Сергей Орлов Его зарыли в шар земной, А был он лишь солдат, Всего, друзья, солдат простой, Без званий и наград. Ему как мавзолей земля - На миллион веков, И Млечные Пути пылят Вокруг него с боков. На рыжих скатах тучи спят, Метелицы метут, Грома тяжелые гремят, Ветра разбег берут. Давным-давно окончен бой... Руками всех друзей Положен парень в шар земной, Как будто в мавзолей... 1944 (художник Михаил Латышев, «Не забыть») #СергейОрлов #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Другие записи сообщества
Александр Твардовский Рассказ танкиста Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, А как зовут, забыл его спросить. Лет десяти-двенадцати. Бедовый, Из тех, что главарями у детей, Из тех, что в городишках прифронтовых Встречают нас как дорогих гостей. Машину обступают на стоянках, Таскать им воду вёдрами — не труд, Приносят мыло с полотенцем к танку И сливы недозрелые суют… Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы прорывались к площади вперёд. А он гвоздит — не выглянуть из башен, — И чёрт его поймёт, откуда бьёт. Тут угадай-ка, за каким домишкой Он примостился, — столько всяких дыр, И вдруг к машине подбежал парнишка: — Товарищ командир, товарищ командир! Я знаю, где их пушка. Я разведал… Я подползал, они вон там, в саду… — Да где же, где?.. — А дайте я поеду На танке с вами. Прямо приведу. Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! — И вот мы катим к месту вчетвером. Стоит парнишка — мины, пули свищут, И только рубашонка пузырём. Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота Заходим в тыл и полный газ даём. И эту пушку, заодно с расчётом, Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём. Я вытер пот. Душила гарь и копоть: От дома к дому шёл большой пожар. И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! — И руку, как товарищу, пожал… Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, Но как зовут, забыл его спросить. 1942 #АлександрТвардовский #ПоЧИТАТЕЛИкниг
20 апреля 1841 года в литературе началась новая эпоха – эпоха детектива. Американский писатель Эдгар Алан По опубликовал в истории литературы детективный рассказ «Убийство на улице Морг». Действие происходит в Париже, где на улице совершается зверское убийство двух женщин, а главным героем является эксцентричный частный детектив, который и проводит расследование. Именно с этого произведения принято начинать отсчёт развития детективного жанра. Далее По написал еще несколько рассказов в данном жанре – «Тайна Мари Роже», «Похищенное письмо» и другие. Рассказ По был не только первым, но, как многие критики полагают до сих пор, еще и лучшим детективом. Сам термин «детектив» появился лишь четверть века спустя, а свои новеллы сам автор называл «логическими» или «рассказами об умозаключениях». В них имеется начальная загадка, которая раскрывается через сложный и таинственный процесс, соединяющий интуитивную логику, наблюдение и проницательный вывод. Хотя и до этого времени некоторые авторы использовали отдельные элементы детектива в своих произведениях, но именно По удалось соединить в своем творчестве все эти влияния: в пяти новеллах из его обширного наследия разработаны все основополагающие принципы, которым позднее следовали авторы детективной литературы. Писатель создал не только новый жанр, но его основную схему – «загадка-расследование-объяснение», и его основные сюжеты, которые и ныне используются в детективной литературе. Это и бытовая разборка, и маньяк-убийца, и шантаж, и «шпионские игры». Также По изобрел классические приемы детективов, такие как – «подсадная утка», подбрасывание улик, двойная игра, ложный след. Талантом Эдгара По восхищались Бодлер, Дойл, Честертон, Бальзак, Сименон, Достоевский, Бальмонт, Брюсов. В России рассказ «Убийство на улице Морг» был впервые напечатан в журнале «Сын отечества» уже после смерти автора в 1857 году под названием «Загадочное убийство». #ЭдгарПо #УбийствоНаУлицеМорг #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Алексей Плещеев Весна Песни жаворонков снова Зазвенели в вышине. «Гостья милая, здорово!» — Говорят они весне. Уже теплее солнце греет, Стали краше небеса… Скоро все зазеленеет — Степи, рощи и леса. В каждом сердце, в каждом взоре Радость вспыхнет хоть на миг. Выйдет пахарь на дорогу, Взглянет весело вокруг; Помолясь усердно богу, Бодро примется за плуг. С кротким сердцем, с верой сильной, Весь отдастся он трудам,- И пошлет господь обильный Урожай его полям! (художник Олег Молчанов) #АлексейПлещеев #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Николай Гумилёв Когда я был влюблен (а я влюблен Всегда — в поэму, женщину иль запах), Мне захотелось воплотить свой сон Причудливей, чем Рим при грешных папах. Я нанял комнату с одним окном, Приют швеи, иссохшей над машинкой, Где, верно, жил облезлый старый гном, Питавшийся оброненной сардинкой. Я стол к стене придвинул; на комод Рядком поставил альманахи «Знанье»*, Открытки — так, чтоб даже готтентот В священное б пришел негодованье. Она вошла спокойно и светло, Потом остановилась изумленно, От ломовых в окне тряслось стекло, Будильник тикал злобно-однотонно. И я сказал: «Царица, вы одни Сумели воплотить всю роскошь мира, Как розовые птицы — ваши дни, Влюбленность ваша — музыка клавира. Ах! Бог любви, загадочный поэт, Вас наградил совсем особой меткой, И нет таких, как вы…» Она в ответ Задумчиво кивала мне эгреткой**. Я продолжал (и резко за стеной Звучал мотив надтреснутой шарманки): «Мне хочется увидеть вас иной, С лицом забытой Богом гувернантки; И чтоб вы мне шептали: „Я твоя“, Или еще: „Приди в мои объятья“. О, сладкий холод грубого белья, И слезы, и поношенное платье». А уходя, возьмите денег: мать У вас больна, иль вам нужны наряды… …Мне скучно всё, мне хочется играть И вами, и собою, без пощады…» Она, прищурясь, поднялась в ответ, В глазах светились злоба и страданье: «Да, это очень тонко, вы поэт, Но я к вам на минуту… до свиданья!» Прелестницы, теперь я научён, Попробуйте прийти, и вы найдете Духи, цветы, старинный медальон, Обри Бердслея в строгом переплете***. <между 26 июля и 12 августа 1911 года> __________________ *Альманахи «Знанье» – «Сборники т-ва «Знание», выходившие с 1904 г.; здесь – символ демократической литературы. **Эгретка – перо на шляпке. ***Обри Бердслея в строгом переплёте. – Бёрдсли (Бердслей) Обри Винсент (1872–1898), английский рисовальщик, мастер книжной графики, оказавший большое влияние на искусство книги начала XX века. Имеется в виду книга «Обри Бердслей» (СПб., 1906), содержащая рисунки художника. #НиколайГумилёв #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Осип Мандельштам Мне холодно. Прозрачная весна В зелёный пух Петрополь одевает, Но, как медуза, невская волна Мне отвращенье лёгкое внушает. По набережной северной реки Автомобилей мчатся светляки, Летят стрекозы и жуки стальные, Мерцают звёзд булавки золотые, Ни никакие звёзды не убьют Морской воды тяжёлый изумруд. 1916 (художник Борис Николаев) #ОсипМандельштам #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Замысел новеллы Бунина «Тёмные аллеи», давшей название всему сборнику рассказов, сложился под впечатлением стихотворения Николая Огарёва. Бунин вспоминал, что ещё в юности был очарован этим стихотворением: «Перечитывал стихи Огарёва и остановился на известном стихотворении: Была чудесная весна! Они на берегу сидели, Во цвете лет была она, Его усы едва чернели... Кругом шиповник алый цвёл, Стояла тёмных лип аллея... Почему-то представилось то, что начинается мой рассказ — осень, ненастье, большая дорога, тарантас, в нём старый военный... Остальное как-то само собой сложилось, выдумалось очень неожиданно, — как большинство моих рассказов.» ????????? Николай Огарев Была чудесная весна! Они на берегу сидели — Река была тиха, ясна, Вставало солнце, птички пели; Тянулся за рекою дол, Спокойно, пышно зеленея; Вблизи шиповник алый цвел, Стояла темных лип аллея. Была чудесная весна! Они на берегу сидели — Во цвете лет была она, Его усы едва чернели. О, если б кто увидел их Тогда, при утренней их встрече, И лица б высмотрел у них Или подслушал бы их речи — Как был бы мил ему язык, Язык любви первоначальной! Он, верно б сам, на этот миг, Расцвел на дне души печальной!.. Я в свете встретил их потом: Она была женой другого, Он был женат, и о былом В помине не было ни слова. На лицах виден был покой, Их жизнь текла светло и ровно, Они, встречаясь меж собой, Могли смеяться хладнокровно… А там, по берегу реки, Где цвел тогда шиповник алый, Одни простые рыбаки Ходили к лодке обветшалой И пели песни — и темно Осталось, для людей закрыто, Что было там говорено И сколько было позабыто. 1841 (художник Станислав Брусилов, «Весенний разлив») #ИванБунин #НиколайОгарев #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Булат Окуджава Зима отмела, отсугробилась. И вот переулками, улицами такой долгожданный и теплый апрель начинает прогуливаться. Сперва осторожно, на ощупь, потом всё смелей, упрямей... Травы, еще не проросшие, поит весна ручьями. Того и гляди, расплещется, раскинется ее сила. Добрый день, путешественница, молодая, красивая! Как в дверь, раскрытую настежь, входит в сердца любовью, предвестьем скорого счастья — небо ее голубое. Плывет над землею песнь ее, яркая, словно радуга... Завидная эта профессия — жизнь украшать и радовать! 1955 (художник Алёна Аскарова) #БулатОкуджава #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Владимир Набоков Цветет миндаль на перекрестке, Мерцает дымка над горой, Бегут серебряные блестки По глади моря голубой. Щебечут птицы вдохновенней, Вечнозеленый ярче лист. Блажен, кто в этот день весенний Воскликнет искренно: «Я чист!» 24 марта 1918 (художник Маргарет Мерри (Margaret Merry) #ВладимирНабоков #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Возможно ли тому статься, чтоб в книгах врали? Денис Фонвизин, «Бригадир» (художник Николай Петрович Богданов-Бельский «За книжкой» 1915) #ДенисФонвизин #книги #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Самуил Маршак Апрельский дождь прошел впервые, Но ветер облака унес, Оставив капли огневые На голых веточках берез. Еще весною не одета В наряд из молодой листвы, Березка капельками света Сверкала с ног до головы. (художник Тамара Антонюк) #СамуилМаршак