ДОХРИСТИАНСКАЯ АРХАИКА ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ "Храмъ"-от полногласной формы "хоромы", т. е. "круговая постройка", святилище. Христианство вобрало в себя многие местные верования и обряды, что привело к образованию в Западной Европе «католического язычества», а в Восточной Европе «православного язычества». После крещения Руси наступил длинный период двоеверия: смешения христианства с язычеством. Славяне продолжали ходить молиться под овины, к священным деревьям, озерам, сходились на языческие игрища. Многие чтили и священника, и волхва, но от встречи со священником нередко уклонялись, считали это недоброй приметой. Профессор богословия Московской духовной академии Е. Е. Голубинский в первом томе «Истории русской церкви», изданном в 1904 году, признавал, что «наибольшая часть верований, празднеств и обычаев языческих осталась в народе... Он еще весьма немало удерживает в своей вере и в своем быту остатков язычества». Каждому православному в те времена полагалось, как только он издали увидит церковь, трижды перекреститься на нее. Подойдя к храму, он обнаруживал, что крестился на львов, грифонов, кентавров с зайцами, журавлей, орлов, сиринов-русалок, на святых, скачущих на конях, и на языческого царя македонских эллинов. Языческая символика была вписана в систему миропонимания, развернутую скульпторами на фасадах важнейших княжеских построек. Православие называли «обрядоверием» из-за множества обрядов. Они были необходимы церкви, так как эти внешние выражения религиозных представлений и возбудители религиозных эмоций наиболее сильно воздействовали на людей. "Празднества, процессии, облачение священников и причетников, убранство храмов — все это было рас-положено так, чтобы поражать чувство и воображение поклонников" Наследницами чисто языческих обрядовых трапез являются древнерусские "братчины" - общесельские пиры у часовни или около церкви или даже в церковной трапезной (если позволяли ее размеры) в тот или иной православный праздник. Известны "братчина Никольщина", "братнина Петровщина" и др. На братчинах "всем миром" варили пиво, закалывали быка. Братчины впервые упоминаются в XII в. Полочане в 1159 г. хотели заманить обманом князя Ростислава Глебовича: "и начаша Ростислава звати льстью у братьщину к святей Богородици к Старей, на петров день, да ту имуть и" 174-175. Братчины подробно описаны в новгородских былинах о Ваське Буслаеве. Этнографические братчины русского Севера хорошо зафиксированы исследователями. Петровская братчина, упомянутая летописью, была завершением русальского цикла и в древности, вероятно, была посвящена Дажьбогу, так как в петров день (29 июня) еще в XIX в. старики ходили на холмы за селом смотреть как при восходе "играет солнце". Братчинами являлись и осенние праздники урожая, когда заклинательное содержание "собора" заменялось благодарственным. Этнографически известны праздники спаса в начале августа (1 и 6) и знаменитый "госпожин день" - успение божьей матери 15 августа. Средневековые письменные источники настойчивее всего говорят о таком осеннем празднике урожая, как рождество богородицы 8 сентября и соединенное с ним празднование Рода и рожаниц. Это время завершения основных сельскохозяйственных работ, когда яровые хлеба не только сжаты, но и весь урожай обмолочен и зерно ссыпано в закрома. Время от 29 августа по 9 сентября (по старому стилю) именуется в народе "бабьим летом". Этнограф С. В. Максимов на основе собранных им наблюдений и корреспонденции так характеризует праздник урожая 8 сентября: "Празднество это, в зависимости от урожая, отличается большим разгулом. При видимо благополучном результате жатвы "оспожинки" справляются иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник". "Это деревенское "пировство" развертывается по всем правилам хлебосольства и со всеми приемами гостеприимства по преданию и заветам седой старины и по возможности широко и разгульно" 176. Главный праздник бабьего лета - рождество богородицы - был в древней Руси и праздником рожаниц. Первоначально праздновали Роду и рожаницам, а со временем все внимание было перенесено на женские божества плодородия. "Сего же (языческих молений) не могут ся лишити, наченше в поганстве, даже и доселе - проклятого того ставленья вторыя трапезы Роду и рожаницам на прелесть верным христьяном..." Культ рожаниц был общественным: вплоть до XVIII в. переписывались поучения против язычества, в которых бичевалось то, что "Бабы каши варят на собрание рожаницам". Праздник языческих рожаниц был подключен к такому созвучному православному празднику, как рождество богородицы: и там и здесь речь идет о рождении новой жизни; в одном случае - ребенка (после долгой бездетности), а в другом - нового урожая. Кроме христианского двунадесятого праздника рождества богородицы, праздновался почти одновременно (или на следующий день?) второй праздник, учреждалась "вторая трапеза" в честь Рода и рожаниц. Эти два совершенно различных но происхождению праздника настолько слились воедино, что средневековые "череву работние (чревоугодливые) попове уставиша трепарь прикладати рождества богородицы к рожаничьне трапезе", а современная нам православная церковь XX в. производит в этот день "благословение хлебов", при котором трижды поется тропарь рождеству богородицы С исключительной силой и экспрессией безымянный церковный автор, писавший ранее середины XII в., обрушивается на эти рожаничные трапезы: "Вас же, покинувших меня, забывших мою святую гору, готовящих пир в честь Рода и двух рожаниц, наполняющих ковши свои на потребу бесам, - вас я предам мечу и все вы падете пронзенными! ... Я вас звал и вы не отозвались; я говорил вам и вы не слушали... Когда верные мне люди начнут пировать - вас будет мучить голод, но сыты вы будете лишь тем, что приготовили рожаницам... Возрадуются (верные) в веселии сердца, вы же, покорившиеся бесам, молящиеся идолам и устраивающие пиршества в честь Рода и рожаниц, вы закричите в сердечной муке, будете рыдать в судорогах сердец своих!" Если мы обратим внимание на севернорусскую церковную архитектуру XVI - XVIII вв. того времени, когда еще бытовали и обновлялись списки гневных порицаний культа рожаниц, то найдем здесь много больших деревянных храмов с широкими гульбищами вокруг них. Такие храмы были вполне пригодны для праздничных пиршеств, так как в древней Руси даже княжеские пиры устраивались на "сенях", на "сеньнице", т. е. на окружающем здание балконе-гульбище второго этажа. Традиция постройки церквей с обширными гульбищами сохранилась и в Прикарпатской Руси. Украинские мастера XVII - XIX вв. оставили ряд грандиозных деревянных храмов с несколькими ярусами гульбищ, которые служили как трапезные помещения во время празднико в. Особый интерес для нашей темы представляют севернорусские деревянные храмы, своеобразным "разрезом" которых является упомянутая вышивка с двумя рожаницами вне основного храма. Высокие просторные церкви, лучшим образцом которых является храм в Кижах, зачастую обнесены обширным гульбищем, которое обходило храм с трех сторон и поэтому не было пригодно ни для богослужения, ни для крестного хода. А для праздничной трапезы такие балконы подходили вполне. Такова церковь в с. Холм Ярославской области, построенная в 1552 г. Такова церковь Рождества Богородицы (!) 1566 г. в с. Передки. Есть целый ряд храмов, у которых трапезные устроены более обширными, чем само молитвенное помещение церкви. В этих обширных трапезных обычно устраивали посередине два массивных подпорных столба, облик которых должен привлечь наше внимание. У этих столбов обязательно присутствуют два укоса, идущие к потолку, якобы для увеличения площади подпора, но на самом деле они неконструктивны, так как в ряде случаев не доходят до потолка. Идолообразные столбы трапезных всегда парные, точно так же, как парны и идущие от них кронштейны. Общий вид их с кронштейнами очень напоминает человеческую фигуру с воздетыми кверху руками. Эти рукообразные укосины завершаются наверху лебедиными или конскими головами, что позволяет сближать их с народной вышивкой этих мест, где очень часты женские фигуры с поднятыми к небу руками и обязательными птицами и конями по сторонам.
Другие записи сообщества
НЕ ПЕЙТЕ ЧАЙ В ПАКЕТИКАХ Всё ещё «балуетесь» такими удобными и быстрыми чайными пакетиками? – Очень даже напрасно, ведь уважающий себя человек не будет забрасывать в свой организм что попало… Сегодня мы постараемся раз и навсегда отбить у читателей желание покупать «суррогатный» чай и раскроем все секреты недобросовестных производителей. Из чего делают пакетированный чай? Чай в пакетиках дает мошенникам возможность нас обмануть, и поместить вместо измельченного качественного чая чайную пыль, то есть отходы чайного производства. В Индии и в Китае эти отходы не используют, их покупают недобросовестные производители чая. Цена 10 кг чайной пыли – всего 10$, то есть себестоимость упаковки такого чая измеряется копейками. В некоторых чайных пакетиках можно обнаружить не только пыль, но и траву, опилки и прочая ерунда (как у нас говорят, «веник»). Невооруженным глазом содержимое чайного пакетика проанализировать непросто, но определить подмену измельчённого чая дешёвой пылью всё же можно. Достаточно открыть упаковку чая и оценить её чистоту - если бурый порошок просыпается сквозь пакетики и пачкает коробку, то вам предстоит «угощаться» чайной пылью. Даже если коробка оказалось чистой, нет никаких гарантий, что настоящий измельченный листовой чай не пережил срок своей годности (такого «товара» в России около 20%, и чаще всего его фасуют именно в пакетики). Просроченный чай не только теряет все свои полезные свойства, но и содержит афлатоксин – продукт жизнедеятельности микроскопических грибков. Это очень опасное для здоровья вещество, которое в больших концентрациях вызывает необратимые поражения печени. Срок годности чая - 3 года. На первый взгляд, кажется, что всё просто: можно посмотреть срок изготовления на упаковке, прибавить три года и сравнить с сегодняшней датой. Однако на упаковке указывается не время сбора с плантаций, а дата расфасовки – при этом сами чайные листья могли десятилетиями храниться в каком-нибудь подвале… Как проверить, можно ли пить купленный чай? Цена роли не играет – ведь именно дорогие сорта чая чаще всего подделывают. Сообщество Разузнай советует посмотреть на чай сразу после заваривания. Если после заваривания чая на поверхности напитка появляется небольшая пенка - чай свежий, если нет - то его собрали более двух лет назад. Испорченный чай так же оставляет после себя темный след-осадок на стенках чайника. Несколько слов про красители и ароматизаторы Почему пакетики так быстро завариваются? Потому что дешевле купить чай низкого качества (старые и грубые чайные листья, если пыль), добавить к нему краситель и выдать за высший сорт (самые молодые и нежные листья). Правда, в описании состава на упаковке красители не указываются. Обнаружить красители в чае легко – достаточно опустить пакетик с чаем в холодную воду. Если она начинает окрашиваться (так же может помутнеть вода), то это благодаря краске. Ещё можно положить дольку лимона - натуральный чай быстро посветлеет. «Фруктовый» и «цветочный» чай в пакетиках (да и листовой тоже) часто содержит убойное количество ароматизаторов – ими производитель старается скрыть отсутствие естественного вкуса и запаха чая. Эти химические ароматизаторы («идентичные натуральным») в десятки раз дешевле и и к тому же сильнее натуральных. А кусочки сушенных фруктов (отходы другого пищевого производства) добавляют лишь для того, чтобы можно было указать их в составе. Производители пищевых продуктов редко указывают, какие именно ароматизаторы входят в состав продукта. И не случайно – ведь синтетические ароматизаторы содержат токсичные вещества, которые способствуют росту раковых клеток, вызывают нарушения функций печени, изменяют обмен веществ. Эти эффекты проявляются не сразу, поскольку всевозможная химия любит сперва накопиться в организме, подорвать защитные силы организма, а уж затем нанести удар по всем системам органов. Вот такие «чайные церемонии»! Здравствуй, фтор? Группа учёных во главе с Майклом Уайтом из медицинского колледжа при университете Вашингтона выяснила, что содержание фтора в пакетированном чае превышено в разы. Они провели эксперимент, в ходе которого заварили чай быстрого приготовления десяти разных сортов – для этого использовалась вода, не содержащая фтора вообще. Измерение его уровня в получившемся напитке показало цифры до 6,5 частей соединений фтора на миллион при норме не более 4 частей. Науке давно известна способность листьев чая накапливать в себе фториды – и чем ниже сорт чая, тем больше старые листья успевают их «впитать». Медики предупреждают, что превышение концентрации фтора в организме вызывает уплотнение костной ткани и повышает ее хрупкость. Далее может развиться такое заболевание как флюороз скелета, которое сопровождается образованием костных шипов и сращиванием позвонков, болями в костно-суставной ткани, потемнением зубной эмали и т.д. А что с бумагой? Большинство чайных пакетиков сделаны из фильтровальной бумаги (реже нейлона). Она изготавливается из целлюлозы и хлопка, но есть одно «но»… Попробуйте насыпать чай в бумажную салфетку и заварить её в кружке: когда вы начнёте размешивать запарку, бумага порвётся и превратится в кашу. Почему же тонкий и полупрозрачный пакетик остаётся на удивление крепким после долгого пребывания в воде? Дело в том, что в абсолютном большинстве случаев фильтровальная бумага подвергается пропитке специальными синтетическими смолами, растворёнными в спирте или ацетоне. После пропитки фильтровальная бумага приобретает дополнительную устойчивость к механическим, термическим и климатическим воздействиям: бумажные волокна оказываются прочно связанными в месте перекреста, и не страшны им ни энергичные помешивания ложкой, ни лимонный сок, ни прочие агрессивные воздействия. Поэтому если вы хотите быть здоровым, а так же поддерживать имидж успешного и думающего человека, не поддавайтесь соблазну сэкономить две-три минуты с помощью пакетика чая. Даже если вы загружены работой в офисе, вы вполне заслуживаете выпить настоящий бодрящий напиток из керамической чашки – а не помои из пластикового стаканчика.
ПОПСА ДРОБИТ ШРАПНЕЛЬЮ НАШИ ДУШИ Попса дробит шрапнелью наши души, Ее за это не привлечь к суду. Часть поколенья выросла на чуши, И новое рождается в бреду… О, Солнышко лесное, чудо-песня! Как мы в неволе пели, чудаки! Пришла свобода, стали интересней Писклявые уродцы-пошляки… Слова — ничто, есть вопли вырожденья. Тот знаменит, кто больше нездоров. Кто выйдет петь без всякого стесненья, Без совести, без страха, без штанов. Где песня, чтобы спеть ее хотелось? Слова — где, чтоб вовеки не забыть? Ну, что горланить про кусочек тела, Который с кем-то очень хочет жить? С телеэкрана, как из ресторана, Для пущей важности прибавив хрипотцы Они пудами сыплют соль на раны, Как на капусту или огурцы. В халатике бесполая фигура Запела, оголившись без причин… Противно это. Спой нам, Юра, О женской теплоте и мужестве мужчин. Валентин Гафт
Когда тебе плохо — прислушайся к природе. Тишина мира успокаивает лучше, чем миллионы ненужных слов.
ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ ТЕСЛЫ: «МЕНЯ ПОБЕДИЛИ. Я ХОТЕЛ ДАТЬ СВЕТ БЕСПЛАТНО И ВСЕМ» «Я хотел осветить всю Землю». Это интервью Никола Тесла дал журналисту Джону Смиту в 1899 году. Тесла: Да, я сделал некоторые очень важные открытия. И всё же я потерпел поражение. Я не достиг того величия, которого мог бы достичь. Журналист: Что это значит? Тесла: Я хотел осветить всю Землю. Электричества вполне достаточно для того, чтобы создать второе Солнце. Свет вращается вокруг экватора, как кольцо вокруг Сатурна. Человечество не готово к величию и добру. В Колорадо-Спрингс я освещал землю электричеством. Также можно получать и другие энергии, такие как позитивная ментальная энергия. Они содержатся в музыке Баха или Моцарта или в стихах великих поэтов. Сама Земля содержит энергии Радости, Мира и Любви. Их проявления банальны: цветок, растущий из почвы, пища, которую мы получаем, и всё, что значит для человека родина. Я провёл годы в поисках способа, как заставить эту энергию сильнее влиять на людей. Красотой и запахом роз можно пользоваться в медицинских целях, а солнечными лучами - как пищей. Жизнь обладает бесконечным множеством форм, и долг учёного — находить её в каждой форме материи. Здесь существенны три вещи. Всё, что я делал, — искал их. Я знаю, что так их и не найду, но не откажусь от своих поисков. Журналист: Что это за вещи? Тесла: Одна проблема — пища. Как может звёздная или земная энергия накормить голодных на Земле? Каким вином можно напоить всех жаждущих так, чтобы они могли веселиться в сердце и понимать, что они — Боги? Ещё одна проблема — разрушить силу зла и страдания, в которой проходит человеческая жизнь! Иногда зло и страдания возникают как эпидемия в глубинах космоса. В этом веке болезнь распространилась с Земли во Вселенную. И третье — существует ли во Вселенной избыток Света? Я открыл звезду, которая по всем астрономическим и математическим законам могла исчезнуть, но, казалось, ничего не меняется. Звезда находится в галактике. Её свет обладает такой плотностью, что если его сжать, он поместится в сферу меньше яблока, но будет тяжелее, чем наше Солнце. Религии и философии учат, что человек может стать Христом, Буддой и Заратустрой. То, что я пытаюсь доказать, ещё более дико и почти недостижимо. Вселенная создана так, что каждое существо рождается Христом, Буддой и Заратустрой. Я знаю, что гравитация — ключ ко всему, что вам нужно, чтобы летать, и я намереваюсь не только создавать летательные устройства (самолёты или ракеты), но и учить человека вновь обретать свои собственные крылья. Я пытаюсь пробудить энергию, содержащуюся в воздухе. Имеются основные источники энергии. То, что считается пустым пространством, — это просто проявление непробуждённой материи. Пустого пространства нет ни на этой планете, ни во Вселенной. Чёрные дыры, о которых говорят учёные, — самые мощные источники энергии и жизни. Журналист: На окно вашего номера в отеле Уолдорф-Астория на 33-м этаже каждое утро прилетают птицы. Тесла: Человеку следует особенно тепло относиться к птицам. Из-за их крыльев. Когда-то у него тоже были крылья, реальные и видимые! Журналист: Ваши поклонники жалуются, что вы нападаете на относительность. Ваше утверждение о том, что материя не имеет энергии, по меньшей мере, странно. Если всё пропитано энергией, то где она? Тесла: Сначала была энергия, и лишь потом появилась материя. Журналист: Мистер Тесла, это равносильно тому, как если бы вы сказали, что вас родил отец. Тесла: Вот именно! Как насчёт рождения Вселенной? Материя создаётся из первичной и вечной энергии, которую мы знаем как Свет. Он светил, и из него появились звезда, планеты, человек и всё на Земле и во Вселенной. Материя — это выражение бесконечных форм света, поскольку энергия гораздо старше материи. Есть четыре закона Творения. Первый: непостижимость источника, тёмного плана, который невозможно постичь умом или измерить математически. В этот план укладывается вся Вселенная. Второй закон: распространение тьмы, которая является истинной природой Света, из непостижимого, и её преобразование в Свет. Третий закон: необходимость Света становиться материей Света. И четвёртый: нет начала и нет конца. Три предыдущих закона всегда имеют место, и Творение вечно. Журналист: В своей враждебности к теории относительности вы заходите так далеко, что читаете лекции против её создателя на своих днях рождения. Тесла: Помните, это не искривлённое пространство, это человеческий ум, не способный постичь бесконечность и вечность! Если бы относительность была правильно понята создателем теории, он бы обрёл бессмертие, даже физическое, если бы только пожелал. Я — часть света, и это музыка. Свет заполняет мои шесть чувств: я вижу, слышу, чувствую, ощущаю запах, прикасаюсь и думаю. Моё шестое чувство — мышление. Частицы Света — это записанные ноты. Удар молнии может быть целой сонатой. Тысячи молний — это концерт. Для этого концерта я создал шаровую молнию, которую можно слышать на ледяных пиках Гималаев. Что же касается пифагорейцев и математиков, учёный не может и не должен посягать на них. Цифры и уравнения — всего лишь символы, выражающие музыку сфер. Если бы Эйнштейн слышал эти звуки, он бы не придумал теорию относительности. Такие звуки — это послания уму о том, что жизнь имеет смысл, что Вселенная существует в совершенной гармонии, и её красота — причина и следствие Творения. Такая музыка — вечный цикл звёздных небес. Даже самая крошечная звезда обладает законченным строением и тоже является частью звёздной симфонии. Сердцебиение человека — часть симфонии Земли. Ньютон знал, что секрет кроется в геометрическом расположении и движении небесных тел. Он осознавал существование верховного закона во Вселенной. Искривлённое пространство — это хаос, а хаос — это не музыка. Эйнштейн — посланник времён звука и неистовства. Журналист: Мистер Тесла, а вы слышите эту музыку? Тесла: Я слышу её все время. Моё духовное ухо так же велико, как небо, которое мы видим над собой. А телесное ухо я усиливаю радаром. Согласно теории относительности, две параллельные линии будут пересекаться в бесконечности. То есть кривизна Эйнштейна будет выпрямляться. Однажды сотворённый, звук будет длиться вечно. Он может исчезнуть для человека, но будет продолжать существовать в безмолвии, которое является самым великим могуществом человека. Нет, я ничего не имею против самого Эйнштейна. Такой уж он человек, и сделал много добрых вещей, некоторые стали частью музыки. Я напишу ему и попытаюсь объяснить, что эфир существует, и что его частицы — это то, что удерживает Вселенную в гармонии и жизнь в вечности. Журналист: Вы часто упоминали о силе визуализации. Тесла: Мне бы хотелось поблагодарить визуализацию за все мои изобретения. События моей жизни и мои изобретения реально стоят у меня перед глазами, видимые как каждый отдельный случай или вещь. В молодости я пугался, не зная, что это такое, но позже научился пользоваться этой силой как исключительным талантом и даром. Я подпитывал её и ревниво оберегал. Также посредством визуализации я корректировал большинство изобретений и заканчивал их, ментально визуализируя решение сложных математических уравнений. За этот дар я получил звание Высшего Ламы в Тибете. Мои зрение и слух совершенны, и, дерзну сказать, сильнее, чем у других людей. Я слышу гром на расстоянии 250 км и вижу в небе цвета, которые не могут видеть другие люди. Такое обострение зрения и слуха я обрёл ещё ребёнком. Позже я развивал их сознательно. Журналист: Наши читатели хотели бы узнать о вашей философии. Тесла: Жизнь — это ритм, который должно постичь. Я чувствую ритм, настраиваюсь на него и потакаю ему. Он выражает благодарность и даёт мне знание. Всё живое связано глубоким и чудесным взаимодействием: человек и звёзды, амёбы и Солнце, сердце и вращение бесконечного количества миров. Такие связи неразрушимы, но могут быть послушными, умиротворёнными и создавать новые и разные связи в мире, не нарушая старых. Знание приходит из космоса; наше видение — его самое совершенное развёртывание. У нас два ока: земное и духовное. Рекомендуется, чтобы они стали одним. Вселенная жива во всех своих проявлениях, как думающее животное. Камень — это мыслящее и разумное существо, такое же, как растение, дикое животное и человек. Сияющая звезда просит, чтобы на неё посмотрели. И если бы мы не были так поглощены собой, мы бы поняли её язык и послание. Дыхание, глаза и уши человека должны подчиняться дыханию, глазам и ушам Вселенной. Журналист: Мистер Тесла, а что для вас электричество? Тесла: Все есть Электричество. Вначале был свет, неисчерпаемый источник, из которого выделилась материя и распределилась во все формы, представленные во Вселенной и на земле со всеми её аспектами жизни. Истинное лицо Света — тьма, и только мы её не видим. Это замечательная милость, дарованная человеку и другим творениям. Одна из частиц тьмы обладает световой, температурной, ядерной, химической, механической и неопознанной энергией. Она обладает могуществом вращать Землю на орбите. Это воистину рычаг Архимеда. Журналист: Мистер Тесла, а не слишком ли вы предвзяты к электричеству? Тесла: Электричество — это я. Или, если хотите, я — электричество в человеческой форме. Мистер Смит, вы — тоже электричество, просто вы это не осознаете. Журналист: Можете ли вы пропустить через своё тело электричество с напряжением 1 миллион вольт? Тесла: Представьте садовника, на которого нападают растения. Конечно, это была бы полная нелепость. Тело и мозг человека сделаны из большого количества энергии; большая часть меня — электричество. Индивидуальная энергия, свойственная каждому, и создаёт человеческое «я», или душу. У других творений все не так: душа растения — это душа минералов и животных. Функционирование и смерть мозга проявляются в свете. В молодости мои глаза были чёрными, а сейчас голубые. С течением времени напряжение мозга становится сильнее, поэтому глаза как бы выцветают. Белый цвет — это цвет небес. Однажды утром на моё окно села белая голубка, которую я обычно кормил. Она хотела донести до меня, что умирает. Из её глаз исходили потоки света. Никогда в глазах какого-либо творения я не видел столько света, сколько в глазах голубки. Журналист: Персонал вашей лаборатории рассказывает о вспышках света, пламени и молниях, которые возникают, когда вы сердитесь или подвергаете себя риску. Тесла: Это психический разряд или предупреждение быть начеку. Свет всегда на моей стороне. Знаете ли вы, как я обнаружил вращающееся магнитное поле и асинхронный двигатель, сделавший меня знаменитым в 26 лет? Как-то летним вечером в Будапеште я и мой земляк наблюдали заход Солнца. Тысячи огней вращались и отсвечивали сотнями оттенков цветов. Я вспомнил Фауста и цитировал его, как вдруг, как в тумане, я увидел вращающееся магнитное поле и асинхронный двигатель. Я увидел их на Солнце! Журналист: Для вас наука и поэзия — одно и то же? Тесла: У каждого человека два глаза. Уильяма Блейка учили, что Вселенная родилась из воображения, она сохраняется и будет существовать до тех пор, пока на Земле не исчезнет последний человек. Воображение — это колесо, посредством которого астрономы могут собирать звёзды всех галактик. Эта творческая энергия идентична энергии света. Журналист: То есть для вас воображение реальнее, чем сама жизнь? Тесла: Оно порождает жизнь. Я питался своим учением, научился контролировать эмоции, сны и видения. Я всегда процветал, питаемый своим энтузиазмом. И всю свою долгую жизнь я провёл в экстазе. Это источник моего счастья. Воображение было источником моего счастья. Все эти годы оно помогало справляться с работой, которой хватило бы на пять жизней.
Вчера вечером шла домой. Поздно. Плеер в ушах. Смотрю на дороге - на тротуаре, в смысле - что-то шевелится. Подхожу ближе. Человек. Лежит человек. Точнее ползёт человек. Причем ползёт так необычно, будто в конкурсе участвует, ногами загребает и пересаживается вперед. Первая мысль: пьяный! Вторая мысль: грязный! Вчера дождик был, слякоть. Третья мысль: А вдруг нет? В смысле, не пьяный? Мимо спешат другие люди. Вечер, надо скорей домой. Ползущего брезгливо обходят. Отворачиваются. Мне тоже надо домой. Меня ребёнок ждёт. Но вдруг не пьяный... Подхожу и опасливо спрашиваю: "Ты в порядке?" Сама удивляюсь своему хамству: перешла на "ты" без экивоков. - По-мо-ги-те-встать, - говорит парень, прожовывая часть букв. Руки его скрючены. Ноги тоже. Он болен ДЦП. С рождения. Я протягиваю руку, за которую он хватает своей грязной измазанной рукой. От него пахнет...супом. - Ты как тут оказался? - спрашиваю. - Один. На дороге... - Я пошел за хлебом. Мачеха болеет. Упал. Меня велосипедист толкнул. Встать сам не смогу. - отчитался парень. В это время он уже встал, но руку мою держал крепко. - Далеко живешь? - спрашиваю я, прикидывая, что мне делать с ним. - Да нет, вон. - Машет рукой на дом рядом. - Доведи, а то я упаду опять. - Пошли, - соглашаюсь я. От него не пахнет опасностью. Пахнет супом. - Как зовут тебя? - Олег. - С кем живешь, Олег? - С мачехой. Она заболела. Нужен хлеб. - Ты пошел за хлебом, тебя толкнули и ты упал? - восстановила я ход событий. - Да. - А обычно кто покупает хлеб? - Мачеха. Мы идём вдоль многоподъездного дома. Люди вокруг с интересом оборачиваются. Грязный Олег (он полз от магазина, напоминаю) и я - нарядная, с презентации. Мы подходим к нужному подъезду. - Квартира 59. Первый этаж. Ключи - в кармане. - Олег поворачивается ко мне нужным оттопыренным карманом. Мы входим с ним в подъезд, он отпускает мою руку и впивается в спасительные перила. Здесь он уже почти дома. Он привычно, ловко подволакивая ноги, взбирается по лестнице. Я открываю квартиру 59 ключами Олега. Мы входим в прихожую. Пахнет супом. Слабый крик из комнаты: - Олежа, это ты? Где ты был два часа? Хлеб купил? Я кладу ключи на зеркало и выхожу из квартиры. Олег болен ДЦП. Он два часа назад вышел за хлебом в магазин напротив. Нормальному, здоровому человеку сбегать за хлебом - 10 минут. Но Олег болен ДЦП. Что не мешает ему есть хлеб. И он за ним пошел. И его толкнули. Он упал. И два часа полз обратно. Прямо по грязной мокрой дороге. Потому что все вокруг спешили домой. К своим детям, мужьям и жёнам. Со своей буханкой хлеба. И некогда помочь встать тому, кто упал. Не-ког-да. Я потрясена. Не могу пока сформулировать чем. Наверное тем, что всем вокруг нет дела ни до кого. Тем более до Олега. В грязном, скрюченного. Потому что каждый прошедший мимо ползущего человека уцепился за спасительную мысль "Он пьян!", оправдывающую его бездействие. Не потому что мы плохие. Мы просто спешим. У нас важные дела. А у Олега тоже дело - ему надо купить хлеб... Боже мой, что это было? Спустя 20 минут я звоню в квартиру 59 по домофону. Никто не открывает. Я дожидаюсь, пока кто-то выходит из подъезда, вхожу в него и звоню в звонок, над которым накорябано "59" (вряд ли Олег накорябал это сам - у него скрючены руки, ему не дотянуться). Мне никто не открывает. Наверное, Олег моется. А мачеха болеет. Я вешаю на ручку двери пакет. В нём батон и дарницкий. А ещё какие-то печенья, мармелад, чай. Олег с мачехой поедят супа с хлебом, который так и не купил Олег, а потом попьют чая с печеньем. Держись, Олег. И больше не падай.... Ольга Савельева
Счaстливая жeнщина всeгда немного "не". Не вcя нaкрашена, нe до идеaлa уложена, не с иголочки одета. Зато может тереть глаза, смело ладонями откидывать назад волосы и не мечтать весь вечер о том, чтобы скинуть с себя неудобное платье. Она не выставляет напряжённое фото с ногой на мыске, надутыми губами, нарочитой улыбкой, она вообще не замечает, что её фотографируют и хохочет во весь рот. Даже если у неё кривые зубы. Она не боится выглядеть нелепо или смешно. Она не говорит, что все принимают её дочь за подругу или сестру, потому что это так и есть и не требует подтверждения, не раскрашивает ногти хохломой и гжелью, не лежит по три часа под лампой и иголками, чтобы утром муж думал, что она всегда красавица. Не показывает свою кашу с овсянкой публике, потому что каша это просто еда и она её ест. Не демонстрирует свой пресс, даже если он есть. Не идеализирует своих детей, не кидает каждый день картинки с мужем в обнимку... Она просто живёт. Пусть даже немного и "не". Екатерина Бальзамова
Однажды старого отшельника спросили: - Как тебе не надоедает всё время быть одному? И он ответил: - У меня полно дел: Я должен обучить двух ястребов и двух орлов, успокоить двух кроликов, выдрессировать змею и укротить льва. - Но мы не видим рядом с тобой никаких животных. Где они? Отшельник ответил: - Этих животных мы носим внутри себя. Два ястреба бросаются на всё, что видят – хорошее и плохое, полезное и вредное. Это мои глаза. Два орла своими когтями ранят и разрушают всё, к чему прикасаются. Я должен научить их служить и помогать. Это мои руки. Кролики вечно скачут туда-сюда, бояться и прячутся. Я должен успокоить их, а не убегать от проблем. Это мои ноги. Самое сложное – наблюдать за змеёй. Хоть она и надёжно заперта в плотной клетке, но всегда готова атаковать, ужалить и отравить любого, кто находится рядом. Это мой язык. И, наконец, мне нужно укротить льва, который желает быть королём и повелевать всеми. Это моё эго. Как видите, у меня очень много работы...
Нужно создать сеть отелей "Бабуля" с коврами на стенах, кроватью с панцирной решеткой, телек накрыт кружевной салфеткой, куриный супчик на кухне чтоб и тишина гробовая - деточка спит. Сдаёшься туда на выходные, детям вход воспрещён. Только глаз открыл, а тебе так "спи, спи, ещё 10 утра нет", ну если встать в туалет, чтоб носки на ноги надели с батареи снятые, тёплые и "обратно ложись". В час дня тебе в кровать этот куриный супчик, по голове погладили "бедное дитя, умучили совсем этой школой, синяки под глазами, в чем душа держится, какао будешь, горе моё? А булку с изюмом? Ну лежи, лежи. Мультики тебе включить? В гостях у сказки идёт." Тыры-дыры-дынь, дыры-дынь, дыры-дынь-дынь... Вика Самсонова
КУЛЬТУРА НЕГАТИВА Давайте вспомним нашу школьную программу по, допустим, по литературе. И начнем, пожалуй, с классиков. Что мы проходим в школе? - историю о суициде Анны Карениной. Утонченную и печальную судьбу убийцы Раскольникова. Или в младших классах - сказку о замученной, несчастной, одинокой Каштанке... Если разобраться, еще со школьной скамьи в нас внедряется культура негатива. В самом нежном возрасте мы узнаем о человеческом горе, страхе, страдании. А как насчет истории? Кроме войн и революций, она ведь состоит из театральных сенсаций, смен течений живописи, изменений моды... Кто-нибудь может вспомнить, как на уроке истории учитель рассказывал о, допустим, Парижских "Русских Сезонах"? У меня это в памяти что-то не всплывает. Психолог Михаил Лабковский: - На мой взгляд, в нашей культуре изначально очень много негатива. Достаточно включить телевизор, чтобы в этом убедиться, - по одному каналу идет слезливая драма, по второму - тяжелый фильм о войне, по третьему - ток-шоу о самых ужасающих социальных проблемах. Еще в школе мы проходим на уроках литературы трагические произведения великих, но пессимистично настроенных писателей. Кстати, если сравнить российскую школьную программу с западной, мы сможем в этом убедиться. У нас же как считается - с раннего возраста надо учить классиков. В этом нет ничего плохого, кроме хорошего. У классиков достаточно много светлых, позитивных произведений, которые школьная программа почему-то не рассматривает. И никто не задумывается над тем, что сюжет "Братьев Карамазовых" - совсем не для подростков. Все это формирует в нас некую вялотекущую тоску, пессимизм. Все это говорит о том, что проблема действительно существует, и ее придется принять. В связи с тем, что негативное сознание так сильно внедрено в нашу культуру и менталитет, многие могут сразу возразить. Например, некоторые убеждены, что позитивная сторона жизни - это нечто поверхностное. Не может же человек быть все время счастливым. Или что оптимизм и радость - признак наивности, глупости. Глубокий, серьезный человек должен непременно страдать. Это не так. Нормальное, естественное, здоровое состояние человека - это оптимистичное настроение. Иначе зачем мы живем - если все вокруг плохо, а будет еще хуже? Давайте оттолкнемся от мысли, что допустим жизнь у нас одна. Так стоит ли её растрачивать на негатив? Я советую тем людям, которые предпочитают оптимизму цинизм, пересмотреть свои взгляды. Оптимистичный настрой еще ни из кого не сделал идиота. Чем позитивнее мы мыслим, чем больше верим в себя и в то, что обстоятельства сложатся наилучшим образом, тем сильнее мы себя "программируем" на то, что у нас в жизни все будет хорошо. И с негативом дела обстоят также: чем больше мы убеждаем себя в плохом, тем чаще это "плохое" с нами и происходит. Как можно радоваться, когда вокруг - такое! Ежедневная сводка новостей не дает повода для радости: войны, теракты, повышение цен - все это происходит здесь и сейчас. Да и в семье не все так гладко, не говоря уже про работу. Откуда взялся негатив? Из не столь позитивной реальности... Психолог Михаил Лабковский: - Наше сознание определяет наше поведение, амбиции, ожидания от жизни. Поэтому жизненный негатив, с которым, к сожалению, мы сталкиваемся каждый день, моментально отпечатывается в сознании и переходит в поступки, выводы и действия. Получается порочный круг - впитав порцию отрицательных событий, мы обретаем отрицательные эмоции. Но этот круг можно разомкнуть, начав с центра. Психологи считают, что такие чувства как счастье или грусть - находятся внутри человек. Они абсолютно субъективны. За исключением отдельных случаев - серьезной личной трагедии (смерть близкого, например) - наш настрой полностью независим от внешних обстоятельств. Это надо учитывать. Многие люди с выраженным негативным настроем считают, что страдания очищают человека, дают ему некую глубину. Разумеется, это не так. В качестве примера давайте представим человека, который беспрерывно страдает. Допустим, у него постоянная зубная боль. Так вот - эта боль отвлекает человека от серьезных дел, куда уж там до глубины и понимания устройства Вселенной. Вместо того, чтобы мыслить и действовать, он сосредоточен на своей проблеме. Поэтому негатив в форме духовных мучений и общего пессимизма в большинстве случаев делает человека достаточно примитивным существом с очень узким кругом интересов. Негативное сознание - это диагноз? Пожалуй, своей натуре сложнее всего изменить. Если ты привык быть несчастным, мрачным и раздраженным - будет очень сложно стать другим. Однако шансы есть у всех. Все зависит от желания. Психолог Михаил Лабковский: - Помимо того, что с негативным сознанием очень плохо живется, оно опасно и более серьезными последствиями. Например, при резко-негативном сознании может возникнуть депрессия. Депрессия - это серьезное заболевание, не нужно путать депрессию с плохим настроением. Очень важно выявить причину пессимизма, т.к. эта причина может указать на более глубокие проблемы. Негативное сознание - это симптом. У психически здоровых людей сознание позитивное, они рады каждому новому дню и уверены в себе. Другими словами - негативное сознание это отклонение от нормы, хоть и очень распространенное.
Стapинныe дaчи пoд Петeрбургом. Хочется взять книги, плед - и уехать туда на выходные от суеты...