10 июля 1905 года родился Лев КАССИЛЬ, советский писатель и сценарист «Он открывал детям страны, Которых на свете нет. Уча любить ту землю, Что была ему дороже всего на свете». Лев Кассиль. Автоэпитафия Родился Лев Абрамович Кассиль в приволжской слободе Покровской (ныне г. Энгельс на Волге) в семье врача. В детстве он хорошо играл на рояле, неплохо рисовал, а вот о литературном признании даже не думал. Хотя его учитель словесности как-то сказал про маленького Льва, что «чему бы его ни учили, всё равно он, увы, в будущем станет литератором». После окончания школы Лев Кассиль учился в Московском государственном университет на физико-математическом факультете. Однако любовь к литературе победила. По мнению самого писателя, первым его литературным опытом стоит считать письма домой. В них Кассиль описывал Москву, которую в свободное от занятий время «исходил пешком вдоль и поперек». Порой такие письма доходили до 30 страниц. Брат будущего писателя – Иосиф печатал их без ведома автора в качестве очерков о московской жизни. Все свободное время студент Кассиль отдавал чтению русской классики и к третьему курсу осознал, что его неотвратимо тянет писать. Уйдя с третьего курса университета, он становится корреспондентом нескольких периферийных газет. 1928 год – переломный в судьбе писателя. В этом году возникает замысел своей первой книги «Кондуит и Швамбрания». Тогда же Кассиль знакомится с Владимиром Маяковским. Кассиль считал это событие «главным, бесповоротно решающим» в своей жизни. Детство и гимназические годы Льва Абрамовича Кассиля совпали с событиями, которые потрясли весь мир: Первая мировая война и революция 1917 года в России. В повести «Кондуит и Швамбрания» автор обращается к собственному детскому опыту и рассказывает о событиях, в которых участвовал он сам и его семья. Там есть все: и захватывающие дух приключения, и уморительные проделки, и замечательные исторические зарисовки России начала века. ...В конце зимы 1914 года отбывающие наказание в углу братья-гимназисты Леля и Оська неожиданно для самих себя открывают Великое государство Швамбранское, расположенное на материке Большого Зуба населяют его героями и играют в эту волшебную игру много лет. А еще это рассказ про гимназистов и их школьную жизнь, про проказы и шалости... Очаровательный и неповторимый юмор Льва Кассиля наиболее полно показал себя именно в этой повести. Следом за «Швамбранией» Лев Кассиль придумал еще две страны – «Синегорию» и «Джунгахору», которые описал в книгах «Дорогие мои мальчишки» и «Будьте готовы ваше Высочество!», объединенных позднее в сборник «Три страны, которых нет на карте». Он писал для детей, писал о спорте, писал повести, репортажи, статьи, фельетоны. Фельетоны даже были собраны в книжку под названием «Щепотка Луны», изданную в 1937 году. «Щепотка Луны» – потому что во время одного из своих заданий Кассиль подружился с Циолковским. Ученый называл его «мой литературный рыцарь». Кассиль много писал о Циолковском, переписывался с ним (к сожалению, все письма погибли) и романтическая идея, что можно выйти в космос, долететь до Луны, Льва Абрамовича страшно увлекала. Став писателем, Кассиль не стал кабинетным человеком. Он вёл новогодние ёлки в Колонном зале Дома Союзов и праздничные радиорепортажи с Красной площади, комментировал футбольные матчи, работал специальным корреспондентом на олимпийских играх, плавал вокруг Европы, ездил по Италии с лекциями о Маяковском, возглавлял объединение московских детских и юношеских писателей, преподавал в Литературном институте, неизменно открывал Неделю детской книги и чуть ли не ежедневно выступал перед своими читателями в школах, библиотеках, детских домах, санаториях, пионерлагерях — по всей стране. И каждые год-два у него выходила новая книга. По произведениям Льва Кассиля снято несколько фильмов, в том числе «Вратарь», «Брат героя», «Удар, удар, еще удар», «Ход белой королевы»… #ЛевКассиль #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Другие записи сообщества
Николай Заболоцкий Лицо коня Животные не спят. Они во тьме ночной Стоят над миром каменной стеной. Рогами гладкими шумит в соломе Покатая коровы голова. Раздвинув скулы вековые, Ее притиснул каменистый лоб, И вот косноязычные глаза С трудом вращаются по кругу. Лицо коня прекрасней и умней. Он слышит говор листьев и камней. Внимательный! Он знает крик звериный И в ветхой роще рокот соловьиный. И зная всё, кому расскажет он Свои чудесные виденья? Ночь глубока. На темный небосклон Восходят звезд соединенья. И конь стоит, как рыцарь на часах, Играет ветер в легких волосах, Глаза горят, как два огромных мира, И грива стелется, как царская порфира. И если б человек увидел Лицо волшебное коня, Он вырвал бы язык бессильный свой И отдал бы коню. Поистине достоин Иметь язык волшебный конь! Мы услыхали бы слова. Слова большие, словно яблоки. Густые, Как мед или крутое молоко. Слова, которые вонзаются, как пламя, И, в душу залетев, как в хижину огонь, Убогое убранство освещают. Слова, которые не умирают И о которых песни мы поем. Но вот конюшня опустела, Деревья тоже разошлись, Скупое утро горы спеленало, Поля открыло для работ. И лошадь в клетке из оглобель, Повозку крытую влача, Глядит покорными глазами В таинственный и неподвижный мир. (художник Елена Маркова) #НиколайЗаболоцкий #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Слепнево. 13 июля 1914 Милый Коля, 10-го я приехала в Слепнево. Нашла Левушку здоровым, веселым и очень ласковым. О погоде и делах тебе верно напишет мама. В июльской книге «Нового слова» меня очень мило похвалил Ясинский. Соседей стараюсь не видеть, очень они пресные. Я написала несколько стихотворений, которых не слышал еще ни один человек, но меня это, слава Богу, пока мало огорчает. Теперь ты au courant всех петербургских и литературных дел. Напиши, что слышно? Сюда пришел Жамм. Только получу, с почты же отошлю тебе. Прости, что я распечатала письмо Зноски, чтобы большой конверт весил меньше. Я получила от Чулкова несколько слов, написанных карандашом. Ему очень плохо, и мне кажется, что мы его больше не увидим. Вернешься ли ты в Слепнево? или с начала августа будешь в Петербурге. Напиши мне обо всем поскорее. Посылаю тебе черновики моих новых стихов и очень жду вестей. Целую. Твоя Аня. ~~~~~~~~~~~~~~~~~ Целый год ты со мной неразлучен, А как прежде и весел и юн! Неужели же ты не измучен Смутной песней затравленных струн, — Тех, что прежде, тугие, звенели, А теперь только стонут слегка, И моя их терзает без цели Восковая, сухая рука... Верно, мало для счастия надо Тем, кто нежен и любит светло, Что ни ревность, ни гнев, ни досада Молодое не тронут чело. Тихий, тихий, и ласки не просит, Только долго глядит на меня И с улыбкой блаженной выносит Страшный бред моего забытья. Анна Ахматова Июль. 1914. Слепнево. (художник Наталья Кахтюрина, «Усадьба Гумилевых в Тверской области» 2016) #АннаАхматова #ПоЧИТАТЕЛИкниг
13 июля 1928 года родился Валентин ПИКУЛЬ, советский писатель «Я мерил жизнь томами книг...» Валентин Пикуль Его судьба действительно поистине уникальна. Он стал писателем, не имея не то что высшего литературного, но даже обычного среднего образования! Тем не менее богатству его литературного языка может позавидовать любой филолог. Своего умения Пикуль достиг упорным трудом, занимаясь самообразованием. Среднюю школу ему не дала закончить Великая Отечественная война, на которой погиб его отец, офицер морской пехоты. В 1942 году 14-летний Пикуль добился поступления в школу юнг, что находилась на Соловецких островах. А в 1943 году он уже служил на эскадренном эсминце «Грозный», воевавшего в составе Северного флота. Наравне со взрослыми Валентин нёс изнурительные 12-часовые вахты, сутками не снимая коченеющего на морозе бушлата, участвуя в уничтожении германских подводных лодок, в отражении атак вражеских самолётов и сопровождая морские конвои союзников… В 1945 году ему исполнилось 17 лет, а он уже был настоящим ветераном, с рано поседевшей головой и боевыми наградами на флотском мундире. Ему после демобилизации пришлось заниматься самой разнообразной работой – служить ночным сторожем, трудиться разнорабочим на стройках. А всё свободное время он проводил в ленинградских библиотеках. Первый роман Пикуля вышел в 1954 г. Он назывался «Океанский патруль» и рассказывал о борьбе с немцами в Белом море во время Великой отечественной войны. Роман имел большой успех, и Пикуль был за него принят в Союз писателей СССР. Однако сам автор позже всячески открещивался от своего произведения и говорил, что этот роман — пример того, как не надо писать романы. Затем выходят романы «Пером и шпагой», «Слово и дело», «Фаворит». Романы Пикуля нередко подвергались критике за вольное обращение с историческим материалом. Больше всего в этом смысле досталось его последнему законченному роману «Нечистая сила» (журнальный вариант: «У последней черты»), несмотря на то, что сам автор считал его «главной удачей в своей литературной биографии». Последний роман, над которым работал Пикуль вплоть до последних дней — «Барбаросса», посвященный событиям Второй мировой войны. Он планировал написать два тома. Закончив работу над первым томом, Пикуль рассчитывал перейти к написанию книги «Когда короли были молоды» (о событиях XVIII века), а затем создать второй том «Барбароссы». Однако он успел написать лишь большую часть первого тома романа «Барбаросса», во время работы над которым скончался. В замыслах остались романы о балерине Анне Павловой — «Прима»; о художнике Михаиле Врубеле — «Демон поверженный»; о старшей сестре Петра I, Софье, — «Царь-баба». Пикуль скончался 16 июля 1990 года, похоронен в Риге на Лесном кладбище. #ВалентинПикуль #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Валентин Пикуль: «Я ничего не знаю прекраснее русского Севера» В 2013 году к 85-летию писателя в Мурманске был открыт памятник Валентину Пикулю. В 15 лет юнга Северного флота Валентин Пикуль прибыл в Мурманск и попал на эсминец «Грозный» , где и прослужил до конца Великой Отечественной. А после, как говорил сам писатель, прямо с корабля ступил в литературу. Первый роман «Океанский патруль» — о борьбе с немцами на Баренцевом море. И позже писатель постоянно возвращался к теме войны на Севере. Автор памятника — мурманский скульптор Александр Арсентьев. #памятникиписателям #ВалентинПикуль #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Константин Бальмонт Июль. Сонет Июльская жара. Макушка лета. Ночь коротка, а яркий день длинней. Деревья зеленью еще одеты, Созревшим хлебом пахнет из полей. Погода царствует вовсю, на славу! Повсюду буйство красок, как салют: Цветы пестреют, и дурманят травы, И звонко птицы по утрам поют. Прозрачен воздух, и на сердце нега, Созрели яблоки, манят сады. Природа, словно чудо, манну с неба, Ждет ласковой, живительной воды. И, как по волшебству, на удивленье Все изменилось прямо на глазах – Прохладный дождь дарует наслажденье, В ночи сверкает летняя гроза. 1897 год (художник Маргарита Бергер) #КонстантинБальмонт #июль #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Иван Бунин Нет солнца, но светлы пруды, Стоят зеркалами литыми, И чаши недвижной воды Совсем бы казались пустыми, Но в них отразились сады. Вот капля, как шляпка гвоздя, Упала ― и, сотнями игол Затоны прудов бороздя, Сверкающий ливень запрыгал ― И сад зашумел от дождя. И ветер, играя листвой, Смешал молодые березки, И солнечный луч, как живой, Зажёг задрожавшие блёстки, А лужи налил синевой. Вон радуга… Весело жить И весело думать о небе, О солнце, о зреющем хлебе И счастьем простым дорожить: С открытой бродить головой, Глядеть, как рассыпали дети В беседке песок золотой… Иного нет счастья на свете. (художник Александр Герасимов) #ИванБунин #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Александр Твардовский Чуть зацветёт иван-чай, — С этого самого цвета, Раннее лето, прощай, Здравствуй, полдневное лето. Липа в ночной полумгле Светит густой позолотой, Дышит — как будто в дупле Скрыты горячие соты. От перестоя трава Никнет в сухом оперенье. Как жестяная, мертва Тёмная зелень сирени. Где–то уже позади День равноденствие славит. И не впервые дожди В тёплой листве шепелявят. Не пропускай, отмечай Снова и снова на свете Лёгкую эту печаль, Убыли–прибыли эти. Все их приветствуй с утра Или под вечер с устатку… Здравствуй, любая пора, И проходи по порядку. 1967 (художник Ирина Попова) #АлександрТвардовский #ПоЧИТАТЕЛИкниг
«Домострой» – памятник русской литературы XVI века Написан «Домострой» в 1552 году во времена правления Ивана Грозного и представляет собой свод наставлений и советов. Авторство книги до сих пор оспаривается. Принято считать, что «Домострой» написан Нестером Селиверстовым (Сильвестр), но многие историки полагают, что такой труд является коллективным творчеством, а Сильвестр выступил в качестве последнего редактора. Книга являла собой полную энциклопедию русской жизни, охватывающую все ее сферы – религию, ведение хозяйства, воспитание детей, отношения между супругами. В ней были вещи весьма полезные , давались поучения и наставления всякому христианину: и мужу, и жене, и детям. В «Домострое» шла речь об ответственности супругов друг о друге, за своих детей, за престарелых родителей, за духовное и нравственное состояние семьи, за ее материальное благополучие. Большая часть книги – это подробные советы о том, как кроить платье из обрезков, заготавливать провизию впрок, вести учет содержимого погребов, делать пожертвования нуждающимся и даже варить пиво. В общем, как управлять хозяйством, чтобы добро наживать, а не в долги влезать. #Домострой #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Сергей Есенин Я иду долиной. На затылке кепи, В лайковой перчатке смуглая рука. Далеко сияют розовые степи, Широко синеет тихая река. Я — беспечный парень. Ничего не надо. Только б слушать песни — сердцем подпевать, Только бы струилась легкая прохлада, Только б не сгибалась молодая стать. Выйду за дорогу, выйду под откосы, — Сколько там нарядных мужиков и баб! Что-то шепчут грабли, что-то свищут косы. «Эй, поэт, послушай, слаб ты иль не слаб? На земле милее. Полно плавать в небо. Как ты любишь долы, так бы труд любил. Ты ли деревенским, ты ль крестьянским не был? Размахнись косою, покажи свой пыл». Ах, перо не грабли, ах, коса не ручка — Но косой выводят строчки хоть куда. Под весенним солнцем, под весенней тучкой Их читают люди всякие года. К черту я снимаю свой костюм английский. Что же, дайте косу, я вам покажу — Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий, Памятью деревни я ль не дорожу? Нипочем мне ямы, нипочем мне кочки. Хорошо косою в утренний туман Выводить по долам травяные строчки, Чтобы их читали лошадь и баран. В этих строчках — песня, в этих строчках — слово. Потому и рад я в думах ни о ком, Что читать их может каждая корова, Отдавая плату теплым молоком. 1925 #СергейЕсенин#ПоЧИТАТЕЛИкниг
Романы Вальтера Скотта мы читали в пасмурные дни, когда мирно шумел по крышам и в саду тёплый дождь. От ударов маленьких дождевых капель вздрагивали мокрые листья на деревьях, вода лилась тонкой и прозрачной струёй из водосточной трубы, а под трубой сидела в луже маленькая зелёная лягушка. Вода лилась ей прямо на голову, но лягушка не двигалась и только моргала. Когда не было дождя, лягушка сидела в лужице под рукомойником. Раз в минуту ей капала на голову из рукомойника холодная вода. Из тех же романов Вальтера Скотта мы знали, что в Средние века самой страшной пыткой было вот такое медленное капанье на голову ледяной воды, и удивлялись лягушке. Иногда по вечерам лягушка приходила в дом. Она прыгала через порог и часами могла сидеть и смотреть на огонь керосиновой лампы. Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку. Но потом мы догадались, что лягушка приходила смотреть на яркий огонь так же, как дети собираются вокруг неубранного чайного стола послушать перед сном загадочную сказку. Огонь то вспыхивал, то ослабевал от сгоравших в ламповом стекле зелёных мошек. Должно быть, он казался лягушке большим алмазом, где, если долго всматриваться, можно увидеть в каждой грани целые страны с золотыми водопадами и радужными звёздами. Константин Паустовский, «Жильцы старого дома» (художник Максим Ланчак «Утро в деревне») #КонстантинПаустовский #ПоЧИТАТЕЛИкниг