Активное сбережение нематериального культурного наследия Пекин, славный глубочайшими и богатейшими историческими традициям, накопил в себе огромное количество драгоценных объектов нематериального культурного наследия. Синяя книга «Отчет об охране и развитии нематериального культурного наследия в Пекине (2022 г.)» показывает, что к февралю 2022 г. здесь находилось свыше 12 тыс. объектов такого наследия, среди них в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ООН включено 12 объектов, среди которых такие знаменитые, как пекинская опера, опера куньцюй и боевое искусство тайцзицюань. В последние годы Пекин, постоянно совершенствуя механизмы защиты и сохранения объектов нематериального культурного наследия, последовательно принял «Пекинские правила нематериального культурного наследия», «Пекинский план реализации проектов по сохранению и развитию нематериального культурного наследия», «Пекинский план реализации мер по сохранению и развитию театрального искусства» и другие законодательные положения и директивные документы. От резкого и действенного повышения уровня системной охраны нематериального культурного наследия особенно выиграли пекинская опера и опера куньцюй. Под руководством директора Ян Фэнъи Театр северной оперы куньцюй способствует развитию этого вида театрального искусства в соответствии с потребностями современного социума. Данные усилия уже сделали куньцюй доступным для широких масс, превратив его из старинного лицедейства в полное жизнеспособности сценическое искусство: его артисты выходят в народ, исполняя свои потрясающие номера в низовых организациях и микрорайонах, в школах и вузах... Это ведет к росту аудитории, раскрывает рынок, побуждает все большее число молодых людей приобщаться к опере куньцюй. Много лет назад Театр северной оперы куньцюй создал училище «Жунцин», где обучение ведется в формате исполнения традиционных избранных фрагментов пьесы («чжэцзыси») с одновременным проведением лекций об истоках и истории этой оперы, в результате чего непрерывное распространение получило северное направление оперы куньцюй. Училище «Жунцин» имеет амбициозный план: поставить в течение трех лет 400 традиционных пьес; собрать, записать и передать следующим поколениям даже тот репертуар, который исчез со сценических подмостков десятки и даже сотни лет назад. Эти усилия уже привели в последние годы к непрерывному расширению объемов наследуемого мастерства северного направления куньцюй. И теперь, после «захвата» местных сцен в вузах мастера куньцюй перешли к «экспансии» в начальные и средние школы. «Я убежден, что нам следует наследовать традиционную выдающуюся культуру, начиная именно с детей, а мероприятия, проводимые нами в учебных заведениях, как раз и помогают распространению куньцюй среди подрастающего поколения. И этот путь заслуживает глубокого изучения», – считает директор Ян Фэнъи. Пекинская опера – наиболее именитый и влиятельный вид оперы в Китае. Конечно, главным образом она связана с Пекином, но и во всех остальных частях страны вы можете побывать на ее прекрасных представлениях, ведь она действительно достойна считаться квинтэссенцией национальной культуры, не зря ООН включила в 2010 г. пекинскую оперу в Список нематериального культурного наследия человечества. Заместитель директора Пекинской театральной труппы «Цзинцзюй» (The Jingju Theatre Company of Beijing) Чжу Цзя считает, что основной работой в области наследования и развития этого важного объекта нематериального культурного наследия является эффективный поиск, классификация и постановка старого, уже находящегося почти на грани исчезновения традиционного репертуара. Еще в 2019 г. его организация создала Студию традиционных репертуаров, которая непосредственно занимается глубоким поиском забытых в «пыли истории» пьес, аккуратно сортирует их и вновь выводит на подмостки в целях увеличения и обогащения репертуара, и за последние четыре года уже набралось 60 подобных произведений. В частности, в этом году была запущена демонстрация этих почти забытых произведений, что стало коллективным показом как результатов самой этой работы, так и эффективности обучения артистов. Поставленный репертуар богат по тематике и содержит различные формы и жанры, что немаловажно для охраны этого удивительного объекта нематериального культурного наследия – чудесной пекинской оперы. Говоря о дальнейших перспективах защиты древнего наследия, стоит отметить, что в «Соображениях о дальнейшем усилении работы по охране нематериального культурного наследия Пекина» предложено к 2035 г. в целом превратить столицу в город образцовой работы в областях защиты, наследования и использования нематериального культурного наследия с пекинской спецификой. Это позволит такой защите стать еще более эффективной, добиться ее общего понимания и тем самым продемонстрировать и имидж Пекина как столицы великой страны, и неповторимое очарование всей китайской культуры.