О книге «Головастик из инкубатора» словами читателя:
Алиса Курганская, режиссер, сценарист. Лауреат и призер отечественных и международных кинофестивалей и сценарных конкурсов:
«Почему мы вообще читаем книги и смотрим кино? Потому что мы хотим новых эмоций, нам нужен опыт, пусть даже и не наш, а чей-то другой. Душа в этот мир приходит именно за опытом. Самый крутой опыт получают мученики - они знают, на что они идут. Вернее, души их знают это! Жизнь их складывается нестерпимо тяжело. Опыт, который они получают – страшен и чудовищен, но это дает им возможность сразу перейти на какой-то очень высокий духовный уровень!
Так вот, какие-то впечатления мы получаем на своей шкуре, а какие-то даются нам именно в момент прочтения книги или просмотра фильма. Потому что наш мозг не делит такие вещи, для него нет разницы, сидишь ли ты на солнце или только думаешь, что греешься под его лучами. Для мозга это практически одно и то же. И своей книгой Олег дает нам возможность прочувствовать всю эту очень непростую жизнь в детском доме на своей шкуре, получить тот самый новый опыт. Хотя он, конечно, облегченный, не такой, как у автора.
И если уж делать честное кино о детском доме, то только по книге Олега. Она очень живая, искренняя, образная и при этом полна трагических событий и переживаний! В ней есть все, что необходимо для хорошей экранизации. Читая ее, я совершенно забыла о том, что у меня еще есть какие-то попутные дела и планы, настолько захватило меня это чтение! Я как бы сама стала героиней этой книги, постоянно примеряя все происходящее с автором на себя. А как бы я повела себя в той или иной ситуации? А чтобы я сделала или сказала, случись мне оказаться в подобных, экстремальных жизненных условиях?
И еще – есть в этой книге какие-то неприглядные и шокирующие вещи, которые автор описывает с такой разоружающей искренностью и честностью, что это заставляет его уважать! Пока я читала, мне хотелось спорить с автором, категорически не соглашаться с ним. Я ужасалась происходящим в книге вещам, протестовала против каких-то поступков героев, но к концу повествования вся картина словно открылась для меня целиком и я вместе со всеми ее мрачными и обескураживающими сторонами увидела подлинный смысл произведения. То самое важное и неистребимое в человеке, ради чего и была написана эта книга!
Вообще я слишком эмпат, чтобы воспринимать это все, как реальность. Моя психика отказывается думать, что это все правда, а не вымысел, и что все описанные события имели место быть. Мне от этого невыносимо больно. Просто в какой-то момент начинаешь понимать, что ну блин, хватит! Достаточно уже! Сколько можно издеваться над детьми?! И думаешь, если бы это был вымысел, я давно бы уже перестала читать эту книгу. Но это правда, это реальная жизнь реального человека. И у него не было возможности перевернуть страницу, отложить книгу или выключить телевизор. Он жил каждый день вот в этой реальности. И раз он жил, то я не могу его бросить сейчас, я проживу это с ним дальше. Вдруг это ему как-то поможет?..
Мыслей очень много, писать их – это отдельная книга, наверное... И у каждого читателя эта книга будет своя. Потому что Олег своим рассказом о детстве будит воспоминания, которые читатель наверняка уже похоронил в себе, вырос из них. А тут он понимает, что человек никогда не вырастает из детства. Я это совершенно четко осознала. Короче говоря, книга эта не об Олеге, хоть она и названа автобиографической. Она о каждом из тех, кто будет ее читать. Он не себя выворачивает в ней наизнанку. Он людей заставляет заглянуть в самих себя.
И последнее, прочитав книгу Олега, я поймала себя на том, что продолжаю думать о ней, анализировать, сопоставлять и делать какие-то выводы уже из своей жизни. Одним словом, книга меня не отпускает! Она даже спустя несколько дней после прочтения заставляет меня думать, задаваться очень важными для человека вопросами. Возникает желание поделиться с кем-то этим открытием. Это книга, о которой невозможно забыть. Она у меня сейчас, как некая шкала, мерило ценностей, что ли…»