2 марта (18 февраля по старому стилю) 1831 года в Москве, в церкви Большого Вознесения на Большой Никитской, был совершен обряд венчания Александра Пушкина с Натальей Гончаровой. Об этом свидетельствует запись в церковной метрической книге, ныне хранящейся в Центральном историческом архиве Москвы. Пушкину — 31 год, Натали — 18. С этим историческим фактом связано немало легенд, слухов, да и просто баек. У Александра Сергеевича и его будущей тещи отношения изначально не сложились. Наталью Ивановну Гончарову многое смущало в женихе. И его бурное прошлое (сам Пушкин говорил, что Натали у него 113-я любовь). И весьма неровные отношения с властью. И, мягко говоря, неустойчивое финансовое положение. В день венчания мать невесты сообщила Александру Сергеевичу, что свадьбу придется отложить. Причина — нет денег на карету, чтобы доехать до храма. Пушкин послал теще тысячу рублей... Когда Александр Сергеевич надумал жениться и сообщил о своем решении родителям, отец поэта Сергей Львович, подарил ему деревню Болдино. Пушкин заложил 200 душ крепостных крестьян, получив за них 30 тысяч рублей. 11 тысяч — пошло на свадьбу, а на остальные он рассчитывал спокойно пожить с женой. Вот из них-то и была послана теще та самая тысяча — на транспорт и непредвиденные расходы. Кстати, на себе Пушкин решил сэкономить и венчался во фраке, который занял у своего приятеля. Во время венчания Пушкина и Гончаровой в церковь старались не пускать посторонних. Для этого к церкви была даже прислана полиция. Само венчание тоже наделало много шуму. Согласно легенде, свершилось несколько плохих примет: жених, задев за аналой, уронил крест; во время службы, неожиданно погасла одна из свечей; шафер Пушкина, устав держать венец, передал его своему товарищу; и в завершение всего, при обмене колец, одно из них упало на пол. Пушкин изменился в лице и шепнул кому-то из друзей: «Все дурные предзнаменования». Из церкви Пушкин направился с женою в нанятую им квартиру в сохранившемся под номером 53 доме (сейчас там музей) на Арбате, где у них начался медовый месяц. Вероятно, это был самый счастливый период в их совместной жизни. В письме того времени Пушкин сказал: «Я — женат — и счастлив; одно желание моё, чтобы ничего в жизни моей не изменилось — лучшего не дождусь..» #Пушкин #Гончарова #венчание #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Другие записи сообщества
Памятники героям сказки «Конёк-Горбунок». Конёк-Горбунок – главный персонаж одноименной сказки Ершова. Памятников Коньку-Горбунку гораздо больше чем памятников его создателю. Петр Павлович Ершов родился в деревне Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии. Ишим называют городом Конька-Горбунка. Коньки-Горбунки обитают по всему городу. Всех приезжих уже на вокзале встречают Иванушка с Горбунком. В городе Тобольске Тюменской области уже давно существует сквер имени русского сказочника Петра Ершова. И там есть памятник Ершову и его Коньку-Горбунку. Скульптура изображает молодого писателя в руках с книгой и пером. К его ногам прижимается маленький Конёк-Горбунок, стоящий на задних ногах. Надпись на памятнике простая, в старорусском стиле: «Петръ Павловичъ Ершовъ». Сквер также украшают скульптуры Иванушки с Коньком-Горбунком, Жар-птицы, Кита с Тобольским кремлём на спине и Царя, прыгающего в котёл. У здания Астраханского ТЮЗа можно заметить несколько скульптур на сказочную тему. Одна из этих скульптур изображает Иванушку-Дурачка и Конька-Горбунка. В руках у Иванушки – перо Жар-Птицы. «Говорит ему конёк: “Вот уж есть чему дивиться! Тут лежит перо Жар-птицы, Но для счастья своего не бери себе его. Много, много непокою Принесет оно с собою”». В Омске установлен памятник по мотивом сказки «Конек-горбунок» Ершова. Чудо-юдо рыба-кит это целый сказочный город с домами. #памятникилитературнымгероям #конекгорбунок #ПоЧИТАТЕЛИкниг
6 марта 1927 года родился Габриэль Гарсиа МАРКЕС, колумбийский писатель-прозаик, журналист, Нобелевский лауреат. Маркес родился в небольшом прибрежном городке Аракатака (Колумбия). В семье было 16 детей, Маркес в этом «детском саду» был старшим. И когда его родителям пришлось переезжать – ну должно же быть хоть где-то лучше?! – они оставили будущего Нобелевского лауреата жить с дедушкой и бабушкой. Это, впрочем во многом определило судьбу Маркеса: обожая внука, дед и бабушка рассказывали ему все, что знали, а это были сказки и предания, местный фольклор – все то, что много позже легло в основу его удивительных, уникальных произведений. Маркесу было девять, когда не стало деда. Это было огромной потерей. Он старательно учился, бесконечно фантазировал, но выбрал для себя профессию, далекую от фантазий – поступил на юридический факультет Колумбийского университета. Но что можно было сделать со своей природой? Он корпел над учебниками, но успевал писать, и делал это уже не в стол – еще студентом первого курса Маркес опубликовал в газете свою первую повесть, а затем – пару десятков рассказов… Юриспруденцию он не бросал, но по окончании вуза стал репортером в газете. В 1954 году о нем впервые заговорили как о серьезном писателе. Повесть «Палая листва», а затем фантастические по накалу журналистские расследования не просто не остались незамеченными: его статьи о перевозке колумбийскими военными кораблями контрабанды были так остры, что вызвали дикий скандал и газету «Наблюдатель», где репортер трудился не покладая рук и не жалея ног, попросту закрыли. Маркес оказался на улице без денег и без перспектив… Ему стукнул 31 год и в его сердце вошла любовь. Его избранницей стала Мерседес Барча. Сыновья Родриго и Гонсалес стали его главной радостью. Репортерский талант не давал ему пропадать: он работал в Европе, а затем перебрался в Мехико. Его сценарии и статьи имел успех, но все же главным своим делом он считал писательство. Времени на написание книг у него было мало, он сидел за столом ночами, и в 1961 году вышел в свет его повесть «Полковнику никто не пишет», одна из самых магических в смысле восприятия читателями книг. У Маркеса выходили и другие книги, но подлинный успех придет к нему только через шесть лет – после выхода в свет романа «Сто лет одиночества». Маркесу было сорок лет. И его роман взорвал мир… Деревушка Макондо, списанная Маркесом с городка Аракатака, стала благодаря ему центром мироздания – ведь проживающая в ней семья Буэндиа это не просто разные, порой весьма противоречивые люди, это – воплощение истории всего мира, пропущенное через одну отдельно взятую семью. Герои Маркеса – это маленькие Вселенные, до верху наполненные переживаниями, размышлениями, болью и радостью – ровно так, как и весь окружающий мир. И все, что писал Маркес потом, было лишь доказательством того, что тщательно выписанные им Буэндиа живут не зря, а Амаранта все же допрядет пряжу для своего савана. «Писатель несет ответственность за создание утопии, где никто не сможет решать за других, как им умирать, где любовь будет подлинной, а счастье – возможным и где народы, обреченные на сто лет одиночества, обретут в конце концов право на жизнь» – скажет он на лекции после получения Нобелевской премии. #Маркес #ГабриэльГарсиаМаркес #ПоЧИТАТЕЛикниг
Никогда не переставай улыбаться, даже когда тебе грустно : кто-то может влюбиться в твою улыбку... Габриэль Гарсиа Маркес #ГабриэльГарсиаМаркес #ПоЧИТАТЕЛИкниг
6 марта 1909 года родился выдающийся польский сатирик, поэт, публицист Станислав Ежи Лец У него была фантастическая судьба. Во время Второй Мировой войны он попал в фашистский концлагерь. При неудачной попытке бежать был схвачен и приговорен к расстрелу. Эсэсовец заставил обреченного на смерть рыть себе могилу, но тот убил эсэсовца лопатой, переоделся в его мундир и в таком виде пересек всю Польшу. Добравшись до Варшавы, Станислав Ежи Лец установил контакт с силами сопротивления, стал работать в подпольной прессе. В 1944 году он вступил в партизанскую «Армию Людову» (просоветскую), участвовал в боях против фашистов. После освобождения Люблина вступил уже в регулярную 1-ю армию Войска Польского в звании майора. За участие в войне получил Кавалерский Крест ордена "Возрождённая Польша". После войны несколько лет находился на дипломатической службе. Потом он уже занимался только литературной работой, писал прекрасные лирические стихи, философские эссе. Но широчайшую известность принесли ему циклы афоризмов, сентенций и эпиграмм «Непричёсанные мысли» (1957) и «Новые непричёсанные мысли» (1964). Они были переведены на все основные языки мира. Их сплошь и рядом цитируют, не зная имени автора. Они стали частью не только польской, но и мировой культуры. ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ О жизни • Люди одиноки, потомy что вместо мостов они стpоят стены. • Ну, допустим, пробьешь ты головой стену. И что ты будешь делать в соседней камере? • Безвыходным мы называем положение, выход из которого нам не нравится. • Я думал, что опустился на самое дно, как вдруг снизу постучали... • Истина обычно лежит посередине. Чаще всего без надгробия. • Техника техникой, но лифт ломается чаще, чем лестница. • Не каждая серая масса имеет что-то общее с мозгом. • Многие бумеранги не возвращаются. Выбирают свободу. • Мгновение осознания своей бесталанности есть вспышка гениальности. • Пословицы противоречат одна другой. В этом, собственно, и заключается народная мудрость. • Из одной системы нам еще долго не выбраться — из солнечной. • Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает. • Достаточно поддаться иллюзии, чтобы почувствовать реальные последствия. • Все уже описано. К счастью, не обо всем еще подумано. • Оптимизм и пессимизм расходятся только в дате конца света. • Правду сказать, мы знаем жизнь только по литературе. Разумеется, за исключением тех, кто не знает литературы. • Когда я начинаю думать серьезно, я вижу, насколько комичен мир. • Жаль, что в рай надо ехать на катафалке! • Когда сплетни стареют, они становятся мифами. • Если смотришь на мир прищурившись, легче скрыть слезы. • Всем правит случай. Знать бы еще, кто правит случаем. • Всю жизнь идти к цели можно, только если она постоянно отодвигается. • Не люблю смеха сквозь слезы — он разбавленный. • В перечень мук, которые претерпел наш народ, следовало бы включить обязательное школьное чтение. • Жизнь — вредная штука. От нее все умирают. О человеке • После общения с некоторыми людьми у меня появляется ярко выраженный комплекс полноценности. • Сходят с ума только те, у кого он есть. • Крыша над головой часто не позволяет людям расти. • Многим нулям кажется, что они — орбита, по которой вращается мир. • Дурак — это человек, считающий себя умнее меня. • Тот, кто не разбирается ни в чем, может взяться за что угодно. • Раздвоение личности — тяжелое психическое заболевание, так как сводит бесчисленное множество существ, на которые обычно раздроблен человек, к жалким двум. • Роды — болезненный процесс, в особенности, если человек рождает сам себя, да еще в зрелые годы. • Совесть у него чистая. Не бывшая в употреблении. • Если бы животное убило преднамеренно, это был бы человеческий поступок. • Я знал человека столь мало начитанного, что ему приходилось самому сочинять цитаты из классиков. • Граница между светом и тенью — ты. • Бог сотворил нас по своему образу и подобию. Но откуда уверенность, что он работал в реалистической манере? О мужчине и женщине • И что ты скажешь, физика? Охлаждение отношений между людьми как следствие трения между ними. • Если бы повысилось искусство вести беседу, понизилась бы рождаемость. • Женщины — это садистки; они истязают нас муками, которые мы им причиняем. • Вы можете представить себе женщину, которая позволила бы своему любовнику тысячу и одну ночь рассказывать сказочки? • Настоящего мужчину можно узнать, даже когда он голый. • Плагиаторы, спите спокойно. Муза — женщина, она редко сознается, кто был первым. • Можно влюбиться из одной только ревности. • Дьявол не спит... с кем попало. Советы сатирика • Человек, мир перед тобой распахнут настежь, поэтому смотри, как бы не вывалиться. • Иногда надо замолчать, чтобы тебя выслушали. • Красивая ложь? Внимание! Это уже творчество. • Будь альтруистом: уважай эгоизм других! • Будь реалистом: не говори правды. • Бог — юморист: если не верите — посмотрите на себя в зеркало. • Всегда обращайся к чужим богам. Они выслушают тебя вне очереди. • Не будем пытаться понять друг друга, чтобы друг друга не возненавидеть. • Давайте будем людьми хотя бы до тех пор, пока наука не откроет, что мы являемся чем-то другим. #СтаниславЕжиЛец #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Иосиф Бродский В деревне Бог живёт не по углам, Как думают насмешники, а всюду. Он освящает кровлю и посуду И честно двери делит пополам. В деревне Он — в избытке. В чугуне Он варит по субботам чечевицу, Приплясывает сонно на огне, Подмигивает мне, как очевидцу. Он изгороди ставит. Выдаёт Девицу за лесничего. И в шутку Устраивает вечный недолёт Объездчику, стреляющему в утку. Возможность же всё это наблюдать, К осеннему прислушиваясь свисту, Единственная, в общем, благодать, Доступная в деревне атеисту. 6 июня 1965 (художник Николай Крутов) #ИосифБродский #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Александр Пушкин Когда в объятия мои Твой стройный стан я заключаю И речи нежные любви Тебе с восторгом расточаю, Безмолвна, от стесненных рук Освобождая стан свой гибкой, Ты отвечаешь, милый друг, Мне недоверчивой улыбкой; Прилежно в памяти храня Измен печальные преданья, Ты без участья и вниманья Уныло слушаешь меня... Кляну коварные старанья Преступной юности моей И встреч условных ожиданья В садах, в безмолвии ночей. Кляну речей любовный шепот, Стихов таинственный напев, И ласки легковерных дев, И слезы их, и поздний ропот. ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Стихотворение «Когда в объятия мои…» при жизни Пушкина напечатано не было. Впервые оно увидело свет в 1857 году. Анненков включил его в том с ранее неизвестными произведениями Александра Сергеевича, взятыми из рукописей поэта. Точная датировка неизвестна, но зачастую литературоведы называют в качестве времени написания 1830 год. Нельзя со стопроцентной уверенностью указать и адресат любовного послания. Наиболее распространенная на данный момент версия – это была Наталья Николаевна Гончарова. #АлександрПушкин #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Парадоксально — но наиболее замечательные книги, которые мы в течение жизни постоянно перечитываем, забываются, не удерживаются в памяти. Казалось бы, должно быть наоборот — книга, произведшая на нас впечатление, да еще читанная не однажды, должна была бы запомниться во всех подробностях. Нет, этого не происходит. Разумеется, мы знаем, о чем в основном идет в этой книге речь, но как раз подробности для нас неожиданны, новы — не только подробности, но и целые куски общей конструкции. Безусловно, так: замечательную книгу мы читаем каждый раз как бы заново... И в этом удивительная судьба авторов замечательных книг: они не ушли, не умерли, они сидят за своими письменными столами или стоят за конторками, они вне времени. Юрий Олеша, «Ни дня без строчки» #ЮрийОлеша #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Анна Ахматова Мартовская элегия Прошлогодних сокровищ моих Мне надолго, к несчастью, не хватит. Знаешь сам, половины из них Злая память никак не истратит: Набок сбившийся куполок, Грай вороний, и вопль паровоза, И как будто отбывшая срок Ковылявшая в поле береза, И огромных библейских дубов Полуночная тайная сходка, И из чьих-то приплывшая снов И почти затонувшая лодка... Побелив эти пашни чуть-чуть, Там предзимье уже побродило, Дали все в непроглядную муть Ненароком оно превратило. И казалось, что после конца Никогда ничего не бывает... Кто же бродит опять у крыльца И по имени нас окликает? Кто приник к ледяному стеклу И рукою, как веткою, машет?.. А в ответ в паутинном углу Зайчик солнечный в зеркале пляшет. Февраль 1960, Ленинград (художник Олег Молчанов) #АннаАхматова #ПоЧИТАТЕЛИкниг
В эту зиму с ума я опять не сошел. А зима, глядь, и кончилась. Иосиф Бродский (Степан Нестерчук «Начало весны.Переславль-Залесский») #ИосифБродский #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Юрий Левитанский Первое марта И снова с облегченьем и с надеждой перевернем последний лист февральский, последний зимний календарный лист. ...Рассветный воздух зябок был и мглист. Еще горел фонарь через дорогу. Светились близлежащие дома. И я, вздохнув — ну вот и слава богу, еще одна закончилась зима! — перевернул февральский лист последний. И сразу марта первое число передо мной взошло и проросло, как стебель и как первая травинка (как знак неотвратимых перемен, как якобинства тайный иероглиф), и тотчас же фонарь ночной потух, и в воздухе разлился вольный дух, крамольный дух лесов и дух полей, дух пахоты и дух цареубийства. (художник Алексей Ефремов) #ЮрийЛевитанский #ПоЧИТАТЕЛИкниг