"КАЖДЫЙ ДЕНЬ ВЫПАЛЫВАЙ СВОИ СОРНЯКИ..." В этом году мне повезло оказаться в деревне, где в детстве я проводила каникулы с сестрами и бабушкой. Я уволилась с работы и уехала из большого города. У меня был небольшой запас денег, блог, в котором я описывала свои дни, и огромная радость в сердце. Эти медленные счастливые дни в деревне навсегда останутся для меня маяком и колыбелью, куда я смогу возвращаться в любых жизненных бурях. Эти дни научили меня важному, напомнили о том, что забылось, вернули наивность души. Своим опытом деревенской жизни я хотела бы поделиться с вами. Быть может эти записи окажутся полезными. 1. Твое небо каждый день разное У Андрея Тарковского как-то спросили, когда он был счастливее всего. Он ответил: «У меня была возможность год прожить в деревне и заниматься лишь наблюдением за тем, как поры годы меняют друг друга». Жизнь в деревне учит вниманию. Каждое утро выходить во двор и удивляться тому, какого цвета сегодня рассвет, или какой формы облака, сколько яблок упало с ветвей, сколько листьев облетело, какие птицы садятся на твой забор, и хорошо ли видны звезды, когда ты сидишь укутанный в плед на своем крыльце. В деревне твой контакт с природой непрерывный, плотный, цепкий. Деревня учит глубинной внимательности к красоте и чуду каждого дня. 2. Каждый день – это подарок и труд Чтобы просто прожить один день в деревне нужно потрудиться. Отсутствие городского комфорта, к которому я так привыкла и который совсем не замечала, учит ценить простые рутинные заботы о себе и своем доме. Чтобы почистить зубы, нужно вытянуть ведро воды из колодца, заполнить умывальник. Чтобы вымыть посуду – нагреть кастрюлю теплой воды. Чтобы вымыться самой, притянуть жестяное корыто. В этом каждодневном труде нет ни капли раздражения и досады. Ты чувствуешь, как трудится твое тело, чувствуешь смысл каждого шага и движения мышц. И это совсем не раздражает, а удивительным образом тебя наполняет. Как будто цементом внутри тебя укрепляется сердцевина. 3. Каждый человек уникален и ценен Нет ничего осудительного, если человек живет простой и обыкновенной жизнью. Потому что любая жизнь необыкновенна. Даже если у человека нет бизнес-идеи, стартапа, инстаграма, и он уже 20 лет ходит на одну и ту же работу, платит налоги, по выходным играет с внуками или детьми. В деревне очень простая жизнь, в которой сушат белье на веревках, растянутых вдоль забора, в которой кормят кур и угощают друг друга домашними яйцами, черникой в поллитровой банке и красными круглыми яблоками. Когда заходят в дом, тут говорят: «Здравствуй, хозяйка». Когда идут мимо поля, где ты возишься с землей, тут говорят: «Бог в помощь». В этих простых людях столько доброты и мудрости, которой они щедро делятся, потому что по-другому не умеют. И, может быть, главный жизненный успех – это не умение с легкостью и без сожалений менять свою жизнь, свое окружение, достигать, думать и богатеть, а незаметное тихое каждодневное умение любить. 4. Есть время, чтобы делать, а есть время, чтобы быть В деревне впервые я стала счастливее, не взяв что-то новое и интересное в свою жизнь, а поняв, что в моей жизни нужно отсечь. Оказавшись вдали от суеты и голосов большого города, я стала с удивлением и интересом наблюдать, как слой за слоем с меня слетают большие, красивые и восхитительно чужие цели, планы, шумы. Как остается внутри глубокая тишина. Сколько в ней богатств и миров. Покоя и любви. Не нужно торопить себя, если сейчас не хочется исполнять мечты. Поток жизни шагает, плывет, мчится. И даже если кажется, что ты замер абсолютно, внутри тебя в это время ворочаются пласты. Дайте себе время просто быть. 5. Береги свои добрые воспоминания В деревне мои ноги зеленые от травы. В деревне мое сердце в парном молоке. Жизнь здесь окружает со всех сторон, зажимает меня в кольцо. Бабочки садятся на мои книги, на мои пальцы. Птицы желтые, птицы серые прилетают на забор за моей спиной. Лес шатается густым шумом. В первый день от этого потока звуков, запахов, воспоминаний кружилась голова. Совершенно не могла с ним справиться. Просто сидела на лавочке. Не двигалась даже. Просто была. Дышала этими облаками, этим небом. По сто раз на день говорила спасибо. Что дорога не увела меня от центра, истока. Что я смогла на время вернуться, что сердце мое не разучилось благодарить, что сердце набухло от воспоминаний. Что мне позволили вот так затормозить, замереть. Вслушаться, заглянуть. Потоптаться босыми ногами по ступенькам, по которым топтались детскими пятками. Посидеть на лавочке, где сидели мягкими вечерами, сжимали в руках жестяные «кубки». А корова у забора била хвостом. А бабушка кричала ей грозно: «А то шо за праява лiхая!» А мы с бабушки смеялись, мы ее передразнивали. Они, и вправду, живые, − воспоминания. Мягкие и пластилиновые. Просто нужно захотеть с ними встретиться. Достать из кармана ключ и отыскать дверь. 6. Каждый день выпалывай свои сорняки Ежедневный труд на деревенских огородах еще раз напоминает о том, как легко и без всяких усилий внутри нашего ума, сердца, души растут сорняки. Как быстро они заполняют любое свободное пространство. И при этом сколько усилий, заботы, любви требует любое семечко, которое ты сажаешь в землю. Сколько терпения нужно, чтобы дождаться плодов. Если не трудиться, не вырывать дурное, однажды ты не сможешь отыскать на зеленых ветках спелый помидор. Радость, добро и любовь требует усилий. Ежедневной внутренней прополки и внимания. 7. Береги истории твоих предков Когда копали картошку, родители вдруг стали рассказывать истории. О том, как наша бабушка всегда мечтала стать швеей. Как она собиралась учиться швейному делу, но случилась война. Как после войны она познакомилась с дедушкой возле церкви. Как на свадебные деньги купила швейную машинку. Как шила дочери длинные платья. И как дочь незаметно от нее подшивала платье покороче, чтобы ходить в платье на танцы. И как бабушка отпарывала платье обратно, чтобы было прилично, чтобы не до танцев. Как они с дедушкой возили детей в церковь в повозке на лошади. Какой это был для всех праздник. И как сыну, моему отцу, бабушка в церковь всегда надевала белую рубашку. А я все рассказы слышала в первый раз. Оказывается, между бабушкиной швейной машинкой с кружевными черными ножками, заваленной сейчас старыми вещами, между черно-белой свадебной фотографией бабушки и дедушки на стене, между сундуками в каморе с приличными длинными платьями теснятся сотни историй. Нанизывают друг друга, берегут, хранят. Нажмешь на черную педаль машинки, и она зазвенит. И распустит ткань чужой жизни на слова, голоса и дни. 8. Ты никогда не один, ты всегда часть чего-то большего В деревне с тобой знакомятся так: «А ты чья?» А отвечать нужно так: «Васина». Потому что здесь ты не живешь сам по себе. Ты обязательно часть чего-то большего. Ты обязательно чему-то принадлежишь. В шкафу я нашла старинный молитвослов. Медленно листала его серо- голубые страницы. Чтобы выпуклые шершавые буквы вдруг не рассыпалась от времени. Там есть молитвы за Николая самодержца, а значит книге более ста лет. А значит ее держал в руках не только мой дед, но и прадед. Становился с ней напротив иконы, зажигал свечу и просил самых простых и самых важных вещей. Здоровья и хлеба своему дому, семье. Сил, радости, веры. Дышать воздухом этих страниц – это как взяться вместе со своим родом за руки. Как стоя плечом к плечу прочитать молитву. Ты чья? Я Васина. Я деда Гриши. Я прадеда Данилы. За моей спиной есть невидимые силы, есть земля, есть дом, есть род. И это я чувствую кожей. И от этого расправляются плечи. Я не одна. Я никогда не одна. Оля Демидюк
Другие записи сообщества
Остроумные стихи. Петербуржец Владимир Поляков, известный под ником Bazzlan, называет «полу-пирожками». Ассоль ждала свой алый парус, а Грэй ходил под голубым -— Всё было в общем-то неплохо, пока не стали улучшать -— Хирурга сразу я припомнил – он у меня купил диплом -— – Хотите, я скажу вам правду? – Спасибо, у меня своя -— Мы знаем все что время лечит не сдохнуть бы от процедур -— Она ругнулась так, что дворник в блокнотик что-то записал -— В роскошных залах Эрмитажа мат восхищенья не стихал. -— И вот опять с трибун высоких нам светлым будущим грозят -— А есть и те, кто не ворует, но, правда, те уже сидят -— Футбол специально был придуман, чтоб русских всюду унижать -— Меня совсем никто не любит, хоть я ещё не всех спросил -— Чтоб скрыть свою интеллигентность, он сопли вытер рукавом -— Как удивительно природа вас щедро обделила всем! -— Наш шеф, как чайка – прилетает, кричит, насрёт и улетит -— Так хорошо вчера нам было, что очень плохо до сих пор -— Лечусь слабительным от кашля. Хотел бы кашлять, но боюсь -— Песца откармливали долго, в итоге полный был песец -— Пока приехал переводчик, китаец бедный утонул -— Она в постели ненасытна – всю ночь тайком чего-то жрёт -— Учиться никогда не поздно, но бесполезно иногда -— Совсем чего-то память скисла. Забыл, что именно забыл -— Искал второй носок всё утро, а он под первым был надет -— Взял три бутылки и орешков, чтоб после белочку кормить — Сегодня всё идёт по маслу, но через задницу пока -— Давайте деньги посчитаем. Я буду палец вам слюнить -— Кто за рулём не матерится, тот за дорогой не следит -— А вон менты куда-то негра под белы рученьки ведут — - И каждый день всё новой гранью сверкает слово «охренеть» -— Вы к нам почаще заходите, без вас потом так хорошо
ЛЮДИ, КОТОРЫЕ НЕ СПЯТ! Пираха — самые счастливые люди Планеты. Они не умеют считать — даже до одного. Они живут здесь и сейчас и не строят планов на будущее. Прошлое для них не имеет никакого значения. Они не знают ни часов, ни дней, ни утра, ни ночи, и уж тем более, распорядка дня. Они едят, когда проголодаются, а спят лишь урывками по полчаса, считая, что длительный сон отнимает силы. Им неизвестна частная собственность и глубоко наплевать на всё то, что представляет ценность для современного цивилизованного человека. Им неведомы тревоги, страхи и предрассудки, которые одолевают 99 процентов населения земного шара. Они именуют себя «правильные люди», в то время как все остальные для них — «мозги набекрень». Они абсолютно довольны своей жизнью. Это очень счастливый народ — народ племени Пираха́. У белых людей есть удивительный «талант» — нагло вторгаться на якобы неосвоенные территории и насаждать свои правила, обычаи и религию. Всемирная история колонизации — яркое тому подтверждение. Но всё-таки однажды, где-то на краю земли, обнаружилось племя, люди которого так и не поддались миссионерско-просветительской деятельности, ибо эта деятельность показалась им никчёмной и крайне неубедительной. Американский проповедник, а по совместительству этнограф и лингвист Дэниел Эверетт в 1977 году прибыл в джунгли Амазонки, чтобы нести слово божье. Его целью было рассказать о Библии тем, кто ничего о ней не знал — наставить на путь истинный дикарей и безбожников. Но вместо этого миссионер встретил людей, живущих в таком согласии с окружающим миром, что те сами обратили его в свою веру, а не наоборот. Впервые обнаруженное португальскими золотоискателями 300 лет назад, племя Пираха живёт в четырёх деревнях в районе реки Маиси, притока Амазонки. И именно благодаря американцу, который посвятил годы жизни изучению их быта и языка, оно приобрело всемирную известность. История Иисуса Христа не произвела никакого впечатления на индейцев Пираха. Мысль о том, что миссионер всерьёз верит рассказам про человека, которого сам никогда не видел, показалась им верхом абсурда. Дэн Эверетт: «Мне было всего 25. Тогда я был горячо верующим человеком. Готов был умереть за веру. Готов был сделать всё, чего она потребует. Тогда я не понимал, что навязывание другим людям своих убеждений — это та же колонизация, только колонизация на уровне верований и идей. Я пришёл, чтобы рассказать им о Боге и о спасении, чтобы эти люди смогли попасть в рай, а не в ад. Но я встретил там особенных людей, для которых большинство вещей, которые были важными для меня, не имели значения. Они не могли понять, с чего я решил, что имею право объяснять им, как жить». «Качество их жизни было во многих отношениях лучше, чем у большинства религиозных людей, которых я знал. Я нашёл мировоззрение этих индейцев очень вдохновляющим и правильным», — вспоминает Эверетт. Но не только жизненная философия Пираха пошатнула систему ценностей молодого учёного. Язык аборигенов оказался настолько непохожим на все остальные известные языковые группы, что буквально перевернул традиционное представление о фундаментальных основах лингвистики. «Их язык не столь сложен, сколь уникален. Ничего похожего на Земле больше не встречается». По сравнению с остальными, язык этих людей кажется «более чем странным» — в нём всего семь согласных и три гласных. Зато на Пираха можно говорить, напевать, свистеть и даже общаться с птицами. Одна из книг, которую Эверетт написал под впечатлением от «невероятных и совсем других индейцев», называется: «Don’t sleep there are snakes!», что дословно переводится: «Не спи, повсюду змеи!» И действительно, среди Пираха не принято спать подолгу — лишь по 20-30 минут и только по мере необходимости. Они убеждены, что длительный сон может менять человека, и, если много спать, есть риск потерять себя, став совсем другим. Режим дня у них отсутствует как факт, а регулярный восьмичасовой сон им просто не нужен. По этой причине они не спят по ночам, а лишь дремлют по чуть-чуть там, где их настигнет усталость. Чтобы не спать, они натирают свои веки соком одного из тропических растений. Наблюдая изменения своего тела, связанные с этапами взросления и старения, Пираха верят, что всему виной сон. Постепенно меняясь, каждый индеец берёт себе новое имя — это происходит в среднем раз в шесть-восемь лет. Для каждого возраста у них есть свои имена, так что, зная имя, всегда можно сказать, о ком идёт речь — о ребёнке, подростке, взрослом или старике. 25 лет миссионерства Эверетта никоим образом не повлияли на убеждения Пираха. Зато учёный, в свою очередь, раз и навсегда заязал с религией и ещё сильнее погрузился в научную деятельность, став профессором языкознания. Постигая миры аборигенов, Дэниел то и дело сталкивался с вещами, которые с трудом укладывались в его голове. Одно из таких явлений — абсолютное отсутствие счёта и числительных. Индейцы этого племени используют только два соответствующих слова: «несколько» и «много». «Пираха не используют чи́сла, потому, что не нуждаются в них — они прекрасно обходятся без этого. Однажды меня спросили: «Выходит, матери Пираха не знают, сколько у них детей?» Я ответил: «Они не знают точного числа своих детей, но знают их по именам и по лицам. Им не нужно знать число детей, чтобы узнавать их и любить». Ещё более сверхъестественным кажется отсутствие отдельных слов для обозначения цветов. В это сложно поверить, но у аборигенов, живущих посреди наполненных яркими красками тропических джунглей, есть только два слова, обозначающих цвета этого мира — «светлый» и «тёмный». При этом, все Pirahã успешно проходят тест на цветоделение, различая силуэты птиц и животных в смешении разноцветных мазков. В отличие от соседей из других племён, этот народец не создаёт декоративных узоров на своих телах, что свидетельствует о полном отсутствии искусства. У Пираха нет форм прошедшего и будущего времени. Мифов и легенд здесь также не существует — коллективная память выстраивается лишь на личном опыте самого старого из ныне живущих членов племени. При этом, каждый из них обладает поистине энциклопедическими знаниями о тысячах растений, насекомых и животных — помня все названия, свойства и особенности. Очередной феномен этих экстраординарных жителей глухой бразильской сельвы — полное отсутствие идеи накопления пищи. Всё, что добывается на охоте или рыбалке, немедленно съедается. А за новой порцией они отправляются только будучи сильно голодными. Если же вылазка за провиантом не приносит результатов, они относятся к этому философски — мол, часто есть также вредно, как и много спать. Мысль о заготовках еды впрок им кажется такой же нелепой, как россказни белокожих людей о едином боге. Пираха едят не более двух раз в день, а порой, и того реже. Наблюдая за тем, как Эверетт с семейством уплетали свой очередной ланч, обед или ужин, Пираха искренне недоумевали «Разве можно столько есть? Вы же так умрёте!» С частной собственностью — тоже всё не как у людей. Бо́льшая часть вещей — общая. Разве что незамысловатая одежда и личное оружие у каждого свои. Впрочем, если человек не пользуется тем или иным предметом, значит, он ему не нужен. А, следовательно такую вещь с лёгкостью можно позаимствовать. Если же сей факт расстроит прежнего хозяина, то ему её вернут. Следует также отметить, что дети Пирахa не имеют игрушек, что однако, ничуть не мешает им играть друг с другом, растениями, собаками и лесными духами. Если задаться целью отыскать на нашей Планете людей, свободных от каких-либо предрассудков, то и здесь Пираха на первом месте. Никакой вымученной радости, никакой фальшивой вежливости, никаких «спасибо», «извините» и «пожалуйста». Зачем всё это нужно, когда Пираха и так друг друга любят без всяких глупых формальностей. Более того, они ни на секунду не сомневаются, что не только соплеменники, но и остальные люди всегда рады их видеть. Чувства стыда, обиды, вины или сожаления им также чужды. Какдый вправе делать то, что хочет. Никто никого не воспитывает и не поучает. Невозможно представить, чтобы кто-то из них украл или убил. «Вы не встретите у Пираха синдром хронической усталости. Вы не столкнётесь здесь с самоубийством. Сама идея самоубийства противоречит их природе. Я никогда не видел у них ничего, хотя бы отдалённо напоминающего психические расстройства, которые мы связываем с депрессией или меланхолией. Они просто живут сегодняшним днём, и они счастливы. Они поют по ночам. Это просто феноменальная степень удовлетворённости — без психотропных препаратов и антидепрессантов» — делится впечатлениями Эверетт, посвятивший Pirahã более 30 лет своей жизни. Взаимоотношения детей джунглей с миром сновидений также выходят за привычные для нас рамки. «У них совсем иная концепция объективного и субъективного. Даже когда они видят сны, они не отделяют их от реальной жизни. Опыт, пережитый во сне, считается таким же важным, как опыт, полученный во время бодрствования. Таким образом, если мне снилось, будто я гулял по Луне, то с их точки зрения, я действительно совершил такую прогулку», — поясняет Дэн. Пираха видят себя неотъемлемой частью природы — детьми леса. Для них лес — это сложный живой организм, по отношению к которому они испытывают неподдельный трепет, а иногда даже страх. Лес наполнен необъяснимыми и странными вещами, которые они и не пытаются разгадать. А ещё там обитает целое множество таинственных духов. Пираха верят, что после смерти непременно пополнят их ряды — тогда-то они и получат ответы на все вопросы. А пока нет никакого смысла забивать себе голову всякой ерундой. Эверетт неоднократно наблюдал за тем, как его друзья-индейцы крайне оживлённо, во весь голос общаются с невидимыми духами — так, будто это обычные люди. На вопрос, почему же учёный ничего подобного не видит, он всякий раз получал безапелляционный ответ — мол, что тут непонятного — духи пришли не к нему, а к Пираха. Вопреки опасениям Дэниела, связанным с возможным исчезновением племени в силу столкновения с Большим Миром, численность Пираха в наши дни возросла с 300 до 700 человек. Находясь в четырёх днях пути по реке, племя и сегодня живёт довольно обособленно. Здесь по-прежнему почти не строят домов и не обрабатывают почву для обеспечения своих нужд, полностью полагаясь на природу. Одежда — единственная уступка Пираха современной жизни. Они крайне неохотно воспринимают блага цивилизации. «Они соглашаются принять только определённые подарки. Им нужна ткань, инструменты, мачете, алюминиевая посуда, нитки, спички, иногда — фонарики и батарейки, крючки и леска. Они никогда не просят ничего крупного — только мелочи», — комментирует Дэн, досконально изучивший нравы и предпочтения своих необычных друзей. «Я считаю, что они счастливы, потому что не беспокоятся о прошлом и будущем. Они чувствуют, что в состоянии заботиться о своих потребностях сегодня. Они не стремятся получить вещи, которыми не обладают. Если я что-то даю им — хорошо. Если нет — тоже хорошо. В отличие от нас они не материалисты. Они ценят возможность путешествовать быстро и легко. Я никогда и нигде (даже среди других индейцев Амазонии) не встречал столь спокойного отношения к материальным объектам». Как известно, ничто так не меняет сознание и внутренний мир, как путешествия. И чем дальше от дома удаётся забраться, тем стремительнее и мощнее этот эффект. Выход за рамки знакомого и привычного мира может стать самым сильным, ярким и незабываемым переживанием в жизни. Сто́ит покинуть зону комфорта, чтобы увидеть то, что не видел раньше, и узнать о том, о чём прежде не имел никакого понятия. «Я часто проводил параллели между мировоззрением Pirahã и дзен-буддизмом», — продолжает Эверетт. «Что же касается Библии, то я понял, что в течение длительного времени был лицемером, потому что сам до конца не верил в то, что говорил. Человек — куда более сложное существо, чем рассказывает Священное Писание, а религия не делает нас ни лучше, ни счастливее. В настоящее время я работаю над книгой под названием «Мудрость Путешественников» — о том, насколько важные и полезные уроки мы можем получить от людей, которые сильно отличаются от нас самих. И чем больше эти отличия, тем большему мы можем научиться. Ни в одной библиотеке вы не получите столь ценного опыта». Вряд ли у кого-то на этой Планете найдётся точное определение того, что такое счастье. Возможно, счастье — это жизнь без сожалений и страха перед будущим. Людям мегаполисов сложно понять, как вообще такое возможно. Зато, туземцы из племени Пираха, живущие «здесь и сейчас», по-другому просто не умеют. То, чего они не видят сами, для них не существует. Такие люди не нуждаются в Боге. «Нам не нужны небеса, нам нужно то, что на земле», — говорят самые счастливые люди на свете — люди, с лиц которых никогда не сходит улыбка — индейцы Пираха.
Я очень хорошо помню тот момент, когда внутри что-то перевернулось и я поняла, что больше не хочу жить в городе. ­ То был август позапрошлого года. Я настолько устала от города, от суеты, от людей, от водоворота бессмысленных и беспощадных развлечений, что просто лежала на кровати и не могла заставить себя встать. ­ И потом как-то так получилось, что я оказалась на автобусной остановке в незнакомом мне городе. Меня встретил Артёмчик, тогда ещё мой друг, весь такой красивый, радостный, улыбающийся, светлый и увёз меня к себе в гости, в деревню. ­ И вот мы сидим ночью и пьём Иван-чай с мёдом. И вдруг он воодушевлённо хватает меня за руку и с горящими глазами тащит на улицу. Я покорно потащилась за ним в обнимающую темноту ночи. ­ ⁃ Подними голову. ­ Я подняла голову и обомлела. Я увидела такой красоты небо, какое не видела уже лет так 10-12. Оно было усеяно миллионами ярких звёзд. Натуральный дуршлаг, из отверстий которого светит прекрасный холодный белый свет. ­ Красоты такой я не видела даже в самом прекрасном городе на свете, что на реке Неве. Я любила огни нескончаемых окон домов большого города. Но со звёздами им невозможно тягаться. ­ И тут я поняла, что больше не хочу видеть тёплый свет из окон. Что мне не нужны великолепные кони Аничкова моста. Что я готова отказаться от любого архитектурного шедевра, лишь бы видеть каждый день это небо. ­ И теперь это небо моё. С его миллионами звёзд. Саша Романцова
Версия переезда в деревню "лайт" Если вы никогда не жили в деревне, но очень хочется, снимите там дом. Не на лето, а минимум на год, чтобы прочувствовать все плюсы и минусы которые ожидают вас в деревне и зимние и летние. Дом лучше выбирать в деревне, где есть детский сад, школа и магазины. Если вы не владеете финансами, чтобы построить трёхэтажный коттедж, не снимайте коттедж. Снимайте обычный деревенский дом в три окошечка. Будет очень хорошо если к дому прилагаются всяческие надворные постройки, сарайчики, хлева. И самое главное баня. Она вам очень пригодится, даже если в доме есть водопровод. Если в выбираемом доме обустроен нормальный туалет с автономной канализацией – вам несказанно повезло, но к сожалению таких вариантов на рынке недвижимости мало, чаще всего туалет просто расположен в холодных сенях или классическая будочка с сердечком во дворе. Изучите рынок загородной недвижимости в вашем регионе. Чаще всего дом, который продаётся, можно снять на год с последующим выкупом. Такой вариант вас ни к чему не обязывает, но вы сможете пожить в выбранном доме, не разрывая связи с городом, не сжигая мостов так сказать. Даже в арендованном доме сразу найдутся неотложные и срочные дела. Если вы не умеете одновременно ремонтировать протекающую крышу и готовить обед для маленьких детей, лучше конечно их определить в детский сад. В сельской местности с местами в детский сад обычно сложностей не возникает. Нас выручала бабушка, здорово помогая, пока я бегала по разным организациям и занималась оформлением всяческих документов и разрешений. Переезжайте весной, ранней весной, когда ещё лежит снег. Успеете посадить какие нибудь овощи и насладиться весенним бездорожьем. Обязательно проверьте уровень воды в подполье или погребе, если там небольшой бассейн, не стоит покупать такой дом. Весной сразу узнаете, в каком состоянии кровля, все протечки покажут себя именно при таянии снега. Заготовьте дрова на зиму. Две, а лучше три тракторных телеги. Тоже весной, обязательно сложите их под навес или в специальный проветриваемый сарай, до зимы они если не высохнут, то подсохнут. Летом вы сможете полноценно наслаждаться походами в лес и на речку, собирать грибы, ягоды и заготавливать на зиму всё это богатство, ведь вам не нужно будет никуда спешить. Осенью утеплите окна и двери, а с первыми морозами вообще все места из которых дует, если у вас совершенно случайно найдется тепловизор, то он многое вам покажет. При наличии финансов и очень большого желания купить именно этот дом, можно утеплить полы. Если финансов мало, можно обойтись сплошным покрытием из ковролин а,постелив под него подложку. Тогда по полу можно будет ходить без валенок, и даже сидеть и играть на нём. Зимой после игр в снегоуборочную машину на свежем воздухе, попыток завести автомобиль в -30, романтических походов в туалет во дворе, можно устроиться в уютном кресле рядом с печкой и хорошо всё взвесив, принять самое верное решение в вашей жизни-переезжать в деревню или остаться городским жителем.
Вспоминаю, как бабка наша оставила нас с братом на даче. Оставила с дедом. Надо ей было уехать по делам. Нам по 8 лет было. Улеглись спать, болтаем, бесимся. Дед говорит: - Спите. Завтра подниму рано. Завтрак Показать ещё...
6 ПРАВИЛ РАЗВИТИЯ 1. Будьте организованны Организованность — самый важный навык. Это означает хранить вещи и мысли правильно. Данное качество влияет на все области жизни: от личной до профессиональной. Хаос даже в творческой деятельности чаще всего мешает. Представьте, что вы ужасно неорганизованы физически: разбрасываете вещи, не следите за порядком. Утром вам предстоит сложный экзамен. Проснувшись поздно (потому что легли также поздно), вы собираетесь на него. Вместо того, чтобы взять сумку и выйти из квартиры, приходится долго бегать по комнатам и искать нужное. В итоге получаете изрядную долю стресса и опаздываете на экзамен. В голове неразбериха и не до того, чтобы думать над вопросами. Вы просто пытаетесь собраться с мыслями. Этот пример иллюстрирует жизнь многих людей. То, что нужно было сделать вчера, не сделано, откладывается на завтра, приводит к стрессу, опозданиям и путанице в мыслях. Научитесь правильно распределять время, иначе придется до конца жизни только реагировать на возникающие проблемы. 2. Культивируйте энтузиазм Ралф Уолдо Эмерсон говорил: «Нельзя достичь ничего великого без энтузиазма». Пребывать в состоянии энтузиазма — значит эмоционально вовлекаться в деятельность и получать от нее подлинное удовольствие. Если вы не любите читать книги, начните с самых интересных по вашему мнению. Прививайте себе желание читать каждый день. Или решайте головоломки. Развивайте свой мозг теми способами, которые нравятся. И пусть порой приходится притворяться, чтобы вызвать в себе энтузиазм. Позже это станет привычкой. 3. Интересуйтесь Уильям Моррис писал: «Настоящий секрет счастья лежит в настоящем интересе, который мы испытываем к окружающему миру». Как приучить себя интересоваться всем вокруг? Вам этот совет может не понравиться, но он такой же, как в ситуации с энтузиазмом: нужно упорно убеждать себя в этом, искать способы создать мотивацию. Кроме того, развитый интерес позитивно влияет на концентрацию и память. 4. Размышляйте Генри Форд говорил: «Думать — тяжелая работа, вот почему так мало людей любят это». Развивайте логическое мышление, оно позволит поняв что-то одно, перейти к следующему пункту. Творческое мышление позволяет развить из одной мысли несколько новых, а из них еще и еще. При размышлении важно пользоваться этими типами мышления, а также не забывать о критическом и аналитическом. Мудрость в том, чтобы понять, в какой момент каким инструментом пользоваться. 5. Повышайте навыки концентрации Концентрации тяжело научиться, но вполне возможно. Чем больше вы сконцентрированы на чем-то одном, тем большего успеха добьетесь. Наблюдайте за собой: сколькими видами деятельности вы занимаетесь на протяжении дня? Считается все, даже то, сколько раз вы брали в руки телефон или на какое количество сайтов заходили. Все это убивает концентрацию. 6. Повышайте навыки наблюдательности Наблюдательный человек обладает отличной интуицией и памятью. Все это навыки, необходимые для развития. Запоминайте вещи, припоминайте в деталях как прошел день и во что был одет ваш близкий друг. Это не только полезно для мозга, но и позволит сделать массу интересных выводов.
ПРАВИЛА ЖИЗНИ БЕРНАРДА ШОУ Бернард Шоу прослыл среди современников человеком потрясающе острого ума и языка, похожего на лезвие бритвы… Джордж Бернард Шоу - ирландский драматург, философ и прозаик, выдающийся критик своего времени и самый прославленный — после Шекспира — драматург, писавший на английском языке. Единственный человек, удостоенный одновременно и Нобелевской премии по литературе (1925, «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой»)и премии «Оскара» (1938, за сценарий фильма «Пигмалион»). Писатель отказался от денежной части Нобелевской премии по литературе (однако принял медаль лауреата). Как-то раз Шоу был приглашен в один богатый дом. Не успел он войти в гостиную, как дочь хозяина дома села за рояль и принялась играть какую-то салонную пьеску. — Вы, кажется, любите музыку? — спросил его хозяин дома. — Конечно, — ответил Шоу, — но пусть это не мешает вашей дочери музицировать. Выдающийся драматург увлекался боксом и даже выступал на состязаниях. Об этом подробно рассказал журналист и писатель Бенни Грин в книге «Чемпионы Шоу», изданной в 1979 году в Лондоне. Шоу выступал в среднем весе. Именно занятия боксом дали начинающему тогда писателю богатый материал для написания романа о боксерах «Профессия Кэшеля Байрона», тепло встреченного такими писателями как Роберт Стивенсон и Уильям Моррис. Учитель Шоу — Нед Доннели, первым преподавший писателю уроки бокса, — выведен в романе под именем Неда Скена. — Сколько вы хотели бы зарабатывать, чтобы считать себя счастливым? — спросили однажды у Бернарда Шоу. — Ровно столько, сколько я зарабатываю по мнению моих соседей, — ответил он. Драматург часто любил сам вести машину, забирая руль у личного шофера. Однажды, когда он вел машину по очень неровной и извилистой дороге со многими поворотами, у него неожиданно возникла тема для новой пьесы. — Что вы думаете о моей идее? — спросил возбужденный Шоу шофера, который сидел рядом, и с юношеским азартом стал развивать перед ним сюжетные хитросплетения задуманного им произведения. Неожиданно шофер вырвал у восторженного Шоу руль. — Что вы делаете? — воскликнул от неожиданности писатель. — Извините, сэр, — ответил шофер, — но у вас получается такое прекрасное произведение, что я не хочу позволить вам помереть раньше, чем вы его напишете. Один писатель пригласил Бернарда Шоу на премьеру своей новой комедии. Когда они прибыли в театр, контролер согласился пропустить только автора пьесы, а Бернарда Шоу ни за что не пропускал. Писатели попали в зал только после вмешательства администратора. Шоу смотрел пьесу с большим вниманием, но ничем не проявлял своего отношения к ней. Когда, наконец, занавес опустился, он вышел из зала, разыскал контролера, который не хотел его пропустить, вручил ему фунт стерлингов и сказал: — Прошу прощения! Я убедился: относительно меня у вас были наилучшие намерения. На вопрос о том, какие 5 книг вы бы взяли с собой на необитаемый остров, драматург ответил, что взял бы 5 книг с чистыми страницами. Эту концепцию в 1974 году воплотило американское издательство Harmony Books, выпустив книгу под названием «Книга Ничто», которая состояла исключительно из 192 пустых страниц. Она нашла своего покупателя, и впоследствии издательство не раз переиздавало эту книгу. — Скажите, как вам удается каждую минуту придумывать остроумные и мудрые фразы? — спросили Бернарда Шоу. — Это чрезвычайно просто, — ответил он. Когда мне в голову приходит какая-нибудь глупая мысль, я тотчас говорю совершенно противоположное. Драматург отозвался довольно критически о живописи в присутствии одного художника. — Почему вы разрешаете себе быть таким непримиримым? -вознегодовал художник. — Ведь вы же, сэр, не написали в жизни ни одной картины! — Что верно, то верно, — спокойно согласился с ним писатель. — Однако я могу же высказать свое мнение об омлете, хотя не снес в своей жизни ни одного яйца. Писатель был вегетарианцем и дожил до 94 лет. В 70 лет на вопрос «как вы себя чувствуете?» он ответил: «Прекрасно, только мне докучают врачи, утверждая, что я умру, если не буду есть мясо». В 90 лет на тот же вопрос он отвечал: «Прекрасно, больше меня никто не беспокоит: те врачи, которые меня пугали, что я не смогу прожить без мяса, уже умерли». Умер Шоу 2 ноября 1950 года. По его желанию тело его было сожжено без всяких обрядов, а прах смешан с прахом жены и рассыпан в его любимом саду. Цитаты: 1. Мир состоит из бездельников, которые хотят иметь деньги, не работая, и придурков, которые готовы работать, не богатея. 2. Танец — это вертикальное выражение горизонтального желания. 3. Ненависть — месть труса за испытанный им страх. 4. Мы не имеем права потреблять счастье, не производя его. 5. Идеальный муж — это мужчина, считающий, что у него идеальная жена. 6. Уметь выносить одиночество и получать от него удовольствие — великий дар. 7. Искренним быть не опасно, тем более если вы вдобавок глупы. 8. Иногда надо рассмешить людей, чтобы отвлечь их от намерения вас повесить. 9. Самый большой грех по отношению к ближнему — не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности. 10. Женщины как-то сразу угадывают, с кем мы готовы им изменить. Иногда даже до того, как это придет нам в голову. 11. Нет такой женщины, которой удалось бы сказать «до свидания» меньше, чем в тридцати словах. 12. Легче жить со страстной женщиной, чем со скучной. Правда, их иногда душат, но редко бросают. 13. Алкоголь — это анестезия, позволяющая перенести операцию под названием «жизнь» 14. Чувство объективного восприятия реальности люди, им не обладающие, часто называют цинизмом. 15. Тот, кто умеет, тот делает, кто не умеет — тот учит других. 16. Постарайтесь получить то, что любите, иначе придется полюбить то, что получили. 17. Стареть скучно, но это единственный способ жить долго. 18. Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков. 19. Газета — это печатный орган, не видящий разницы между падением с велосипеда и крушением цивилизации. 20. Демократия — это воздушный шар, который висит у вас над головами и заставляет глазеть вверх, пока другие люди шарят у вас по карманам. 21. Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи. 22. Здравый смысл и трудолюбие компенсируют в вас нехватку таланта, тогда как вы можете быть гениальным из гениальных, однако по глупости загубите свою жизнь. 23. Звания и титулы придуманы для тех, чьи заслуги перед страной бесспорны, но народу этой страны неизвестны. 24. Человек — как кирпич: обжигаясь, он твердеет. 25. Репутация — это маска, которую человеку приходится носить точно так же, как брюки или пиджак. 26. Человек, который ни во что не верит, всего боится. 27. Природа не терпит пустоты: там, где люди не знают правды, они заполняют пробелы домыслом. 28. Разумный человек приспособляется к миру; неразумный пытается приспособить мир к себе. Поэтому прогресс всегда зависит от неразумных. 29. Богатые люди, у которых отсутствуют убеждения, более опасны в современном обществе, чем бедные женщины, у которых отсутствует мораль. 30. Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
ЗАГЛУБЛЁННАЯ ТЕПЛИЦА-ТЕРМОС Один из самых лучших, рациональных приемов в возведении капитальных теплиц - подземная теплица-термос. Использование этого факта постоянства температуры земли на глубине, в устройстве теплицы дает колоссальную экономию расходов на обогрев в холодное время года, облегчает уход, делает микроклимат более стабильным. Такая теплица работает в самые трескучие морозы, позволяет производить овощи, выращивать цветы круглый год. Правильно оборудованная заглубленная теплица дает возможность выращивать, в том числе, теплолюбивые южные культуры. Ограничений практически нет. В теплице могут прекрасно чувствовать себя цитрусовые и даже ананасы. Но чтобы на практике все исправно функционировало, обязательно нужно соблюсти проверенные временем технологии, по которым строились подземные теплицы. Ведь эта идея не нова, еще при царе в России заглубленные теплицы давали урожаи ананасов, которые предприимчивые купцы вывозили на продажу в Европу. Почему-то строительство подобных теплиц не нашло в нашей стране большого распространения, по большому счету, она просто забыта, хотя конструкция идеально подходит как раз для нашего климата. Вероятно, роль здесь сыграла необходимость рытья глубокого котлована, заливка фундамента. Строительство заглубляемой теплицы достаточно затратное, это далеко не парник, накрытый полиэтиленом, но и отдача от теплицы гораздо больше. От заглубления в землю не теряется общая внутренняя освещенность, это может показаться странным, но в некоторых случаях светонасыщенность даже выше, чем у классических теплиц. Нельзя не упомянуть о прочности и надежности конструкции, она несравнимо крепче обычной, легче переносит ураганные порывы ветра, хорошо противостоит граду, не станут помехой и завалы снега. 1. Котлован Создание теплицы начинается с рытья котлована. Чтобы использовать тепло земли для обогрева внутреннего объема, теплица должна быть достаточно углублена. Чем глубже, тем земля становится теплее. Температура почти не изменяется в течение года на расстоянии 2-2,5 метра от поверхности. На глубине 1 м температура грунта колеблется больше, но и зимой ее значение остается положительным, обычно в средней полосе температура составляет 4-10 С, в зависимости от времени года. Заглубленная теплица возводится за один сезон. То есть зимой она уже вполне сможет функционировать и приносить доход. Строительство не из дешевых, но, применив смекалку, компромиссные материалы, возможно сэкономить буквально на целый порядок, сделав своеобразный эконом-вариант теплицы, начиная с котлована. Например, обойтись без привлечения строительной техники. Хотя самую трудоемкую часть работы - рытье котлована -, конечно, лучше отдать экскаватору. Вручную вынуть такой объем земли тяжело и долго. Глубина ямы котлована должна быть не меньше двух метров. На такой глубине земля начнет делиться своим теплом и работать как своеобразный термос. Если глубина будет меньше, то принципиально идея будет работать, но заметно менее эффективно. Поэтому рекомендуется не жалеть сил и средств на углубление будущей теплицы. В длину подземные теплицы могут быть любыми, но ширину лучше выдержать в пределах 5 метров, если ширина больше, то ухудшаются качественные характеристики по обогреву и светоотражению. По сторонам горизонта подземные оранжереи ориентировать нужно, как обычные теплицы и парники, с востока на запад, то есть так, чтобы одна из боковых сторон была обращена на юг. В таком положении растения получат максимальное количество солнечной энергии. 2. Стены и крыша По периметру котлована заливают фундамент или выкладывают блоки. Фундамент служит основанием для стен и каркаса сооружения. Стены лучше делать из материалов с хорошими теплоизоляционными характеристиками, прекрасный вариант - термоблоки. Каркас крыши чаще делают деревянным, из пропитанных антисептическими средствами брусков. Конструкция крыши обычно прямая двускатная. По центру конструкции закрепляют коньковый брус, для этого на полу устанавливают центральные опоры по всей длине теплицы. Коньковый брус и стены соединяются рядом стропил. Каркас можно сделать и без высоких опор. Их заменяют на небольшие, которые ставят на поперечные балки, соединяющие противоположные стороны теплицы, - такая конструкция делает внутреннее пространство свободнее. В качестве покрытия крыши лучше взять сотовый поликарбонат - популярный современный материал. Расстояние между стропилами при строительстве подгоняют под ширину поликарбонатных листов. Работать с материалом удобно. Покрытие получается с небольшим количеством стыков, так как листы выпускаются длиной 12 м. К каркасу они крепятся саморезами, их лучше выбирать со шляпкой в виде шайбы. Во избежание растрескивания листа, под каждый саморез нужно просверлить дрелью отверстие соответствующего диаметра. С помощью шуруповерта, или обычной дрели с крестовой битой, работа по остеклению движется очень быстро. Для того чтобы не оставалось щелей, хорошо заранее по верху проложить стропила уплотнителем из мягкой резины или другого подходящего материала и только потом прикручивать листы. Пик крыши вдоль конька нужно проложить мягким утеплителем и прижать каким-то уголком: пластиковым, из жести, из другого подходящего материала. Для хорошей теплоизоляции крышу иногда делают с двойным слоем поликарбоната. Хотя прозрачность уменьшается примерно на 10%, но это покрывается отличными теплоизоляционными характеристиками. Нужно учесть, что снег на такой крыше не тает. Поэтому скат должен находиться под достаточным углом, не менее 30 градусов, чтобы снег на крыше не накапливался. Дополнительно для встряхивания устанавливают электрический вибратор, он убережет крышу в случае, если снег все-таки будет накапливаться. Двойное остекление делают двумя способами: Между двумя листами вставляют специальный профиль, листы крепятся к каркасу сверху; Сначала крепят нижний слой остекления к каркасу изнутри, к нижней стороне стропил. Вторым слоем крышу накрывают, как обычно, сверху. После завершения работы желательно проклеить все стыки скотчем. Готовая крыша выглядит весьма эффектно: без лишних стыков, гладкая, без выдающихся частей. 3. Утепление и обогрев Утепление стен проводят следующим образом. Предварительно нужно тщательно промазать раствором все стыки и швы стены, здесь можно применить и монтажную пену. Внутреннюю сторону стен накрывают пленкой термоизоляции. В холодных частях страны хорошо использовать фольгированную толстую пленку, покрывая стену двойным слоем. Температура в глубине почвы теплицы выше нуля, но холоднее температуры воздуха, необходимой для роста растений. Верхний слой прогревается солнечными лучами и воздухом теплицы, но все-таки почва отбирает тепло, поэтому часто в подземных теплицах используют технологию «теплых полов»: нагревательный элемент - электрический кабель - защищают металлической решеткой или заливают бетоном. Во втором случае почву для грядок насыпают поверх бетона или выращивают зелень в горшках и вазонах. Применение теплого пола может быть достаточным для обогрева всей теплицы, если хватает мощности. Но эффективнее и комфортнее для растений использование комбинированного обогрева: теплый пол + подогрев воздуха. Для хорошего роста им нужна температура воздуха 25-35 градусов при температуре земли примерно 25 С. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Конечно, постройка заглубленной теплицы обойдется дороже, а усилий потребуется больше, чем при строительстве аналогичной теплицы обычной конструкции. Но вложенные в теплицу-термос средства со временем оправдываются. Во-первых, это экономия энергии на обогреве. Каким бы образом ни отапливалась в зимнее время обычная наземная теплица, это будет всегда дороже и труднее аналогичного способа обогрева в подземной теплице. Во-вторых, экономия на освещении. Фольгированная теплоизоляция стен, отражая свет, увеличивает освещенность в два раза. Микроклимат в углубленной теплице зимой для растений будет благоприятнее, что непременно отразится на урожайности. Легко приживутся саженцы, превосходно будут чувствовать себя нежные растения. Такая теплица гарантирует стабильный, высокий урожай любых растений круглый год.
В 1881 году семья Толстых переехала в Москву, чтобы дать детям образование. Толстой тяжело принимал перемены, связанные с жизнью в городе. Вот что он записал в дневнике 5 октября 1881 года , уже будучи в Москве: «Прошел месяц — самый мучительный в моей жизни. Переезд в Москву. — Всё устраиваются. Когда же начнут жить? Всё не для того, чтобы жить, а для того, что так люди. Несчастные! И нет жизни. Вонь, камни, роскошь, нищета. Разврат. Собрались злодеи, ограбившие народ, набрали солдат, судей, чтобы оберегать их оргию, и пируют».
КАК БРОСИТЬ ГОРОД-МИЛЛИОННИК И ПЕРЕЕХАТЬ В ГЛУХУЮ ДЕРЕВНЮ.А ЕЩЕ — ЗАРАБАТЫВАТЬ НА ЭТОМ ДЕНЬГИ. ЛАЙФХАКИ На фоне пандемии коронавируса — особенно в период самоизоляции — интерес к загородной жизни повысился. Счастливчиками стали считаться те, кто имеет домик в деревне и свое хозяйство. Герои нашего материала вынашивали идею «побега» из мегаполиса долгие годы, а потом в одночасье бросили все ради размеренной жизни. Чем так манит деревенский уклад, что заставляет людей переехать, придется ли забыть про привычный комфорт и досуг и как не остаться без средств к существованию Елена Поморцева работала репортером на «Четвертом канале», а теперь обустраивает дом и варит варенье Елену Поморцеву в Екатеринбурге знают как репортера и автора документальных программ на «Четвертом канале». Алексей Карасев — специалист в сфере высоковольтной энергетики и электротехники, в прошлом — работник завода «Электрощит». Чуть больше года назад пара сбежала из Екатеринбурга навсегда, оставив прежнюю жизнь. Сейчас осваивают 64 сотки земли в деревне. На участке уже появилась пасека, огород и мастерская варенья. Свое хозяйство, признаются, не только кормит, но и приносит доход. Как давно вынашивали мысль сбежать в деревню? Зачем променяли темп Екатеринбурга? Мысль о переезде назревала достаточно долго, еще до всей этой коронавирусной истории, которая, безусловно, повысила интерес к загородной недвижимости. В городе мы любили отдыхать, когда нам было лет по двадцать. Тогда была актуальна тема ночных клубов, концертов. Стали старше и начали сбегать из Екатеринбурга при первой же возможности. Немало денег и времени тратили, чтобы уехать подальше. В какой-то момент поняли, что формат «жить в деревне и иногда наведываться в город», а не наоборот, нам ближе. Прогулки по Екатеринбургу, к слову, никогда не приносили удовольствия. В плане благоустройства и городской среды этот город больше подходит для работы, а не для жизни. А почему деревня Владимировской области, а не Свердловской? Каждый год мы путешествовали по разным регионам страны. От Екатеринбурга до Санкт-Петербурга проехали все. Запал в душу район Золотого Кольца России. Деревни здесь нарядные. Много домиков с резьбой. Владимирская область к тому же вполне благополучна в плане экологии, чего не скажешь об окрестностях Екатеринбурга. Никогда не было желания купаться в озерах типа Таватуя и Балтыма. За 10 лет, что я проработала на телевидении, мне довелось снимать сюжеты про людей, которые задыхались от горящей неподалеку свалки, жаловались на несанкционированные выбросы куриного помета с птицефабрики. Насмотревшись на это, покупать землю в Свердловской области передумали. Во Владимирской области хорошие дороги, климат более устойчив, чем на Урале. Устроила и отдаленность от цивилизации. Наша деревня (расположенная на границе Ивановской и Владимирской областей) хоть и считается по местным меркам глухой, на машине за час мы добираемся до областного центра Владимира, 250 километров отделяют нас от Москвы и Нижнего Новгорода. Чем занимаетесь в деревне? На участке появилась пасека. Улья ребята сделали сами Самый насыщенный был первый год. Нам надо было организовать в деревне все блага, к которым мы привыкли в городе. Бурили скважину, монтировали теплые полы, делали разводку воды по дому, строили мебель. Второе лето посвятили пчелам. В этом деле мы новички, поэтому времени ушло не мало. Улья сделали своими руками. Выбрали место под пасеку, скосили траву, отсыпали площадку щебнем, соорудили подставки под ульи, запустили пчел и начали ухаживать за ними. Также у нашего дома был так называемый крытый двор. Раньше в таких помещениях хранили сено, дрова, держали кур. Эту постройку мы разобрали и сделали новую из оцилиндрованного бревна. Внутри оборудовали мастерскую. Производим варенье.? А почему именно пасека? Сейчас на участке четыре улья. Пчелы уже дали первый мед Фото из личного архива героев материала Всегда очень любили мед, поэтому решили завести пчел. Держать их — целая наука, но нам интересно. Плюс и в том, что пчелы не привязывают к месту. Есть определенные периоды, когда нужно за ними ухаживать, откачивать мед. Но без проблем можно уехать на неделю и оставить их. Что будете делать с 64 сотками земли? Эти 64 сотки земли разделены на две части. На первой стоит дом, здесь же сад. В нем цветут яблони. Есть сливы, крыжовник, смородина, жимолость, голубика, малина. Планируем посадить вишню и грушу. Так же разбили небольшой огород. Вторая часть нашего участка занята лесом. Там есть поляна, где мы поставили нашу маленькую пасеку и там же планируем ее масштабировать. Следующим летом надеемся увеличить число ульев до 10 штук. Пока их четыре. Какие плюсы деревенской жизни? В деревне больше пространства для творчества, считает Елена. Большую часть мебели пара из Екатеринбурга сделала своими руками Фото из личного архива героев материала Главное преимущество деревенской жизни — своя земля. В отличие от городской квартиры — большое поле для творчества. Можно делать что-то своими руками, а нам это нравится. Почти всю мебель сделали сами. Например, кухонный гарнитур, фартук из спилов можжевельника, гардеробную. А коронавирус как пережили? Изоляция в глухой деревне — рай? Самоизоляция на 64 сотках земли проходит, как ни в чем не бывало. Отложили разве что дела, связанные со стройкой, чтобы лишний раз не выезжать в город. Выезжали только за пчелами. Им ведь не объяснишь, что у людей какой-то там коронавирус. Многие боятся переезжать в деревню, потому что там нет работы. Как вы зарабатываете? Елена готовит варенье из брусники, земляники, морошки, клюквы, черники и крыжовника. Лакомство охотно разбирают Фото из личного архива героев материала У нас нет готового рецепта, как заработать в деревне, нет какого-то бизнес-плана. Большую часть денег мы зарабатываем в городах, просто удаленно. Также планируем участвовать в ярмарках, которые проходят в городах Золотого Кольца. Продавать будем мед, варенье и джемы, приготовленные из собственных ягод. Традиционные русские лакомства и сейчас реализуем через социальные сети. Развозим друзьям, родным и знакомым. Много заказов поступает от московских компаний в новогодний период. Идея запустить блог о деревенской жизни — это про деньги? Мы завели ютуб-канал спустя полгода жизни в деревне. Он называется «Побег из мегаполиса» и посвящен переезду из города на свою землю. Ну как не сделать блог на YouTube, если 10 лет проработал на телевидении, умеешь снимать и монтировать видео? Но пока это не про деньги. Чтобы блог приносил доход, нужно хотя бы 100 тысяч подписчиков и регулярно выпускать ролики. Мы снимаем только тогда, когда есть, что показать. Подписчиков пока 15 тысяч человек. Если интерес увеличится, возможно, будем уделять этому больше времени. Какие советы можете дать тем, кто хочет перебраться в деревню? Единственный вопрос, который нужно решить заранее — финансовый. Мы бы посоветовали не уезжать в глушь. Можно найти деревню, расположенную неподалеку от крупных населенных пунктов. Тогда работа всегда будет. Еще при выборе места, надо узнать, как обстоят дела с сотовой связью, интернетом. Этот вопрос актуален для тех, кто работает удаленно. Подушка безопасности зависит от запросов человека. Кому-то она не нужна, а кому-то и миллиона не хватит.