Александр БЛОК На улице — дождик и слякоть, Не знаешь, о чем горевать. И скучно, и хочется плакать, И некуда силы девать. Глухая тоска без причины И дум неотвязный угар. Давай-ка, наколем лучины, Раздуем себе самовар! Авось, хоть за чайным похмельем Ворчливые речи мои Затеплят случайным весельем Сонливые очи твои. За верность старинному чину! За то, чтобы жить не спеша! Авось, и распарит кручину Хлебнувшая чаю душа! 10 декабря 1915 (художник Сергей Неустроев) #АлександрБлок #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Другие записи сообщества
1 декабря 1913 года родился Виктор ДРАГУНСКИЙ, замечательный детский писатель. Творческое кредо Виктор Драгунский сформулировал предельно просто: «...Я должен ежедневно доставлять детям радость. Смех — это радость. Я даю его двумя руками. Ни одного дня без работы для детей. Ни одного ребёнка без радости. Спешите приносить детям радость, друзья мои!» Ему было уже за сорок, когда стали выходить его книжки для детей со странными названиями: «Зеленоватые леопарды», «Ни пиф, ни паф», «Человек с голубым лицом»... Дети наслаждались этими безудержно веселыми книгами, читая их, они иногда признавались, что чувствуют себя «как в цирке»... Но это было и неудивительно: именно из цирка пришел в детскую литературу Виктор Драгунский. Но не в цирке началась трудовая жизнь будущего писателя. В 16 лет он уже работал токарем, затем шорником, даже был лодочником — катал на лодке людей по Москве-реке у Нескучного сада. Но Виктора Драгунского больше всего на свете манил театр, цирк, эстрада — возможность веселить, радовать людей. Он организовывал небольшие театральные группы, артисты в них пели, танцевали, разыгрывали сценки. В этих группах Драгунский был автором маленьких пьес, актером, режиссером. Одним из таких веселых ансамблей, который назывался «Синяя птичка», Виктор Драгунский руководил десять лет. А цирк? Виктор Драгунский признавался, что, глядя, как зрители, особенно дети, получают удовольствие от клоунов, ему больше всего хотелось быть клоуном. Им он не стал — этому надобно учиться долго, но ведь зрители смеются не только над смешной внешностью клоунов, но и над тем, что они делают на манеже, и прежде всего над тем, что они говорят... Самое главное — придумывать веселый и умный текст для клоунов. Вот этим-то и занимался Виктор Драгунский. Он писал репризы — так называется текст для клоунов, — эстрадные сценки, песни, и некоторые из них до сих пор часто исполняются на эстрадах, звучат по радио.. Когда Драгунский начал писать рассказы для детей, всё пригодилось ему для писательской работы: и скитания по городам, и самые разные профессии, и неожиданные знакомства — всё увиденное, услышанное, пережитое. Автор сам сказал о себе: «Жизнь я прожил очень интересную и длинную и самых интересных случаев знаю штук сто...» Героем его произведений стал его младший сын Дениска. Дениска Кораблёв многое любит: папу и маму, друга Мишку и красивую девочку на шаре. И ещё любит посмеяться. Каких только смешных случаев с ним не бывало! То он поёт громкие песни, то помогает победить кавалеристам в кино, то готовит лучший новогодний костюм, то мечтает получить бесплатную подписку на журнал «Мурзилка», то по ошибке попадает под купол цирка и кружится там, не выпуская из рук пакет с помидорами. Веселые и необыкновенные истории, происходящие с этим шаловливым, сообразительным выдумщиком, казалось, были неисчерпаемы. Более шестидесяти рассказов про жизнь Дениски в школе и дома составляют алмазный фонд внеклассного чтения младших школьников. Эти рассказы читают не только потому, что в школе велели. Их прочитывают залпом и с превеликим удовольствием. Все истории настолько правдивы и интересны, что какую ни возьмёшь, а хорошее настроение обеспечено. После «Денискиных рассказов» Драгунский собирался написать «Ксюшины рассказы». Ему было что порассказать и о младшей дочери Ксении, но создать такую книгу Драгунский Виктор Юзефович не успел. Теперь сама Ксения пишет о своём папе, сочиняет весёлые и добрые детские книги. Поэт Яков Аким, близкий друг Виктора Юзефовича, однажды сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим детям щедро и талантливо Виктор Драгунский». #ВикторДрагунский #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Константин Паустовский Первый зимний день Трудно было оставаться дома в первый зимний день. Мы ушли на лесные озера. Дед проводил нас до опушки. Ему тоже хотелось побывать на озерах, но «не пущала ломота в костях». В лесах было торжественно, светло и тихо. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Мы осторожно дышали на них, и они превращались в чистые капли воды, потом мутнели, смерзались и скатывались на землю, как бисер. Мы бродили по лесам до сумерек, обошли знакомые места. Стаи снегирей сидели, нахохлившись, на засыпанных снегом рябинах. Мы сорвали несколько гроздей схваченной морозом красной рябины – это была последняя память о лете, об осени. На маленьком озере – оно называлось Лариным прудом – всегда плавало много ряски. Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная, – вся ряска к зиме опустилась на дно. У берегов наросла стеклянная полоска льда. Лед был такой прозрачный, что даже вблизи его было трудно заметить. Я увидел в воде у берега стаю плотиц и бросил в них маленький камень. Камень упал на лед, зазвенел, плотицы, блеснув чешуей, метнулись в глубину, а на льду остался белый зернистый след от удара. Только поэтому мы и догадались, что у берега уже образовался слой льда. Мы обламывали руками отдельные льдинки. Они хрустели и оставляли на пальцах смешанный запах снега и брусники. Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птицы. Небо над головой было очень светлое, белое, а к горизонту оно густело, и цвет его напоминал свинец. Оттуда шли медленные снеговые тучи. В лесах становилось все сумрачнее, все тише, и наконец пошел густой снег. Он таял в черной воде озера, щекотал лицо, порошил серым дымом леса. Зима начала хозяйничать над землей, но мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, еще можно найти свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда будет трещать огонь, что с нами остались зимовать синицы, и зима показалась нам такой же прекрасной, как лето. 1940 (художник Глеб Белов, «Пришла зима») #КонстантинПаустовский #зима #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Фёдор Тютчев Родной ландшафт... Под дымчатым навесом Огромной тучи снеговой Синеет даль — с ее угрюмым лесом, Окутанным осенней мглой... Всё голо так — и пусто-необъятно В однообразии немом... Местами лишь просвечивают пятна Стоячих вод, покрытых первым льдом. Ни звуков здесь, ни красок, ни движенья — Жизнь отошла — и, покорясь судьбе, В каком-то забытьи изнеможенья, Здесь человек лишь снится сам себе. Как свет дневной, его тускнеют взоры, Не верит он, хоть видел их вчера, Что есть края, где радужные горы В лазурные глядятся озера. 1859 (художник Дмитрий Репин) #ФёдорТютчев #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Сергей Островой Одноцветье Что ни делай, куда ни день, Так уж водится в этом мире: На две минуты уменьшился день, потом ещё на четыре. Потом ещё. И ещё. И вдруг – То, что было ярким, несметным, Сбилось, сузилось в чёрный круг И сделалось одноцветным. Поздняя осень... Сломанный луч. Я не люблю эту стылую пору. Катит свинцовость набухших туч По небесному косогору. Катит безвременье дней и ночей. Всё безучастно. И словно размыто. И сам ты какой-то ненужный. Ничей. И вот уже лето как будто забыто. Хоронится свет. За леса. За дома. Срываются ливни в небесные створы. Но скоро сквозь чёрное грянет зима И светом в замолкшие хлынет просторы. A вслед за зимою ворвётся весна. А вслед за весною раскатится лето. И вот уже даль ни темна, ни тесна. И хочется жить в ожидании света. 1956 год (художник Олег Молчанов) #СергейОстровой #ПоЧИТАТЕЛИкниг
28 ноября 1880 года родился Александр БЛОК, один из самых талантливых поэтов Серебряного века. Александр Блок родился в Санкт-Петербурге в семье интеллигентов, юриста Александра Львовича и писательницы Александры Андреевны. Многие из предков Блока были профессиональными литераторами и учеными, и в семейном кругу Александра, где он провел раннее детство, часто велись разговоры о классической литературе, поэзии. Склонность к творчеству мальчик проявил еще в пятилетнем возрасте, когда написал свои первые стихи. Родители Блока быстро разошлись, в 1889 году его мать вышла замуж повторно – за гвардейского офицера Ф.Ф. Кублицкого-Пиоттух, к счастью, оставив мальчику фамилию отца. Девятилетний Александр переехал с матерью в Гренадерские казармы, к отчиму, и его сразу отдали учиться в Введенскую гимназию, которую он окончил в 1898 году. С юношеских лет Александр начал заниматься «серьезным писанием», а также театром. Какое-то время он даже подумывал об актерской карьере и играл в Петербургском драматическом кружке, но литературное призвание перевесило его склонность к драматическому искусству. После гимназии молодой человек поступил на юридический факультет Петербургского университета, но, никогда не увлеченный этой наукой, быстро потерял интерес. Через три года после начала учебы в университете Александр перевелся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета. Весной 1903 года Александр Блок печатает свои первые стихи в петербургском журнале «Новый путь» и московском – «Северные цветы». Он объявляет себя символистом и устанавливает поэтические связи с собратьями-символистами из Москвы, Валерием Брюсовым и Андреем Белым, Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус. Кипучая символистская жизнь не помешала Блоку в августе того же года жениться на прекрасной Любови Менделеевой. В следующем году вышла первая книга Александра Блока «Стихи о прекрасной Даме», посвященная его жене и музе и полная романтического мистицизма. Но революция 1905 года полностью изменила стиль поэта, заставила его следить за политическими событиями в стране и обратиться к идеалам социализма. В 1906 году, после получения Александром диплома, наступает зрелый период его творчества. Осенью 1916-го Блока призвали на фронт, но уже в марте 1917-го он вернулся в революционный Петроград, где стал оживленно сотрудничать с новой властью. Во время «революционного воодушевления» были написаны «Двенадцать» и «Скифы», крайне неоднозначно воспринятые и публикой, и коллегами-поэтами, и большевиками. От Блока отрекутся самые близкие друзья, Гиппиус и Мережковский. Его сердце разорвется 7 августа 1921 года. Незадолго до смерти Блок сказал: «Поэт умирает, потому что дышать ему больше нечем». Ему было всего 40 лет. На похороны пришли тысячи горожан, и гроб несли шесть километров на руках до Смоленского кладбища. #АлександрБлок #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Летом 1897 года Александр Блок заполнил одну забавную анкету под названием «Признания». Что предпочитал в людях, в литературе и в жизни Блок, кем хотел бы работать и как умереть — в общем, вот что думал о жизни в 16 лет будущий великий поэт: — Главная черта моего характера — Нерешительность. — Качество, какое я предпочитаю в мужчине — Ум. — Качество, какое я предпочитаю в женщине — Красота. — Мое любимое качество — Ум и хитрость. — Мой главный недостаток — Слабость характера. — Мое любимое занятие — Театр. — Мой идеал счастья — Непостоянство. — Что было бы для меня величайшим несчастьем — Однообразие во всем. — Чем я хотел бы быть — Артистом импер. театров. — Место, где я хотел бы жить — Шахматово. — Мой любимый цвет — Красный. — Мой любимый цветок — Роза. — Мое любимое животное — Собака и лошадь. — Моя любимая птица — Орел, аист, воробей. — Мои любимые писатели прозаики — Гоголь, Пушкин. — Мои любимые поэты — иностранные Шекспир, русские Пушкин, Гоголь, Жуковский. — Мои любимые художники — Шишкин, Волков, Бакалович. — Мои любимые герои в художественных произведениях — Гамлет, Петроний, Тарас Бульба. — Мои любимые героини в художественных произведениях — Наташа Ростова. — Мои любимые герои в действительной жизни — Иоанн IV, Нерон, Александр II, Петр I. — Мои любимые героини в действительной жизни — Екатерина Великая. — Мои любимые пища и питье — Мороженое и пиво. — Мои любимые имена — Александр, Константин и Татьяна. — Что я больше всего ненавижу — Цинизм. — Какие характеры в истории я всего более презираю — Малюта Скуратов, Людовик XVI. — Каким военным подвигом я всего более восхищаюсь — Леонида и 300 спартанцев. — Какую реформу я всего более ценю — Отмена телесных наказаний. — Каким природным свойством я желал бы обладать — Силой воли. — Каким образом я желал бы умереть — На сцене от разрыва сердца. — Теперешнее состояние моего духа — Хорошее и почти спокойное. — Ошибки, к которым я отношусь наиболее снисходительно — Те, которые человек совершает необдуманно. — Мой девиз — Пусть чернь слепая суетится. Не нам бессильной подражать... и т.д. По воспоминаниям М.А. Бекетовой. #АлександрБлок #этоинтересно #ПоЧИТАТЕЛИкниг
28 ноября 1915 года родился Константин СИМОНОВ, советский писатель и поэт. Константин Михайлович Симонов (настоящее имя – Кирилл, Константином он стал в двадцатипятилетнем возрасте) родился в Петрограде. Он происходил из дворянской семьи, которой до поры до времени везло, хотя, в конце концов, и она попала под коммунистические репрессии. Трудно сказать, почему после окончания семилетки Симонов пошёл в ФЗУ учиться на токаря. Тут, собственно, два варианта: либо он зарабатывал себе рабочий стаж, который в дальнейшем помог ему, бывшему дворянину, поступить в институт, либо действительно морально порвал со своим классом. Проработав несколько лет токарем, а затем техником в Межрабпромфильме, Симонов, уже начавший к тому времени писать стихи, поступает сперва в Московский институт истории, философии и литературы, а затем – в Литературный институт имени Горького. В 1939 году в качестве военного корреспондента Симонов был направлен на Халхин-Гол, и с тех пор на долгие годы оказался связанным с армией. В качестве военного журналиста был на всех фронтах Великой Отечественной войны, дослужился до звания полковника. Симонова называли одним из самых отважных и легких на подъем корреспондентов. Он был среди защитников Одессы, участвовал в Сталинградской битве, в Курской битве. Операция «Багратион» тоже не прошла без него, освобождение Польши, Чехословакии, Болгарии и взятие Берлина – везде был Симонов. За четыре года Великой Отечественной Войны поэт получил четыре боевых ордена. После войны Симонов возглавлял журнал «Новый мир», затем – «Литературную газету», позднее снова был переведён на должность главного редактора «Нового мира». Однако просто литературным чиновником Симонов никогда не был. Начав как поэт, он позднее стал писать прозу (за роман «Живые и мёртвые» в 1974 году получил Ленинскую премию), киносценарии (самые известные фильмы по его сценариям – «Парень из нашего города» и, конечно, «Четвёртый», знакомый всем знатокам творчества Высоцкого), пьесы, с успехом шедшие во многих театрах. Симонов умер в Москве 28 августа 1979 года в возрасте 63-х лет, а прах его развеян над Буйничским полем в Белоруссии. Он так завещал. «Я не был солдатом, был всего только корреспондентом, однако у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть, – поле под Могилевом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков…» Так что даже место последнего пристанища Симонова оказалось связано с войной. #КонстантинСимонов #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Константин Симонов Да, мы живем, не забывая, Что просто не пришел черед, Что смерть, как чаша круговая, Наш стол обходит круглый год. Не потому тебя прощаю, Что не умею помнить зла, А потому, что круговая Ко мне все ближе вдоль стола. 1945 (фото: Олег Самотохин) #КонстантинСимонов #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Евгений Евтушенко ТРЕТИЙ СНЕГ ...........Степану Щипачеву Смотрели в окна мы, где липы чернели в глубине двора. Вздыхали: снова снег не выпал, а ведь пора ему, пора. И снег пошел, пошел под вечер. Он, покидая высоту, летел, куда подует ветер, и колебался на лету. Он был пластинчатый и хрупкий и сам собою был смущен. Его мы нежно брали в руки и удивлялись: «Где же он?» Он уверял нас: «Будет, знаю, и настоящий снег у вас. Вы не волнуйтесь — я растаю, не беспокойтесь — я сейчас…» Был новый снег через неделю. Он не пошел — он повалил. Он забивал глаза метелью, шумел, кружил что было сил. В своей решимости упрямой хотел добиться торжества, чтоб все решили: он тот самый, что не на день и не на два. Но, сам себя таким считая, не удержался он и сдал. и если он в руках не таял, то под ногами таять стал. А мы с тревогою все чаще опять глядели в небосклон: «Когда же будет настоящий? Ведь все же должен быть и он». И как-то утром, вставши сонно, еще не зная ничего, мы вдруг ступили удивленно, дверь отворивши, на него. Лежал глубокий он и чистый со всею мягкой простотой. Он был застенчиво-пушистый и был уверенно-густой. Он лег на землю и на крыши, всех белизною поразив, и был действительно он пышен, и был действительно красив. Он шел и шел в рассветной гамме под гуд машин и храп коней, и он не таял под ногами, а становился лишь плотней. Лежал он, свежий и блестящий, и город был им ослеплен. Он был тот самый. Настоящий. Его мы ждали. Выпал он. (художник Александр Кнэхт) #ЕвгенийЕвтушенко #ПоЧИТАТЕЛИкниг
25 ноября 1562 года в Мадриде, в семье ремесленника-золотошвея родился драматург, прозаик и поэт «золотого века» испанской литературы Лопе Феликс де Вега Карпьо. Лопе де Вега носил немало «народных» титулов. Сервантес называл своего соотечественника «чудом природы и самодержцем театральной империи». А люди называли поэта «Фениксом Испании» и «Океаном поэзии». По словам самого писателя, им написано около полутора тысяч пьес. И не стоит забывать, что все они были в стихах. Современники утверждали, что он тратил на каждую пьесу не более трех дней, потому что считал бессмысленным тратить больше. «Собака на сене» – одна из самых известных комедий Лопе де Вега. Удивительно, но события российского Смутного Времени впервые воплотились на театральных подмостках Испании. Конечно, благодаря де Вега. Он был первым, кто написал пьесу про Лжедмитрия и Бориса Годунова и назвал её «Великий князь Московский» (1606 год). «Ничто не усиливает любви так, как неодолимые препятствия», – утверждал Лопе де Вега. И добавлял: «Кто не обожает недостатки той, которую любит, тот не может сказать, что действительно влюблен». Судьба была к нему немилосердна. Де Вега потерял почти всех, кого любил. В 36 лет он женился на дочери богатого торговца мясом Хуане де Гуардо. Но главное место в его жизни почти 10 лет занимала актриса Микаэла де Лухан. Разрыв с ней привел писателя... в лоно церкви: он стал священником. Душевный кризис де Вега усугубили три – одна за другой – смерти: любимого сына Карлоса, жены, а затем и Микаэлы. В 53 года он встретил свою последнюю любовь – двадцатилетнюю Марту де Неварес. Ей он посвятил одну из лучших своих комедий – «Валенсианскую вдову». Но последние годы жизни Лопе де Вега были омрачены новыми потерями. Сначала лишилась рассудка его обожаемая Марта, затем погиб в море его сын Лопе и, наконец, младшую дочь поэта, Антонию Клару, похитили и изнасиловали. Знакомясь с биографией Лопе де Вега, диву даешься, как же удавалось ему, хлебнув столько горя и страданий, писать такие искрометные жизнеутверждающие комедии. И лучше понимаешь строки, написанные им в редкие минуты возвышенной скорби: Этот мир, должно быть, стеклянный, Он надтреснут, и в час урочный На осколки он разлетится, Потому что стекло непрочно… Оправиться от жестоких ударов судьбы престарелый писатель уже не смог. Его кончина в августе 1635 года повергла в траур всю страну. И все же Лопе де Вега прожил долгую для своего времени жизнь – 72 года. #ЛопеДеВега #ПоЧИТАТЕЛИкниг