дипломата, ставшего фактически «неофициальным послом» мира на планете. В этом плане первый этап Айтматова, как дипломата, начинается с первых октябрьских дней 1986 года. Безусловно, второй этап тоже отличается своей функциональной особенностью. Ибо с 1990 года по 1992 гг., но уже в качестве официального лица, он назначается Чрезвычайным и Полномочным Послом СССР в Люксембурге, а затем России (с 1992 по 1994 гг.), а с 1994 по 2006 гг. – Послом Кыргызской Республики в странах Бенилюкс и Франции, а также постоянным представителем своей страны при НАТО и ЮНЕСКО. Если собрать различные публицистические и исследовательские источники в один клубок, то можно заметить одну закономерность: дипломатическое сообщество одним из достоинств Ч. Айтматова считало его главное качество – постоянную готовность максимально помочь стране, которой он служит, наряду с признанием великодушия, скромности, масштабных знаний, ответственности писателя, что в принципе должно быть присуще истинному государственному деятелю. Разумеется, мировой авторитет Чингиза Торокуловича сказывался на особенном его восприятии со стороны лидеров тех стран, где он представительствовал. В частности, в архивах можно встретить любопытный эпизод. Во время вручения верительных грамот Король Бельгии принял Посла Кыргызской Республики последним, чтобы после церемонии получить возможность побеседовать с ним без ограничения во времени. Существует и другая закономерность. Когда правительственные, парламентские, дипломатические и другие делегации Кыргызстана направлялись в западную часть Европы в рамках официальных и рабочих визитов, то само присутствие Чингиза Айтматова на форумах, саммитах, собраниях и заседаниях заметно облегчало работу кыргызстанцев в решении вопросов сотрудничества, где главным мотором и генератором переговорного процесса был всё тот же кыргызский классик. Ибо огромное влияние писателя заключалось в том, что многие проблемные стороны переговорного процесса обретали мягкую форму – они рассматривались без особой бюрократии и более оперативно. Но у Айтматова-дипломата была ещё одна мечта, которая исходила из его профессии (писатель по профессии зоотехник). Он на протяжении многих лет хотел осуществить проект о развитии коневодства в Кыргызстане и наладить его экспорт, контактируя с европейскими бизнесменами в целях привлечения прямых инвестиций. Более того, его стараниями Иссык-Кульская область (как бренд) получила сертификат Европейского союза на экспорт в животноводческой сфере. Но политическая ситуация в Кыргызстане изменилась, и проект не воплотился в жизнь… Ч.Айтматов говорил: «человек не умирает до тех пор, пока живут знавшие его люди». Эти слова наиболее точно подходят к самой сущности натуры писателя. Мы живы, следовательно, будет жить и Ч.Айтматов. Верим, что навсегда.
Жанкороз Бердикожо уулу (1830, Кетментөбө өрөөнү–1910, Бешташ өрөөнү) – коомдук ишмер. Саруу уруусунан чыккан, акылмандыгы менен элге кеңири таанымал инсан. Бардар үй-бүлөдө туулган. Молдодон окуп, сабатын ачкан. Ал акыйкатчылдыгынан, даанышмандыгынан улам ири талаш-тартыш маселелерди чечүүгө чакырылып турган. Өзгөчө бугу, сарыбагыш, солто урууларынын ортосундагы чыр-чатактарды жөнгө салууга кошкон салымы чоң. 1870-жылдардан баштап Россиядан көчүп келе баштаган орус, немис калктары менен жергиликтүү элдин ортосунда ынтымак орнотууга көп күч жумшаган, келгиндер арасында кадыр-баркка ээ болгон. Түркстан генерал-губернатору Кауфман 19-кылымдын акырында Бишкекте жана Токмокто өткөн кээ бир курултайларды Жанкорозго башкарткан. Ал Олуяата уездинин башчысы В. А. Каллаурга жолугуп, ага Талас жергесиндеги байыркы эстеликтер жөүнүндө кызыктуу маалыматтарды айтып, ал бай эстеликтер келгиндер тарабынан талкаланып жаткандыгын билдирген. Ушундан кийин Ташкенден экспедиция келип, Жанкороздун коштоосунда Таластагы археол. эстеликтер м-н таанышкан. Ал бул экспедицияга Айыртамойдо ташка чегилген байыркы жазууну таап берген. Бул байыркы түрк (руна) жазуусу кыргыз тарыхында эң баалуу ачылыш болгон. Жанкороздун дагы бир зор эмгеги – аш-тойлордо байгеге адам саюу, кул, күң кылып барымтага киши берүү сыяктуу салттардын жоюлушуна жетишкен. 1870-ж. Мекеге барып, ажы болуп кайткан. Жанкороз сексен жаш курагында Бешташ өрөөнүнүн оозундагы Бүлкүлдөктүн сазы деген жерде дүйнөдөн кайткан.
2023-жылдын 15-ноябрында белгилүү коомдук жана саясий ишмер Топчубек Тургуналиев 82 жашында дүйнөдөн кайтты. Философия илимдеринин кандидаты, илимпоз Топчубек Тургуналиев 1990-жылдардын башында демократиялык процесстердин жанданышы менен жарандык позицияларын ачык билдирип, Кыргызстан коомуна кеңири таанылган. 1990–1991-жылдары Кыргызстан демократиялык кыймылынын теңтөрагасы болуп иштеген. 1991-жылы "Эркин Кыргызстан" демократиялык партиясын түзгөн. 1990–1993-жылдардагы саясий процесстердин, 2005-жылдагы жана 2010-жылдагы элдик революциялардын лидерлеринин катарында турган. Топчубек Турганалиев Кыргыз Республикасынын Аксы районундагы Мечит-Сай айылында 1941-жылдын 5-июлунда жарык дүйнөгө келген. 1965-жылы Москва Мамлекеттик маданият институтун бүтүргөн. 1975-жылы Москвадагы СССР Коомдук илимдер академиясынын аспирантурасын аяктап, философия илимдеринин кандидаты илимий даражасына ээ болгон. Эмгек жолун Солнечногорск шаарында мугалим катары иштөө менен баштаган. 1964–1991-жылдары Фрунзедеги В.В. Маяковский атындагы Кыргыз кыз-келиндер педагогикалык институтунда жана СССРдин 50 жылдыгы атындагы Кыргыз мамлекттик университетинде мугалим болуп иштеген. 1966–1972-жылдары М. Абдраев атындагы атайын музыкалык орто мектептин жетекчиси катары эмгектенген. 1969–1972-жылдары Кыргызстан Коммунистик партиясынын Борбордук Комитетинин сектор башчысы кызматын аркалаган. 1994-жылы Бишкек гуманитардык университетинин ректору кызматына дайындалган. 2010–2011-жылдары Кыргыз Республикасынын Убактылуу Өкмөтүнүн мүчөсү, 2012-жылдан баштап И. Арабаев атындагы Кыргыз мамлекеттик университетинин алдындагы Манас таануу институтунун жетекчиси, 2019-жылдан баштап 2021-жылга чейин “Манас” жана Чыңгыз Айтматов улуттук академиясынын демилгечиси жана президенти кызматтарын аркалаган. Т. Тургуналиевдин эмгеги эл аралык уюмдар жана мамлекет тарабынан жогору бааланып, 2001-жылы Эл аралык укуктук уюмдар тарабынан “Адам укуктарын коргоочу” наамы ыйгарылган. 2011-жылы Кыргыз Республикасынын мамлекеттик жогорку сыйлыгы I даражадагы “Манас” ордени менен сыйланган. Т.Тургуналиев илимпоз катары алтымышка жакын илимий жана публицистикалык эмгектерди жарыкка чыгарган. Топчубек Тургуналиев кыргыз коомчулугунда өзгөчө орду бар, коомдук-саясий ишмер, окутуучу, илимпоз катары маданиятка, тарыхка, билим берүүгө зор эмгек сиңирип кетти. Эгемендүү Кыргызстандын калыптанышына зор салым кошкон коомдук жана саясий ишмер жана улуу инсаныбыз Топчубек Тургуналиевдин жаркын элеси эч качан эсибизден чыкпайт. Маркумдун үй-бүлөсүнө жана жакын туугандарына терең кайгыруу менен көңүл айтып, аза кайгысын тең бөлүшөбүз.
Хырхыз-хакан (дословно — кыргызский каган; настоящее имя неизвестно) — правитель Кыргызского каганата во второй половине X века, упоминающийся в труде Худуд аль-алам. По сведениям из «Худуд-аль-Алам», ставка Хырхыз-хакана находилась в городе Кемиджкет, который являлся столицей Кыргызского каганата. Область Хырхыз: На востоке от неё - область Чина и море - Восточный океан, на юге от неё - пределы тогузгузов и частично халлухов, на западе от неё - пределы расселения кимаков и на севере - необитаемые страны севера. Их правителя называют хырхыз-хаканом. Армия Кыргызского каганата во времена правления Хырхыз-хакана сохраняла свою боеспособность. Численность регулярной армии была в 30 000 человек, во время мобилизации собирали войско из всех вассальных поколений. Китайский посол периода династии Сун отмечал следующее: Обычно производят хорошее железо, называют его «цзяша». Это и есть то самое железо. Что касается их оружия, то надо сказать, что они много пользуются щитами, луками и стрелами. Их лошади одеты в щиты от брюха до ног. Ещё делают щиты и привязывают их к обоим плечам, можно с пользою применять их. Щиты, чтобы отражать стрелы, делают так: расколов дерево, соединяют поперечиной; стрелы не могут прорвать такой щит. Они имеют ещё знамёна и флаги. Их правитель установил один штандарт, низ его весь красный. При Хырхыз-хакане государство енисейских кыргызов сохраняло свое господство в Южной Сибири, как отмечает автор Худуд аль-алам «правителя северных народов называли Хырхыз-хаканом. Далее описывалось, что в областях расселения «северных народов» добывают много мускуса и много мехов, белый тополь и дерево халадж и рог хуту, который позже идет на изготовление рукояток для ножей[6]. Также сообщалось, что в составе государства енисейских кыргызов находился город Пенчул, что свидетельствует о сохранении некоторых городов Восточного Туркестана в составе Кыргызского каганата.
«Архивное фото». Железнодорожный вокзал во Фрунзе в 1982 году
у кыргызов Енисея были и трудные времена. После гибели Барсбека кыргызы попали под зависимость от восточных тюрков,а затем уйгур. Но династия Барса не прервалась. Бильге Тонг Эркин — вассальный правитель Кыргызского каганата, под управлением уйгурским каганом Моян-чуром в 758 году и получивший титул тонга(наместника народа[]эльтебер[).В 751 году государство енисейских кыргызов выступили союзниками карлуков и огузов в войне против Уйгурского каганата. В 758 году уйгуры под командованием Моян-чура захватили несколько кыргызских аванпостов, а затем совершили поход в Минусинскую котловину, после чего разбили кыргызскую армию. Уйгурский каган казнил прежнего кыргызского правителя и назначил нового, даровав ему титул наместника и тронное имя «Пицьсйе Тунгйе Гинь». Государство енисейских кыргызов понесло тяжелый урон от этого поражения, енисейские кыргызы были изолированы от связи с другими странами, попав в зависимость от Уйгурского каганата. В то тяжелое время кыргызский народ сохранил и себя как единый эль,так и правящую династию. Несмотря на геноциды, голода и рабство - кыргызы уже через 90 лет стали править всей Центральной Азией.
Президент Садыр Жапаров 7 ноября направил обращение к кыргызстанцам по случаю Дней истории и памяти предков. В обращении главы государства говорится: «Дорогие соотечественники! История, язык и культура каждого народа очень важны для его настоящего и будущего. Ведь будущее государства формируется и связано именно с историей, и оно будет продолжать развиваться и расти. Независимый народ Кыргызстана входит в число древнейших народов мира с историей, насчитывающей более трех тысяч лет. Несмотря на многочисленные кровопролитные войны в истории человечества, мы сохранили себя, свой язык, ценности и славную историю. 1000-летие эпоса «Манас» и 3000-летие города Ош возникли не на пустом месте, ведь их оценила и одобрила такая международная организация, как ЮНЕСКО. Мы каждый год официально отмечаем 7–8 ноября как День истории и памяти предков. Эти памятные дни, история и значение которых насчитывает тысячи лет, включают в себя события многолетней истории кыргызского народа, от важнейших моментов в истории кыргызского народа, пережившего множество сложных и трудных ситуаций, до сегодняшних времен, когда он вступил на путь независимого развития. Как свидетель прошлого, как живой памятник – история не меняется, и известно, что древние письменные памятники сохранились на каменных изваяниях. Записи, пришедшие в науку под названием «Орхоно-енисейские надписи» и в свою очередь потрясшие Евразию как Великий Кыргызский Каганат (IX-X вв.), отражают фрагмент нашей истории, что является ярким тому свидетельством. Поэтому наша история насчитывает по меньшей мере три тысячи лет. Не зря из уст наших предков были переданы такие проникновенные строки, как «Есть ли берёзы, которые кыргызы не рубили топором...?! Есть ли горы, где не полегли кыргызы…?!». Наша нынешняя независимость была заветным желанием предков, упомянутым в эпосе «Манас», своей душой и телом защитивших заснеженный Ала-Тоо и оставивших его в наследие нынешним поколениям! Мы никогда не забудем основателей нашей государственности – представителей передовой кыргызской интеллигенции таких как Абдыкерим Сыдыков, Иманалы Айдарбеков, Жусуп Абдыракманов, Абдыкадыр Орозбеков, Ишеналы Арабаев, Касым Тыныстанов, Баялы Исакеев, Торекул Айтматов. Мы с благодарностью преклоняемся перед памятью наших предков, ставших жертвами кровавых репрессий. Поэтому 7 ноября отмечается как День памяти жертв политических репрессий. Говоря о государственности, хочу отметить, что в следующем году мы будем отмечать 100-летие со дня образования Кара-Кыргызской автономной области, которая способствовала оформлению устойчивой территориальной, экономической и культурной общности народа, ускорила процессы социально-экономических преобразований и консолидации народа в нацию. Нашему подрастающему поколению необходимо знать, что возрождение кыргызской государственности в нашей прошлой истории и ее становление было непростым. В связи с этим я подписал Указ «О праздновании 100-летия со дня образования Кара-Кыргызской автономной области». Не зря говорят, что невозможно увидеть будущее, не зная прошлого. Точно так же для нашего светлого будущего каждый кыргызстанец должен знать историю своего народа и своей страны и беречь родину как зеницу ока. Пусть будущее нашего независимого государства будет светлым и добрым!». От админа: Берегите мир, братство и уважение! Мир на грани кошмарных войн и конфликтов. Потому только взаимное уважение и духовность будет нам поддержкой. Память предков будет святой для всех нас!
Дочь Токтогула Сатылганова на праздновании 7 ноября(1940 г.) Парад жителей г. Фрунзе . 1957 г.
Чен-мин-хан (настоящее имя неизвестно; кит. 应武真命可汗, Yīngwǔ Chénmíng Kеhan) — каган Великого Кыргызского каганата с 847 по 866 годы. Был коронован после смерти Ажо-кагана в 847 году.Был коронован в 847 году после смерти своего предшественника — Ажо. Сразу же вступив на престол, был удостоен китайским императором У-цзуном титулом «Ин-ву Чен-мин». В 847—848 годах во главе с министром Або развернул ряд походов на восток, разбив племена Шивэй и бежавших к ним уйгуров во главе с Энянь дэлэ-ханом. Дойдя до Амура и захватив в плен 500 уйгуров из княжеских родов, кыргызские войска провели военные операции в Ордосе, Южной Маньчжурии и Хэлочуани, достигнув Великой Китайской стены. По видимому, командование енисейских кыргызов преследовало цель «подчинить» остатки уйгурской элиты, которая была рассеяна по всей центральноазиатской степи. Ближе к концу своего правления отправлял несколько посольств в Империю Тан. Следы интенсивных дипломатических и торговых контактов между Китаем и государством енисейских кыргызов прослеживаются и в археологических данных. На территории Минусинской котловины было обнаружено большое количество танских монет, плугов, чугунных отвалов, зеркал и прочих предметов китайского производства. Особое место занимали монеты, которые завозились в государство енисейских кыргызов в большом количестве. Таким образом Кыргызский каганат в эпоху Великодержавия достиг своего финасового могущества. В то же время на южных границах государства, воспользовавшись ослаблением натиска войск енисейских кыргызов в Восточном Туркестане, некоторым группам бежавших уйгуров удалось заполучить контроль над некоторыми городами в оазисах Восточного Туркестана, которые раннее подчинялись кыргызам, тем самым образовав ряд своих княжеств. Смерть В 866 году каган умер. На похоронах умершего монарха присутствовала и китайская делегация, которая от имени танского императора И-цзуна привезла ящик с «ай-сэ», почётные грамоты, в которых восхвалялись личные качества кагана. Вероятно, таблички были изготовлены из саянского мрамора, что свидетельствует о наличии в составе танского посольства не только чиновников, но и мастеров-камнерезов, выполнивших работу на месте. По видимому, часть китайского министерства всё ещё была заинтересована в военном союзе с Кыргызским каганатом, оказывая подобного уровня почести.
Архивная служба при Министерстве цифрового развития поделилась фотографией из фондов Центрального государственного архива кинофотофонодокументов КР. На фото запечатлен Фрунзенский ипподром. Снимок датируется 1978 годом. Фрунзенский государственный ипподром был построен в 1947 году.