Артисты Киргизской ССР с концертом на фронте. На переднем плане Муса Баетов, Марьям Махмутова. Фото:1943 год
Другие записи сообщества
Кебек бий Эсиркемиш уулу (туулган жылы белгилүү эмес) — XVII-кылымдын 2-жарымында жашап өткөн.Солто уруусунун Бөлөкбай уругунан чыккан бий. Кебек бий калыс, сөзгө чебер, кыраакы саясатчы болгон.Кыргыздар Чүй бооруна кайтып кайрадан отурукташа баштаган мезгилде жалпы солто уруусун Кебек бий башкарып тургандыгын,солтонун Талкан уругунан чыккан белгилүү санжырачы, Түлөберди бийдин тукуму - Алымбектин санжырасында айтылат. Кебек бий 1850 - жылкы кыргыз бийлеринин курултайын уюштуруучуларынын бири болгон.Эсенкул бийдин кыргыз урууларын калмактан бошой баштаган мурунку конуштарына көчүрүп келип отурукташтыруу саясатын колдоп Чүй, Талас өрөөндөрүн кыргыздардын ээлеп калышына жигердү салым кошкон 18 кылымдагы кыргыздын көрүнүктүү саясатчыларыны бири. Көчүп келгенден кийин жер талашкан казак уруулары менен болгон согуштарга катышып турган. XVIII к. 2-чи жарымындагы кыргыз-казак мамилелерин калыптандырып турган таасирдүү бийлердин бири болгон. Жамы кыргыздын башын бириктирип сырткы душмандарга каршы туруу саясатын колдогон Эсенкулдун атынан барып Таласты жердеген Садыр, Момоконду жөнү жок казакка кол салбоого чакырып, Момокон, Жайыл баштаган солто уруусун талкан уругун өзүнө жакын көчүрүп алууга аракет кылган.Кебек бий Садырдын Эсенкулдун айттырган сөзүнө ийибей турганын көрүп мындай деп айткан: «Жону бузулган элден жону бүтүн эл кегин албай карап отурчу беле? Күчтүү ханга күчү жок хан [ара] конуп барчу эмес беле? Сөзгө келсе[ң], калмак болсо биздин кыргызды кууган. Кудай оңдоп, калмак бузулду. Жерибизди да алдык, кегибизди да алдык. Ал бир башка иш. Ал сен хандыка кызыгып калыптырсың. Аныңды кой!? Жаңы көтөрүлүп, өсүп-өнүп келе жатканда, эр-азаматка кесирибиз тийбесин!» Дагы бир маалыматтарда, Абылай хан кыргызга алым салып сынаганда (кайсы жоортулу экендиги такталган эмес) аны кыргыздын атынан Кебек бий өзү жалгыз төлөп берген.
Пилот-штурмовика Ил-2, 33 гвардейского Штурмового авиационного полка, старший сержант Алиев Чеун Алиевич. Фото: 1943 год
Пулеметный расчет, отличившийся в боях под Сталинградом в 1942 году. Слева направо: русский солдат Колесников, кыргыз Ажекинбаев и украинец Чепенев.
Митинг в городе Фрунзе в связи с началом Великой Отечественной войны. Фото: 1941 год
Артистки Киргизского драматического театра А.Исмаилова, Эралиева и Алиева на фронте. Фото: 1943 год
Моложёжь Первомайского р-на города Фрунзе за изучением автомата на занятиях Всевобуча 4-ой очереди.
Всевобуч: Занятия по стрельбе. Фото 1942 г
Военный комиссар Киргизской ССР генерал-майор И.В.Панфилов на сборном пункте Куршабского района Ошской области. Фото: 1941 год
Призывники с регионов Киргизской ССР отправляются на призывной пункт. Фото:1942 год
Много веков назад в долине реки Талас жило племя катаган, и правили этим племенем два брата - Шамий-султан и хан Турсун. По соседству же находились кочевья племени кыпчак, которое возглавлял Эшимкан (хан Ишим). Дошли до Эшимкана слухи о том, что на восточное побережье Иссык-Куля пришел калмак Аджаан. Привел Аджаан с собой большое войско и стал уничтожать всех без исключения кыргызов. Не щадил Аджаан никого - ни детей, ни стариков, ни даже беременных женщин.Созвал тогда Эшимкан знать на улюш (угощение) и хана Турсуна позвал. Рассказал Эшимкан катаганскому хану о том, что творится на Иссык-Куле, и предложил вместе сразиться с калмакскими захватчиками. Не дал ответа хитрый хан Турсун, обещал подумать. Эшимкан же первым делом приказал своему сынчы (знатоку лошадей) выбрать для него коня. Стал сынчы ходить среди табунов и выбирать коня, достойного своего хана. И пал его взгляд на статного скакуна по кличке Шарпкул, что пасся в табунах Тугол-бая. Стойбище Тугол-бая располагалось в местности Тугол-Сай в долине реки Джумгал, сам же он в это время находился со скотом в Мирки (современный Мерке, Казахстан). Узнав об этом и взяв с собой семь десятков всадников, направился Эшимкан в Мирки к Тугол-баю. Рассказал он владельцу Шарпкула о грядущей войне, и отдал Тугол-бай ему самого лучшего скакуна. И начался поход на врага, безжалостного калмака Аджаана. Храбро сражались воины Эшимкана и разбили войско захватчика, а сам Аджаан бежал с поля боя, пытаясь спасти свою жизнь. Увидев это, кинулся Эшимкан в погоню на своем резвом коне, скакал быстрее ветра, догнал врага и убил его.Много добычи взял Эшимкан в Каркыра и Кегене и двинулся в Талас. Долог был путь, устали воины, и встали они на отдых неподалеку от побережья Иссык-Куля. И место это после назвали Джергалан. Но вскоре затосковал Эшимкан по дому и решил отправиться в Талас вперед своего войска. Взял он с собой пятерых спутников на резвых скакунах. Один из коней спутников носил имя Тору-Айгыр, другого звали Кара-Буурул, еще двоих хозяева назвали Ак-Сур, а последний - пятый - был иноходец-жорго. Но не вынесли кони резвой скачки и издохли по дороге в Талас. И по именам этих коней люди назвали местности, лежащие на том пути: Тору-Айгыр, Чон Ак-Суу, Кичи Ак-Суу, Кара-Буурул, Жоргонун бели. В одиночестве прибыл в Талас Эшимкан, потерявший своих спутников. Но не нашел там ни своего народа, ни своего скота. День клонился к вечеру, и решил Эшимкан заночевать, а утром уже решить, куда ему ехать дальше. Поутру же к нему подъехал человек - это был жылкычы (табунщик) Тугол-бая. После того как Эшимкан получил от Тугол-бая коня Шарпкула, жылкычы следовал за ним в надежде получить долю от военной добычи. Вдвоем они направились в Джумгал на летнее стойбище Тугол-бая. Прибыв туда, поблагодарил Эшимкан Тугол-бая за верного скакуна, рассказал о том, что случилось, и спросил, не знает ли Тугол-бай, где искать народ Эшимкана. Не было у Тугол-бая ответа, но дал он Эшимкану совет: ехать из Джумгала вновь на Иссык-Куль и искать свой народ на этом пути. Так Эшимкан и сделал, а жылкычи Тугол-бая поехал с ним. Много дней шли путники. Миновали они местность Орто-Токой, где видели множество обглоданных костей, и дошли наконец до Тосора, где стояла крепость. Рассудив, что здесь могут находиться их враги калмаки, они решили в этом убедиться. Скоро скрылось солнце, и под покровом ночи Эшимкан пробрался поближе к крепости, и неподалеку от нее увидел Эшимкан одинокую женщину, охранявшую стадо овец. Подкрался он к ней, схватил и начал расспрашивать. Темно было, ни луна, ни звезды не светили на небе. А потому ни Эшимкан не видел лица женщины, ни женщина не видела лица Эшимкана. И вот что она ему рассказала: "Была я женой могучего правителя Эшимкана. И была счастлива, пока муж мой не отправился на войну с кровожадным калмаком Аджааном, ведь стоило Эшимкану покинуть наши земли, как напал на нас соседский хан Турсун (тот самый, которого Эшимкан звал присоединиться к военному походу.). Все, что принадлежало мужу моему, забрал себе Турсун: имущество, скот, увел людей и троих жен Эшимкана. Отказались мы становиться женами Турсуна, и в наказание сделал он из нас рабынь: одна носит теперь дрова, другая - воду, а я должна охранять скотину. Тяжело нам живется, горюем мы без своего мужа". Молчал Эшимкан, пораженный коварством хана Турсуна. А потом решил отомстить вероломному товарищу. Ушел он от крепости Турсуна, обещая себе вскоре вернуться с войском. И созрел в дороге у Эшимкана хитрый план - проникнуть в крепость под видом торговца. Собрал он караван из сотни верблюдов и на каждого верблюда посадил по несколько воинов, скрыв их под палатками чатыр так, чтобы казалось, что верблюды несут тюки с товарами.Удалась хитрость Эшимкана, пропустили его в крепость. Все войско Турсуна перебили воины Эшимкана, всю семью хана уничтожили и его самого не пощадили. Не тронули они только двух девушек: дочь Турсуна и дочь его младшего брата Шамий-султана. Вторую Эшимкан выдал замуж за бия, а первую отослал в подарок Тугол-баю, который женил на ней своего сына Мангыта. Катаганцев же, принадлежавших хану Турсуну, Эшимкан прогнал в сторону Кашгара - за Опол-Тоо, в Кебез-Тоо.