ВОЖДЕЛЕНИЕ, СЕМЬЯ И МУЖСКОЙ РАЗУМ В современной культуре Запада женщины пытаются привлечь мужчину исключительно внешним видом. Эта внешняя культура сейчас достигла огромного размаха. Для этого есть целая промышленность - косметика, состояние волос, одежда, атрибуты всевозможные, духи. Целая промышленность работает, чтобы женщину сделать внешне привлекательной. Пластические операции применяют. Но при этом какого мужчину женщина привлечет таким образом? Пробуждая у него чувства, она привлечет мужчину похотливого. Мужчина, над которым властвуют чувства, утрачивает разум. Если он слишком привязан к женщинам, он становится чувственным и похотливым, слишком мягким и податливым, не может принимать решения, не несет ответственности за свои слова. На санскрите такой мужчина называется "джада" - то есть придурок. Он не имеет цели в жизни, нерешителен, чрезмерно осторожен, имеет плохую память. Поэтому он меняет решения. Сегодня одно скажет, а завтра - "я просто передумал", другое что-то решил. Мужчина становится слабым. Можно привести такой пример. Мужчина - это масло. Женщина - это огонь. Когда они находятся на определенном расстоянии друг от друга, масло сохраняет твердость, а огонь не увеличивается. Но если масло попадает в огонь - оно размягчается, а огонь увеличивается. Ещё больше масла - ещё больше огня. Он может поглотить всё. То есть может пожар случиться в нашей жизни. Такая любовь, такое общение мужчины и женщины быстро выжигает всю нашу жизнь целиком. То есть отношения должны быть регулируемыми, чтобы мужчина не терял твердость. Какая женщина знает, когда пробуждать чувства, а когда разум? Жена. Именно жена это понимает. Женщина - очень плохо для мужчины, а жена - очень хорошо. Женщина просто пробудит чувства. А жена еще укажет на долг, зачем они вместе, что нужно делать, как воспитывать детей, она будет озабочена всем этим. Ее долг как раз указывать на путь, который они должны пройти вместе как супруги. Вот в этом разница. Женщина - это пожар в нашей жизни. Женаты вы или не женаты, если вы просто общаетесь с женщинами - это будет большая проблема. Мужчины теряют волю, разум и смысл жизни. Разум укрепляется смыслом жизни. Человек курит не потому, что не может бросить, и пьет не потому, что не может бросить, а потому что нет высшего смысла жизни. Нет разума, нет сильной воли, чтобы принимать такие решения. При наличии сильного разума несложно оставить курение, любые плохие привычки. Если разум слабый, то это трудно, мы спорим с собой, мы сражаемся за каждую сигарету, нам трудно контролировать чувства, кажется, что это даже невозможно, нужно зашиться, как говорится, или к гипнотизеру пойти, чтобы волю вообще потерять. То есть собственной воли нет у человека, если разум слабый. И что же делает мужчину неразумным? Неправильное общение с женщинами. Профессор Жданов говорит о том, что водка всему виной. Это факт. Но главная причина, почему люди пьют водку - они неправильно общаются как мужчина и женщина. Весь мир, его состояние, зависит от того, как общаются мужчина и женщина. Не потому есть война, что есть Белый дом и Кремль, а потому что есть неконтролируемое вожделение. Итак, вожделение. Есть семейная жизнь, это ячейка. Вот, скажем, емкость стакана - это наша семейная жизнь. Есть дом, есть любимая жена, есть дети. Это мы поддерживаем, работаем, трудимся. И здесь какой-то вкус должен быть. Вот вода, она олицетворяет вкус жизни. Мы пьем какой-то вкус жизни. И вода также олицетворяет нашу сексуальную деятельность, вожделение, которое в семье имеет место быть. Сколько нужно вожделения, то есть воды в этом стакане? Сколько наливать туда? Столько, сколько вмещает. А если больше наливаете, что будет происходить? Вода польется через край, за пределы семьи. Если вы продолжаете лить, лить и лить, то есть вожделение, сексуальная жизнь не регулируется, не контролируется разумом, а есть просто чувства, то это желание сексуальной жизни выйдет за пределы семьи. Что это означает? Жена надоела. Появляется эффект пресыщения, чувства пресыщаются. Вы не испытываете влечения к собственной жене. Опротивела даже. Теперь чужая жена нравится. "Вот какая мне жена была нужна. Я, кажется, совершил ошибку," - думает мужчина. Нет, дело не в этом. Они пресытились. Они потеряли свежесть чувств. Если вы чувствуете, что свежесть у вас в отношениях уходит - один месяц, просто один месяц воздержания. И вы увидите, что восстанавливаются чувства, свежесть юношеских ощущений. Эти изначально нежные, трепетные отношения могут вернуться, если регулировать сексуальную жизнь. Итак, если они это теряют, то появляется интерес к чужой жене. И в западной культуре это обычно: любовник, любовница бывают. Понимаете, такова жизнь, надоела семья, нужно как-то этот вкус получать. И они получают. Добавляют масло в огонь. Есть жена, но еще есть и любовница. Теперь-то довольны, полное удовлетворение? Но нет, вожделение удовлетворить невозможно. Чем больше пытаетесь удовлетворить, тем больше оно не удовлетворяется. И переходит в раздражение и гнев. Комар укусил. Чешется, правда? Я почешу. Хорошо? Ой, еще больше чешется! Я еще больше почешу. Еще больше чешется, и так раздираю до крови. Это вожделение. Нужно потерпеть, отрегулировать. То есть часть этой энергии нужно расходовать на творчество, на философский поиск, вот куда это идет, вот для чего она нужна, особенно мужчине. Итак, есть жена, есть любовница, но всё равно нет счастья. Неудовлетворённость, раздражение. И когда с течением времени эта энергия накапливается, мы видим вдруг странные вещи. В моей молодости это было очень странно, а сейчас нет. Я объясню, почему. Уже не привлекает противоположный пол, а вызывают интерес представители своего пола. Я ещё, по-моему, в школе учился и уже слышал об этом, что такой бывает феномен. Я был удивлен - да разве такое может быть? Вот у вас есть температура тела, 36,6 градусов - здоровая температура. А если она повысится, как вы будете себя чувствовать? Вы начнете нести всякий бред. Или понизится, вы ослабнете. Вожделение так же, у него есть здоровое состояние, а есть нездоровое. И в нездоровом состоянии вожделения, когда оно увеличивается, вещи отвратительные, невероятные кажутся привлекательными. Меняются вкусы, культура меняется. Появляются гомосексуалисты, лесбиянки. Это даёт ещё более острые ощущения. Жена, любовница – это цветочки. А вот представители своего пола! И с точки зрения наслаждения чувств они лучше друг друга понимают: им вообще брак не нужен. Зачем, скажите, держать корову, если молоко можно купить на рынке? Семья, дети - это всё дорого стоит. Идея брака просто практически сходит на нет. А на это место становятся чувственные наслаждения, вожделение увеличивается. Если семья - это просто чувственные наслаждения, тогда она вообще, получается, не нужна. Хорошо, уже и однополые годятся, и неоднополые годятся, со всеми можно, вожделение удовлетворилось? Н-е-е-ет! Еще больше проблем у человека, еще больше он становится раздражительным, странным, неудовлетворенным. И что же потом? А потом следующий момент. Уже не важно, кто перед вами: мать, сын, отец, дочь, сестра, животное, кто угодно. Всё можно использовать для наслаждения чувств, любую вещь. Есть такие примеры. Откуда? Вожделение увеличивается в обществе, и проявляются вот такие тревожные знаки, такие люди уже существуют. Всё можно уже, с кем угодно. Счастливы? Вот как раз наоборот, им хуже всего. Это ещё не всё, сейчас последний момент, который завершает эту схему. В Петербурге много лет назад появился один человек, который напугал весь город. Один человек, 32 года, Невзоров о нем говорил по телевидению всем женщинам, всем петербуржцам. "Будьте внимательны, осторожны, не знакомьтесь с мужчинами, ни с какими. Очень опасный человек живет в Петербурге. Обаятельный, образованный, красивый, хорошо одевается, манеры на высшем уровне. Он привлекает какую-нибудь женщину, приглашает к себе в дом и там ее насилует и убивает зверским образом. Затем расчленяет ее тело, забивает холодильник и в течение месяца съедает. Каннибал". Люди содрогнулись: "Боже, что это за явление такое?" И психологи знают, в чем причина таких социальных явлений. Через месяц буквально, чуть больше, он был пойман и приговорён. Психологи его спрашивали: "Вот вы, наверное, сожалеете о своей жизни? Вы еще молоды, и такой у вас неблагоприятный конец жизни, вы сожалеете о прошлом?" Этот человек сидел, улыбался. "Вы меня никогда не поймёте. Это такое наслаждение, ни с чем не сравнимое". Это называется вожделение. Человеку нравится это делать. Затем, когда человек достигает такого уровня каннибала, остался последний шаг. Последний шаг называется "атмаха" на санскрите. "Атма" - я, "ха" - убийца. Что это такое? Самоубийца. Откуда эти самоубийцы? Вожделение поднимается так, что человек не может больше решать эти проблемы. Неудовлетворенное вожделение порождает гнев, агрессию. Хочу - и не получаю. Хочу - и не получаю. Но я хочу! И не получаю. И в семье, посмотрите, ведётся очень опасная игра, мужчина и женщина играют с вожделением. Вы думаете, почему они как кошки и собаки дерутся? Нерегулируемая сексуальная жизнь. Неправильные сексуальные отношения. Эксплуататорские. Жена - это не секс-машина. И муж - это не секс и деньги. Это личности. Нужно познать их разум и душу. То есть масло в огонь непосредственно не кладут. Иначе будет как в сказке. Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Помните, как развивалась эта сказка? Началось с небольшого желания, затем оно увеличивается, увеличивается, увеличивается, увеличивается… Есть ещё другая сказка - про мышку. Жила-была мышка, но боялась кошки. Как только выходит куда-то, кошка тут как тут. Несчастная мышь страдала. Но однажды ночью она убежала в лес, и там ей посчастливилось встретить одного волшебника. Он был очень добр к ней и сказал: - Может быть, ты чего-то хочешь? - Да! У меня есть желание. Я была бы очень счастлива, если бы стала кошкой, тогда бы я не знала никаких проблем. - Нет проблем, мне нетрудно, - сказал волшебник, - стань кошкой! И стала мышка кошкой. Стала жить прямо дома, ничего не боялась, гоняла мышей, всё хорошо. Но когда вышла во двор - там собака оказалась. - Ох… Как-то я этого не учла. Собака бросается на кошку. Она снова пошла к волшебнику: - Слушай, ещё одна просьба есть. Я не знала, что есть собаки во дворе. Сделай меня собакой, и я буду полностью счастлива. Волшебник сказал: - Это несложно, стань собакой! И стала она собакой, стала гонять кошек, на мышей вообще внимания не обращала, хозяин её кормил, всё было хорошо. Но когда бегала в лес - там жил тигр. - Так вот что мне нужно! Последняя просьба, - сказала собака волшебнику, - сделай меня тигром, и я буду полностью счастлива. - Конечно. Стань тигром! И стала мышка-кошка-собака тигром. И как только она стала тигром, она внимательно посмотрела на волшебника. И облизнулась с аппетитом: - Я хочу тебя съесть. - Как? Я тебя сделал тигром, и теперь ты хочешь меня съесть? - Но ведь я же тигр, пойми меня, это теперь моя природа. - Я понял. Стань мышкой! Аюрведа говорит: если вы вышли голодным из-за стола - вы наелись. Если вы наелись за столом - вы переели. А если вы объелись за столом - вы отравились. Видите, мы не можем контролировать свои чувства. Это разум должен оценить. Разум говорит "хватит". Итак, идея заключается в том, чтобы в семье мы обучились культуре разума. Чтобы были не просто чувства, которые пресыщаются и вечно ссорятся друг с другом, а разум. И семейные отношения пройдут несколько фаз, прежде чем станут совершенными... Александр Хакимов
Другие записи сообщества
ШКОЛА БЕЗ КОМПЬЮТЕРОВ Дети работников кремниевой долины учатся без планшетов и ноутбуков. Технический директор eBay отправил своих детей в школу без компьютеров. Так же поступили сотрудники и других гигантов долины: Google, Apple, Yahoo, Hewlett-Packard. Называется эта школа — Waldorf of the Peninsula. Она имеет очень простой старомодный вид — доски с цветными мелками, книжные полки с энциклопедиями, деревянные парты с тетрадями и карандашами. Для обучения в ней используют привычные, не связанные с новейшими технологиями инструменты: ручки, карандаши, швейные иглы, иногда даже глину и др. И ни одного компьютера. Ни одного экрана. Их использование запрещено в классах и не поощряется дома. Ученики 2 класса, стоя в кругу, повторяли за учителем стихотворение, одновременно играя с мешочком, наполненным фасолью. Цель этого упражнения — синхронизировать тело и мозг. В прошлый вторник в 5 классе дети вязали на деревянных спицах небольшие образцы из шерсти, восстанавливая навыки вязания, полученные в младших классах. Этот вид деятельности, как утверждает школа, помогает развитию способности решать сложные задачи, структурировать информацию, считать, а также развивает координацию. И это в то время, когда по всему миру школы торопятся оснастить свои классы компьютерами, а многие политики заявляют, что не делать этого — просто глупо. Интересно, что противоположная точка зрения получила широкое распространение в самом эпицентре высокотехнологичной экономики, где некоторые родители и педагоги дают понять: школа и компьютеры не совместимы. Приверженцы обучения без IT уверены, что компьютеры подавляют творческое мышление, подвижность, человеческие взаимоотношения и внимательность. Такие родители считают, что когда будет действительно нужно познакомить своих детей с последними технологиями, у них всегда будут для этого требующиеся навыки и необходимые возможности у себя дома. Пол Томас, бывший учитель и профессор Университета Фурмана, написавший 12 книг об образовательных методиках в государственных учреждениях, утверждает, что для образовательного процесса лучше, если компьютеры используют как можно меньше. «Образование — это прежде всего человеческое переживание, получение опыта, — говорит Пол Томас. — Технология только отвлекает, когда нужны грамотность, умение считать и способность критически мыслить». Когда сторонники оснащения классов компьютерами заявляют, что компьютерная грамотность необходима, чтобы противостоять вызовам современности, родители, считающие, что компьютеры не нужны, удивляются: зачем спешить, если все это так легко освоить? «Это супер легко. Это примерно так же, как научиться чистить зубы, — говорит мистер Игл, сотрудник кремниевой долины. — В Google и подобных местах мы делаем технологии настолько тупо простыми, насколько это возможно. Не вижу причины, по которой ребенок не сможет освоить их, когда станет старше». Сами же ученики не считают себя обделенными высокими технологиями. Они время от времени смотрят фильмы, играют в компьютерные игры. Дети говорят, что даже разочаровываются, когда видят своих родителей или родственников, опутанных разными устройствами. Орад Камкар, 11 лет, рассказал, что недавно ездил в гости к двоюродным братьям и сестрам и оказался в окружении пяти человек, которые играли со своими гаджетами, не обращая на него и друг друга никакого внимания. Ему пришлось трясти каждого из них за руку со словами: «Эй, ребята, я здесь!» Фин Хейлиг, сын сотрудника Google, говорит, что ему нравится учиться с карандашами и ручками больше, чем с компьютером: «Через несколько лет я смогу открыть свои первые тетради и увидеть, как я раньше плохо писал. А с компьютером это невозможно, там все буквы одинаковые. — Кроме того, если уметь писать на бумаге, то можно будет писать, даже если на компьютер прольется вода или отключат электричество».
ЛЮБИТЕ, НО НЕ "ДУШИТЕ" ДЕТЕЙ СВОЕЙ ЛЮБОВЬЮ... Я умоляю вас, не живите ради детей! Найдите себе другой смысл жизни, найдите другой смысл в материнстве и отцовстве. Чтобы маленькие мальчики и девочки, приходящие на эту планету, не становились заложниками и жертвами вашей «благотворительности» и опеки. Когда ребёнок становится смыслом жизни, это слишком тяжело для него. Его словно засовывают в комнату, в которой однажды кончится воздух. Сначала так жить можно, но постепенно ты начинаешь задыхаться. Задыхаться в такой любви и заботе. Любите своего мужа. Дети вырастут, а он останется с вами. Вы можете подать детям пример отношений, чтобы им хотелось семьи, детей. А можете отбить все желание, если будете помешаны на детских проблемах, игнорируя потребности мужа. Дайте вашим детям возможность жить и дышать. Тогда они смогут расти и развиваться. Туда, куда им положено по судьбе. Наша роль, как родителей, проста – вовремя поливать, не закрывать от солнца, оберегать от вредителей. А дальше ребёнок, как цветок, уже сам справится и проявит всё лучшее, что в нём уже заложено свыше. Ольга Валяева
В ДЕРЕВНЕ НЕТ ТАЙНОЙ ЖИЗНИ После деревни в городе тесно. И небо над каменными зданиями меньше, словно его обкорнали по краям, поэтому выглядит оно неровным и каким–то бесцветным. Да и привычного в деревне горизонта в городе не увидишь, за домами высокими спрятан. Зелени очень мало, а земли с травой зеленой почти нет — все асфальт, плитка, камень... А ты уже привык к тому, что под ногами колышется трава со всякими цветочками мелкими, что пчелы и шмели туда–сюда летают, что улитки по тропинкам ползают, муравьи бегают, птицы пищат и чирикают. На проводах провисших сытые деревенские ласточки, как нотные знаки. Жаль только, не можешь разобрать мелодию, ими написанную. Хотя и понимаешь, что мелодия уже невеселая, осенняя. На деревенской улице клоки сена зеленого и пахучего. Плуг тяжелый прочертил утром глубокий след. Это сосед Миша Цветинский на своей привередливой лошади спешил к другим односельчанам, чтобы борозды распахать и картошку сделать доступной. Там, на другом конце улицы, голоса слышны и звук осенний — бум–бум–бум! Это картошка в ведра падает и создает белорусскую музыку осени, точнее, одну из сотен мелодий, привычных жителям деревни и их совершенно не удивляющих. На других огородах визжат триммеры, вьется дым бензиновый — ботву косят. А за речкой ее уже жгут, и дымом вкусно пахнет. Он плывет, стелется, в травах и кустах путается. В городе слишком многолюдно. Смотришь на спешащих, едущих и не понимаешь: куда они все, по каким таким делам? И что еще интересно, знакомых нет, никого! А в деревне, наоборот, все знакомые, и все про всех знаешь. Услышал, как трактор протарахтел, глянул в окно — голубой «Беларус» проехал. Знаешь, что это Витька тюки соломы с поля едет свозить... Заметил, как синий платок мелькнул за окном, понимаешь — Даниловна на остановку торопится, в райцентр собралась. По ней можно время выставлять. Сейчас без четверти девять, до автобуса двадцать минут. Придет старуха Даниловна на остановку и минут десять еще посидит, поговорит со знакомыми. Обсудит, у кого в этом сезоне бульба уродила, а у кого так себе. Кто чем занят, кто ягоды собирает, кто грибы сдает, кто на речку ходит... В деревне все и всё на виду. Ты думаешь, что тебя никто не видит и не слышит, но это не так. Все про тебя знают. В деревне, как ни старайся, не спрячешься. Молотком утром пару раз стукнешь, а в полдень у тебя спросят, чем таким занимался, колодец ремонтировал или калитку? Ты и растеряешься, ведь уже и не упомнишь. А если долго ведром гремишь, то всем понятно, что собрался баню топить... Нет в деревне тайной жизни. Все про тебя будут знать. Горит окно допоздна — значит, читаешь или пишешь. С улицы, даже сквозь кусты, видно, как сидишь за компьютером или с книгой в руках. Даже спросить могут, а про что писал? Но многому я еще не перестал удивляться. Вот пришел к Рае, а дверь в дом прикрыта, и палочка к двери прислонена. И ясно мне, что нет Раи дома, что, скорее всего, отправилась она в магазин или куда–то не очень далеко. Разве можно подобное в городе представить? Тысячи и сотни видеокамер и всевозможных городских регистраторов в деревне не нужны. Их заменяют глаза и уши. Потеряться тут невозможно. Скажут, где видели тебя и с кем, покажут направление, в котором ты пошел, и даже версию выдвинут, по каким делам.
ПОЧЕМУ СОВЕТСКИЙ ПЕДАГОГ МАКАРЕНКО НЕ ПРЕПОДАЁТСЯ В РОССИИ Сейчас его система так популярна в Европе, в азиатских странах, но не актуальна в России. Вспомните, когда вы в последний раз слышали упоминание имени Макаренко? В связи с какой-нибудь серьёзной статьёй на тему о воспитании подрастающего поколения? В какой-либо публичной дискуссии о вопросах образования? Сомневаюсь. Скорее всего, в обычном разговоре в ироническом контексте: мол, тоже мне, Макаренко нашёлся… 1988 год специальным решением ЮНЕСКО был объявлен годом Макаренко в связи с его 100-летним юбилеем. Тогда же были названы имена четырёх великих учителей, определивших способ педагогического мышления XX века - это А.С. Макаренко, Д. Дьюи, М. Монтессори и Г. Кершенштейнер. Произведения Макаренко были переведены почти на все языки народов мира, а его главный труд - «Педагогическую поэму» (1935) - сравнивают с лучшими романами воспитания Ж.Ж. Руссо, И. Гёте, Л.Н. Толстого. Она также названа одной из десяти самых значительных книг по воспитанию XX века. Это ли не свидетельство международного уважения и признания заслуг? А в России десять лет назад к 115-ой годовщине Макаренко было выпущено 10 000 экземпляров первого полного издания «Педагогической поэмы». Вы скажете, что за странный тираж для многомиллионной читающей страны? Однако издатели до сих пор ломают голову, как реализовать «непродаваемую» книгу. Несовременно? Неактуально? Наверное, не осталось в педагогике нерешённых проблем, благовоспитанные девочки и мальчики послушно ходят в школу, а детская преступность на нуле? Почти сто лет назад, заканчивая Полтавский учительский институт, Макаренко писал диплом на тему «Кризис современной педагогики». Кто возьмёт на себя смелость утверждать, что сейчас ситуация в корне изменилась? Он был странным человеком, этот Макаренко. Проработав два года в нормальной школе, тихий, скромный учитель истории бросает всё и идёт работать директором колонии для несовершеннолетних преступников недалеко от Полтавы. Он руководил ею с 1920 до 1928 гг. и постигал педагогику перевоспитания в боевых условиях, как солдат на поле боя. Что двигало этим человеком? Ведь было очевидно, что своим решительным поступком он ставит крест на спокойной размеренной жизни. Может быть, та самая активная жизненная позиция, о которой стало немодно говорить в последнее время? В начале 20-х годов прошлого века в России, пережившей революцию и гражданскую войну, насчитывалось более 7 миллионов беспризорных детей. Они представляли собой огромную социальную беду и опасность. В борьбу с детской преступностью и беспризорностью огромный теоретический и практический вклад внёс А.С. Макаренко. Изобретённая им система перевоспитания полезным производительным трудом в коллективе превращала сборище малолетних преступников в дружную сплочённую команду. В колонии не было охраны, заборов, карцера. Самым суровым наказанием был бойкот, к которому прибегали крайне редко. Когда под конвоем доставляли очередного беспризорника, он брал ребёнка и категорически отказывался принимать его личное дело. Это известный макаренковский принцип авансирования хорошего в человеке! «Мы не хотим знать о тебе плохого. Начинается новая жизнь!» В эти цифры трудно поверить, но факт - вещь упрямая. Через руки Макаренко прошло более 3000 беспризорников, и ни один не вернулся на преступный путь, все нашли свою дорогу в жизни, стали людьми. Таких результатов не удавалось добиться ни одному исправительному учреждению в мире. Не зря его называют не только теоретиком, но и практиком массового и быстрого перевоспитания. Макаренко был уверен, что только труд по душе, а не пошив рукавиц и клейка коробочек, способствует успешному перевоспитанию. Он был удивительным человеком, этот Макаренко. Вчистую освобождённый от воинской службы по причине слабого здоровья - врождённый порок сердца, ужасная близорукость и ещё целый «букет» болезней, - любил военную форму, дисциплину, армейский порядок. Имея совершенно непрезентабельную внешность - круглые очки с толстыми стёклами, большой нос, тихий хриплый голос - пользовался успехом у красивых женщин. Его, немногословного и медлительного, обожали воспитанники и так ревниво к нему относились, что он решил не жениться, чтобы их не травмировать. Кстати, так и сделал: только оставив педагогическую работу, он расписался со своей гражданской женой. Любил детей, но, к несчастью, не имел своих, однако воспитал двоих приёмных. Девочка, дочь родного брата, белогвардейца, успевшего эмигрировать во Францию, стала впоследствии матерью известной актрисы Екатерины Васильевой. А с любимым братом он поддерживал отношения до 1937 года, пока жена, измученная постоянным страхом ареста, не потребовала прекратить переписку. Он умер от разрыва сердца в возрасте 51 года, и это был тяжёлый удар для мировой педагогики. Систему Макаренко изучают и ценят во всём мире. Так, в Японии его работы переиздаются массовыми тиражами и считаются обязательной литературой для руководителей предприятий. Практически все фирмы строятся по лекалам трудовых колоний Макаренко. А вот в Россию, на родину, его система возвращается в виде зарубежных методик «мозгового штурма», «умения работать в команде», «тим-билдинга», «повышения мотивации сотрудника». Всё это усердно изучается на всевозможных тренингах и семинарах, притом за немалые деньги. А может, проще вернуться к первоисточникам? ЦИТАТЫ МАКАРЕНКО: Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям. Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома. Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать? Отказаться от риска - значит отказаться от творчества. Моя работа с беспризорными отнюдь не была специальной работой с беспризорными детьми. Во-первых, в качестве рабочей гипотезы я с первых дней своей работы с беспризорными установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно. Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство. Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения… С вершин «олимпийских» кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребёнка, сделанная из самых лёгких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты… «Олимпийцы» презирают технику. Благодаря их владычеству давно захирела в наших педвузах педагогически техническая мысль, в особенности в деле собственного воспитания. Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому воспитательское дело есть дело кустарное, а из кустарных производств - самое отсталое. Книги - это переплетённые люди. Культура любовного переживания невозможна без тормозов, организованных в детстве. Олег Матвейчев
МАМА ВЫБРОСИЛА ВСЕ ИГРУШКИ СВОИХ ДЕТЕЙ Таким радикальным образом американка Элли Касацца решила проблему, с которой сталкивается большинство родителей: в доме некуда ступить от игрушек, в которые дети не играют. И Элли ни секунды не пожалела о содеянном. Именно с этого момента началась новая счастливая жизнь ее семьи. «У меня в доме была целая огромная комната, под завязку забитая никому не нужными игрушками, – рассказала Элли, у которой четверо детей, в интервью ABC News. – Например, там был 150-долларовый единорог, с которым ни разу никто не играл. Эта комната просто отравляла мне жизнь». Она описывает сцену, знакомую многим мамам: «Когда я отправляла детей поиграть, те вытряхивали из ящиков несколько игрушек, а уже через минуту возвращались и ныли, что им скучно и они хотят перекусить». Элли убиралась в игровой по несколько раз в день, но там все равно царил полный хаос. «Я отнюдь не наслаждалась своим материнством. Я не получала удовольствия от своих детей. Они были для меня лишь источником беспокойства. Я только и делала, что ждала, когда же они уже наконец заснут. Я думала, что так и должно быть. Но я не жила, а выживала», – вспоминает те времена Элли. В один прекрасный день Элли сказала себе: «Хватит!» – и избавилась абсолютно ото всех игрушек в доме. И это был не акт наказания для детей, а акт спасения для их мамы. Элли, по ее словам, ждала, что дети устроят истерику. Но этого не произошло. Наоборот, дети обрадовались, когда мама вымыла освободившуюся игровую комнату. Мало того, с этого момента все в доме переменилось к лучшему буквально за одну ночь. «Как только игрушки исчезли, я немедленно почувствовала себя лучше. С ними как будто ушел весь стресс», – вспоминает Элли. А что же дети, они заскучали? Вовсе нет. По словам Элли, они стали очень дружны друг с другом, и их воображение работает вовсю. Теперь они могут играть с любым предметом, хоть с палкой от швабры. «Они играют весь день. Вместе. Больше нет вот этого – «я с этим играть не буду, отдай мне то, дай мне это, он у меня отбирает» и так далее, и тому подобное. Просто у них больше нет такого выбора», – рассказывает Элли. Решение выбросить игрушки повлияло на стиль жизни семьи в целом. Элли отказалась от множества других ненужных вещей в доме и даже начала свой собственный бизнес: она обучает других минималистичному стилю жизни. Кроме того, она решила перевести детей на домашнее обучение, а это кое-что для мамы, которая считала минуты до того момента, когда дети лягут спать. Сейчас Элли любит быть мамой. «Это такой короткий период, пока дети маленькие. Теперь я наслаждаюсь им», – говорит она.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1. Дети от рождения несут в себе добрые намерения. Ребенок не зол, но он очень быстро может усвоить дурные привычки. 2. Любовь близких не должна подавлять ребенка, важно, чтобы создавались условия для развития духовных сил и способностей. Важно разумно сочетать нежность любви с суровостью долга. 3. Бережное воспитание открывает возможности образованию. Воспитание будет полным, если в своей основе будет содержать величие и привлекательность духовного и нравственного. Говорите с детьми о духовном. Смотрите на беседы о духовном как на практическое упражнение сердца. Нужно очищать сознание как путь к преуспеванию. Даже одна такая беседа может помочь ребенку понять многие вещи, озарить мир ребенка. Дети остро воспринимают яркие человеческие качества. Используйте такие примеры в своих беседах с детьми. 4. Каждый ребенок имеет свой характер. Важно разглядеть это вовремя: возможно, за отдельными чертами характера скрывается дарование. Упущенные возможности трудно восполнить в более старшем возрасте. 5. Все дети нуждаются в материнской любви и ласке. Любовь и забота близких подготовят ребенка ко многим сложностям современной жизни. Обстановка в доме также накладывает печать на всю жизнь. Дети чутко относятся к атмосфере, царящей в доме, ко всему домашнему укладу. 6. Ребенок может все! Для этого важно не запрещать ему что-то делать, а лучше перевести его внимание на более привлекательное и полезное. Многие взрослые навязывают детям игры по своему усмотрению, вместо того, чтобы наблюдать, куда устремляется внимание ребенка. Дети любят разбирать игрушки, чтобы применять их по-своему. 7. Основную информацию ребенок получает до пяти лет. После семи лет уже многое потеряно. Важно ребенку показать беспредельность и безграничность окружающего его мира. 8. В воспитании детей не допустимы ложь, грубость и насмешка. 9. Привлекайте ребенка ко всем своим делам, посильным для него. Дети любят "работать, как взрослые". 10. Научите детей искать позитивное в каждом моменте. Отрицающий беден, утверждающий богат. Невежество - мать отрицания. 11. Научите детей быть внимательными. Без внимательности, наблюдательности трудно учиться, узнавать новое, открывать законы, воспринимать мир во всей его красоте. В воспитании первое место принадлежит восприятию красоты. Научите ребенка видеть и слышать прекрасное. 12. Грубость унижает человека. Следует всеми силами искоренять жестокость и грубость. Дети не жестоки, пока они не столкнутся с первой жестокостью по отношению к себе. Лишь немногие готовы сами противостоять потоку темного хаоса. 13. Научитесь быть терпеливыми без притворства и попустительства. В случае непонимания посидите вместе молча и думайте одну думу, понимание придет. Скоро поймете, насколько такой молчаливый совет полезен. Шалва Амонашвили - автор концепции гуманной педагогики
Эта фотография навсегда останется в истории Снимок был сделан фотографом Анилом Прабхакаром в лесах Индонезии. На фотографии изображена обезьяна-орангутанг, которая пытается помочь геологу, упавшему в грязевую лужу во время своих исследований. Когда фотограф сделал снимок, он подписал его: «В то время, когда человечность умирает внутри человека, животные ведут нас к принципам человечности»
В зоопарке жила старая лисица. Уже не жила, а доживала последние дни. Старая, дряхлая, облезлая. И к ней подсадили лисят - так получилось, лисятки остались без матери. И дряхлая лиса начала о детках заботиться. Инстинкты включились. И, знаете, помолодела. Стала пушистой и энергичной. В заботах и хлопотах обрела новую молодость и утраченное здоровье. И еще отлично прожила несколько лет, пока лисята не выросли и не стали самостоятельными. Так что забота о ком-то, как ни странно, продлевает жизнь. И человек обретает новые возможности. Ему дается новый ресурс - потому что он нужен. Нужен социуму, стае, лисяткам или другим людям, - это неважно. Важно, что нужен. А если нужен – будет жить. И мы иногда жалуемся и говорим: "когда же я отдохну? я устал от забот и хлопот! Вечно надо о ком-то тревожиться, кому-то что-то отдавать, не спать ночей, делиться, переживать, деньги тратить - сколько можно?". А на самом деле – мы этим и живём. И, так сказать, омолаживаемся. Становимся здоровыми и пушистыми, – так все устроено в мире. Разумно и просто. Анна Кирьянова
ПАРУ СЛОВ О ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ В РОДОВОМ ПОМЕСТЬЕ Мы в гостях у помещиков из поселения Счастливое, Молдавия . Мы снова думаем о нашей земле, о том кусочке ее, что мы считаем своим, о нашем молдавском поселении «Счастливое», в ракурсе экономического обоснования каждого дня жизни в своем Родовом Поместье. Чаще мы делали акценты, освещая особые дни — праздники в «Счастливом». Но в этот раз мы заглянем в экономическое развитие «Счастливого» в настоящем и в ближайшем будущем. Оно происходит через каждого жителя поселения, исходя из его желаний и умений, а также готовности развиваться. В центре моего наблюдения именно эти аспекты экономической перспективы взаимодействия людей со своим Родовым Поместьем. И в гостях у помещиков «Счастливого» нарисовались мне такие картины, о которых дальше я и расскажу... В поле на открытом месте, в царстве насекомых и птиц, выбранные ценности и цели людские перенаправили природу так, что стали причиной появления экологического поселения «Счастливое». В этом поселении жители постепенно становились экспертами в области улучшения окружающей среды путем посадок зеленых насаждений и культуры ухода за ними. Удивительный симбиоз людей – жителей поселения и растений, дальше перешел в опыт и послужил на благо региона. Оказалось, что восстановление среды, как и людского здоровья, явления взаимосвязанные и реализуются очень быстро. Не медленнее, чем современные технологии, в которые так много вкладывается всем человечеством и всей системой. Но культура понимания всех процессов и интересных открытий и наблюдений на своих Родовых Поместьях до конца еще не описана и не открыта широкому читателю. Каждое утро и каждый вечер дарит новую радость от феерии картин и природных явлений в Родовом Поместье. И это, в первую очередь, открытия о себе через живое взаимодействие с пространством. Вот мы и поговорим о счастье «счастливцев», которые предстали передо мной, как люди уверенные в своих силах и в себе. Быть может, это связано с тем новым образом жизни, что они ведут, и который описал Владимир Мегре в серии книг «Звенящие кедры России». Наблюдая за тем, как они трудятся в своих хозяйствах, мне стало понятным, что жители «Счастливого» само утверждают и в остальных людях. В первую очередь, это здоровье, во всех своих проявлениях: телесное, духовное, эмоциональное, культурное, эстетическое. Именно по этой причине, помещики «Счастливого» создают продукты и товары, которые реализуют в Кишиневе на различных выставках и ярмарках. В гостях у «счастливцев». Важный момент материального и духовного творчества « счастливцев» составляет тот факт, что они это делают на просторах чистого, природного, живого пространства, экологически защищённой среды, которая организована в коллективом, светлом и созидательном порыве. Всю продукцию из «Счастливого» можно подразделить на большие группы. Это мед и продукты пчеловодства, мыла и средства по уходу за телом и за кожей, травы их сборы и продукты из трав полезные для организма человека, книги диски и творческие проекты бардов и писателей, рукоделие аксессуары и подделки для эстетического удовольствия, коуч тренинги и психологические практики для поддержки и развития личности. Все эти категории продуктов могут стать неотъемлемой частью жизни любого из нас, тех, кто так же стремится к более осознанному и более здоровому образу жизни. В гостях в поместье пчеловода Ивана и Олеси Кирьяк. Сразу хочу предупредить, что в поселении «Счастливое» четыре поместья, которые преуспели в направлении пчеловодства. И одним из них является поместье Ивана и Олеси. На примере их поместья я хочу показать вам преуспевающую семью, которая наладила и производство, и реализацию всего спектра продуктов, связанных с пчеловодством, а так же, мылом и средствами по уходу за кожей. Что касается меда, то большая часть его создается здесь в Родовом Поместье в «Счастливом». При этом, особенно приятен майский мед, который состоит из весенних первоцветов акации, которую посадили в 2010- ом году они же вместе с соседями и друзьями в изгородь поместья и поселения. И вот в 2020-ом году это стало уже реальным материальным результатом общественного труда всех жителей поселения «Счастливое». Помимо меда, ряд их пчелопродуктов полнится пыльцой, пергой, настойкой прополиса, прополисом. Все это изготавливает пара сама, и постоянно употребляет в своей жизни в РП. То есть, помещики не делают разделения на продукты для себя и продукты для продажи. Поэтому качество пчелопродуктов высокое. Что важно, цены на эти продукты из экологического поселения «Счастливое» не дороже, чем на подобные, где пчелки летают по селу или вблизи автотрасс. Теперь немного об их натуральных мылах ручной работы. Эти мыла изготавливаются под руководством главного мастера, Николая Тангочина, который является единомышленником помещиков из «Счастливого» и технологом и идейным вдохновителем производства продукта. Николай постоянно изобретает новые рецепты для разных типов кожи людей. И поэтому, видовое разнообразие мыл в производстве составляет 25 различных вариантов, рецептов, которые зарекомендовали себя, как лечебно профилактические и некоторые лечебные. Ну, это очень здоровое мыло, которое не просто красивое и приятно пахнет, но и полезный эффект для человека несет. Жидкие шампуни дополняют натуральные средства для мытья. С самого начала в поместье Ивана и Олеси никто не собирался заниматься пчеловодством. Но посадки на поместье привели к тому, что возникла необходимость присутствия пчел, которые должны были опылять все посаженые растения: кусты, травы, огородные культуры. Имеется такое мнение, что пчелы необходимы эко системе своими вибрациями и энергиями не только функцией опыления. С точки зрения экологии, пчелы необходимы как пищевое звено эко системы. Причём, разные пчелы, не только медоносные. Но медоносных пчел проще завести, известны и открыты технологии ухода за ними, и плюс они дают много популярных пчело продуктов. Очень было интересно Ивану завести первую пчело семью, наблюдать за ней и развивать. Затем меда становилось все больше. Его хватало на угощение друзей, знакомых. Следующим шагом стали инвестиции семьи Кирьяк в мини бизнес, связанный с доходностью от содержания пчел в своем Родовом Поместье. И так полное обеспечение медом своих нужд и потребностей перешло в дело, которое стало полезным для жителей столицы Молдавии Кишинева. Нареканий относительно качества мёда, или каких-то негативных отзывов о нем не поступало. То есть, можно сказать, что количество довольных этой продукцией клиентов, неуклонно растет. Это критерий того, что люди ценят не только качество продукта, но и подход к его производству. Ребята получают обратную связь от клиентов и знают их мнение о том или ином влиянии каждого вида меда на психо эмоциональное состояние человека. Пчело продукты, вся их гамма, действуют на здоровье людей, на разные системы работы организма, причём, при правильном употреблении, в положительную сторону. Для детей, для спортсменов, особенно в холодный период года, особенно полезна пыльца и перга, то есть ферментированная пыльца. Перга, это источник легко усваиваемых организмом человека белков, причем не животного происхождения, что является очень ценным ресурсом для восстановления себя. Дело в том, что в холодный период года, для вегетарианцев в особенности, количество полезных веществ в овощах, фруктах и зелени снижается. Их баланс необходимо поддерживать, и тут приходит на помощь перга и пыльца, восполняющие их нехватку. Вследствие правильного баланса исчезает нехватка сил и недомогания. Прополис при любых простудах воздействует как комплекс натуральных антибиотиков. Как правило, все эти продукты способствуют более осознанному отношению человека к себе и к своему телу. Они не загрязняют окружающую среду и разлагаются. А сама жизнь на земле в своем Родовом Поместье заставляет, в первую очередь, задуматься: « А чем ты пользуешься в быту?» Не загрязняет ли это землю Планету. А тот кусочек ее, что мы считаем своим – Родовое Поместье. Ну, куда это все попадет и где останется. И самое интересное, как оно вернется к тебе, когда ты будешь ходить босиком по траве, к примеру, летом, или когда будешь умываться и пить воду из своего колодца, купаться в пруду. По сути, вот смысл интереса к натуральным продуктам. О гармонии и целостности людей в нашем мире не так уж много исследований. Жизнь в своем Родовом Поместье одно из них. Спектр идей и их реализаций у помещиков поселения «Счастливое» не ограничен только экофермерством, писательством и музыкой. Есть и другие трудовые аспекты, не менее значимые, но более сложно организованные. Их перспективу еще только предстоит воспроизвести и связать с образом жизни в РП. Жители «Счастливого» утверждают, что все именно так, как мечтается в самом начале, но еще гораздо интереснее и увлекательнее. И надо прилагать усилия в верности и заботе. Анна Кунц
Я давно предлагал изменить критерии приёма в высшие учебные заведения. Не надо никаких экзаменов — пусть абитуриент напишет сочинение на пяти страницах, в котором объяснит, почему он хочет поступить на тот или иной факультет. Умение грамотно изложить свои мысли, суть проблемы демонстрирует интеллектуальный багаж человека, уровень его культуры, степень развития сознания. А ЕГЭ, который сегодня используют, не может дать объективной картины знаний школьника. Он построен лишь на знании или незнании фактов. Но факты далеко не всё! Впадает ли Волга в Каспийское море? Ответ на этот вопрос заслуживает не галочки в соответствующей клеточке, а отдельной серьёзной беседы. Потому что миллионы лет назад Волга впадала не в Каспийское, а в Азовское море, география Земли была другой. И вопрос из хрестоматийного превращается в интересную проблему. Чтобы решить её, как раз-то и требуется понимание, которого без чтения и образования добиться невозможно. Сергей Петрович Капица