Много веков назад в долине реки Талас жило племя катаган, и правили этим племенем два брата - Шамий-султан и хан Турсун. По соседству же находились кочевья племени кыпчак, которое возглавлял Эшимкан (хан Ишим). Дошли до Эшимкана слухи о том, что на восточное побережье Иссык-Куля пришел калмак Аджаан. Привел Аджаан с собой большое войско и стал уничтожать всех без исключения кыргызов. Не щадил Аджаан никого - ни детей, ни стариков, ни даже беременных женщин.Созвал тогда Эшимкан знать на улюш (угощение) и хана Турсуна позвал. Рассказал Эшимкан катаганскому хану о том, что творится на Иссык-Куле, и предложил вместе сразиться с калмакскими захватчиками. Не дал ответа хитрый хан Турсун, обещал подумать. Эшимкан же первым делом приказал своему сынчы (знатоку лошадей) выбрать для него коня. Стал сынчы ходить среди табунов и выбирать коня, достойного своего хана. И пал его взгляд на статного скакуна по кличке Шарпкул, что пасся в табунах Тугол-бая. Стойбище Тугол-бая располагалось в местности Тугол-Сай в долине реки Джумгал, сам же он в это время находился со скотом в Мирки (современный Мерке, Казахстан). Узнав об этом и взяв с собой семь десятков всадников, направился Эшимкан в Мирки к Тугол-баю. Рассказал он владельцу Шарпкула о грядущей войне, и отдал Тугол-бай ему самого лучшего скакуна. И начался поход на врага, безжалостного калмака Аджаана. Храбро сражались воины Эшимкана и разбили войско захватчика, а сам Аджаан бежал с поля боя, пытаясь спасти свою жизнь. Увидев это, кинулся Эшимкан в погоню на своем резвом коне, скакал быстрее ветра, догнал врага и убил его.Много добычи взял Эшимкан в Каркыра и Кегене и двинулся в Талас. Долог был путь, устали воины, и встали они на отдых неподалеку от побережья Иссык-Куля. И место это после назвали Джергалан. Но вскоре затосковал Эшимкан по дому и решил отправиться в Талас вперед своего войска. Взял он с собой пятерых спутников на резвых скакунах. Один из коней спутников носил имя Тору-Айгыр, другого звали Кара-Буурул, еще двоих хозяева назвали Ак-Сур, а последний - пятый - был иноходец-жорго. Но не вынесли кони резвой скачки и издохли по дороге в Талас. И по именам этих коней люди назвали местности, лежащие на том пути: Тору-Айгыр, Чон Ак-Суу, Кичи Ак-Суу, Кара-Буурул, Жоргонун бели. В одиночестве прибыл в Талас Эшимкан, потерявший своих спутников. Но не нашел там ни своего народа, ни своего скота. День клонился к вечеру, и решил Эшимкан заночевать, а утром уже решить, куда ему ехать дальше. Поутру же к нему подъехал человек - это был жылкычы (табунщик) Тугол-бая. После того как Эшимкан получил от Тугол-бая коня Шарпкула, жылкычы следовал за ним в надежде получить долю от военной добычи. Вдвоем они направились в Джумгал на летнее стойбище Тугол-бая. Прибыв туда, поблагодарил Эшимкан Тугол-бая за верного скакуна, рассказал о том, что случилось, и спросил, не знает ли Тугол-бай, где искать народ Эшимкана. Не было у Тугол-бая ответа, но дал он Эшимкану совет: ехать из Джумгала вновь на Иссык-Куль и искать свой народ на этом пути. Так Эшимкан и сделал, а жылкычи Тугол-бая поехал с ним. Много дней шли путники. Миновали они местность Орто-Токой, где видели множество обглоданных костей, и дошли наконец до Тосора, где стояла крепость. Рассудив, что здесь могут находиться их враги калмаки, они решили в этом убедиться. Скоро скрылось солнце, и под покровом ночи Эшимкан пробрался поближе к крепости, и неподалеку от нее увидел Эшимкан одинокую женщину, охранявшую стадо овец. Подкрался он к ней, схватил и начал расспрашивать. Темно было, ни луна, ни звезды не светили на небе. А потому ни Эшимкан не видел лица женщины, ни женщина не видела лица Эшимкана. И вот что она ему рассказала: "Была я женой могучего правителя Эшимкана. И была счастлива, пока муж мой не отправился на войну с кровожадным калмаком Аджааном, ведь стоило Эшимкану покинуть наши земли, как напал на нас соседский хан Турсун (тот самый, которого Эшимкан звал присоединиться к военному походу.). Все, что принадлежало мужу моему, забрал себе Турсун: имущество, скот, увел людей и троих жен Эшимкана. Отказались мы становиться женами Турсуна, и в наказание сделал он из нас рабынь: одна носит теперь дрова, другая - воду, а я должна охранять скотину. Тяжело нам живется, горюем мы без своего мужа". Молчал Эшимкан, пораженный коварством хана Турсуна. А потом решил отомстить вероломному товарищу. Ушел он от крепости Турсуна, обещая себе вскоре вернуться с войском. И созрел в дороге у Эшимкана хитрый план - проникнуть в крепость под видом торговца. Собрал он караван из сотни верблюдов и на каждого верблюда посадил по несколько воинов, скрыв их под палатками чатыр так, чтобы казалось, что верблюды несут тюки с товарами.Удалась хитрость Эшимкана, пропустили его в крепость. Все войско Турсуна перебили воины Эшимкана, всю семью хана уничтожили и его самого не пощадили. Не тронули они только двух девушек: дочь Турсуна и дочь его младшего брата Шамий-султана. Вторую Эшимкан выдал замуж за бия, а первую отослал в подарок Тугол-баю, который женил на ней своего сына Мангыта. Катаганцев же, принадлежавших хану Турсуну, Эшимкан прогнал в сторону Кашгара - за Опол-Тоо, в Кебез-Тоо.
Другие записи сообщества
Артисты Киргизской ССР с концертом на фронте. На переднем плане Муса Баетов, Марьям Махмутова. Фото:1943 год
Моложёжь Первомайского р-на города Фрунзе за изучением автомата на занятиях Всевобуча 4-ой очереди.
Всевобуч: Занятия по стрельбе. Фото 1942 г
Военный комиссар Киргизской ССР генерал-майор И.В.Панфилов на сборном пункте Куршабского района Ошской области. Фото: 1941 год
Призывники с регионов Киргизской ССР отправляются на призывной пункт. Фото:1942 год
Алайские кыргызы перед юртой у Карачима. Фото: Саймон Стоун Первоначально опубликовано 9 августа 1915 год
Пристань Рыбачье. Первый рейс первого теплохода "Прогресс Кыргызстана" Фото: 1926 год
Керимбай Атакан уулу (1870, Кашкат (азыркы Карасуу айылы) - 1933, Кызылжар айылы) - өрөөнгө таанымал болуш. 1888-ж. Кетментөбө өрөөнүнө болуштукка дайындалат. 1900-ж. өрөөндө катуу жут болгон учурда элди ачарчылыктан сактап калуу үчүн башка жактардан арпа-буудай алып келип, элге таратып бердирген. Совет бийлиги орногон учурда алар менен компромисттик саясат жүргүзүп, Олуяатадан 40 жоокер алып келүүгө көмөктөшүп, алар менен кошо басмачыларга карщы_ күрөшкөн. 1926-ж. башкаруучу төбөл катары соттолгон учурда камакка алынбастан жөн гана башка жерге көчүрүлүп жиберилген.
Кыргыз в желтых очках покупает кинжал на Каракольском базаре. Фотограф Элла Майяр 1932 год Элла Майяр (1903-1997), выдающийся путешественник, журналист, писатель, спортсмен и фотограф XX века, родилась в Женеве (Швейцария). На протяжении всей своей жизни исследовала отдаленные регионы мира по-настоящему в авантюрных условиях. В 1932 году Элла Майяр приехала в Советский Союз, встречалась с представителями интеллигенции. Однако главная цель ее визита - изучение Центральной Азии вплоть до границы с Китаем и встреча с кочевниками. Она отправилась в путешествие с кыргызами на лошадях до Тенир-Тоо, достигла песков Кызылкумов между Узбекистаном и Аральским морем. Несмотря на зимнюю стужу, избежав встречи с бандитами и советскими проверяющими, путешествовала с июля 1932-го по январь 1933-го. Тщательно документируя свой опыт, Элла Майяр сохранила для истории важные факты о становлении страны. Эти работы в наши дни представляет собой уникальную экспозицию прошлого кыргызского народа глазами великой путешественницы, которая в 1932 году приехала в Кыргызстан и фотографировала жизнь простых людей.
Рамадан 1928 года. Рават. Ош. Мечеть Рават Абдуллахана расположена в центре города Оша у юго-восточного подножия Сулейман - горы. Имя Абдуллахана II (1534-1598 гг.) из династии Шейбанидов, сохранило за памятником архитектуры народное предание. А построена мечеть была в половине XVI века в период достижения наибольшего могущества Абдуллаханом II, когда в результате завоевательных походов ему удалось объединить под своей властью не только Маверанарх (междуречье Амударьи и Сырдарьи), но также Балх, Хорезм, Хорасан, часть Ферганской долины, в том числе и город Ош. Абдуллахан II соединял военную славу со славой устроителя своей страны. На завоеванных территориях он возводил постройки культового назначения: мечети и медресе. В легендах, народных преданиях говорится о том, что свои постройки Абдуллахан возводил очень быстро, имея всегда при себе мастеров-строителей. А таких мечетей, как Рават Абдуллахана было построено семь в разных городах, включая города Ирана и Афганистана. В Ферганской долине сохранилось до наших дней только два памятника архитектуры, возведенных в конце XIV века Абдуллаханом II. Это джами или джума (соборная) мечеть Рават Абдуллахана в г. Ош и мечеть- медресе Абдуллахана в селе Навгилем, в восьми километрах от г. Исфары в Таджикистане. Историко-библиографические и архивные изыскания по памятнику не дали конкретного материала. Ни в одном из государственных архивов не удалось обнаружить каких-либо документов о мечети Рават Абдуллахана. Нет сведений об этом памятнике архитектуры и в работах историков, востоковедов, архитекторов, исследователей XIX- начало XX веков. В процессе натурных обследований выявлены две крупные арабские надписи над михрабной нишей. Одна из них была выполнена контурной резьбой по ганчевой штукатурке и закрашена черной китайской тушью. По боковым стенам в нишах были обнаружены многочисленные мелкие арабские надписи, выполненные черной тушью. Все надписи поздние, датируются XIX веком. В мечети было семь выходов, пять из них выходили на восток, а два – на запад, к подножию Сулейман – горы. На протяжении четырех веков мечеть Рават Абдуллахана была крупнейшим культовым сооружением города и играла значительную роль в жизни ошан. К началу XX века она пользовалось особой популярностью у верующих, как памятник старины, находящийся у подножия священной Сулейман – горы. Тысячи паломников посещали ее в дни мусульманских праздников. Внешний двор комплекса по устоявшейся традиции представлял собой сад из фруктовых деревьев площадью не менее 2,5 га. В 1963 году комплекс соборной мечети Рават Абдуллахана был передан областному музею.