НЕ ПЕЙТЕ ЧАЙ В ПАКЕТИКАХ Всё ещё «балуетесь» такими удобными и быстрыми чайными пакетиками? – Очень даже напрасно, ведь уважающий себя человек не будет забрасывать в свой организм что попало… Сегодня мы постараемся раз и навсегда отбить у читателей желание покупать «суррогатный» чай и раскроем все секреты недобросовестных производителей. Из чего делают пакетированный чай? Чай в пакетиках дает мошенникам возможность нас обмануть, и поместить вместо измельченного качественного чая чайную пыль, то есть отходы чайного производства. В Индии и в Китае эти отходы не используют, их покупают недобросовестные производители чая. Цена 10 кг чайной пыли – всего 10$, то есть себестоимость упаковки такого чая измеряется копейками. В некоторых чайных пакетиках можно обнаружить не только пыль, но и траву, опилки и прочая ерунда (как у нас говорят, «веник»). Невооруженным глазом содержимое чайного пакетика проанализировать непросто, но определить подмену измельчённого чая дешёвой пылью всё же можно. Достаточно открыть упаковку чая и оценить её чистоту - если бурый порошок просыпается сквозь пакетики и пачкает коробку, то вам предстоит «угощаться» чайной пылью. Даже если коробка оказалось чистой, нет никаких гарантий, что настоящий измельченный листовой чай не пережил срок своей годности (такого «товара» в России около 20%, и чаще всего его фасуют именно в пакетики). Просроченный чай не только теряет все свои полезные свойства, но и содержит афлатоксин – продукт жизнедеятельности микроскопических грибков. Это очень опасное для здоровья вещество, которое в больших концентрациях вызывает необратимые поражения печени. Срок годности чая - 3 года. На первый взгляд, кажется, что всё просто: можно посмотреть срок изготовления на упаковке, прибавить три года и сравнить с сегодняшней датой. Однако на упаковке указывается не время сбора с плантаций, а дата расфасовки – при этом сами чайные листья могли десятилетиями храниться в каком-нибудь подвале… Как проверить, можно ли пить купленный чай? Цена роли не играет – ведь именно дорогие сорта чая чаще всего подделывают. Сообщество Разузнай советует посмотреть на чай сразу после заваривания. Если после заваривания чая на поверхности напитка появляется небольшая пенка - чай свежий, если нет - то его собрали более двух лет назад. Испорченный чай так же оставляет после себя темный след-осадок на стенках чайника. Несколько слов про красители и ароматизаторы Почему пакетики так быстро завариваются? Потому что дешевле купить чай низкого качества (старые и грубые чайные листья, если пыль), добавить к нему краситель и выдать за высший сорт (самые молодые и нежные листья). Правда, в описании состава на упаковке красители не указываются. Обнаружить красители в чае легко – достаточно опустить пакетик с чаем в холодную воду. Если она начинает окрашиваться (так же может помутнеть вода), то это благодаря краске. Ещё можно положить дольку лимона - натуральный чай быстро посветлеет. «Фруктовый» и «цветочный» чай в пакетиках (да и листовой тоже) часто содержит убойное количество ароматизаторов – ими производитель старается скрыть отсутствие естественного вкуса и запаха чая. Эти химические ароматизаторы («идентичные натуральным») в десятки раз дешевле и и к тому же сильнее натуральных. А кусочки сушенных фруктов (отходы другого пищевого производства) добавляют лишь для того, чтобы можно было указать их в составе. Производители пищевых продуктов редко указывают, какие именно ароматизаторы входят в состав продукта. И не случайно – ведь синтетические ароматизаторы содержат токсичные вещества, которые способствуют росту раковых клеток, вызывают нарушения функций печени, изменяют обмен веществ. Эти эффекты проявляются не сразу, поскольку всевозможная химия любит сперва накопиться в организме, подорвать защитные силы организма, а уж затем нанести удар по всем системам органов. Вот такие «чайные церемонии»! Здравствуй, фтор? Группа учёных во главе с Майклом Уайтом из медицинского колледжа при университете Вашингтона выяснила, что содержание фтора в пакетированном чае превышено в разы. Они провели эксперимент, в ходе которого заварили чай быстрого приготовления десяти разных сортов – для этого использовалась вода, не содержащая фтора вообще. Измерение его уровня в получившемся напитке показало цифры до 6,5 частей соединений фтора на миллион при норме не более 4 частей. Науке давно известна способность листьев чая накапливать в себе фториды – и чем ниже сорт чая, тем больше старые листья успевают их «впитать». Медики предупреждают, что превышение концентрации фтора в организме вызывает уплотнение костной ткани и повышает ее хрупкость. Далее может развиться такое заболевание как флюороз скелета, которое сопровождается образованием костных шипов и сращиванием позвонков, болями в костно-суставной ткани, потемнением зубной эмали и т.д. А что с бумагой? Большинство чайных пакетиков сделаны из фильтровальной бумаги (реже нейлона). Она изготавливается из целлюлозы и хлопка, но есть одно «но»… Попробуйте насыпать чай в бумажную салфетку и заварить её в кружке: когда вы начнёте размешивать запарку, бумага порвётся и превратится в кашу. Почему же тонкий и полупрозрачный пакетик остаётся на удивление крепким после долгого пребывания в воде? Дело в том, что в абсолютном большинстве случаев фильтровальная бумага подвергается пропитке специальными синтетическими смолами, растворёнными в спирте или ацетоне. После пропитки фильтровальная бумага приобретает дополнительную устойчивость к механическим, термическим и климатическим воздействиям: бумажные волокна оказываются прочно связанными в месте перекреста, и не страшны им ни энергичные помешивания ложкой, ни лимонный сок, ни прочие агрессивные воздействия. Поэтому если вы хотите быть здоровым, а так же поддерживать имидж успешного и думающего человека, не поддавайтесь соблазну сэкономить две-три минуты с помощью пакетика чая. Даже если вы загружены работой в офисе, вы вполне заслуживаете выпить настоящий бодрящий напиток из керамической чашки – а не помои из пластикового стаканчика.
Другие записи сообщества
«Милый Гриша, … я бросил есть мясо, рыбу тоже не кушаю, сахар не употребляю, хочу скидывать с себя все кожаное, но не хочу носить название «вегетарианец». К чему это? Зачем? Я человек познавший Истину, я не хочу более носить клички христианина и крестьянина, к чему я буду унижать свое достоинство? … Истина должна быть истиной, у нее нет доказательств, и за ней нет границ, ибо она сама альфа и омега. В жизни должно быть искание и стремление, без них смерть и разложение. Нельзя человеку познать Истину, не переходя в условия и не переживая некоторые ступени, в которых является личное единственное сомнение. Нет истины без света, и нет света без истины, ибо свет исходит от истины, а истина исходит от света. Что мне блага мирские?…» Сергей Есенин в письме Г.А.Панфилову, 23.04.1913
СОЛОМЕННЫЙ ЭКОДОМ С НУЛЕВЫМ ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЕМ Дом в Беларучах был возведен всего за 3 месяца: на фундаменте из бутылок построили деревянный каркас, который заполнили соломенными блоками и оштукатурили глиной. Имея опыт строительства соломенного дома (в 1996 году), Евгений Широков в белорусском селе Беларучи осуществил мечту о строительстве экодома нулевого энергопотребления - полностью автономный дом, не требующий ни газа, ни электричества извне. При таком условии человек за эксплуатацию дома ответственен только перед собой и своей семьей, и такой семье не страшны никакие кризисы. Евгений Широков рекомендует делать дома именно из соломы по ряду причин: - солома повышает энергетический потенциал человека более, чем на 5%, в то время как дерево нейтрально по отношению к энергетике человека, а кирпич понижает энергетику на 5-10% . В старину было многое известно о лечебных свойствах соломы. Все спали на соломенных матрасах, включая «царя батюшку». Каждый год меняли солому, а по прошлогодней соломе знающие люди могли определить какие у человека проблемы со здоровьем; - солома в 4 раза лучше дерева по теплотехническим характеристикам и в 7 раз лучше кирпича. В Новосибирском Академгородке был проведен теплотехнический расчет соломенной стены. Расчет показал, что при толщине наружной стены в 80 см из прессованных соломенных блоков дома в Сибири и на Урале можно не отапливать батаерями, достаточно будет только печки, при этом расход топлива в пять раз меньше, чем в обычном сельском доме. Стены держат тепло. Затраты на отопление дома не превысят 20 киловатт часов в год на квадратный метр, в то время как норма для многоквартирного дома – 120 киловатт часов на «квадрат»; - стоимость строительства дома из соломы по сравнению с тем жильем, которое предлагает современный рынок, снижается на 40-50%; - стена из оштукатуренных соломенных блоков гораздо более устойчива к возгоранию, нежели деревянная конструкция, т.к. благодаря прессовке в соломенных блоках отсутствует достаточное количество воздуха для возгорания. Что касается канализации - жилище снабжено системой биологической утилизации отходов. При помощи бактерий они перерабатываются в удобрения для приусадебного участка. Суммарные удельные затраты энергии на строительство такого экодома по сравнению с традиционным строительством из кирпича и газосиликата ниже во много десятков и даже сотен раз – как за счет практического отсутствия обжиговых материалов, так и за счет не использования при строительстве тяжелой техники, кранов и т.п. (это же позволяет свести к минимуму затраты как на строительство, так и на озеленение и благоустройство – при таком строительстве не повреждается даже естественный газон вокруг экодома). Ну а после своей «смерти» через сто и более лет такой экодом не вызывает проблем – его составляющие возвращаются в естественный оборот органики и минеральных веществ.
Инфантильность поколения - это смешно. Мальчики с бородой, которые умеют только делать селфи - это смешно. Мужской инстаграм со смузи и фотографиями из кафешек - это смешно. Смешны девочки, которые способны только "украшать собой интерьер" и обрабатывать фото через убогие редакторы. Смешно заводить очередной аккаунт в сети, в котором из информации и личных достижений только дети и собачки/котики. Смешна невразумительная вера во что-то, которая не помогает человеку становиться лучше и удерживать полученный опыт. Смешны пятиклассники на митингах и кокетки во власти. Все эти завитушки и виньетки современного общества - не более, чем нефункциональное недоразумение, слив генофонда в мусорное ведро. Мы привыкаем к людям, которые за внешним фасадом образа могут реагировать на какие-то серьёзные задачи и обсуждения только капанием слюны и невразумительным "ЫЫЫЫ..." Неумение работать руками и головой - смешно. Но смеяться почему-то не хочется.
Купили мы дом в деревне. Продавала его молодая пара, мол, родителям дача не нужна, а бабушка умерла год назад... После смерти старушки никто в дом не наведывался, только вот продать приехали. Спрашиваем, забирать будете вещи? Они в ответ - зачем нам этот хлам, мы иконы забрали, а остальное можете выкинуть. Муж на стены посмотрел, где светлели квадратики от икон. - А фотографии что же не взяли? Со стен деревенской избы смотрели женщины, мужчины, дети... Целая династия. Раньше любили стены фотографиями украшать. Я помню, к бабушке приедешь, а у нее новая фотография в рамочке появилась, моя и сестренки. - Я, - говорит бабушка, - с утра проснусь, родителям поклон, мужу поцелуй, детям улыбнусь, вам подмигну - вот и день начался. Когда бабушки не стало, то мы добавили ее фотографию на стенку и теперь, приезжая в деревню (которая стала именоваться дачей), всегда утром бабушке шлем воздушный поцелуй. И кажется, что в доме сразу пахнет пирогами и топленым молоком. И чувствуется бабушкино присутствие. Дедушку мы никогда не видели, он в войну погиб, но его фотография висит в центре, бабушка много про него рассказывала, а мы в это время на снимок смотрели, и нам казалось, что дедушка с нами сидит, только было странно, что он молодой, а бабушка уже старенькая. А теперь вот ее фотография висит рядом с ним... Для меня эти выцветшие снимки настолько ценные, что если бы стоял выбор, что забрать, то я бы несомненно забрала фотографии. А тут их не просто одиноко оставили на стене и в альбомах, но и цинично записали в хлам. Но хозяин - барин. После покупки мы принялись за уборку и знаете... Рука не поднялась выкинуть вещи этой женщины, которая жила для своих детей и внуков, а они ее просто бросили... Откуда я это знаю? Она им письма писала. Сначала писала и отправляла, без ответа. А потом перестала отправлять и три аккуратные стопочки любви и нежности так и покоились в комоде. Каюсь, прочитали... И я поняла, почему она их не отправила. Побоялась, что затеряются, а тут они в сохранности, она думала, что после ее смерти они все же прочитают... А в письмах целая история, про годы жизни в войну, про ее родителей, бабушек, дедушек и пра-пра - она пересказывала то, что ей поведала ее бабушка, чтобы не умерли семейные ценности, чтобы помнили. Как выкинуть такое? - Давай, отвезем ее детям? - со слезами предложила я мужу. - Такое нельзя выкидывать! – Думаешь, они лучше внуков? - с сомнением протянул муж. - Ни разу, вон, не появились... - Может они старенькие, больные, мало ли... - Я им позвоню, спрошу. Через внуков узнали телефон и услышали бодрый женский голос: - Ой, да выкиньте вы все! Она нам эти письма пачками слала, мы даже не читали в последнее время! Ей делать там нечего было, вот она и развлекалась... Муж даже не дослушал, трубку бросил. Говорит, вот стояла бы она сейчас рядом, придушил бы! - А знаешь что? Ты же писатель, вот и переложи эти письма на рассказы! - Они потом предъявят... - Да, они, я уверен, и книжки-то такие не читают! - хмыкнул муж. - Но я ради тебя съезжу к этим, тьпу, возьму у них письменное разрешение. И он действительно съездил и оформил все нотариально. А я тем временем добралась до подполья. Знаете, в деревенских домах прямо из избы спускаешься вниз под пол и там прохладно так, вроде погреба. А там банок с соленьями, вареньями... А на каждой баночке бумажка приклеена с выцветшей надписью: "Ванятке его любимые грузди" - Ванятка умер десять лет назад, так и не пригодилась баночка; "Сонечке лисички"; "Соленые огурцы для Анатолия"; "Малина лесная для Сашеньки"... P.S. Всего у Анны Лукьяновны было 6 детей. Все они умерли раньше нее (в основном несчастные случаи), кроме последней, поздней дочки, которая записала все в хлам... А мама ждала, что дети приедут с внуками, заботливо катала банки, с любовью подписывала... Последние банки с грибами датированы прошлым годом, ей на тот момент было 93 года. 93 года!!! А она в лес ходила, чтобы внучкам грибов, ягод насобирать! А они... Алиса Атрейдас
КАК ПРОИЗВОДСТВО КРЕМ-МЕДА СПАСАЕТ ГЛУХУЮ ДЕРЕВНЮ: ИСТОРИЯ МАЛОГО ТУРЫША Пять лет назад Гузель Санжапова вместе с папой запустили производство крем-меда в глухой деревне Малый Турыш. Сейчас о деревне знают далеко за ее пределами, в ней появились детская площадка и скважина питьевой воды. Теперь жители хотят построить клуб для работы и жизни. Гузель рассказала «Афише Daily», как делать бизнес и при этом помогать деревне. В деревне Малый Турыш всего двадцать домов, нет своей больницы, школы, детского сада и даже продуктового магазина. В 2013 году отцу Гузель Санжаповой по наследству досталась пасека в деревне. Сам он не справлялся со всеми процессами, поэтому Гузель решила ему помочь и предложила запустить в деревне производство крем-меда — и привлечь для этого местных жителей. Спустя пять лет крем-мед Сocco Bello, карамель и чай из деревни Малый Турыш продается на полках нескольких торговых сетей в Москве и по всей России, а годовой оборот бизнеса в 2017 составил 16,5 млн рублей. В деревне построили детскую площадку, беседку, скважину питьевой воды и наладили вывоз мусора. Теперь местные жители хотят, чтобы в деревне появилось полноценное общественное пространство для работы и жизни, где бабушки будут печь хлеб и принимать туристов, а подростки — осваивать новые профессии. Гузель Санжапова рассказала «Афише Daily» о своем бизнесе, желании построить клуб и том, как изменилась жизнь в деревне за эти пять лет. Место, о котором все забыли Деревня Малый Турыш находится в 200 км от Екатеринбурга. Почти все жители ездят на работу в соседний Большой Турыш, потому что в Малом нет работы. Раньше здесь был колхоз, который закрылся в конце восьмидесятых. Последнее, что он сделал полезного, — проложил дорогу в 1987 году. Тогда людям предлагали выбрать, что они хотят, чтобы появилось в деревне: водопровод или дорога. Люди выбрали дорогу, поэтому асфальт до сих пор лежит у каждого дома. В деревне всего двадцать домов, нет своей больницы, школы, детского сада. В ней нет даже продуктового магазина: раз в неделю туда приезжает автолавка с продуктами, в которой жители покупают хлеб на неделю вперед. Чаще всего хлеб замораживают, чтобы не заплесневел, а потом размораживают и едят. Для нас — тех, кто живет в городе — это за гранью добра и зла, а в деревне это просто реальность. Обычная практика для деревни — долговые книги, куда люди записывают покупки в долг. Когда деньги появляются, долг возвращают. Больше долговых книг в Малом Турыше нет. Люди стали зарабатывать. Пасека, которая спасла деревню Моему папе по наследству от дедушки досталась пасека в деревне Малый Турыш. Сам он не справлялся со всеми процессами, поэтому лишь небольшую часть меда удавалось продавать знакомым, но бизнесом это было назвать трудно. В 2013 году я решила ему помочь и предложила запустить производство крем-меда с ягодами. В январе 2014 мы начали сбор средств на оборудование для пасеки. Вместо запланированных 150 тысяч собрали более 400. Летом того же года мы запустили еще один сбор — на строительство цеха. И все сложилось — из необходимых 500 тысяч мы собрали чуть больше 600. Уже через полгода работы одного цеха нам стало мало, и мы решили провести еще один краудфандинг, в котором собрали миллион рублей на строительство второго цеха. Несмотря на всю нашу деятельность и желание помочь умирающей деревне, жители не сразу приняли эти изменения. Но были и те, кто поддерживали меня и папу с самого начала. У нас ведь есть большая проблема в России: когда ты начинаешь что‑то, тебе сто человек скажут, что ничего не получится, а пять — давай попробуем. Мы понимали, что это нормальный закономерный процесс, просто нужно было дать время. Время понадобилось и на выстраивание диалога с представителями администрации района. Чтобы они поняли, что мы действительно собираемся развивать деревню и все делать для привлечения в регион денег и создания рабочих мест. Когда они поняли, что мы с ними заодно, все стало гораздо проще. Теперь каждый год мне передают какую‑нибудь грамоту или статуэтку, как главному благотворителю района. Мне кажется, самое главное — представителям администрации нужно было понять, что я не сбегу завтра. Сейчас на производстве работают одиннадцать человек. У нас фактически отсутствует вертикальный рост, к которому так привыкли в городе. У нас нет директора, папа значится им лишь номинально, в целом он такой же сотрудник, как и все. А решения в компании принимаем коллективно. Например, если нужно кого‑то нанять на работу, собираются все сотрудники и обсуждают, с кем им будет комфортно работать. Еще есть сезонные работники, это те, кто собирают сырье — ягоды и травы. Они организовываются и вместе ездят на сборы, в прошлом году их было почти сто человек. И я даже немного боюсь, что в этому году их будет человек двести. Ведь когда тебе приносят ягодки, ты не можешь отказать, потому что завтра они прокиснут, а человек собирал. Соответственно, у нас каждое лето примерно в конце июня случается полный ахтунг, потому что мы не понимаем, сколько нужно денег, чтобы заплатить всем. Проморолик для одной из кампаний по сбору средств. В нем рассказано об успехе первого краудфандинга, после которого построили первую детскую площадку и решились на производство карамели Пять лет назад со мной в деревне все разговаривали только по-татарски. Я хоть и татарка, язык понимаю, но не говорю на нем. Сейчас я приезжаю как любимая внучка для всех. Произошло еще много разных изменений, хотя кажется, что прошло совсем немного времени. Я вижу, что люди планируют свое будущее в Малом Турыше. И это прекрасно. Культурная жизнь, которой может позавидовать мегаполис В 2016 году мы построили первую детскую площадку в Малом Турыше. На ее открытие пришли все жители деревни, и кажется, что именно тогда они впервые за тридцать лет собрались вместе. Тогда мы поняли, что в деревне нужна общественная площадка, где местные могли бы встречаться. Летом 2017 года на средства от Президентского гранта мы привезли к нам в деревню международную команду волонтеров. С их помощью мы благоустроили центр деревни: построили красивую беседку, которая стала местом для встреч и общения. Кроме того, мы наладили питьевой источник чистой воды, ведь до этого в деревне был только старый колодец, из которого все пили воду. Было интересно посмотреть на реакцию людей. Понадобилось некоторое время, чтобы объяснить, что волонтеры — это помощники, и что жители ничего не будут должны за их помощь. В итоге все прошло хорошо. В деревне никто не говорит по-английски, но при этом все друг друга понимали. Этой зимой жители уже сами спрашивали: «А волонтеры приедут летом?». Им понравилось, что в деревню приехали новые незнакомые люди и была настоящая тусовка. Теперь к нам иногда приезжают туристы примерно часа на три, без ночевки. Мы проводим экскурсию по производству, пьем чай с шаньгами, которые печет бабушка из соседнего дома, потом идем на мастер-класс, где делаем ложечки с карамелью. Но чтобы это было экономически выгодно, нужно, чтобы туристы приезжали автобусом человек по пятьдесят. А для этого нужно пространство, которого нам не хватает. Мы ведь даже из своего производства уже выросли и планируем строить фабрику. Пять лет назад люди вздыхали и собирались доживать, а осенью 2017 они мне сказали: «Гузель, нам бы клуб». Я заметила, что у людей появилось желание проводить время вместе. Когда в больших городах люди после работы идут, например, на фитнес, у нас бабушки собираются вместе и толпой идут до соседней деревни и обратно, просто гуляют. И вот в ноябре 2017 года они объявили, что хотят, чтобы в Малом Турыше построили клуб. Сейчас мы запустили уже пятый краудфандинг, чтобы построить в деревне общественный центр для работы и жизни. Проморолик для пятого краудфандинга о жизни деревни и производстве. На собранные средства построят клуб, где откроют пекарню, пространство для мастер-классов, туристический центр и библиотеку А еще я поняла, что люди у нас работают не из‑за денег, а потому что чувствуют себя нужными. Раньше, когда приезжали волонтеры, туристы, пресса, кто угодно, бабушки стеснялись и прятали лица от камер. Сегодня они смело обо всем рассказывают и гордятся собой. Когда какой‑нибудь журнал печатает статью о нас, все этим очень гордятся. Они, конечно, мне никогда в этом не признаются, но я вижу, как бабушка читает эту статью — и у нее плечи расправляются. Этого я и хотела. Мало просто построить производство и дать людям работу. Мне хотелось создать такое производство, которое будет жить без меня, создавать внутри себя сообщество. И в какой‑то мере это уже получилось: они настолько привыкли быть вместе, что даже не хотят думать о том, что все могло быть иначе. Деревня, в которой хочется жить Общественный центр, на который мы собираем средства, станет частью инфраструктуры будущей фабрики. Ведь когда в деревне появится фабрика на тысячу квадратных метров, людей станет больше. И им нужно будет заниматься чем‑то еще кроме работы. Поэтому нет никаких сомнений, что клуб нужен, но строить его просто так — нерентабельно, его нужно содержать. Поэтому я начала думать, как центр сможет себя обеспечивать. Хочется открыть в клубе маленькую пекарню, где бабушки каждый день будут печь свежий хлеб. У пекарни должен быть небольшой магазин, в который можно прийти за этим хлебом. Мы планируем провести там интернет и обязательно продолжим развивать туризм. Совсем скоро мы запустим свою линейку натуральной косметики и столярное производство под брендом «Малый Турыш». Со временем вся продукция будет выходить под этим брендом, раз все это сделано руками жителей деревни. Я также хочу создать возможность для профориентации подростков. Мне хочется показать им, что необязательно уезжать из деревни, деньги можно и дома зарабатывать, если делать качественный продукт. Библиотеки в Малом Турыше нет, в соседнем — Большом Турыше — уже прочитана, а новые книги стоят дорого. В связи с этим в январе Гузель организовала сбор книг для подростков и взрослых. Собрали несколько паллетов с книгами Иногда я собираю всех жителей, чтобы поговорить о будущем деревни и выслушать их. Они рассказывают мне свои самые смелые мечты, а я понимаю, что эта мечта делается в три шага. Например, недавно, 30 марта, в деревню приезжала компания «Инвитро», чтобы обследовать и взять анализы у всех жителей. Чтобы пройти такое обследование в деревне самостоятельно, нужно потратить много времени, сил и денег. Это был большой эксперимент в рамках одной маленькой деревни, который прошел успешно. Мне кажется, когда маленькие бизнесы и крупные компании начнут думать о благе людей, тогда мы будем жить совершенно в другой стране. В деревне живет главная звезда, муза и душа проекта — Хамаира Фатыхова. Она самый старший человек в деревне, в этом году ей исполнится 86. Это моя бабушка, и мне повезло, что она у меня такая. И чем старше становлюсь, тем больше понимаю — что мы отдаем своим детям и внукам, то мы обратно и получаем. В детстве я много времени проводила с бабушкой, поэтому она — мой самый лучший друг. Когда в 2013 году я предложила папе запустить всю эту историю с медом, попросила бабушку сняться в видео для продвижения проекта. А раз бабушка мой лучший друг, она ответила: «А давай снимем!». Теперь каждый раз, когда приезжают журналисты, бабушка дергает их за рукав и начинает сама обо всем рассказывать. И, конечно, как только все уезжают или заняты на производстве, ей не хватает общения, она начинает грустить. Однажды я приехала, а она в унынии. Я говорю: «Бабушка, у меня сегодня съемки намечаются, смотри, какие есть наряды — выбирай». Она тут же забыла, что у нее что‑то болело. Встала и сказала: «Пойдем». Главный вопрос, который жители деревни мне всегда задают: «Гузель, да кому мы нафиг нужны?». А я им каждый раз отвечаю, что, во-первых, они нужны мне. А во-вторых, мир настолько большой — и доброты в нем много. Что кто‑то сильно за них переживает. Потому что у других людей, возможно, такие же пожилые родители, бабушки и дедушки живут в таких же деревнях.
ПОПСА ДРОБИТ ШРАПНЕЛЬЮ НАШИ ДУШИ Попса дробит шрапнелью наши души, Ее за это не привлечь к суду. Часть поколенья выросла на чуши, И новое рождается в бреду… О, Солнышко лесное, чудо-песня! Как мы в неволе пели, чудаки! Пришла свобода, стали интересней Писклявые уродцы-пошляки… Слова — ничто, есть вопли вырожденья. Тот знаменит, кто больше нездоров. Кто выйдет петь без всякого стесненья, Без совести, без страха, без штанов. Где песня, чтобы спеть ее хотелось? Слова — где, чтоб вовеки не забыть? Ну, что горланить про кусочек тела, Который с кем-то очень хочет жить? С телеэкрана, как из ресторана, Для пущей важности прибавив хрипотцы Они пудами сыплют соль на раны, Как на капусту или огурцы. В халатике бесполая фигура Запела, оголившись без причин… Противно это. Спой нам, Юра, О женской теплоте и мужестве мужчин. Валентин Гафт
Когда тебе плохо — прислушайся к природе. Тишина мира успокаивает лучше, чем миллионы ненужных слов.
ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ ТЕСЛЫ: «МЕНЯ ПОБЕДИЛИ. Я ХОТЕЛ ДАТЬ СВЕТ БЕСПЛАТНО И ВСЕМ» «Я хотел осветить всю Землю». Это интервью Никола Тесла дал журналисту Джону Смиту в 1899 году. Тесла: Да, я сделал некоторые очень важные открытия. И всё же я потерпел поражение. Я не достиг того величия, которого мог бы достичь. Журналист: Что это значит? Тесла: Я хотел осветить всю Землю. Электричества вполне достаточно для того, чтобы создать второе Солнце. Свет вращается вокруг экватора, как кольцо вокруг Сатурна. Человечество не готово к величию и добру. В Колорадо-Спрингс я освещал землю электричеством. Также можно получать и другие энергии, такие как позитивная ментальная энергия. Они содержатся в музыке Баха или Моцарта или в стихах великих поэтов. Сама Земля содержит энергии Радости, Мира и Любви. Их проявления банальны: цветок, растущий из почвы, пища, которую мы получаем, и всё, что значит для человека родина. Я провёл годы в поисках способа, как заставить эту энергию сильнее влиять на людей. Красотой и запахом роз можно пользоваться в медицинских целях, а солнечными лучами - как пищей. Жизнь обладает бесконечным множеством форм, и долг учёного — находить её в каждой форме материи. Здесь существенны три вещи. Всё, что я делал, — искал их. Я знаю, что так их и не найду, но не откажусь от своих поисков. Журналист: Что это за вещи? Тесла: Одна проблема — пища. Как может звёздная или земная энергия накормить голодных на Земле? Каким вином можно напоить всех жаждущих так, чтобы они могли веселиться в сердце и понимать, что они — Боги? Ещё одна проблема — разрушить силу зла и страдания, в которой проходит человеческая жизнь! Иногда зло и страдания возникают как эпидемия в глубинах космоса. В этом веке болезнь распространилась с Земли во Вселенную. И третье — существует ли во Вселенной избыток Света? Я открыл звезду, которая по всем астрономическим и математическим законам могла исчезнуть, но, казалось, ничего не меняется. Звезда находится в галактике. Её свет обладает такой плотностью, что если его сжать, он поместится в сферу меньше яблока, но будет тяжелее, чем наше Солнце. Религии и философии учат, что человек может стать Христом, Буддой и Заратустрой. То, что я пытаюсь доказать, ещё более дико и почти недостижимо. Вселенная создана так, что каждое существо рождается Христом, Буддой и Заратустрой. Я знаю, что гравитация — ключ ко всему, что вам нужно, чтобы летать, и я намереваюсь не только создавать летательные устройства (самолёты или ракеты), но и учить человека вновь обретать свои собственные крылья. Я пытаюсь пробудить энергию, содержащуюся в воздухе. Имеются основные источники энергии. То, что считается пустым пространством, — это просто проявление непробуждённой материи. Пустого пространства нет ни на этой планете, ни во Вселенной. Чёрные дыры, о которых говорят учёные, — самые мощные источники энергии и жизни. Журналист: На окно вашего номера в отеле Уолдорф-Астория на 33-м этаже каждое утро прилетают птицы. Тесла: Человеку следует особенно тепло относиться к птицам. Из-за их крыльев. Когда-то у него тоже были крылья, реальные и видимые! Журналист: Ваши поклонники жалуются, что вы нападаете на относительность. Ваше утверждение о том, что материя не имеет энергии, по меньшей мере, странно. Если всё пропитано энергией, то где она? Тесла: Сначала была энергия, и лишь потом появилась материя. Журналист: Мистер Тесла, это равносильно тому, как если бы вы сказали, что вас родил отец. Тесла: Вот именно! Как насчёт рождения Вселенной? Материя создаётся из первичной и вечной энергии, которую мы знаем как Свет. Он светил, и из него появились звезда, планеты, человек и всё на Земле и во Вселенной. Материя — это выражение бесконечных форм света, поскольку энергия гораздо старше материи. Есть четыре закона Творения. Первый: непостижимость источника, тёмного плана, который невозможно постичь умом или измерить математически. В этот план укладывается вся Вселенная. Второй закон: распространение тьмы, которая является истинной природой Света, из непостижимого, и её преобразование в Свет. Третий закон: необходимость Света становиться материей Света. И четвёртый: нет начала и нет конца. Три предыдущих закона всегда имеют место, и Творение вечно. Журналист: В своей враждебности к теории относительности вы заходите так далеко, что читаете лекции против её создателя на своих днях рождения. Тесла: Помните, это не искривлённое пространство, это человеческий ум, не способный постичь бесконечность и вечность! Если бы относительность была правильно понята создателем теории, он бы обрёл бессмертие, даже физическое, если бы только пожелал. Я — часть света, и это музыка. Свет заполняет мои шесть чувств: я вижу, слышу, чувствую, ощущаю запах, прикасаюсь и думаю. Моё шестое чувство — мышление. Частицы Света — это записанные ноты. Удар молнии может быть целой сонатой. Тысячи молний — это концерт. Для этого концерта я создал шаровую молнию, которую можно слышать на ледяных пиках Гималаев. Что же касается пифагорейцев и математиков, учёный не может и не должен посягать на них. Цифры и уравнения — всего лишь символы, выражающие музыку сфер. Если бы Эйнштейн слышал эти звуки, он бы не придумал теорию относительности. Такие звуки — это послания уму о том, что жизнь имеет смысл, что Вселенная существует в совершенной гармонии, и её красота — причина и следствие Творения. Такая музыка — вечный цикл звёздных небес. Даже самая крошечная звезда обладает законченным строением и тоже является частью звёздной симфонии. Сердцебиение человека — часть симфонии Земли. Ньютон знал, что секрет кроется в геометрическом расположении и движении небесных тел. Он осознавал существование верховного закона во Вселенной. Искривлённое пространство — это хаос, а хаос — это не музыка. Эйнштейн — посланник времён звука и неистовства. Журналист: Мистер Тесла, а вы слышите эту музыку? Тесла: Я слышу её все время. Моё духовное ухо так же велико, как небо, которое мы видим над собой. А телесное ухо я усиливаю радаром. Согласно теории относительности, две параллельные линии будут пересекаться в бесконечности. То есть кривизна Эйнштейна будет выпрямляться. Однажды сотворённый, звук будет длиться вечно. Он может исчезнуть для человека, но будет продолжать существовать в безмолвии, которое является самым великим могуществом человека. Нет, я ничего не имею против самого Эйнштейна. Такой уж он человек, и сделал много добрых вещей, некоторые стали частью музыки. Я напишу ему и попытаюсь объяснить, что эфир существует, и что его частицы — это то, что удерживает Вселенную в гармонии и жизнь в вечности. Журналист: Вы часто упоминали о силе визуализации. Тесла: Мне бы хотелось поблагодарить визуализацию за все мои изобретения. События моей жизни и мои изобретения реально стоят у меня перед глазами, видимые как каждый отдельный случай или вещь. В молодости я пугался, не зная, что это такое, но позже научился пользоваться этой силой как исключительным талантом и даром. Я подпитывал её и ревниво оберегал. Также посредством визуализации я корректировал большинство изобретений и заканчивал их, ментально визуализируя решение сложных математических уравнений. За этот дар я получил звание Высшего Ламы в Тибете. Мои зрение и слух совершенны, и, дерзну сказать, сильнее, чем у других людей. Я слышу гром на расстоянии 250 км и вижу в небе цвета, которые не могут видеть другие люди. Такое обострение зрения и слуха я обрёл ещё ребёнком. Позже я развивал их сознательно. Журналист: Наши читатели хотели бы узнать о вашей философии. Тесла: Жизнь — это ритм, который должно постичь. Я чувствую ритм, настраиваюсь на него и потакаю ему. Он выражает благодарность и даёт мне знание. Всё живое связано глубоким и чудесным взаимодействием: человек и звёзды, амёбы и Солнце, сердце и вращение бесконечного количества миров. Такие связи неразрушимы, но могут быть послушными, умиротворёнными и создавать новые и разные связи в мире, не нарушая старых. Знание приходит из космоса; наше видение — его самое совершенное развёртывание. У нас два ока: земное и духовное. Рекомендуется, чтобы они стали одним. Вселенная жива во всех своих проявлениях, как думающее животное. Камень — это мыслящее и разумное существо, такое же, как растение, дикое животное и человек. Сияющая звезда просит, чтобы на неё посмотрели. И если бы мы не были так поглощены собой, мы бы поняли её язык и послание. Дыхание, глаза и уши человека должны подчиняться дыханию, глазам и ушам Вселенной. Журналист: Мистер Тесла, а что для вас электричество? Тесла: Все есть Электричество. Вначале был свет, неисчерпаемый источник, из которого выделилась материя и распределилась во все формы, представленные во Вселенной и на земле со всеми её аспектами жизни. Истинное лицо Света — тьма, и только мы её не видим. Это замечательная милость, дарованная человеку и другим творениям. Одна из частиц тьмы обладает световой, температурной, ядерной, химической, механической и неопознанной энергией. Она обладает могуществом вращать Землю на орбите. Это воистину рычаг Архимеда. Журналист: Мистер Тесла, а не слишком ли вы предвзяты к электричеству? Тесла: Электричество — это я. Или, если хотите, я — электричество в человеческой форме. Мистер Смит, вы — тоже электричество, просто вы это не осознаете. Журналист: Можете ли вы пропустить через своё тело электричество с напряжением 1 миллион вольт? Тесла: Представьте садовника, на которого нападают растения. Конечно, это была бы полная нелепость. Тело и мозг человека сделаны из большого количества энергии; большая часть меня — электричество. Индивидуальная энергия, свойственная каждому, и создаёт человеческое «я», или душу. У других творений все не так: душа растения — это душа минералов и животных. Функционирование и смерть мозга проявляются в свете. В молодости мои глаза были чёрными, а сейчас голубые. С течением времени напряжение мозга становится сильнее, поэтому глаза как бы выцветают. Белый цвет — это цвет небес. Однажды утром на моё окно села белая голубка, которую я обычно кормил. Она хотела донести до меня, что умирает. Из её глаз исходили потоки света. Никогда в глазах какого-либо творения я не видел столько света, сколько в глазах голубки. Журналист: Персонал вашей лаборатории рассказывает о вспышках света, пламени и молниях, которые возникают, когда вы сердитесь или подвергаете себя риску. Тесла: Это психический разряд или предупреждение быть начеку. Свет всегда на моей стороне. Знаете ли вы, как я обнаружил вращающееся магнитное поле и асинхронный двигатель, сделавший меня знаменитым в 26 лет? Как-то летним вечером в Будапеште я и мой земляк наблюдали заход Солнца. Тысячи огней вращались и отсвечивали сотнями оттенков цветов. Я вспомнил Фауста и цитировал его, как вдруг, как в тумане, я увидел вращающееся магнитное поле и асинхронный двигатель. Я увидел их на Солнце! Журналист: Для вас наука и поэзия — одно и то же? Тесла: У каждого человека два глаза. Уильяма Блейка учили, что Вселенная родилась из воображения, она сохраняется и будет существовать до тех пор, пока на Земле не исчезнет последний человек. Воображение — это колесо, посредством которого астрономы могут собирать звёзды всех галактик. Эта творческая энергия идентична энергии света. Журналист: То есть для вас воображение реальнее, чем сама жизнь? Тесла: Оно порождает жизнь. Я питался своим учением, научился контролировать эмоции, сны и видения. Я всегда процветал, питаемый своим энтузиазмом. И всю свою долгую жизнь я провёл в экстазе. Это источник моего счастья. Воображение было источником моего счастья. Все эти годы оно помогало справляться с работой, которой хватило бы на пять жизней.
Вчера вечером шла домой. Поздно. Плеер в ушах. Смотрю на дороге - на тротуаре, в смысле - что-то шевелится. Подхожу ближе. Человек. Лежит человек. Точнее ползёт человек. Причем ползёт так необычно, будто в конкурсе участвует, ногами загребает и пересаживается вперед. Первая мысль: пьяный! Вторая мысль: грязный! Вчера дождик был, слякоть. Третья мысль: А вдруг нет? В смысле, не пьяный? Мимо спешат другие люди. Вечер, надо скорей домой. Ползущего брезгливо обходят. Отворачиваются. Мне тоже надо домой. Меня ребёнок ждёт. Но вдруг не пьяный... Подхожу и опасливо спрашиваю: "Ты в порядке?" Сама удивляюсь своему хамству: перешла на "ты" без экивоков. - По-мо-ги-те-встать, - говорит парень, прожовывая часть букв. Руки его скрючены. Ноги тоже. Он болен ДЦП. С рождения. Я протягиваю руку, за которую он хватает своей грязной измазанной рукой. От него пахнет...супом. - Ты как тут оказался? - спрашиваю. - Один. На дороге... - Я пошел за хлебом. Мачеха болеет. Упал. Меня велосипедист толкнул. Встать сам не смогу. - отчитался парень. В это время он уже встал, но руку мою держал крепко. - Далеко живешь? - спрашиваю я, прикидывая, что мне делать с ним. - Да нет, вон. - Машет рукой на дом рядом. - Доведи, а то я упаду опять. - Пошли, - соглашаюсь я. От него не пахнет опасностью. Пахнет супом. - Как зовут тебя? - Олег. - С кем живешь, Олег? - С мачехой. Она заболела. Нужен хлеб. - Ты пошел за хлебом, тебя толкнули и ты упал? - восстановила я ход событий. - Да. - А обычно кто покупает хлеб? - Мачеха. Мы идём вдоль многоподъездного дома. Люди вокруг с интересом оборачиваются. Грязный Олег (он полз от магазина, напоминаю) и я - нарядная, с презентации. Мы подходим к нужному подъезду. - Квартира 59. Первый этаж. Ключи - в кармане. - Олег поворачивается ко мне нужным оттопыренным карманом. Мы входим с ним в подъезд, он отпускает мою руку и впивается в спасительные перила. Здесь он уже почти дома. Он привычно, ловко подволакивая ноги, взбирается по лестнице. Я открываю квартиру 59 ключами Олега. Мы входим в прихожую. Пахнет супом. Слабый крик из комнаты: - Олежа, это ты? Где ты был два часа? Хлеб купил? Я кладу ключи на зеркало и выхожу из квартиры. Олег болен ДЦП. Он два часа назад вышел за хлебом в магазин напротив. Нормальному, здоровому человеку сбегать за хлебом - 10 минут. Но Олег болен ДЦП. Что не мешает ему есть хлеб. И он за ним пошел. И его толкнули. Он упал. И два часа полз обратно. Прямо по грязной мокрой дороге. Потому что все вокруг спешили домой. К своим детям, мужьям и жёнам. Со своей буханкой хлеба. И некогда помочь встать тому, кто упал. Не-ког-да. Я потрясена. Не могу пока сформулировать чем. Наверное тем, что всем вокруг нет дела ни до кого. Тем более до Олега. В грязном, скрюченного. Потому что каждый прошедший мимо ползущего человека уцепился за спасительную мысль "Он пьян!", оправдывающую его бездействие. Не потому что мы плохие. Мы просто спешим. У нас важные дела. А у Олега тоже дело - ему надо купить хлеб... Боже мой, что это было? Спустя 20 минут я звоню в квартиру 59 по домофону. Никто не открывает. Я дожидаюсь, пока кто-то выходит из подъезда, вхожу в него и звоню в звонок, над которым накорябано "59" (вряд ли Олег накорябал это сам - у него скрючены руки, ему не дотянуться). Мне никто не открывает. Наверное, Олег моется. А мачеха болеет. Я вешаю на ручку двери пакет. В нём батон и дарницкий. А ещё какие-то печенья, мармелад, чай. Олег с мачехой поедят супа с хлебом, который так и не купил Олег, а потом попьют чая с печеньем. Держись, Олег. И больше не падай.... Ольга Савельева
ДОХРИСТИАНСКАЯ АРХАИКА ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ "Храмъ"-от полногласной формы "хоромы", т. е. "круговая постройка", святилище. Христианство вобрало в себя многие местные верования и обряды, что привело к образованию в Западной Европе «католического язычества», а в Восточной Европе «православного язычества». После крещения Руси наступил длинный период двоеверия: смешения христианства с язычеством. Славяне продолжали ходить молиться под овины, к священным деревьям, озерам, сходились на языческие игрища. Многие чтили и священника, и волхва, но от встречи со священником нередко уклонялись, считали это недоброй приметой. Профессор богословия Московской духовной академии Е. Е. Голубинский в первом томе «Истории русской церкви», изданном в 1904 году, признавал, что «наибольшая часть верований, празднеств и обычаев языческих осталась в народе... Он еще весьма немало удерживает в своей вере и в своем быту остатков язычества». Каждому православному в те времена полагалось, как только он издали увидит церковь, трижды перекреститься на нее. Подойдя к храму, он обнаруживал, что крестился на львов, грифонов, кентавров с зайцами, журавлей, орлов, сиринов-русалок, на святых, скачущих на конях, и на языческого царя македонских эллинов. Языческая символика была вписана в систему миропонимания, развернутую скульпторами на фасадах важнейших княжеских построек. Православие называли «обрядоверием» из-за множества обрядов. Они были необходимы церкви, так как эти внешние выражения религиозных представлений и возбудители религиозных эмоций наиболее сильно воздействовали на людей. "Празднества, процессии, облачение священников и причетников, убранство храмов — все это было рас-положено так, чтобы поражать чувство и воображение поклонников" Наследницами чисто языческих обрядовых трапез являются древнерусские "братчины" - общесельские пиры у часовни или около церкви или даже в церковной трапезной (если позволяли ее размеры) в тот или иной православный праздник. Известны "братчина Никольщина", "братнина Петровщина" и др. На братчинах "всем миром" варили пиво, закалывали быка. Братчины впервые упоминаются в XII в. Полочане в 1159 г. хотели заманить обманом князя Ростислава Глебовича: "и начаша Ростислава звати льстью у братьщину к святей Богородици к Старей, на петров день, да ту имуть и" 174-175. Братчины подробно описаны в новгородских былинах о Ваське Буслаеве. Этнографические братчины русского Севера хорошо зафиксированы исследователями. Петровская братчина, упомянутая летописью, была завершением русальского цикла и в древности, вероятно, была посвящена Дажьбогу, так как в петров день (29 июня) еще в XIX в. старики ходили на холмы за селом смотреть как при восходе "играет солнце". Братчинами являлись и осенние праздники урожая, когда заклинательное содержание "собора" заменялось благодарственным. Этнографически известны праздники спаса в начале августа (1 и 6) и знаменитый "госпожин день" - успение божьей матери 15 августа. Средневековые письменные источники настойчивее всего говорят о таком осеннем празднике урожая, как рождество богородицы 8 сентября и соединенное с ним празднование Рода и рожаниц. Это время завершения основных сельскохозяйственных работ, когда яровые хлеба не только сжаты, но и весь урожай обмолочен и зерно ссыпано в закрома. Время от 29 августа по 9 сентября (по старому стилю) именуется в народе "бабьим летом". Этнограф С. В. Максимов на основе собранных им наблюдений и корреспонденции так характеризует праздник урожая 8 сентября: "Празднество это, в зависимости от урожая, отличается большим разгулом. При видимо благополучном результате жатвы "оспожинки" справляются иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник". "Это деревенское "пировство" развертывается по всем правилам хлебосольства и со всеми приемами гостеприимства по преданию и заветам седой старины и по возможности широко и разгульно" 176. Главный праздник бабьего лета - рождество богородицы - был в древней Руси и праздником рожаниц. Первоначально праздновали Роду и рожаницам, а со временем все внимание было перенесено на женские божества плодородия. "Сего же (языческих молений) не могут ся лишити, наченше в поганстве, даже и доселе - проклятого того ставленья вторыя трапезы Роду и рожаницам на прелесть верным христьяном..." Культ рожаниц был общественным: вплоть до XVIII в. переписывались поучения против язычества, в которых бичевалось то, что "Бабы каши варят на собрание рожаницам". Праздник языческих рожаниц был подключен к такому созвучному православному празднику, как рождество богородицы: и там и здесь речь идет о рождении новой жизни; в одном случае - ребенка (после долгой бездетности), а в другом - нового урожая. Кроме христианского двунадесятого праздника рождества богородицы, праздновался почти одновременно (или на следующий день?) второй праздник, учреждалась "вторая трапеза" в честь Рода и рожаниц. Эти два совершенно различных но происхождению праздника настолько слились воедино, что средневековые "череву работние (чревоугодливые) попове уставиша трепарь прикладати рождества богородицы к рожаничьне трапезе", а современная нам православная церковь XX в. производит в этот день "благословение хлебов", при котором трижды поется тропарь рождеству богородицы С исключительной силой и экспрессией безымянный церковный автор, писавший ранее середины XII в., обрушивается на эти рожаничные трапезы: "Вас же, покинувших меня, забывших мою святую гору, готовящих пир в честь Рода и двух рожаниц, наполняющих ковши свои на потребу бесам, - вас я предам мечу и все вы падете пронзенными! ... Я вас звал и вы не отозвались; я говорил вам и вы не слушали... Когда верные мне люди начнут пировать - вас будет мучить голод, но сыты вы будете лишь тем, что приготовили рожаницам... Возрадуются (верные) в веселии сердца, вы же, покорившиеся бесам, молящиеся идолам и устраивающие пиршества в честь Рода и рожаниц, вы закричите в сердечной муке, будете рыдать в судорогах сердец своих!" Если мы обратим внимание на севернорусскую церковную архитектуру XVI - XVIII вв. того времени, когда еще бытовали и обновлялись списки гневных порицаний культа рожаниц, то найдем здесь много больших деревянных храмов с широкими гульбищами вокруг них. Такие храмы были вполне пригодны для праздничных пиршеств, так как в древней Руси даже княжеские пиры устраивались на "сенях", на "сеньнице", т. е. на окружающем здание балконе-гульбище второго этажа. Традиция постройки церквей с обширными гульбищами сохранилась и в Прикарпатской Руси. Украинские мастера XVII - XIX вв. оставили ряд грандиозных деревянных храмов с несколькими ярусами гульбищ, которые служили как трапезные помещения во время празднико в. Особый интерес для нашей темы представляют севернорусские деревянные храмы, своеобразным "разрезом" которых является упомянутая вышивка с двумя рожаницами вне основного храма. Высокие просторные церкви, лучшим образцом которых является храм в Кижах, зачастую обнесены обширным гульбищем, которое обходило храм с трех сторон и поэтому не было пригодно ни для богослужения, ни для крестного хода. А для праздничной трапезы такие балконы подходили вполне. Такова церковь в с. Холм Ярославской области, построенная в 1552 г. Такова церковь Рождества Богородицы (!) 1566 г. в с. Передки. Есть целый ряд храмов, у которых трапезные устроены более обширными, чем само молитвенное помещение церкви. В этих обширных трапезных обычно устраивали посередине два массивных подпорных столба, облик которых должен привлечь наше внимание. У этих столбов обязательно присутствуют два укоса, идущие к потолку, якобы для увеличения площади подпора, но на самом деле они неконструктивны, так как в ряде случаев не доходят до потолка. Идолообразные столбы трапезных всегда парные, точно так же, как парны и идущие от них кронштейны. Общий вид их с кронштейнами очень напоминает человеческую фигуру с воздетыми кверху руками. Эти рукообразные укосины завершаются наверху лебедиными или конскими головами, что позволяет сближать их с народной вышивкой этих мест, где очень часты женские фигуры с поднятыми к небу руками и обязательными птицами и конями по сторонам.