ЗАЧЕМ УБИВАЮТ ДЕРЕВНИ Один немец сказал мне с горечью, что мы, русские, даже не понимаем, насколько мы богаты и свободны, ведь в Германии даже чтобы просто войти в лес, нужно платить деньги, развести там костер – платить штраф, взять с собой своего сына – нарваться на конфликт с органами опеки, завести домашнюю живность – получить судебный процесс с могущественными корпорациями... Убийство оптимизацией Так сложилось, что при слове «оптимизация» у меня сразу возникает почти что подсознательный вопрос: что еще собираются отнять у людей? И, надо сказать, я еще ни разу не ошибся, к своему ужасу. «ОПТИМИЗАЦИЯ» – такая же болезнь мозга нашего государства, как либерализм – болезнь мозга «творческой интеллигенции». С либерализмом интеллигента все ясно – это маниакально-болезненное стремление «всем все разрешить» и «запретить запрещать», дивно сочетающееся с нежеланием признавать, что большинство населения страны считают: «Всем все разрешают» только в дурдоме, да и то предварительно приняв меры предосторожности. А вот что с оптимизацией? Слово-то позитивное, однокоренное с «оптимизмом»… Но, оказывается, обманное. Вкратце: под оптимизацией чиновниками подразумеваются некие действия, которые позволят государству меньше тратить на некое дело, но при этом продолжать делать вид, что дело делается… уфффф, сложно, правда? Но это сложно для нас с вами, а для государства все предельно ясно. Оптимизировали «нерентабельные» аэродромы – сократив их количество по стране в семь раз. Оптимизировали уникальные военные училища. Оптимизировали ведущие вузы и не имевшие аналогов в мире опытные сельскохозяйственные участки. Оптимизировали метеостанции. Оптимизировали заповедники… Кстати. Дичайшим итогом всех «оптимизаций» последних двадцати лет является то, что сэкономленные (а точней – с мясом вырванные из тела страны) на них деньги были перекачаны в покупку зеленой резаной бумаги под названием «доллар», а значительные территории России просто-напросто обезлюдели. Вы спросите: как это связано? Что ж. Я отвечу. *** Уже достаточно давно отмечено: если в селе закрывается школа, то это село тихо умирает в течение следующих нескольких лет. За последние же пять лет количество сельских школ в России сократилось на 37%. Сокращение сельского населения – это общая проблема России. И, конечно, нелепо было бы взять и обвинить, например, конкретно районную власть Кирсановщины в некоем зломыслии, искоренении русского села. И вообще, можно задать вопрос: не перепутаны ли тут причина и следствие? Возможно, это не село умирает после закрытия школы, а сокращение численности жителей села – особенно детей! – приводит к тому, что школа становится «нерентабельной»? Да ведь и «оптимизация», «филиализация» и прочая лизация сельских школ – это не то что не районная, это даже не общеобластная, а скорее общероссийская проблема, появившаяся одновременно с заокеанской эпидемией желтых автобусов, которые-де должны комфортно развозить школьников из отдаленных мест в благоустроенные крупные «базовые» школы, а на деле крадут у каждого ребенка от часа до трех часов времени ежедневно. Вызывает сомнение тут вот еще какой факт. Может ли вообще образование быть «рентабельным» в чисто финансовом исчислении? Нет. Нет, еще раз нет и нет! Школа в принципе, по определению, не приносит и не может приносить сиюминутных доходов – если только это не частный колледж для детей миллионеров, да и то вряд ли. Если же начать искать пути сэкономить на школах, то подобная экономия аукнется не очень быстро, но смертоносно. И сэкономленные миллионы или даже миллиарды вполне могут пойти на могильный памятник целому государству, увлекшемуся идеей «оптимизации». Сам путь – поиск финансовой выгоды в деле образования, какой бы эта выгода ни была, – порочен и опасен. Первое «ау» я уже назвал. Точней – целых два. Это уничтожение села – тот, кто с детства постоянно его покидает, не чувствует никакой привязанности к нему, уже не вернется туда насовсем, став взрослым – и пожирание детского времени в бесконечных утомительных поездках. Но это еще далеко не все, увы. Катастрофическое падение уровня образования в стране – а оно именно катастрофическое, иначе это не определить! – особенно сильно бьет по сельским детям. Как раз, опять же, потому, что они тратят уйму времени на разъезды с одной стороны, а с другой – очень трудно чему-то научить ребенка, у которого в голове постоянная мысль (зачастую на фоне недосыпа) о том, что надо еще добираться домой за 20–40 километров. Конечно, это не главная причина того, что современные школьники по уровню своих знаний недотягивают до школьников-ровесников прошлого примерно как детсадовец до девятиклассника. Главная причина в том, что наше образование вообще стало полем для экспериментов каких-то маньяков – иначе не скажешь, которые сумели превратить лучших в мире учеников в полуграмотный (это не преувеличение) и суеверный сброд, понятия не имеющий о дисциплине (а значит, ничего в жизни не способный добиться). Главная причина в том, что до сих пор не отказались от ЕГЭ и не подвергли суду – не просто осуждению, но именно суду! – всех тех, кто разрабатывал и проталкивал эту убийственную идею и продолжает ее защищать до сих пор, вопреки очевидному. Но, повторяю, для сельских детей это усугубляется еще и оторванностью от малой родины и бесконечной тратой времени. Отсюда же и оскорбительная, совершенно не соответствующая действительности байка о «тупости» детей из села. На селе исчезла прослойка учителей как носителей культуры и авторитета. Конечно, и это связано, опять же, не только с закрытием школ. Педагоги (учителями их называть не стоит, это именно исторически очень точно обозначенные педагоги – рабы, прислуживающие хозяевам «на ниве» наблюдения за детьми) уже давно стали одними из самых верных слуг власти. Они настолько прочно взяты в бюджетные тиски, что даже помыслить не могут о величии своей профессии, им просто не до этого – любые подобные мысли погребаются под валами бумаг и умирают под экономическим прессингом. Педагоги выполняют безропотно и послушно любые инициативы власти – ведут за детьми политическую слежку, внедряют в жизнь школ безумные понятия «толерантности» и «свободы личности ребенка», занимаются рискованным педагогическим экспериментированием по «передовым западным методикам», организуют массовые провластные мероприятия, оказывают моральное и финансовое давление на родителей, служат доносчиками в интересах органов опеки, доносят и друг на друга – в конкурентной борьбе, в чаянии прибавки в полтысячи рублей. Да и авторитет педагогов в глазах и родителей, и учеников недорого стоит. И все-таки в каждом селе именно школа еще недавно была центром праздников, человеческих общений, а слово учителя немало весило в самых разнообразных спорах и даже скандалах. Сейчас ничего этого нет, пусто и дико на селе без школы. Проживание в деревне для ребенка и безопаснее, и просто-напросто здоровее, чем в городе, особенно крупном. Многие родители, гоняясь за неким «культурным досугом», буквально силком запихивают ребенка в мегаполис, таскают его по курортам на каникулах, записывают в секции, кружки и бассейны, платят за все это немалые деньги, словно находясь под гипнозом, в полной уверенности, что обеспечивают своему ребенку «гармоничное развитие» и «безопасность». При этом, как правило, и родители и дети живут в постоянном страхе перед транспортом, маньяками, грабителями, хулиганами и т.д. и т.п., перемещаясь по жизни буквально перебежками от одного охраняемого места к другому. Потом те же самые родители тащат того же самого ребенка к психологу – лечить от целого комплекса фобий (помогите, я даже не понимаю, откуда это у него!) и развивать самостоятельность (помогите, он сам вообще ничего не способен делать!). Естественно, «помогают» им тоже за деньги. Ребенок в большом городе дышит тем, чем дышать не следует, ест то, что есть нельзя, дети массово (речь уже о десятках процентов!) страдают аллергиями и ожирением – зато у него есть некое мифическое «пространство для развития». Когда я слушаю таких родителей, мне начинает казаться, что они просто бредят или находятся под гипнозом. (Кстати, власти такое положение дел удобно. И тут суть даже не в том, что родители платят буквально за каждое движение своего ребенка. Может быть, это излишне конспирологично, но я уверен: вытеснение людей в мегаполисы имеет своей целью создание, в конечном счете, легко контролируемых резерваций, населенных, а точнее набитых, во всем зависимыми от «специалистов» существами. А на месте бывших сел все чаще возникают коттеджные поселки, где дети богачей живут так, как дети и должны жить: среди живой воды, свободно растущей зелени, под чистым небом, дыша нормальным воздухом и не трясясь над каждым своим шагом…) При этом попытка обычных, «неэлитных», родителей перебраться с детьми в деревню тут же мгновенно вызывает пристальный интерес у наших вездесущих «защитников прав детей». Тут же следует постановка вопроса о том, что «родители искусственно снижают уровень жизни ребенка», и заканчивается это далеко не всегда просто нервотрепкой – мне известны случаи, когда детей у таких семей отбирали. Дети перестают понимать мир, в котором они живут. Они вообще выпадают из реальности в искусственное пространство. И «ученые» – то ли кретины, то ли сволочи! – открыто радуются тому, что это, оказывается, «формируется новая среда», которая нам, отсталым лохам, непонятна и недоступна. Шесть лет назад летом я был свидетелем и участником истории, которая буквально меня поразила. У меня гостили московские друзья с 13-летним сыном. Рано утром я вышел во двор и застал мальчика медитирующим над грядкой с огурцами. Он изучал грядку так внимательно, что я тоже заинтересовался и, подойдя, спросил, что там такого любопытного. Оказалось, мальчику очень понравились красивые желтые цветочки и ему хочется знать, что это такое и как их разводить. Честное слово, я сперва даже не мог понять, о чем идет речь. Я не видел никаких цветочков, на грядке росли огурцы. Когда же до меня дошло, о чем идет речь и дошло, что мальчишка не шутит, – я даже слегка испугался. В свою очередь в мои объяснения, что это – огурцы, он поверил не сразу, только когда я нашел одну из первых завязей и показал ему маленький огурчик, увенчанный этим самым цветочком. Для москвича увидеть такое было откровением… Нет, то, что они коров и лошадей не видят, – это мелочи уже. Дети не видят собак. «Потому что завести собаку – это большая ответственность!» Возможно, так и есть в ненормальном пространстве большого города. В селе же собака для ребенка – это не некая киношно звучащая «ответственность», а просто – собака, как и было веками и как это и должно быть. Друг-приятель по играм и сторож двора. Сделать что-то своими руками для ребенка из большого города – недостижимая вещь. Порез на пальце – повод для настоящего истерического припадка, и это я говорю о мальчиках – о мальчиках, и не о малышах, да еще и взрослые тут же с воплями ужаса начинают бегать вокруг… Читателям старшего возраста это может показаться невероятным, но я не раз видел, как порез, который мы в детстве на ходу заклеивали подорожником, сейчас становится – по инициативе самого ребенка! – поводом для визита к врачу, где мальчишка (именно мальчишка!) с искренним страхом и без стыда спрашивает: «А я не умру?! А у меня не будет заражения крови?!» – и прочую ерунду. Разрушение деревни как основы основ, как корневой системы и символа России – это, пожалуй, самое жуткое. Снова и снова встречая каждое лето гостей из самых разных мест, я летом показываю им наши деревни. Людей до столбняка поражает то, в каких красивых местах те стоят, и как мало они населены. Гости, которые приезжают из дальнего зарубежья, вообще оказываются в шоке.Один немец сказал мне с горечью, что мы, русские, даже не понимаем, насколько мы богаты и свободны, ведь в Германии даже чтобы просто войти в лес, нужно платить деньги, развести там костер – платить штраф, взять с собой своего сына – нарваться на конфликт с органами опеки, завести домашнюю живность – получить судебный процесс с могущественными корпорациями,травящими людей «одобренными и сертифицированными продуктами питания». Дико смотреть, как мы отказываемся от этого неизмеримого богатства ради фитнес-центров, бассейнов с раствором хлорки и магазинного изобилия вымытых в растворе шампуня овощей и фруктов со вкусом химического картона. Деревня стала местом тотальной безработицы. Точнее, ее таковой сделали. И сделано это НАРОЧНО, именно для того, чтобы даже те люди, которые хотят там остаться или хотели бы туда переехать, не имели возможности этого сделать просто потому, что тогда они будут поставлены перед проблемой: как жить, а точнее – как выжить? Работать только на прокорм, жить исключительно натуральным хозяйством – это махровейшее сектантство, и небезопасное, причем именно для детей. Это я вам скажу сразу и точно – такие примеры у меня тоже есть, и ничего хорошего все эти поселения кедросажателей-мегреоидов и прочих анастасиевцев в себе не содержат и не несут, сколько бы в них ни болтали о «близости к природе». Заняться фермерством – практически невозможно, фермеры в России не живут, а выживают, в какие только уже хитрости и крайности не бросаются, чтобы остаться на плаву и все равно тонут. Потому что НЕ МОЖЕТ фермер в условиях России завести на самом деле прибыльное хозяйство, пока существует ВТО и не закрыты границы для ГМОшных продуктов. НЕ МОЖЕТ, природные условия таковы. Наше село и наше сельское хозяйство в основе своей такие же убыточные и неприбыльные. Но отказ от их массовой и постоянной поддержки – это отказ от продовольственной безопасности страны… Вообще от безопасности! *** Если у кого-то при слове «село» возникает картина вросших по окна в землю одноэтажных домиков под низенькими крышами вдоль пыльной кривой тропинки, то я вынужден слегка разочаровать скептиков. Я десятки раз видел брошенные многоэтажные дома, в которых были газ и вода. Видел некогда замечательные асфальтовые дороги, по которым перестали ходить, и они разрушены проросшей сквозь них травой. Видел сожженные корпуса школ, запертые на ржавые замки клубы с покосившимися и облезшими досками объявлений, покинутые детские площадки около закрытых садиков, мертвые водонапорные башни и огромные пустые пространства машинных дворов и ферм. И все это были – села. Места, где можно было жить ничуть не менее удобно, чем в городе, а работа находилась под боком. Теперь все это – мертво. Умерщвлено! Да, отток людей из сел начался еще при советской власти. Я не знаю, что это было, – чья-то непродуманная политика или, напротив, вполне обдуманная диверсия, создание образа села как отсталого, глухого, бескультурного места, откуда только и бежать. Но убито село было вовсе не при «проклятых коммуняках». Убито, разграблено и разорено было русское село властью «демократов». Как раз потому, что было опасно для них, а вовсе не из-за его «экономической нерентабельности». Село кормило страну. Село привязывало людей к родной земле. Село давало детям здоровое и свободное детство. Все это было непереносимо «гайдарышам» (да простит меня Аркадий Петрович Гайдар!) и чубайсятам, всей этой антирусской бесовщине во власти. Сейчас меня пытаются убедить, что разрушительные процессы на селе идут лишь «в силу инерции». Что власти давно осознали важность села для государства и «повернулись к нему лицом». Что все скоро наладится. Возможно, человека, живущего в Москве, в этом и удастся убедить. Может быть, ему даже не придется себя заставлять это делать – верить. А мне достаточно пройти двадцать минут неспешным пешим ходом, чтобы увидеть, мягко говоря, неискренность этих заявлений. Более того – стремительно повторяют судьбу сел и малые города, в том числе мой родной Кирсанов… …Но это уже, как говорится, другая история. Олег Верещагин
Другие записи сообщества
ТОЛЕРАНТНОСТЬ СЕГОДНЯ – ЭТО СИНОНИМ ВРАНЬЯ Известная актриса и телеведущая Яна Поплавская написала в соцсети пост «о лживой социально-толерантной мерзости». Яна Поплавская: «Меня тошнит от голых задниц и женоподобных мужиков, которых мне впихивают под видом высокого искусства». Это вызвало огромный резонанс: кто-то благодарил актрису за правду, кто-то грязно оскорблял и даже угрожал. «АиФ» попросил Яну Поплавскую прокомментировать ситуацию. — Все знают: голова нам дана, для того чтобы думать. Но, к сожалению, огромное количество людей неправильно ею пользуются, не задумываясь о том, что сегодня происходит. Слово, которое очень часто сегодня используется, — толерантность — я не то что не люблю, я ненавижу его! Именно с помощью этого слова играют в грязные игры с общественным сознанием и меняют действительность. Есть такая теория, «Окно Овертона»: это концепция, с помощью которой даже высокоморальному обществу можно насадить любую идею за очень короткое время, полностью изменив социальное сознание. Я не демагог, на протяжении очень многих лет читаю лекции для политиков, бизнесменов, студентов и обычных людей, преподаю им уроки речевой психологии. Слово — это высокоэффективное оружие. Так вот, слово «толерантность» для меня — это самый страшный инструмент манипуляции. Под это слово загоняют всё. Толерантность сегодня — это синоним вранья, замыливания острых социальных и культурных вопросов. Например, национализм очень часто подменяется понятием патриотизм, а это, что называется, «две большие разницы». Происходит страшная вещь: деструктивное изменение понятий добра и зла, их меняют местами — из-за этого теряются общечеловеческие ориентиры. Мы живём в обществе, где очень удобно говорить неправду. И получается, что очень часто политики выступают как хамелеоны, это мировая практика, и закон тогда — что дышло: куда повернул, то и вышло. Поэтому и появилось это «прекрасное» слово, которым заменяется всё: толерантность. Как только неудобно говорить правду, говорится: «Мы толерантны». А на самом деле это слово делает из общества молчаливый скот. Который начинает всего бояться. Кто-то мне возразит: а кто знает, как правильно жить? Нет такой книги, где это написано. На самом деле есть. Называется Библия. У мусульман это Коран, у иудеев — Тора. В этих книгах написаны абсолютно чёткие правила и чёткие человеческие законы. Для понимания не нужно быть семи пядей во лбу, не нужно быть религиозным человеком. Да можно, в конце концов, быть не очень образованным атеистом, чтобы взять и прочитать эти законы. Это общечеловеческие законы, что правильно и что неправильно. Правд может быть очень много, но истина одна. Честно скажу: личная жизнь любой человеческой особи меня не интересует. Я ни в коем случае не посмею «залезать» в чужие спальни. То, что происходит за закрытыми дверями и устраивает двух людей, — двух — это их личное дело, их жизнь. Какое я имею право давать какие-то оценки, если люди, какой бы ни были они ориентации, это не демонстрируют никоим образом? Но когда это выливается прилюдно, когда это прикрывается искусством и культурой, то тогда у меня возникает вопрос: почему на это никто не обращает внимания? Это миф, что нельзя ничего цензурировать. Жизнь любого человеческого общества регулируется законом. Это закон человеческий, закон государственный. Иначе бы была анархия. Вы, когда воспитываете своих детей, их контролируете? Контролируете. Вы говорите с младых ногтей: это хорошо, это плохо, так можно себя вести, так нельзя. Вы ориентируетесь на понятия, которым учили родители. Потому что человек — это не одиночное, а социальное существо. Ему нужно общество, он не мыслит себя без него и не может жить в одиночестве, если только это не отшельник. Например, когда ваш ребёнок начинает учиться в школе, вы не позволите ему смотреть или приносить в класс порнографические материалы: это табу!!! Вы не позволите своему ребёнку в школьном сочинении писать матерные выражения, и, как цензор, немедленно вычеркнете их. Потому что такие слова — опять же табу. И нет в вас никакой толерантности в подобных вопросах, правда? Потому что есть законы общества, по которым это общество и живёт. Но вдруг в последнее время что-то стало меняться. Собираются человеческие существа, неважно, какого они пола, и думают: как бы нам привлечь к себе внимание? И (о чудо!) им в голову приходит гениальная идея: «А давайте покажем голые задницы и даже члены на всю страну — и будет нам счастье, будет нам прибыль, и будет скандал». Сказано — сделано. Помните недавний скандал со спектаклем в Эрмитаже, где актёры стоят на сцене на согнутых коленках в низком наклоне и дуют губами, вытянутыми в трубочку, друг другу в анальное отверстие? Нарисовала картинку? В интернете есть фотографии... Я выросла в театральной среде. Мой отец-отчим Владимир Викторович Александров, который воспитывал меня с 4 лет, работал с Юрием Петровичем Любимовым всю свою сознательную жизнь на Таганке, будучи его вторым режиссёром. Моя мама служила в Театре на Таганке, и я, как и другие актёрские дети, выросла за кулисами, в «красношапочном» возрасте играла в двух очень известных спектаклях («Обмен» и «Перекрёсток») и находилась бок о бок с актёрами легендарного театра. Думаю, вы не поспорите со мной, что Юрий Петрович Любимов был признанным гением мирового масштаба, он работал фактически на всех мировых театральных сценах. Но даже под расстрелом Любимову не пришло бы и в голову снимать трусы с Высоцкого, Хмельницкого, Золотухина и иже с ними, чтобы, например, Высоцкий в роли Гамлета выходил с обнажёнными гениталиями и говорил бы: «Быть или не быть». На Таганку всегда был лом! Народ шёл не на голые попы, не на то, что актёры обливали друг друга кефиром, молоком, грязью или помоями или совершали акт псевдо-дефекации: когда садятся на сцене и тужатся. И кидают в зал псевдодерьмом. Это то, что представлено на российских театральных сценах. Не надо называть это искусством. Не надо. Искусство должно быть прекрасным, доступным или не очень, интеллектуальным, но не отвратительно патологически отталкивающим. Театральная сцена — это не отстойная яма, это не нужник. Даже если вы не изучали историю театра, то, я уверена, слышали о площадных театрах, которые, например, были в Германии. Это не выдавалось никогда за искусство, это было развлечение для толпы: хлеба и зрелищ! Когда на сцену выходили, пукали и тушили пуканьем свечи. Маргинальная толпа была в восторге. Но совсем другое дело, если мы говорим о Большом театре. Большой театр — это лакмус, это лицо моей Москвы, моей страны. Я видела отрывки записи несостоявшейся премьеры балета «Нуреев». Там, безусловно, есть талантливые вещи, очень интересные. Но меня не интересует, что Нуреев был эксгибиционистом и гомосексуалистом. Это его личное дело, его личная жизнь. Я не уверена, что сам Нуреев хотел бы, чтобы его личность была преподнесена таким образом. Меня интересует только одно: каким образом этот человек, истинная звезда, знаменитый танцор, с которым практически невозможно состязаться на балетной сцене, превратился в мировую легенду. О нём слагали мифы, это был человек необыкновенной, сумасшедшей трудоспособности, посвятивший себя профессии: он ею жил. А то, что он делал у себя в спальне, меня не интересует. Я не Господь Бог, чтобы его судить. А сейчас давайте я переключусь с позиции профессионала на обывателя. На генеральном прогоне на центральной сцене театра с мировым именем перед зрителем предстаёт фотография Нуреева, купленная, как говорят, за 300 тысяч евро. Вы услышали сумму? Я могу только предполагать, что эта фотография была сделана им для кого-то из его любимых, скажем так. Не секрет, женщины тоже отсылают интимные фотографии своим возлюбленным: это человеческие отношения, и в этом нет ничего предосудительного. Вы же в спальне тоже не находитесь в трусах, лифчике, и не ведёте себя там, как партизан. Но вы не пойдёте на Красную площадь и не займётесь сношением со своим партнёром, для того чтобы назвать это искусством. Хотя почему бы нет, с другой стороны, правда? Знаете, какое количество людей соберётся, чтобы на вас посмотреть, пока вас в полицию заберут и срок вам впаяют за развратные действия? А почему тогда можно гениталии показывать на главной сцене страны? Это же мечта нашего детства: попасть в Большой. «Я был в Большом!» Это что-то недостижимое было в своё время, туда определённым образом одевались, шли, как на праздник, там собиралось интеллектуальное общество посмотреть, что сделано в большом искусстве. Знаете, я свой пост о толерантности в соцсети писала и абсолютно не рассчитывая на то, что он сработает как детонатор, вызовет такой сумасшедший интерес. Было 10 тысяч лайков и 2,5 тысячи комментариев. Люди писали: «Спасибо вам за то, что вы сказали, спасибо вам за вашу смелость». Ребят, да какая смелость, в чём смелость? Вы помните сказку про голого короля? Она сюда подходит просто как никогда. Только маленький ребёнок прошептал, а потом сказал громко: «Король-то голый!» Но вся свита, боясь выглядеть глупыми ослами, говорила королю о том, что у него прекрасное платье. Дело в том, что страх меняет сознание. Если «это» показывают на столичных сценах, если то, что было не нормой, подсовывают нам под видом нормы, люди начинают бояться, они говорят друг другу: молчи, тебе что, нужны проблемы? Бог с ним, они сами разберутся, чего тебе, больше всех надо? Если это показывают, то, может быть, это мы с тобой ничего не понимаем? Да, нас тошнит, но кому-то там виднее. И мне становится страшно. Потому что я отношусь к тем людям, которые считают себя патриотами. Я родилась в этой стране, я москвичка, я очень люблю этот город. Я патриот своих друзей. Патриотизм — это ещё близкие люди, близкие по духу, по менталитету. Это твои корни. Я люблю своих друзей, я люблю свою семью, я очень этим дорожу. И я не хочу, чтобы у моих детей, у моих будущих внуков менялось сознание. А мне пишут: «Всё равно, сука, мы пройдём парадами, как ты пишешь, по твоей Москве и по России». За одну ночь с публикации поста огромное количество этих людей организовались в группы, которые стали мне присылать порнографические материалы, писать, что, мягко скажем, займутся оральным сексом с моими сыновьями, отымеют их — вы понимаете, как. И тогда они поймут, что заниматься сексом с мужиками круче, чем с бабами. Два моих сына от бешенства бились в конвульсиях. Немыслимая злоба выливалась на меня. Хотя там не было ни одной фамилии и призыва к гонениям на геев. Нет, не из-за трусости: мне нечего бояться. Я вообще мало чего боюсь в этой жизни. Но молчать я не буду. Потому что больше не могу. Я не совершаю никаких противоправных действий. Что, разве я буду нерукопожатна за то, что возмутилась тем, что не называется искусством? Посмотрите, что сказал Цискаридзе: он категорически против того, что происходит, сцена не для этого. Искусство должно быть прекрасно, это правда. Да, оно проблемно, оно поднимает различные социальные темы. Искусство всегда было в нашей стране иносказательным, особенно во времена застоя. Как сказать тем самым эзоповым языком, как показать ту социальную правду, которая волнует людей? Ну не голой же задницей! Не голым членом! Не выставленным напоказ анальным отверстием! В театр приходят родители с подростками. Вы мне хотите сказать, что это сформированная психика? Я занимаюсь с детьми всю свою жизнь, преподаю, у меня благотворительный фонд. Не смейте менять их сознание. Есть мужчина и женщина, два пола: мужской и женский. А если говорить человеку всё время, что он свинья, то он действительно захрюкает. Если постоянно говорить о толерантности, если впихивать людям в голову то, что не является правдой, а является ложью, но называть это правдой, через некоторое время (очень быстро) общественное сознание начнёт меняться. У наших с вами детей. И к чёрту полетят все семейные ценности, порвутся все семейные связи, семья в том виде, в котором она существует, перестанет существовать — навсегда, понимаете? Правду очень сложно сказать даже самому себе. Не говоря уже о таких трибунах, как телевидение, печатные, радийные СМИ. Правда, понятия добра и зла у нас изувечены, практически во всём произошла подмена. Про человека, который занимается благотворительностью, скажут: это всё пиар. А я отвечаю всегда только одно: а попробуйте сами так попиариться. А попробуйте, как это делают тысячи прекрасных людей, протянуть руку помощи, собирать фуры, поезда, самолёты. Посвятить себя помощи другим, чужим, безымянным людям, чтобы дать им надежду на спасение в горе и одиночестве. Разве это не человеческий закон? Да, человеческий. Можно вспоминать Спарту и говорить: давайте не будем помогать. Людей станет меньше, воздух станет чище. А как вы воспринимаете словосочетание «слуги народа»? Отрицательно. Но ведь изначально же было по-другому. Мой прапрадед, я его застала, был офицером царской армии, у нас дома есть наградная Библия царя Николая. До последних дней своей жизни он говорил: «Служил Отечеству. Служил своему народу». Он прошёл все войны с простреленным позвоночником, в корсете. А сегодня вы знаете о зарплатах депутатов? Это сотни тысяч рублей. Меня очень волнует вопрос: если ты решил посвятить себя на какое-то количество времени, пусть на 5 лет, служению своему народу, то как же ты можешь наблюдать жизнь людей из окна своей машины? Только человек, который живёт на такую же зарплату, как его соотечественники, сможет понять: как ездить в общественном транспорте, что такое продуктовая корзина, как платить за ЖКХ. И, только испытывая те же тяготы, что и народ, этот депутат сможет писать и предлагать законы, меняющие жизнь этих людей к лучшему. Как же он может понять женщину, находящуюся в крайней степени отчаяния, у которой на руках больной ребёнок? И ей тысячи людей по моей стране собирают по 100, по 200, по 500 рублей, — вот эта христианская лепта — чтобы помочь семье прооперировать и спасти этого ребёнка. Я знаю это не понаслышке и кланяюсь этим людям: вот они, настоящие Слуги Народа. Почему бы депутатам и чиновникам, получающим огромные деньги (правда, подчас для меня непонятно, за что), не жертвовать частью своей зарплаты? Пусть будет не половина, Господи, пусть десятина будет! На то, чтобы облегчить жизнь людей, которые тяжело живут в России. Я очень много езжу по регионам. Как же тяжело живут люди! Я вообще не знаю, как они выживают иногда. Может быть, вы скажете, что я выросший романтик. Нет. Я очень адекватный человек. Но понятие социальной несправедливости в последнее время колоссально, абсолютно. Президент моей страны в едином лице (при таком количестве заместителей, помощников!) на прямой линии с народом решает частные вопросы определённого количества людей, которые надеются только на него. Как это возможно? Как? Тогда пусть решает всё только президент, не надо держать такой штат чиновников и различные ведомства! Если народ уповает только на Путина. Так вот, я хочу, чтобы люди, которые приходят в Думу и работают на государственной службе, знали, как живёт тот самый народ. И чтобы на собственной шкуре они понимали, что такое жить на крохотную зарплату, кормить, учить и одевать своих детей. Я хочу, чтобы чиновники лечились не за границей, а дома, в своей стране. Надо, чтобы был государственный закон на эту тему. Тогда фонды благотворительные не будут вынуждены отправлять детей на операции за границу. Потому что если чиновники будут лечиться тут, то построятся громадные, потрясающие медицинские центры, в них будут вкладываться деньги. Я стойкий оловянный солдатик, мне не всё равно. Людям, с которыми я живу бок о бок, тоже не всё равно. Потому что нет никакого стыда сказать о том, что является правдой. Понимаете? Есть только доблесть и честь любого человека, который выходит и говорит не о шкурнических интересах, а о том, что волнует страну.
«ЕСТЬ ЖИВОТНОГО НЕДОПУСТИМО». КАК СЕМЬЯ ИЗ ГРОДНО ОСОЗНАННО ЖИВЁТ БЕЗ МЯСА, РЫБЫ, ЧАЯ И КОФЕ В холодильнике у Татьяны Волощик не найдёшь ни мяса, ни рыбы, ни яиц. Вот уже пятнадцать лет Татьяна — вегетарианка, причем вместе с мужем и тремя детьми. Почему гродненская семья не ест свинину и курицу, не носит меха и шерсть, а на ужин предпочитает фрукты с ряженкой, узнавала Наталия Морозова, журнал «Гродно». Нашей героине Татьяне Волощик тридцать шесть. Она замужем уже четырнадцать лет, есть трое детей: Елисею — двенадцать, Ванюше — восемь, Вареньке — пять. Так получилось, что муж Василий, музыкант, тоже оказался вегетарианцем. Татьяна, по ее признанию, осознанно отказалась от мяса в 2002 году, в двадцать один год. Основной причиной называет этическую. Возможно, к отказу от мяса животных, а впоследствии и от многих других продуктов Татьяну подвела близкая подруга. — Мои родители и родственники никогда не были вегетарианцами. Так что в детстве я тоже кушала мясо. Моя подружка, на тот момент ей было 14 лет, пошла со своей матерью на Скидельский рынок. И её настолько впечатлило то, что она там увидела, — порубленные по частям животные туши, что резко перестала есть мясо. Мать моей подруги – повар, и для дочери она готовила разнообразные блюда. Без свинины и говядины, но зато очень вкусные, — рассказывает Татьяна. — А вспомните, как жили наши бабушки и прабабушки. Семьи были большие, мяса было очень мало. Готовили пшеничные и ржаные похлёбки, ели много овощей — эта и была основная еда наших предков… Сегодня мы беседуем с женщиной на её любимой кухне. Рядом бегают двое детей, пока их мама нарезает большой кочан капусты для рагу. Татьяна признаётся, что все три беременности на вегетарианской диете прошли хорошо. Все показатели и анализы всегда были в норме, необходимых витаминов и микроэлементов ей хватало. К концу беременности немного был снижен гемоглобин, но это частое явление у беременных. Все детки родились здоровыми. Черная соль и рыжиковое масло Ещё одна причина отказа от употребления мяса и мясных продуктов – забота о своём здоровье, считает наша героиня. Так, из её рациона постепенно исчезли красное мясо, мясо птицы, рыба, яйца, морепродукты (за исключением морской капусты). Употребление молока в семье ограничивают. Пьют только цельное ненормализованное. Глицерин и желатин в доме нашей героини тоже не найти. Всё потому, что в состав этой продукции входят компоненты животного происхождения. Вместо желатина используют натуральный заменитель агар-агар, его получают из морских водорослей. Не очень полезные, по мнению Татьяны, продукты заменили сезонные овощи и фрукты, бобовые растения — чечевица, фасоль, горох. Ещё в рационе всегда есть орехи. — Мы не покупаем помидоры зимой и вообще не покупаем соки в коробках, — говорит вегетарианка. — Зато часто используем масла, в основном нерафинированные –— подсолнечное, горчичное, рыжиковое, льняное. Кстати, рыжиковое масло очень полезно. Делают его из семян однолетнего растения — рыжика посевного, а не из грибов, как некоторые могут подумать. — Для приготовления выпечки я покупаю муку не высшего сорта — пшеничную или ржаную. Очень люблю семечки подсолнечника. Добавляю их в блины, в выпечку, в салаты – всюду, где только можно! Обожаю льняное семя — оно очень полезно, его я тоже добавляю в разные блюда. Можно перемолоть в кофемолке и посыпать им тушёные овощи, отварной картофель. Татьяна открывает один из кухонных шкафчиков и показывает содержимое: семечки различных видов, отруби, мука «Талкан» из пророщенных зёрен злаков, индийская чёрная соль, индийские специи, крупы: кукурузная, пшённая, гречневая, рисовая. — Если смешать мёд, подсолнечное масло и «Талкан», то получится вкусная, нежная халва. Такую халву брали с собой на пастбище пастухи. Продукт очень питательный, — рассказывает гродненка. Вместо кофе — коктейль из петрушки На кухне целый букет ароматов от горчицы до лаванды. — Раньше я готовила по книге «Ведическое кулинарное искусство». Тогда научилась делать выпечку без яиц. Но там очень много продуктов, обжаренных во фритюре, а это совсем не полезно, – говорит хозяйка. Около пятидесяти процентов рациона семьи — сырая пища. Это, конечно же, салаты. А летом ещё и зелёные коктейли. — Перемолотая зелень петрушки, укропа или диких растений вместе с каким-либо фруктом: бананом, грушей или яблоком — это целая кладезь витаминов. Моим детям очень нравится! Многие наши друзья переняли у меня этот рецепт, потому что это очень вкусный напиток, — уверяет гродненка. А еще Татьяна не пьет чай и кофе. Иногда заменяет их напитками из ячменя, овса или ржи. В этом году семья ездила в Крым на три месяца. Жили очень экономно, у друзей, и работать не планировали. Но в последний месяц Татьяна нашла подработку в вегетарианской лавке, где открыла для себя много нового. — Оказалось, что за все свои годы вегетарианства я очень многого не знала! Открыла для себя сыр тофу, который делают из сои, нутовую муку (производится из нутового, так называемого турецкого гороха — прим. ред.), «Талкан», сладости для детей без сахара на финиковом сиропе. Были даже вегетарианские колбасы со вкусом докторской и полукопчёной колбасы. Некоторые вегетарианцы остаются приверженцами подобных вкусов, для меня это странно. Ведь человек, сознательно отказавшийся от мяса и осознающий, почему он это сделал, не будет себя обманывать. Там же, в Крыму, насобирали лаванды — чем не чай? А ещё подруга привезла ароматные травы с Урала. Их заваривают, и получается вкусный бодрящий напиток. Вместо какао пьют кэроб — плоды рожкового дерева. Но в основном Татьяна пьёт воду и детей к этому приучает. Кстати, вода несколько дней настаивается на кремнии здесь же, на кухне, в трёх трёхлитровых банках. — Через три-пять дней вода используется для профилактики различных заболеваний. Через семь дней она уже становится лечебной, – объясняет хозяйка. На праздник — пицца и торт Заглядываем в холодильник. Молочные продукты, огурцы в банке, морковь, лук, яблоки, масла — ничего лишнего. Татьяна признаётся, что любит есть всё свежее, поэтому готовить старается так, чтобы скушать всё за один раз. Недавно друзья подарили семье мультиварку — настоящий клад для «зожника». На завтрак — каши, в обед — овощи, рагу, супы с бобовыми или пицца, на ужин — творожки и фруктовые салаты. Хозяйка делится рецептом салата: в смесь нарезанных фруктов добавляет халву (вместо сахара) и ряженку. Вместо халвы можно добавить мёд. Что кушать в будние дни — понятно. Но на праздник кашу на стол не поставишь. Интересуюсь у Татьяны, что она готовит на торжественный ужин. — Мы очень любим готовить пиццу, выпечку — кексики, торты. Все мои друзья переняли у меня рецепт торта, который я пеку на все дни рождения. Рецепт очень простой, на сгущённом молоке. Коржи на муке второго сорта. Вместо яиц — немного соды и пару столовых ложек молока. Самое интересное, что наши друзья, которые сами невегетарианцы, всегда готовят для нас целый стол без мясных блюд! Это и пиццы, и орешки, и пирожки с овощами – очень много всего! При этом мы ничего не пропагандируем и не навязываем свою диету никому. Не носят мех и шерсть — Мне ничего мясного уже не хочется. Я считаю, что есть животного недопустимо. Мне нравится, как говорит о вегетарианстве Лев Толстой: «Этический — нравственный — смысл вегетарианства заключается в недопустимости любого насилия». Он выступал против агрессии по отношению к природе, к себе подобным — ко всему живому. А своим ребятишкам я просто объясняю, что лучше всего питаться полезной пищей. Дети не ходили в детский садик, поэтому вопросов с питанием не было. Сложности начались, когда старшие мальчишки пошли в школу. Из школьного меню Елисей и Иван выбирают суп без мяса и гарнир. Кроме того, семья не покупает одежду из меха и шерсти животных, а также шелк. — Мы стараемся носить натуральную одежду из хлопка и льна. Что касается кожи, то у нас очень трудно купить качественный кожзам. Но если нахожу что-то хорошего качества, то покупаю. Дети, конечно, ходят в кожаной обуви, — признаётся Татьяна. Многие вещи в доме сделаны своими руками. Хозяйка любит рукодельничать. Из натуральных материалов делает броши, вышитые на льне, слингобусы, экосумки из хлопка с аппликациями. А ещё Татьяна занимается проведением детских праздников в творческом проекте «АнТРИсоль» и организовывает мероприятия в детской экостудии «Ветка». — Мы всей семьёй мечтаем переехать в собственный дом. Мне этого очень недостаёт. У нас сейчас нет ни деревни, ни дачи. Поэтому с такой теплотой мы вспоминаем наше крымское лето, где провели всё время в горах или у моря. Быть или не быть вегетарианцем, есть всё подряд или выбирать только полезные для здоровья продукты — каждый решает сам. Время любителей колы и чипсов прошло. ЗОЖ шагает по планете. Главное, в погоне за правильным рационом не нажить врагов в виде мясоедов и не лишиться друзей, которые не поймут такого образа жизни. Татьяне повезло: её поддерживают родные и близкие. Но камней преткновения ещё хватает. —Я прекрасно понимаю, что у многих людей всё совсем по-другому. Они иначе думают про такой образ жизни. Или не думают вообще — просто живут своей жизнью и радуются ей. Наталья Морозова
25 НЕИЗВЕСТНЫХ ФАКТОВ ОБ АЛЕКСАНДРЕ СЕРГЕЕВИЧЕ ПУШКИНЕ 1. Однажды дом родителей Александра Пушкина посетил русский писатель Иван Дмитриев. Александр был тогда еще ребенком, а потому Дмитриев решил подшутить над оригинальной внешностью мальчика и сказал: «Какой арабчик!» Но десятилетний внук Ганнибала не растерялся и вмиг выдал ответ: «Да зато не рябчик!» Присутствующие взрослые были удивлены и жутко смущены, потому что лицо писателя Дмитриева было безобразно рябое! 2. Однажды один знакомый Пушкина офицер Кондыба спросил поэта, может ли он придумать рифму к словам рак и рыба. Пушкин ответил: «Дурак Кондыба!» Офицер сконфузился и предложил составить рифму к сочетанию рыба и рак. Пушкин и тут не растерялся: «Кондыба – дурак». 3. В бытность свою еще камер-юнкером Пушкин явился как-то перед высокопоставленным лицом, которое валялось на диване и зевало от скуки. При появлении молодого поэта высокопоставленное лицо даже не подумало сменить позу. Пушкин передал хозяину дома все, что было нужно, и хотел удалиться, но получил приказание произнести экспромт. Пушкин выдавил сквозь зубы: «Дети на полу – умный на диване». Особа была разочарована экспромтом: «Ну, что же тут остроумного – дети на полу, умный на диване? Понять не могу… Ждал от тебя большего». Пушкин молчал, а высокопоставленное лицо, повторяя фразу и перемещая слоги, пришло, наконец, к такому результату: «Детина полуумный на диване». После того, как до хозяина дошел смысл экспромта, Пушкин немедленно и с негодованием был выставлен за дверь. 4. В период ухаживаний за своей будущей супругой Натальей Пушкин много рассказывал своим друзьям о ней и при этом обычно произносил: «Я восхищен, я очарован, Короче – я огончарован!» 5. А этот забавный случай, произошедший с Пушкиным еще во время его пребывания в Царскосельском лицее, показывает, насколько остроумен и находчив был молодой поэт. Однажды он задумал удрать из лицея в Петербург погулять. Отправился к гувернеру Трико, а тот не пускает, да еще и пугает, что будет следить за Александром. Но охота пуще неволи – и Пушкин вместе с Кюхельбекером удирает в Питер. За ними последовал и Трико. К заставе первым подъехал Александр. У него спросили фамилию, и он ответил: «Александр Однако!» Заставный записал фамилию и пропустил его. Следующим подъехал Кюхельбекер. На вопрос, как его фамилия, сообщил: «Григорий Двако!» Заставный записал фамилию и с сомнением покачал головой. Подъезжает, наконец, и гувернер. Ему вопрос: «Ваша фамилия?» Отвечает: «Трико!» «Врешь,– кричит заставный,– здесь что-то недоброе! Один за другим– Одна-ко, Два-ко, Три-ко! Шалишь, брат, ступай в караулку!» Трико просидел целые сутки под арестом при заставе, а Пушкин с другом спокойно нагулялся в городе. 6. Пушкин помнил себя с 4 лет. Он несколько раз рассказывал о том, как однажды на прогулке заметил, как колышется земля и дрожат колонны, а последнее землетрясение в Москве было зафиксировано как раз в 1803 году. И, кстати, примерно, в то же время произошла первая встреча Пушкина с императором - маленький Саша чуть было не попал под копыта коня Александра I, который тоже выехал на прогулку. Слава богу, Александр успел придержать коня, ребенок не пострадал, и единственный, кто перепугался не на шутку - это няня. 7. Детство маленький Пушкин провёл в Москве. Его первыми учителями были гувернёры-французы. А на лето он обычно уезжал к своей бабушке, Марии Алексеевне, в подмосковное село Захарово. Когда ему исполнилось 12 лет, Пушкин поступил в Царскосельский Лицей, закрытое учебное заведение с 30 учениками. В лицее Пушкин серьезно занимался поэзией, особенно французской, за что его и прозвали "французом". 8. В лицей Пушкин попал, что называется, по блату. Лицей основал сам министр Сперанский, набор был невелик - всего 30 человек, но у Пушкина был дядя - весьма известный и талантливый поэт Василий Львович Пушкин, лично знакомый со Сперанским. 9. В Лицее выпускался рукописный журнал "Лицейский мудрец". Пушкин писал туда стихи. Однажды написал: "Вильгельм, прочти свои стихи, чтоб я уснул скорее". Обиженный Кюхельбекер побежал топиться в пруду. Его успели спасти. Вскоре в "Лицейском мудреце" нарисовали карикатуру: Кюхельбекер топится, а его длинный нос торчит из пруда. 10. В 1817 г. состоялся первый выпуск лицеистов. Сдав в течение семнадцати майских дней 15 экзаменов, среди которых - латынь, российская, немецкая и французская словесность, всеобщая история, право, математика, физика, география, Пушкин и его друзья получили аттестаты об окончании Лицея. Поэт оказался по успеваемости двадцать шестым (из 29 выпускников), показав только "в российской и французской словесности, также в фехтовании превосходные" успехи. 11. Известно, что Пушкин был очень любвеобилен. С 14 лет он начал посещать публичные дома. И, уже будучи женатым, продолжал наведываться к "веселым девкам", а также имел замужних любовниц. 12. Очень любопытно почитать даже не список его побед, а отзывы о нем разных людей. Его брат, например, говорил, что Пушкин был собою дурен, ростом мал, но женщинам почему-то нравился. Что и подтверждается восторженным письмом Веры Александровны Нащокиной, в которую Пушкин тоже был влюблен: "Пушкин был шатен с сильно вьющимися волосами, голубыми глазами и необыкновенной привлекательности". Впрочем, тот же брат Пушкина признавал, что, когда Пушкина кто-то интересовал, он становился очень заманчив. С другой стороны, когда Пушкину было неинтересно, разговор его был вял, скучен и просто несносен. 13. Пушкин был гениален, но не был красив, и в этом отношении контрастировал со своей красавицей-женой Натальей Гончаровой, которая, при этом, была на 10 см выше него. По этой причине, бывая на балах, Пушкин старался держаться от жены поодаль: чтобы окружающие не видели столь неприятного для него контраста. 14. Жандармский чиновник III отделения, Попов, записал о Пушкине: "Он был в полном смысле слова дитя, и, как дитя, никого не боялся". Даже его литературный враг, пресловутый Фаддей Булгарин, покрытый пушкинскими эпиграммами, записал о нем: "Скромен в суждениях, любезен в обществе и дитя по душе". 15. Смех Пушкина производил столь же чарующее впечатление, как и его стихи. Художник Карл Брюллов говорил про него: "Какой Пушкин счастливец! Так смеется, что словно кишки видны". И в самом деле, Пушкин всю жизнь утверждал, что все, что возбуждает смех, - позволительно и здорово, а все, что разжигает страсти, - преступно и пагубно. 16. У Пушкина были карточные долги, и довольно серьезные. Он, правда, почти всегда находил средства их покрыть, но, когда случались какие-то задержки, он писал своим кредиторам злые эпиграммы и рисовал в тетрадях их карикатуры. Однажды такой лист нашли, и был большой скандал. 17. Император Николай Павлович советовал Пушкину бросить карточную игру, говоря; - Она тебя портит! - Напротив, Ваше Величество, - отвечал поэт, - карты меня спасают от хандры. - Но что ж после этого твоя поэзия? - Она служит мне средством к уплате моих карточных долгов. Ваше Величество. И действительно, когда Пушкина отягощали карточные долги, он садился за рабочий стол и в одну ночь отрабатывал их с излишком. Таким образом, например, у него написан "Граф Нулин". 18. Живя в Екатеринославе, Пушкин был приглашен на один бал. В этот вечер он был в особенном ударе. Молнии острот слетали с его уст; дамы и девицы наперерыв старались завладеть его вниманием. Два гвардейских офицера, два недавних кумира екатеринославских дам, не зная Пушкина и считая его каким-то, вероятно, учителишкой, порешили, во что бы то ни стало, " переконфузить" его. Подходят они к Пушкину и, расшаркиваясь самым бесподобным образом, обращаются: - Mille pardon... He имея чести вас знать, но видя в вас образованного человека, позволяем себе обратиться к вам за маленьким разъяснением. Не будете ли вы столь любезны сказать нам, как правильнее выразиться: "Эй, человек, подай стакан воды!" или "Эй, человек, принеси стакан воды!". Пушкин живо понял желание пошутить над ним и, нисколько не смутившись, отвечал серьезно: - Мне кажется, вы можете выразиться прямо: "Эй, человек, гони нас на водопой". 19. В одном литературном кружке, где собиралось более врагов и менее друзей Пушкина, куда он и сам иногда заглядывал, одним из членов этого кружка был сочинен пасквиль на поэта, в стихах, под заглавием "Послание к поэту". Пушкина ждали в назначенный вечер, и он, по обыкновению опоздав, приехал. Все присутствовавшие были, конечно, в возбужденном состоянии, а в особенности автор "Послания", не подозревавший, что Александр Сергеевич о его проделке уже предупрежден. Литературная часть вечера началась чтением именно этого "Послания", и автор его, став посредине комнаты, громко провозгласил: - "Послание к поэту"! - Затем, обращаясь в сторону, где сидел Пушкин, начал: - Дарю поэта я ослиной головою... Пушкин быстро перебивает его, обращаясь более в сторону слушателей: - А сам останется с какою? Автор смутился: - А я останусь со своею. Пушкин: - Да вы сейчас дарили ею. Последовало общее замешательство. Сраженный автор замолк. 20. По подсчётам пушкинистов, столкновение с Дантесом было как минимум двадцать первым вызовом на дуэль в биографии поэта. Он был инициатором пятнадцати дуэлей, из которых состоялись четыре, остальные не состоялись ввиду примирения сторон, в основном стараниями друзей Пушкина; в шести случаях вызов на дуэль исходил не от Пушкина, а от его оппонентов. Первая дуэль Пушкина состоялась еще в лицее. 21. Известно, что Александр Сергеевич очень любил своего лицейского товарища Кюхельбекера, но часто устраивал ему розыгрыши. Кюхельбекер часто навещал поэта Жуковского, донимая его своими стихами. Однажды Жуковский был зван на какой-то товарищеский ужин и не пришел. Потом его спросили, почему он не был, поэт ответил: "Я еще накануне расстроил себе желудок, к тому же пришел Кюхельбекер, и я остался дома..." Пушкин, услышав это, написал эпиграмму: За ужином объелся я, Да Яков запер дверь оплошно - Так было мне, мои друзья, И кюхельбекерно, и тошно... Кюхельбекер был взбешён и потребовал дуэли! Дуэль состоялась. Оба выстрелили. Но пистолеты были заряжены... клюквой, и, конечно же, поединок завершился миром. 22. Дантес был родственником Пушкина. На момент дуэли он был женат на родной сестре жены Пушкина - Екатерине Гончаровой. 23. Перед смертью Пушкин, приводя в порядок свои дела, обменивался записками с Императором Николаем I. Записки передавали два выдающихся человека: В. А. Жуковский - поэт, на тот момент воспитатель наследника престола, будущего императора Александра II, и Н. Ф. Арендт - лейб-медик императора Николая I, врач Пушкина. Поэт просил прощения за нарушение царского запрета на дуэли: " …жду царского слова, чтобы умереть спокойно…" Государь: "Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе моё прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки". Считается, что эту записку передал Жуковский. 24. Из детей Пушкина только двое оставили потомство - Александр и Наталья. Но потомки поэта живут сейчас по всему земному шару: в Англии, Германии, Бельгии… Порядка пятидесяти живёт в России. Особенно интересна Татьяна Ивановна Лукаш. Её прабабушка (внучка Пушкина) была замужем за внучатым племянником Гоголя. Сейчас Татьяна живёт в Клину. 25. И – напоследок – наверное, самый забавный факт, который, правда, не имеет отношения к, собственно, биографии Пушкина. В Эфиопии несколько лет назад так поставили памятник Пушкину. На красивом мраморном постаменте высечены слова: "Нашему поэту".
МOЯ МАМA НЕПРAВИЛЬНО ЖИВЁТ И Я OЧЕНЬ ХОЧУ EЙ ПOМОЧЬ... — Помoчь что? — Помoчь начать правильно жить. — A вы? — Чтo я? — Вы живёте пpавильно? — А пpичём здесь я? Я же пpо маму! Реальный случай. Молодая красивая женщина в ярком платье и с кучей звенящих браслетов. Её пожилая мама живет неправильно. Ведь у мамы есть всё, даже путёвку купили в санаторий. Но мама не хочет в санаторий. — Она хочет на свою дачу полоть дурацкую картошку, я ей миллион раз говорила, купи сколько надо, я тебе денег дам. И подруги у мамы такие же дурацкие, как и картошка. Только про внуков своих говорят. — А о чём они должны говорить? — Надо же думать о духовном росте. — А вы? — Опять про меня? — Расскажите о себе. — Ну, я окончила журфак. — А ваша мама училась в университете? — Нет. — А папа? — Я его никогда не видела. — То есть мама растила вас одна? — И бабушка. — А как вы росли? Расскажите. — Я маму всегда стеснялась. Мы очень бедно жили. Летом ездили на дачу. — Полоть дурацкую картошку? — И ягоды собирали в лесу. Все девочки ели. А мы собирали на продажу. И надо мной смеялись, что моя мама ягодами у дороги торгует. Я на море только в десятом классе поехала. — А что делали вы? — А мне говорили: «Учись». Может быть и из-за этого у меня проблемы с мужчинами, что меня не научили, как с мужчинами общаться. — Нет, проблемы у вас не из-за этого. А из-за того, что вы не видите того, как много ваша мама для вас сделала. — Да, что она для меня сделала?! Я всё сама! — Конечно, сама. Кто оплатил ваше образование? Кто полол дурацкую картошку, чтобы у вас была еда? Кто собирал чернику и продавал, чтобы собрать вас в школу? Если я правильно посчитала — ваше детство это девяностые. Я их хорошо помню. Когда денег не было совсем, когда люди выживали благодаря картошке. — Вы только о материальном! А ведь есть же ещё и духовное! Дружба! Доверие! — Легко говорить о дружбе и о доверии, когда у тебя всё есть. Трудно, когда тебе нечем кормить ребёнка. И ваша мама сделала всё, что смогла. Она сделала ровно столько, сколько смогла. Она дала вам то, благодаря чему вы можете делать то, что делаете. Да, ей тяжело, да она не понимает, как можно жить по-другому, но её жизненная стратегия, судя по вам, оказалась успешной. А дальше ваша задача. — Какая? — Подумайте. Когда я училась в университете на психфаке, один из наших преподавателей сказал: «Родители всегда неправы, но у вас есть выбор какую жизнь вы хотите прожить, и этот выбор у вас есть благодаря вашим родителям». У наших родителей была не самая простая жизнь. Я хорошо помню своё детство. Я помню, как мама и бабушка кипятили бельё и стирали его вручную. Я помню, как мы жили, когда родителям по полгода не платили зарплату. И я помню зиму, когда у нас не было никакой еды, кроме картошки и консервированных овощей с дачи. Я помню, как плакала моя мама, когда в школе украли мою сменную обувь и не было денег, чтобы купить новую. У наших родителей слишком много сил уходило на то, чтобы у нас было время. Чтобы мы учились, чтобы наша жизнь была не такой, как у них. Да, они жили неправильно. По нашему мнению. Но наше правильное, отдыхом в санатории, с походами в музей, с путешествиями, с книгами и саморазвитием — выросло на их картошке. И на этом картофельном поле, среди своих таких же подруг, они научились быть счастливыми. А наша задача — поливать свой огород и уважать то, что сделали другие. Для начала уважать. А потом благодарить. И только после этого начинается взрослость. Елена Пастернак
МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ПОЕЗДКЕ В ШКОЛУ М. П. ЩЕТИНИНА. КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА СЕЙЧАС Из искры - пламя… Андреевский флаг снова гордо реет над пятью корпусами школы. Школы, которую не смогли уничтожить ни унижениями, ни клеветой, ни отозванной лицензией. Даже здания, перешедшие в собственность государства, не стали помехой в великом свершении комплексного формирования личности. Да, теперь это не государственный лицей. Дети здесь находятся на семейном обучении, зачёты сдают дистанционно. Теперь их не 300 человек, чуть больше 20. Но распорядок, подход к обучению, а главное дух - все сохранилось в том же виде, что и при жизни Михаила Петровича Щетинина. Когда здесь трепетала жизнь, было легко и радостно, по территории школы бегали парни и девчата, полные надежд, желания и силы изменить жизнь своей страны к лучшему. Сегодня вид омрачает забор с колючей проволокой - он в прямом смысле разрезает деревянный помост, где прежде ребята занимались хореографией и рукопашкой. Он начинается прямо за корпусом «Ольха». Помост, построенный руками детей, учившихся в лицее. А за ним - жилые корпуса, «Озарение» и «Святогор». Возведённые детьми, расписанные детьми… Теперь они принадлежат государству, здесь проходят лагеря «Смены». И даже в этой ситуации команда педагогов Текоса сохраняет великодушие и достоинство, делая акцент на одном из главных принципов школы-лицея - любви к своей необъятной и прекрасной Родине. «Теперь наша школа приобнимает наше государство. А своё государство мы любим,» - комментирует передел территории Ирина Вячеславовна, заместитель директора по научно-методической работе проекта «Школа Щетинина». Ведь забор и колючая проволока заканчиваются - и вот ещё два корпуса школы. «Серебряный» - на реконструкции, и вновь отремонтированный двухэтажный корпус, где находятся кабинеты педагогов, на чердаке - новый зал для выступлений и швейная мастерская, где расположилась коллекция национальных костюмов. И, действительно, территория «Смены» оказывается в окружении двух этих корпусов и пяти на основной территории. Как выдержал последние 4 года неустанной борьбы педсостав школы, те немногие, оставшиеся верными своему делу? Им пришлось «нарастить духовные мышцы». Преодолевать давление властей, унижения чиновников, грязь в прессе и интернете, селевыми потоками льющуюся на школу, многочисленные проверки, суды, предательства прежде близких и верных и при этом - смотреть в будущее. Не просто с надеждой, а простраивая туда мост - настоящий, надежный. Сейчас в полном разгаре строительство нового корпуса. Здесь в Текосе между собой его зовут «Орлан.» Новое здание, более трёхсот квадратных метров, будет включать в себя аудитории на 15 человек и спортивный зал с раздевалками и душевыми на втором этаже. Уже будущим летом здесь смогут учиться ребята. Текос впервые в таком масштабе открыл свои двери для гостей. Около 40 педагогов и организаторов школ в течение трёх дней погружались в обстановку школы Щетинина, вставали на место учеников и пробовали на себе метод погружения в предмет, любовались выступлениями учеников школы - народной хореографией, фланкировкой шашками и непревзойденным многоголосьем. Это первый семинар здесь, в Текосе, по методике академика М. П. Щетинина, основанной на многолетнем опыте исследований, проводимых в Лицее. Коллектив школы заявил, что этот семинар - первый, но не последний. Педагоги школы настроены на дальнейшую работу по донесению сути метода и подхода ищущим. Может в этом и заключён главный смысл? Чтобы после ухода Великого Учителя его ученики продолжили его дело?.. И несли на этой земле глубокие знания, широту взглядов, любовь и служение Родине, умение созидать, ставить сложные задачи и выполнять их. Дарья Иванникова , Москва 10.10.2023
У многих в Москве есть прекрасные квартиры, многие бедные, но уютно, тепло и сухо. У меня сырая дыра, вроде дворницкой, куда я приезжаю торговать своим товаром. Но я не завидую. Никогда! У меня на этот счет своя философия, впрочем, всем не обязательная. По-моему, все зависит от вкуса, от начальной заправки, если кто привык ходить в лакированных башмаках, тот так и будет этого достигать и достигнет (не говорю о неудачнике). Так если бы заправка у меня была адвокатская, так и у меня бы сейчас квартира была, хотя, может быть, я сам и не был бы адвокатом, а сидел в Кожтресте. Я живал и в Париже — все было. Но моя заправка, основное: хижина. Люблю слушать ветер в трубе и оставаться тем, кто я есть. Ничего не устроив возле себя, только было бы тепло переночевать. Я беру устроенное: лес, поля, озера. Лес, перо, собак. В городе я добываю деньги и, добыв, увожу в деревню: там я счастлив, пока у меня остается в кармане 1 рубль 75 копеек. Из дневника писателя М. Пришвина .1 Ноября 1924.
ЖЕНЩИНА В ДЕРЕВНЕ Я решила выложить сегодня заметку именно про женскую деревенскую жизнь. Оговорюсь сразу, что речь тут идет, в основном, именно о переехавших, то есть, о женщинах, которые побыли городскими и стали сельскими. Конечно, если кому надо трудностей и надрыва, такое тоже можно найти. Но все же я считаю, что деревня женщине идет скорее, на благо. Женщины здесь такие же, как в городе – любят наряжаться, говорить о других людях и украшать по мере умения окружающий мир. И очень отличаются от тех, что в городе – у них нет нормированного рабочего дня, они не ходят на службу в офис и не сдают детей в садик. Но есть отличия в том, как живут-поживают женщины, которые всю жизнь тут прожили, и те, кто из бывших городских. Как я уже упоминала, в нашем селе удивительные старухи. У них стать, острые языки и хохоток, они в восемьдесят поднимают огород без помощников и закрывают по сто банок с помидорами. Они все еще наряжаются в платки и черные юбки с цветными передниками, так же, как тут ходили сто лет назад. Следующее поколение, дочери этих старух, те, кто еще в силе. Это женщины от сорока до шестидесяти. Они все управляются с немалым хозяйством, они – последние, кто держит в селе коров. И в их глазах уже нет уверенности, что они живут так, как должно. Они слыхали, что есть другая жизнь, с наращиванием ногтей и отдыхом в Турции. Потому дочерей они пытаются при любой возможности отправить в город, учиться и замуж. А потом начинают хиреть и теряют смысл в жизни. Мне кажется, что они, выпустив детей из дома, уже не видят в себе никакой ценности. Расцветают они лишь в те дни, когда приезжают внуки. Молоденькие девочки деревню, с одной стороны, любят. С другой, тяготятся. Здесь их мир, воля, где они были наедине с деревьями и холмами, где можно было бегать с подружками дотемна, где все понятно, где вся улица знакома. Но вот они выросли, и они тоже отравлены телевизором. Поэтому в нашей деревне не рожают: девочки уезжают за принцами, за жизнью в съемных квартирах и общежитиях, за шоппингом и дансингом. В общем, наблюдается провал. Из трех ликов женской сути нам сегодня в деревне явлена только Старуха и местами – Мать. Невесты тут больше не живут, не красуются, не играют лентами в косах. Поэтому девчонкам, которые кое-где еще подрастают у местных семей, не на кого смотреть и перенимать искусство красоваться. Теперь расскажу, как поживают женщины из «переехавших». Первое время мы в селе пребываем в такой же растерянности, как наши мужчины. Вместо упорядоченных квадратных метров городской квартирки мы получаем в распоряжение дом. А дом – это закоулки, уголки, и вечная череда мероприятий по улучшению обустройства. И снаружи кажется, что это ужасно хлопотно. Но через полгода замечаешь, что за этими занятиями кое-что меняется к лучшему. Равновесия на душе становится куда больше. Из статуса «жительница квартиры номер восемь» женщина перебирается, наконец, в положение хозяйки. Шоппинг в деревне заключается в визитах за всякими мелочами в сельпо и на местный рыночек, который работает трижды в неделю. Поэтому вместо забега по магазинам мы тешим себя забегами по окрестностям. Вышла в сад – принесла подол шампиньонов. Прошлась по холмам – набрала шиповника, боярышника и опят. Удовольствия получается больше, и куда экономнее. Следующее наше наслаждение – общение друг с другом. Наше село сильно растянуто, живут «понаехавшие» в среднем в километре друг от друга, и поэтому поход в гости на чай – это регулярный моцион и обмен новостями. У большинства из нас в домах не подключена антенна телевизора, его заменяет Интернет. Поэтому мы говорим о новостях наших собственных: о новой вышивке (как я заметила, многие женщины, переехав в село, начинают всячески рукодельничать), об овечке, которая принесла тройню, о семинаре, который только что одна из нас провела в городе (ну да, надо же куда-то умище и квалификацию девать). При этом руки сами тянутся что-нибудь делать. Как я заметила, многие женщины, переехав в село, начинают рукодельничать как-то незаметно для себя и почти против воли. По крайней мере, я знаю пару дам, которые декларировали полное отсутствие желания что-то шить-вышивать. Теперь одна валяет из шерсти валеночки и шапочки, а другая учится прясть. Рукоделие умиротворяет, как и общение с другими женщинами. А когда нам спокойно, всем спокойно. И бывшие эмансипе вкладывают силу не в борьбу и гнев, а в плетение изгороди из лозы. И, почему-то, довольны. Тем не менее, при желании тут есть, куда вложить жар души. Учительница литературы из нашей школы создала баскетбольную команду из старшеклассниц, и теперь они уделывают юниорок по всей области. Другая пылкая леди ринулась всем нерастраченным жаром в церковные дела: в храмовой отчетности нынче порядок, и попробовал бы кто пикнуть. Третья организует субботники и собирает мусор с песнями по всему селу. Еще одна важная для женщины вещь: она знает, что в деревне ее дети практически в безопасности. Ну да, они могут куда-нибудь свалиться или наколоть ногу о гвоздь, но зато вокруг нет ни наркоманов, ни бурного автодвижения, ни ядовитой городской грязи. Только экологически чистый чернозем и внимательные старушки по лавочкам. Если что, присмотрят. Дети не висят на подоле у матери, как это происходит в городе – они идут играть с другими детьми. Матери не нужно отдавать детей в учреждение специально обученным людям. Это крайне благотворно сказывается на состоянии. И на круг получается, что простая деревенская женщина куда спокойнее и довольнее, чем городская. Она реже носит каблуки и почти никогда не делает салонную укладку. Она чаще гуляет и дольше спит. Она не бывает в фитнесс-залах, но постоянно занимается нетяжелым физическим трудом. Нетяжелым – потому что в деревне все женщины, в основном, в парах, и поэтому носит и копает непосильное мужчина. И это еще один фактор душевного благополучия сельской дамы. У нее есть приятельницы и знакомые разных возрастов, и мало трагических известий из телевизора. Это то, что Тата Олейник не так давно в своей статье назвала «викторианской жизнью» и лучшим способом избежать депрессий. И если вспомнить, что большая часть потребителей антидепрессантов в Воронеже – женщины, то в итоге окажется, что сельская жизнь, подобная будням амишей, — один из лучших рецептов счастья для прекрасного пола. Ирина Мальцева
ЛЮДЕЙ ПЕРЕСЕЛИЛИ В ГОРОДА Людям обещали светлое будущее заманивая в городские муравейники! Но мы едим одну пальму, если вы посмотрите в любую этикетку любого товара кроме круп и овощей, вы в 90 процентов найдете растительные жиры-пальмовое масло. Люди это не еда ! Полки в магазинах ломятся от "продуктов" - они делают свой бизнес на нашем здоровье! Им неважно качество товара, им важна только выгода! Единственная настоящая еда это четыре полки в магазине: 1. овощи, 2- фрукты, 3- крупы, 4 масла. Но что тогда остальное? Овощи фрукты напичканы химикатами. Все зерновые выращиваются из гибридных семян или ГМО, чтобы было больше урожая, чтобы выгоднее продать. Спросите цену молока в деревне настоящего - 80 руб. за литр. Будут вам продавать сыры и сметанки за копейки? В магазине нет настоящей молочки - все это продукты из пальмы максимум с добавлением сыворотки. Вся информация есть, есть куча скрытых видео съемок как директора молочных заводов открыто заявляют об этом своим потенциальным покупателем, еще и советуют как избежать проверок, и какую ложь спокойно можно написать на упаковке. Нас обманули! Мы поменяли свою независимость и свободу на рабовладельческую систему. Раньше каждый человек жил на своей земле в своем доме, и мог сам выращивать себе еду здоровую и натуральную. До сих пор существует закон, где ты - любой человек проживающий в деревне, можешь выписать себе лес на дом! Попрошу не говорить в свое оправдание один единственный стереотип: "убивались на колхозах с утра до ночи, жизни не видели." Если даже это правда, а не придуманный слушок, чтобы отбить желание жить на земле. Сейчас время другое, и систему труда можно устроить гармоничнои не надо упахиваться, 6 часов в день только в летнее время с помощниками техникой вполне достаточно, чтобы выращивать еду. Но опять же зачем? Мы считаем, что человек может легко сам выращивать себе еду. Если как вариант заработка, то пожалуйста можно и в больших масштабах выращивать, но без химии лютой, что используют сейчас. Существует столько техники в помощь людям, настоящие помощницы, а не бесполезные планшеты - где ты тратишь свое уникальное драгоценное время своей жизни на беЗсмысленную развлекуху. Лучше уж трудится для себя и людей для их здоровья и пользы. Чем травиться из супермаркетов и просиживать всю жизнь на заводах и офисах на беЗсмысленных работах, которые приносят вред и экологии и людям. Выход есть - надо переселяться массово на землю! На земле люди - сами себе хозяева, и не надо всю жизнь отдавать ипотеку за кубик в муравейнике, а потом продолжать оставшуюся жизнь, еще все равно платить по 5000 минимум за свет газ итд. Поверьте работу в деревне надо создавать самому, не надо по привычке ее искать, вы уже хозяин своей жизни. Вам стоит только научиться какому-то ремеслу, благо интернет в наше время есть, и мы можем его использовать с пользой. Не бойтесь переезжать! Нет таких людей кто начал что-то изучать, начал делать и у него не получилось. Просто нужно немного времени, чтобы выбрать стезю для себя и ее освоить. Пробуйте и у вас все получится! Без еды на земле поверьте не останетесь! Через почту можно продавать свои товары, на рынках, сбывать в магазины. Натуральное это уже редкость, но люди потихоньку понимают, что свернули не туда, это ошибка и ее можно исправить. Просто надо понять простую истину-ты работаешь в городе, для того чтобы получить еду и жилье. Но жилье и еда уже придумана Богом для тебя по праву рождения - кинь семечко, полей, собери урожай, лес полагается для дома. Тот же цемент и кирпич создан из материалов природных. Получается жизнь в городе - просто безсмысленно, это замкнутый круг и обман всего человечества. Так что пора восстанавливать заброшенные фермы, элеваторы, строить дома и переселяться обратно как жили испокон в века все люди на землю кормилицу! Пусть города останутся, но не в таких масштабах больших. Их назначение - это проведение рынков, какие-то развлечение: театр, концерт. Так было всегда, где можно меняться и продавать свои излишки, свои товары. Но никак не жить там! Ведь приехать из своей усадьбы никто не мешает ! И архитектуру можно делать как раньше красивую уникальную для таких заведений, а не бетонные коробки без жизни, которые штампуют сейчас !
ПЕРЕЕЗД В ДЕРЕВНЮ ОЗНАЧАЕТ - УЙТИ ОТ ШАБЛОНОВ Здравствуйте! Меня зовут Надежда. Летом 2019 г. вместе со своей семьёй переехала из Московской области в «глухую» деревню под Рязанью. Прожив чуть меньше 4 месяцев в деревне, мы поняли, что жизнь до этого была только суррогатом. Именно об изменениях в нашей жизни, я и решила написать, надеюсь это поможет людям, находящимся на распутье, принять правильное решение. Кардинальные перемены начали происходить с нами после отказа от телевизора (никогда не думала, что люди так сильно зависят от этого ящика). Стали с мужем больше общаться, думать, рассуждать. В интернете смотрели только то, что нас интересовало. Итак, небольшими шажками, за два года от мыслей о пользе натуральной пищи мы дошли до желания жить настоящей жизнью в деревне в своём доме, имея большое хозяйство. Где-то в этот же период пришли к мысли о пользе семейного образования, что сейчас и практикуем. В среднестатистической семье родители с детьми видятся только рано утром, в спешке, собираясь кто на работу, кто в школу и вечером, уставшие, быстро поужинавшие и, расположившиеся поудобнее, кто перед телевизором, кто перед гаджетом. Итак, практически каждый день. Родители не знают, что происходит с их детьми, а общение супругов между собой сводится к «Привет», «Пока», «Как дела на работе?». Складывается впечатление, что это не семья, а просто люди, живущие под одной крышей. А куда уходят так тяжело заработанные деньги? В основном на еду (как правило, магазинную). И тут встаёт вопрос: «А для чего всё это нужно?» Считается, что человек, работающий с утра до вечера, не видящий своих родных, всё делает правильно, «жизнь трудная, по другому нельзя». А почему нельзя? Почему бы не поселиться в деревне, не заняться своим хозяйством, и питаться продуктами собственного труда, для чего этот замкнутый круг: работа-дом-работа. Работа везде трудная, но в деревне ты работаешь сам на себя, на свою семью, дети вовлечены в общее дело. Здесь уже вопрос в другом: "Готов ли сам человек уйти от шаблона, быть никак все и вдохнуть жизнь полной грудью? Надя Синчукова
Я ДЕРЕВЕНСКАЯ! СОВСЕМ НЕ ВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ Я родилась в другом веке, в другом государстве. Я была октябрёнком и пионером и умела завязывать галстук. Я из того времени, когда слова «честь и достоинство» были в ходу, и не считались чем-то отсталым и смешным. Мы еще знаем, что такое настоящая дружба и взаимовыручка, и наши друзья с нами идут с раннего детства. Мне нравится жить по старинке. Шить одежду самой, а не заказывать её по интернету. Я люблю готовить сама еду для семьи, а не покупать полуфабрикаты. Готовить с нуля, с семечка, посаженного в землю. Это долгий путь еды на стол – но для меня он естественный. Я люблю читать бумажные книги, а не цифровые. Мне нравится вдыхать аромат бумажных страниц, ощущать пальцами шершавость листов. Если это старая книга, то мне нравится представлять, сколько людей до меня прочитало её и пережило те же эмоции, что и я. Мне нравится всё, что сделано из натуральных материалов: дерево, лён, камень. Мы и дом построили полностью деревянный, как строили наши деды. Еще печку хочу большую на полдома)) Я с удовольствием смотрю старые советские фильмы. Они, конечно, сейчас кажутся наивными, но они настоящие, искренние. И песни я люблю слушать только старые, со смыслом. Чтобы они за душу брали, чтобы ком в горле… Мне нравится простая медленная жизнь, без гонки и суеты. Я хочу жить, а не следовать плану. Ведь жизнь – она всегда неожиданная, и чёткие планы превращают жизнь в работу. А недавно ко мне пришло осознание, что я, где-то в глубине души, я хочу быть бабушкой. Вот такой классической бабушкой в деревне, которую мы помним из детства. Когда-нибудь мы с дедом будем жить в своём стареньком домике в деревне. Будем с ним ждать внучков на выходные и на каникулы. Будем летом выращивать огород, а зимой заниматься рукоделием. Еще мы будем учить внуков тому, что еще помним из своего детства: как ловить рыбу, как разводить костёр, как делать шалаши и какие растения можно есть, просто ради веселья. Как знать, может, сын наш с семьёй будет жить в деревне, как и мы. А может, уедет в город и там заведет свою семью. Но на праздники мы будем обязательно собираться за большим столом нашей семьёй: дед, баба, дети и внуки… Я буду рассказывать внукам сказки, которые насочиняю за свою долгую жизнь, а дед со старенького компьютера будет показывать фото, как мы жили в молодости. Внуки будут удивляться, как же мы странно жили в начале века, как мы смешно одевались и чем занимались. Мы даже будем включать им музыку своей молодости из 90х, а они нам свою, из новых 40х. А пока я еще не бабушка, то здесь, на своём канале буду рассказывать вам свои невыдуманные истории про жизнь в деревне, про огород и рукоделие, про старинные ремесла и обычаи, про жизнь наших бабушек и дедушек. Пусть эти истории собираются в копилочку на страницах моего канала, и когда-нибудь, я расскажу их своим внукам… Автор ""Счастье мое"