В конечном счете, любые переживания по поводу отношений с другими людьми связаны со страхом потери возможности удовлетворения своих потребностей, которые могут удовлетворяться только в отношениях. Очень странная идея, что можно как-то победить этот страх, перестать его испытывать, поскольку он является совершенно здоровым и организмическим. Функция страха - сохранять организм от смерти или повреждений. То есть, можно их победить - ценой подавления чувствительности или отказа функции самосохранения, то есть, неврозом или психозом. Вопрос не в том, испытывать этот страх или нет, а в том, насколько автоматично мы следуем тому, что он диктует нам делать, то есть, без выбора, а на привычках. Есть несколько распространенных автоматизмов, с помощью которых люди преодолевают этот самый страх: - не вступать ни в какие долгосрочные близкие отношения; - "перепрыгивать" тревожную стадию установления отношений, подразумевающую медленное узнавание друг друга, сразу приступая к наиболее интимной части, а потом из нее резко отходить назад; - обесценивать близость и доверие; - преувеличивать собственную независимость от других, считая, что эти потребности можно удовлетворять как-то иначе; - подавлять потребности, которые могут быть удовлетворены только в близких долгосрочных отношениях, отказываться от них; - избегать различий с другими людьми и/или бороться с ними; - пытаться любые отношения сделать совершенными и сбегать от них, если они таковыми быть перестают. В конце концов, мы все друг друга потеряем. Потому что смертны. Попытка избежать потерь, отказывая себе в удовлетворении естественных человеческих потребностей, равносильна искусственному самоумерщвлению. Успеете еще умереть, попробуйте жить. Успеете потерять, попробуйте насладиться тем, что есть сейчас. Зря прожитая жизнь - это жизнь, в которой нет жизни, а есть только избегание потерь. Лучшее, что человек может сделать для того, чтобы быть в удовлетворяющих его отношениях и наслаждаться ими - это принять их несовершенство и проживать чувства, возникающие в сложных моментах, без подавления или отрицания. То есть, давать им пройти через себя. Давать себе пройти через них. Нина Рубштейн