КРАСНОЕ НА КРАСНОМ, Вера Камша, 2004 г.
Я далекооо не уверен, что меня хватит на весь цикл «Отблески Этерны», все-таки в нем уже 17 книг, и продолжают выходить. Но первая в цикле, «Красное на красном», выглядит очень многообещающе.
9 из 10 (авансом)
Действие произведения разворачивается в вымышленном мире Кэртиана в эпоху, примерно соответствующую европейскому XVII веку. Обычно авторы фэнтези предпочитают переносить своих героев в Средневековье, а иногда и еще дальше в прошлое (мне даже доводилось читать «первобытное» фэнтези). Но вот выбор эпохи, соответствующей нашему Новому времени? Уже интересно.
Справедливости ради, это пока и не совсем фэнтези. Магия в романе почти не встречается, если не считать несколько древних легенд и парочки загадочных происшествий, не влияющих на ход сюжета. Фоном она все-таки присутствует, вероятно, дожидаясь своего выхода в следующих книгах. Все задатки для этого есть: упоминания о проклятиях, загадочных монстрах, таинственных исчезновениях и ритуалах. Однако в целом «Красное на красном» - однозначно материалистическая книга.
Итак, большая часть повествования ведется от лица Ричарда (Дикона) Окделла, семнадцатилетнего паренька и аж целого герцога. За пять лет до начала действия романа отец Дикона участвовал в восстании против правящей династии Олларов, однако восставшие потерпели неудачу. Окделл-старший погиб, как и многие из его сподвижников. Семью мятежного герцога пощадили, но она переживает не лучшие времена, пользуется насмешливым презрением одних дворян и молчаливым, но бесполезным сочувствием других.
Дикон приезжает в столицу и по стечению обстоятельств становится оруженосцем маршала Рокэ Алвы, того самого, который пять лет назад подавил восстание и лично убил отца Дикона. Чувства паренька несложно представить: теперь он вынужден три года служить человеку, которого всей душой ненавидит. Свое мнение о Рокэ ему предстоит изменить.
Еще одним героем книги становится герцог Робер Эпинэ (уже не семнадцатилетний, хотя и довольно молодой). Его родные тоже участвовали в давешнем восстании и тоже погибли, однако сам Робер смог сбежать в соседнее государство. Там же осели потомки династии Раканов, давным-давно свергнутой Олларами. Робер Эпинэ попадает в переплет из интриг между силами, заинтересованными в свержении правящей ныне династии.
Да, персонажей в произведении много, и на то, чтобы их всех запомнить и понять, кто кем друг другу приходится, потребуется немало времени. Это здорово замедляет темп чтения, но я знал, на что шел.
Как я уже говорил, магии здесь места не осталось, зато полно приключений, заговоров, покушений, схваток на шпагах, а к финалу книги добавляются еще и кровавые битвы. Сомневаюсь, что автор (инженер-нефтяник по образованию) описывала битвы той эпохи исторически достоверно, но зато у нее получилось выписать их интересно и с огоньком. Штурм Барсова Ущелья я читал, не в силах оторваться.
Минусы романа оценивать очень сложно, потому что читателя ожидает продолжение. То, что сейчас кажется недостатками, потом может быть исправлено, дополнено и вообще превратиться в неожиданный поворот сюжета. Но я все-таки попробую выделить то, что резануло глаза сильнее всего.
Сюжетная линия с обучением в школе Лаик. Из момента, на котором обрывается «Красное на красном», вообще непонятно, зачем было уделять этой сюжетной ветке столько внимания, перечислять многочисленных соучеников Дикона Окделла и их взаимоотношения. После окончания обучения он с ними ни разу не встретился (не считая заклятого врага Эстебана Коллиньяра, но с ним отдельная история), хотя прошло уже много месяцев.
В то же время линия с шутливым персонажем Сузой-Музой, который в школе Лаик мстит мерзкому капитану Арамоне, просто прелестна. Но при этом автор так и не потрудился раскрыть, как именно Суза-Муза проворачивал свои шалости. Почему-то мне кажется, что в следующей книге автор максимум расскажет, кто же скрывался под псевдонимом. А вот важные подробности вроде того, как он выбирался из запертой комнаты, незаметно перемещался по школе и имел доступ к личным вещам Арамоны, скорее всего будут опущены. Но посмотрим, я надеюсь ошибиться.
Но, пожалуй, больше всего меня задела сюжетная броня главных героев. В какие бы невероятные передряги они ни попадали, в итоге они всегда выходят целыми и невредимыми. Про абсолютно неуязвимого Рокэ Алву я вообще молчу. Мне кажется, что ему даже не нужна была армия, он мог бы выйти один против всей Кагеты, пробиться к Адгемару, его убить, обрить и обесчестить, и вся королевская рать ничего Рокэ не смогла бы сделать. Он подавил бы всех врагов исключительно аурой собственной зашкаливающей крутизны.
Если в последующих книгах сюжетная броня будет в нужный момент снята, и автор покажет, для чего именно берег своих неуязвимых персонажей, то я порадуюсь и буду с новым интересом следить за их судьбой. Если же в продолжении главные герои будут все так же крошить безымянных статистов одним фактом своего появления, то, боюсь, это очень быстро надоест. Пока что я оценку снижать не буду, поставлю высокий балл авансом.
Вообще книга напоминает алхимическое смешение «Песни льда и огня» и «Трех мушкетеров». Более того, автору удалось совместить ощущение далекого, но неизбежного краха, приходящего от могущественных магических сил (от Мартина) и веселой атмосферы драк на шпагах и интриг между сторонниками канцлера и кардинала (от Дюма). Хотя бы ради этой атмосферы роман стоит прочитать.
Ах да, и отдельный балл за названия частей книги в честь арканов Таро. Это не совсем честно по отношению к читателям, которые со значениями карт не знакомы, но лично мне доставило дополнительное удовольствие.
г. Москва, 2023 г.