Николай Заболоцкий Полдень Понемногу вступает в права Ослепительно знойное лето. Раскаленная солнцем трава Испареньями влаги одета. Пожелтевший от зноя лопух Развернул розоватые латы И стоит, задыхаясь от мух, Под высокими окнами хаты. Есть в расцвете природы моей Кратковременный миг пресыщенья, Час, когда перламутровый клей Выделяют головки растенья. Утомились орудья любви, Страсть иссякла, но пламя былое Дотлевает и бродит в крови, Уж не тело, но ум беспокоя. Но к полудню заснет и оно, И в средине небесного свода Лишь смертельного зноя пятно Различит, замирая, природа. 1948 (художник Павел Попов) #НиколайЗаболоцкий #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Другие записи сообщества
30 июня в 1908 года в районе реки Подкаменная Тунгуска (Красноярский край) около семи часов утра произошел взрыв гигантской силы, о природе которого ученые спорят до сих пор. Бесспорно лишь одно: ни с чем не сравнимая в современной истории катастрофа была. Человечеству повезло, что случилась она в глухой сибирской тайге. Свечение и звук ударной волны были видны и слышны за сотни километров от места события, а сейсмическая волна зарегистрирована всеми станциями мира. Все остальное лишь догадки ученых, а загадок тунгусский феномен задал немало. Большинство склоняется к версии, что это было столкновение нашей планеты с кометой, но никто не может определенно сказать, какова была траектория ее полета (существуют южная и восточная версии) и из чего она состояла. Ученым не под силу объяснить сам взрыв на высоте 10 км, радиоактивный след на месте предполагаемого падения общей площадью более 2000 кв. км, отсутствие каких-либо следов вещества взорвавшегося объекта. Страсти по Тунгусскому метеориту нашли свое отражение и в художественной литературе. 1946 году писатель-фантаст Александр Казанцев опубликовал рассказ «Взрыв» . В нем он в художественной форме изложил предположение, что Тунгусский метеорит на самом деле был инопланетным космическим кораблем с ядерной силовой установкой. Станислав Лем в романе «Астронавты» также использовал эту гипотезу — в романе корабль был разведчиком, направленным воинственными жителями Венеры, готовившимися уничтожить жизнь на Земле и захватить её, но не осуществившими своего плана из-за глобальной войны и всеобщей гибели. Братья Стругацкие в повести «Понедельник начинается в субботу» предложили свою версию, заключающуюся в том, что корабль был не просто инопланетный, а из другого пространства, в котором время относительно нашего идёт задом наперёд, да ещё и дискретно, то есть после полуночи у них наступает не наше «завтра», а наше «вчера». Потому люди ничего и не нашли, что инопланетный корабль прилетел, устроил пожар, а сам ушёл в наше прошлое. В серии Кира Булычёва «Приключения Алисы» Тунгусский феномен упоминается как минимум дважды, но рассказы противоречат друг другу. В первом из рассказов, «Свой человек в прошлом» (сборник «Девочка, с которой ничего не случится») взрыв упоминается как результат не вполне удачных испытаний ранней модели машины времени:«Представитель Института времени … стоял перед машиной времени и объяснял научной общественности её устройство. Научная общественность внимательно слушала его. — Первый опыт, как вы все знаете, был неудачен, — говорил он. — Посланный нами котёнок попал в начало двадцатого века и взорвался в районе реки Тунгуски, что положило начало легенде о Тунгусском метеорите. С тех пор мы не знали крупных неудач…» В другом рассказе (из книги «Миллион приключений») два сотрудника Института времени возвращаются из 1908 года и один из них утверждает, что это было простое ядро кометы. Также в книге Кира Булычёва «Тайна Урулгана» Тунгусский феномен предстаёт в виде потерпевшего крушение инопланетного космического корабля. Популярность темы у фантастов, особенно начинающих, привела к тому, что в 1980-х годах журнал «Уральский следопыт» в числе требований, предъявляемых к предлагаемым для публикации фантастическим произведениям, упомянул: «Не рассматриваются произведения, в которых раскрывается тайна Тунгусского метеорита». #Тунгусскийметеорит #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Юлия Друнина. Кто говорит, что умер Дон-Кихот? Вы этому, пожалуйста, не верьте: Он не подвластен времени и смерти, Он в новый собирается поход. Пусть жизнь его невзгодами полна — Он носит раны, словно ордена! А ветряные мельницы скрипят, У Санчо Пансы безразличный взгляд — Ему-то совершенно не с руки Большие, как медали, синяки. И знает он, что испокон веков На благородстве ловят чудаков, Что прежде, чем кого-нибудь спасёшь, Разбойничий получишь в спину нож... К тому ж спокойней дома, чем в седле. Но рыцари остались на земле! Кто говорит, что умер Дон-Кихот? Он в новый собирается поход! Кто говорит, что умер Дон-Кихот? #ЮлияДрунина #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Александр Твардовский Июль — макушка лета, — Напомнила газета, Но прежде всех газет — Дневного убыль света; Но прежде малой этой, Скрытнейшей из примет, — Ку-ку, ку-ку, — макушка, — Отстукала кукушка Прощальный свой привет. А с липового цвета Считай, что песня спета, Считай, пол-лета нет, — Июль — макушка лета. (художник Елена Шумакова) #АлександрТвардовский #июль #ПоЧИТАТЕЛИкниг
1 июля 1804 года родилась Жорж Санд, французская писательница. Жорж Санд (творческий псевдоним Амандины Авроры Люсиль Дюпен, после замужества — Дюдеван) была дочерью знатного дворянина и простолюдинки. Это обстоятельство сыграло важную роль в ее биографии. Девочка родилась в Париже 1 июля 1804 года. Бабушка-графиня и мать, которая была дочкой простого птицелова, с трудом находили общий язык, и в результате Аврора осталась жить именно с первой, практически не видя мамы. В 1818 году Аврору определили в Августинский католический монастырь, где она получила стандартное для того времени образование. Покинув его стены, девушка с головой ушла в чтение, отдавая предпочтение произведениям Ж.-Ж. Руссо, которые наложили заметный отпечаток на ее будущее творчество. Когда бабушка умерла, оставшаяся в одиночестве юная Аврора увлеклась Казимиром Дюдеваном. Они обвенчались в парижском храме в сентябре 1822 года, после чего переехали в поместье Ноан. Однако семейная жизнь столь разных по духу и интересам людей не задалась. Брак быстро превратился в формальность и не удерживал супругов от измен. В январе 1831 года Аврора уезжает в Париж, заключив с мужем соглашение. Писательским трудом она занялась, чтобы иметь средства к существованию. Первое ее произведение — роман «Роза и Бланш» (1831) — было написано в соавторстве с Жюлем Сандо, и прекрасно принято публикой. Вскоре по требованию издателей была написана вторая книга, в которой Сандо написал лишь заголовок. Назрела необходимость в творческом псевдониме – с тех пор под произведения Авроры Дюдеван выходили под псевдонимом «Жорж Санд». Независимая, активная Аврора, с детства предпочитавшая носить мужскую одежду, шокировала обывателей не только внешним видом, но и образом жизни. Она вела себя настолько свободно, бывала в таких местах французской столицы, что это никоим образом не соответствовало ни ее полу, ни возрасту, ни статусу. Имея статус баронессы, она фактически его утратила в глазах высшего сословия. Написанный в 1832 году роман «Индиана», посвященный равноправию женщин в разрезе проблемы человеческой свободы, вполне соответствовал ее духу. Лучшим произведением Жорж Санд считается роман «Консуэло». К революции Санд отнеслась как к неожиданности, но, приехав в Париж, заразилась ее идеями и даже редактировала «Бюллетень Республики», агитировала за республиканцев. Опубликованный в 1857 году роман «Даниелла» снова вызвал настоящий скандал, из-за него закрыли газету «Ла Пресс». Последние годы жизни писательницы, которую называли «доброй дамой из Ноана», прошли в усадьбе, где она 8 июня 1876 года скончалась. #ЖоржСанд #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Борис Чичибабин В лесу, где веет Бог, идти с тобой неспешно… Вот утро ткет паук — смотри, не оборви… А слышишь, как звучит медлительно и нежно в мелодии листвы мелодия любви? По утренней траве как путь наш тих и долог! Идти бы так всю жизнь — куда, не знаю сам. Давно пора начать поклажу книжных полок — и в этом ты права — раздаривать друзьям. Нет в книгах ничего о вечности, о сини, как жук попал на лист и весь в луче горит, как совести в ответ вибрируют осины, что белка в нашу честь с орешником творит. А где была любовь, когда деревья пахли и сразу за шоссе кончались времена? Она была везде, кругом и вся до капли в богослуженье рос и трав растворена. Какое счастье знать, что мне дано во имя твое в лесу твоем лишь верить и молчать! Чем истинней любовь, тем непреодолимей на любящих устах безмолвия печать. (художник Татьяна Сергиенко) #БорисЧичибабин #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Иван Бунин Из окна Ветви кедра — вышивки зеленым Темным плюшем, свежим и густым, А за плюшем кедра, за балконом — Сад прозрачный, легкий, точно дым: Яблони и сизые дорожки, Изумрудно-яркая трава, На березах — серые сережки И ветвей плакучих кружева, А на кленах — дымчато-сквозная С золотыми мушками вуаль, А за ней — долинная, лесная, Голубая, тающая даль. (художник Станислав Брусилов) #ИванБунин #ПоЧИТАТЕЛИкниг
29 июня 1900 года родился Антуан де Сент-Экзюпери, французский писатель «На том свете меня спросят: что ты сделал со своими дарованиями и что ты дал людям? Раз я не погиб на войне, я должен обменять себя на что-то другое…» Даже если бы Экзюпери не стал писателем, он все равно прославился бы — как летчик. В 1935 году во время длительного перелета из Парижа в Сайгон его самолет разбился в Ливийской пустыне, и то, что Экзюпери остался в живых, можно объяснить только чудом. Именно как чудо он описал это в «Планете людей» и «Маленьком принце». 1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу. 3 сентября Великобритания и Франция объявили Германии войну. 4 сентября Сент-Экзюпери предъявил свою мобилизационную повестку на военном аэродроме Тулуза-Монтодран. Его признали негодным к воинской службе по здоровью и назначили инструктором молодых пилотов. Целый месяц Экзюпери бомбил начальство рапортами с просьбой вернуться в строй, а среди друзей искал тех, кто бы мог ему составить протекцию. В конце концов его зачислили в авиацию дальней разведки — авиагруппа 2/33. Летом 1942 года Антуан де Сент-Экзюпери начинает написание «Маленького Принца». Он посвятил ее своему другу коммунисту Леону Верту. Эта трогательная повесть глубоко автобиографична: образ Маленького принца тесно связан с личностью самого Антуана, с тем, что им было пережито в детстве. История о маленьком мальчике со столь же маленькой планетки покорила весь мир. Мальчик был одинок, у него не было друзей, и даже Роза, в которую он влюбился, уколола его. И юный принц отправился в долгие странствия в поисках самого себя… Именно так прожил жизнь и сам Сент-Экзюпери, вечный странник. Он тоже повсюду, во многих странах мира, искал большую любовь, друзей, приключения… Но всегда и везде он тосковал о своей «маленькой планетке» — родной Франции. Маленький принц, похоже, вернулся домой, Сент-Экзюпери – нет... 31 июля 1944 года Экзюпери отправился в разведывательный полёт — и не вернулся. Этот день считается официальным днем смерти талантливого писателя и отважного летчика. Самолет Экзюпери нашли только в сентябре 1998 года, когда средиземноморский моряк вытащил из воды вместе с кучей водорослей его серебряный именной браслет… Ни одного фрагмента человеческих останков так и не было обнаружено… #Экзюпери #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Такие разные скульптурные композиции — Маленькому принцу и великому романтику Антуану де Сент-Экзюпери. ?Самый большой и величественный памятник Сент-Экзюпери и Маленькому принцу находится во Франции на родине писателя в Лионе — на площади Белькур. Скульптурная композиция была создана Кристианом Жильябе в 2000 году, в честь 100-летия писателя. Антуан де Сент-Экзюпери изображен сидящем на верху на мраморной колонне высотой более 5 метров в шлеме летчика, рядом герой сказки — «Маленький принц». Он стоит позади держа руку на плече своего великого создателя. Внизу на колонне начертаны цитаты из «Маленького принца». ?Другой вариант памятника автору и его герою находится тоже во Франции, в Тулузе, в Королевском саду. Установлен памятник в 2000 году. ?Интересная композиция — «Размышления о Маленьком принце» находится в Санкт-Петербурге во дворике филологического факультета Санкт-Петербургского университета. На стопке книг, как на троне, сидит аллегорический образ философ жизни, правдолюбец — Шут, и держит в руках страницы, чудесной и романтической истории Антуана де Сент-Экзюпери. Чуть поодаль примостилась хрупкая фигурка Маленького принца. Автор композиции Арсен Альбертович Аветисян. Памятник выполнен из бронзы и гранита, создан в 2002 году. ?Изящная фигура Маленького принца, установлена 16 сентября 2006 года во дворе библиотеки города Нортпорта в США. Автор идеи учитель французского языка - Иветт О. Брайм, за основу памятника были взяты рисунки Антуана де Сент-Экзюпери из книги «Маленький принц». ?В городе Абакане установлена скульптура, она изображает планету из знаменитой сказки Антуана де Сент-Экзюпери, на которой сидит Маленький принц. А на самом земном шаре написаны цитаты из этого произведения. ?Летящий, грациозный Маленький принц стоит в «Этномире». «Этномир» — действующий этнографический парк близ деревни Петрово на северо-востоке Калужской области у границы с Московской областью. ?В 2018 году Маленький принц появился в Чебоксарах. Маленький принц много путешествует по свету, он вырастил розу на своей родной планете и мысленно возвращается к ней. Памятник — символ путешественников, тех кто где бы не находился — сердцем всегда дома. ?В 2022 году Маленький принц — фигура мальчика с развевающимся шарфом — появился в Красноярске. . Маленький принц стоит на планете. Всё сделано из сочетания разноцветной мозаики и бронзы. #памятникилитературнымгероям #памятникиписателям #Экзюпери #маленькийпринц #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Владимир Маяковский Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето, была жара, жара плыла — на даче было это. Пригорок Пушкино горбил Акуловой горою, а низ горы — деревней был, кривился крыш корою. А за деревнею — дыра, и в ту дыру, наверно, спускалось солнце каждый раз, медленно и верно. А завтра снова мир залить вставало солнце ало. И день за днем ужасно злить меня вот это стало. И так однажды разозлясь, что в страхе все поблекло, в упор я крикнул солнцу: «Слазь! довольно шляться в пекло!» Я крикнул солнцу: «Дармоед! занежен в облака ты, а тут — не знай ни зим, ни лет, сиди, рисуй плакаты!» Я крикнул солнцу: «Погоди! послушай, златолобо, чем так, без дела заходить, ко мне на чай зашло бы!» Что я наделал! Я погиб! Ко мне, по доброй воле, само, раскинув луч-шаги, шагает солнце в поле. Хочу испуг не показать — и ретируюсь задом. Уже в саду его глаза. Уже проходит садом. В окошки, в двери, в щель войдя, валилась солнца масса, ввалилось; дух переведя, заговорило басом: «Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье!» Слеза из глаз у самого — жара с ума сводила, но я ему — на самовар: «Ну что ж, садись, светило!» Черт дернул дерзости мои орать ему, — сконфужен, я сел на уголок скамьи, боюсь — не вышло б хуже! Но странная из солнца ясь струилась, — и степенность забыв, сижу, разговорясь с светилом постепенно. Про то, про это говорю, что-де заела Роста, а солнце: «Ладно, не горюй, смотри на вещи просто! А мне, ты думаешь, светить легко. — Поди, попробуй! — А вот идешь — взялось идти, идешь — и светишь в оба!» Болтали так до темноты — до бывшей ночи то есть. Какая тьма уж тут? На «ты» мы с ним, совсем освоясь. И скоро, дружбы не тая, бью по плечу его я. А солнце тоже: «Ты да я, нас, товарищ, двое! Пойдем, поэт, взорим, вспоем у мира в сером хламе. Я буду солнце лить свое, а ты — свое, стихами». Стена теней, ночей тюрьма под солнц двустволкой пала. Стихов и света кутерьма сияй во что попало! Устанет то, и хочет ночь прилечь, тупая сонница. Вдруг — я во всю светаю мочь — и снова день трезвонится. Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца! 1920 #ВладимирМаяковский #ПоЧИТАТЕЛИкниг
В ненастье и во время прибыли воды клёва не было. Но зато как хороши были туманные и свежие утра, когда тени деревьев лежали далеко на воде и под самым берегом ходили стаями неторопливые пучеглазые голавли! В такие утра стрекозы любили садиться на перяные поплавки, и мы с замиранием сердца смотрели, как поплавок со стрекозой вдруг медленно и косо шёл в воду, стрекоза взлетала, замочив свои лапки, а на конце лески туго ходила по дну сильная и весёлая рыба. Константин Паустовский, «Золотой линь» (художник Владимир Краевский) #КонстантинПаустовский #ПоЧИТАТЕЛИкниг