Давид Самойлов Покатилось лето под гору. Август. Тихие деньки. Подложив туманы под голову, Тихо бродят ручейки. Млечный путь клешнёю рачьей Тихо движется к рассвету, Осторожно поворачивая, Ворот медленного лета. Осторожней, осторожнее Вейте, ветры, надо мной, Чтобы месяц новорожденный Не пугался тьмы ночной. (художник Василий Ходаковский) #ДавидСамойлов #август #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Другие записи сообщества
Памятники Михаилу Зощенко в Сестрорецке «…Я требую памятников для Зощенко по всем городам и местечкам Советского Союза или, по крайней мере, как для дедушки Крылова, в Летнем Саду…» (Осип Мандельштам) Не многие знают о замечательном памятнике Зощенко в Сестрорецке. Рядом с великим писателем можно посидеть... Причем таких памятников два. Один у библиотеки имени Зощенко, а второй на его могиле на Сестрорецком кладбище. Сестрорецк занимал важное место в жизни и творчестве Михаила Михайловича Зощенко. Здесь он черпал вдохновение, здесь, на живописных берегах Финского залива, появились многие произведения: знаменитые рассказы «Коза», «Няня», «О чем пел соловей», цикл «Леля и Минька», повести «Возвращенная молодость», «Мишель Синягин», пьесы «Пусть неудачник плачет», «Парусиновый портфель» и другие. Здесь перевел повесть «За спичками» Майю Лассила (псевдоним финского писателя Альгот Унтола). Здесь обретал он душевное спокойствие и возможность сосредоточиться. Здесь же находил и героев для многих своих произведений. С 1920 года семья Зощенко снимала в Сестрорецке дачу. В своей повести «Перед восходом солнца» Михаил Зощенко писал: «...я всегда мечтал жить где-нибудь на берегу, совсем близко к воде, чтобы волны были почти у крыльца моего дома». Эта мечта писателя сбылась именно в Сестрорецке. В августе 1939 года он покупает дом на Полевой улице, д. 14-а. Вся дальнейшая жизнь писателя тесно связана с этим курортным городом. Похоронен Михаил Зощенко на Сестрорецком кладбище. #памятникиписателям #МихаилЗощенко #ПоЧИТАТЕЛИкниг
9 августа 1914 года родилась Туве ЯНССОН, писательница, «мама» муми-троллей «Выдуманный мир моих муми-троллей — это мир, по которому наверняка в глубине души тоскует каждый из нас». Туве Янссон Туве Янссон родилась в богемной семье: мать — видная художница Сигне Хаммарштен, иллюстратор книг, приехавшая в Финляндию из Швеции; отец — признанный скульптор Виктор Янссон. Туве была первым ребёнком в семье. Её брат Пер-Улоф впоследствии станет фотографом, а другой брат Ларс — художником. Туве Янссон всегда подчеркивала, что является в первую очередь художником и не относилась к литературной деятельности всерьез. Она написала множество прекрасных книг для взрослых — но для большинства читателей по всему миру Янссон навсегда останется волшебницей, подарившей нам муми-маму и муми-папу, Снусмумрика, фрекен Снорк, Сниффа, малышку Мю и многих других любимых персонажей детства. Всемирная известность к Янссон пришла благодаря книжному сериалу о Муми-Троллях: очаровательных существах, обитающих в идиллической Муми долине. Эти книги, иллюстрации к которым Янссон выполняла сама, били все рекорды по популярности в 1950-60-е годы. Они расходились многомиллионными тиражами и издавались по всему миру. К примеру, одна только «Шляпа волшебника» была переведена на 34 языка, включая японский, тайский и фарси. Всего о муми-троллях Янссон написала 8 повестей («Маленькие тролли и большое наводнение», «Муми-тролль и комета», «Шляпа волшебника», «Опасное лето», «Мемуары Муми-папы», «Волшебная зима», «Папа и море», «В конце ноября»), один сборник рассказов «Дитя невидимка», 4 книжки в картинках («Опасное путешествие», «А что потом», «Кто утешит малютку», «Мошенник в доме Муми-троллей»). Янссон лично адаптировала свои книги для театра. По мотивам «Опасного лета» она сначала написала пьесу «Муми-тролли за кулисами», а затем либретто к мюзиклу «Муми-опера». С годами популярность муми-книг не шла на спад, а наоборот, только росла. Книги Туве Янссон привлекают внимание не только детей, но и взрослых читателей. В июне 2001 года писательница скончалась от обширного кровоизлияния в мозг. В день похорон Янссон в Финляндии был объявлен национальный траур. Президент страны, обращаясь с соболезнованиями к родственникам писательницы, сказал, что «Творчество Туве Янссон — самый большой вклад Финляндии в мировую сокровищницу культуры после Калевалы и Сибелиуса». #ТувеЯнссон #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Муми-тролль всегда больше всего любил самые последние недели лета, но и сам как следует не знал почему. Туве Янссон, «Шляпа Волшебника» #ТувеЯнссон #МумиТролль #ПоЧИТАТЕЛИкниг
9 августа 1899 года родилась Памела Лилиана ТРЭВЕРС, автор серии детских книг о Мэри Поппинс. «К сожалению, я никогда не узнаю, какая добрая фея наделила меня при крещении удивительным даром,чистейшей из земных радостей — вечной любовью к сказке». Памела Трэверс Она родилась в один год с Набоковым, Хемингуэем и Борхесом (так называемый «год гениев» — 1899). Ей было суждено прожить долгую, интересную жизнь и стать одной из лучших детских писательниц XX века наряду с Астрид Линдгрен и Туве Янссон (которая появилась с ней на свет в один день — 9 августа). Мэри Поппинс, книга, прославившая Памелу Трэверс, появилась в 1934 году. Писательница признавалась, что не помнит, как возник замысел этой сказочной повести. В ответ на настойчивые расспросы журналистов она обычно приводила слова Клайва Льюиса, считавшего, что в мире есть «только один Создатель», а задача писателя лишь «собрать в единое целое уже существующие элементы». Первый успех окрылил писательницу, и уже на следующий год она сочиняет продолжение сказки «Мэри Поппинс возвращается». В 1944 году появляется «Мэри Поппинс открывает дверь», в 1952 – «Мэри Поппинс в парке». Спустя двадцать с лишнем лет писательница вновь возвращается к своей героине, выпустив забавную книгу «кулинарных рассказов» и, наконец, в 1982 году вышла коротенькая книжка «Мэри Поппинс на Вишневой улице». Маленькие читатели забрасывали Памелу Трэверс письмами. Писательница признавалась, что особенную радость ей приносят письма мальчиков: девочки постоянно спрашивают: «Какой Ваш любимый цвет» или «Как Вы начали писать книги», а мальчишек волнует суть вещей: «Почему Мэри Поппинс поступила именно так?» Уолт Дисней пытался купить права на создание фильма у Памелы Трэверс еще в 1938 году. Но лишь в 1961 году автор согласилась на эту сделку. Памела Трэверс, одобрила назначение актрисы Джули Эндрюс на главную роль, прослушав ее только по телефону. Фильм получил 5 премий «Оскар». #ПамелаТрэверс #ПоЧИТАТЕЛИкниг
7 августа 1565 года первопечатник Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец приступили к изданию в Москве «Часовника» – следующей книги после их легендарного «Апостола», появившегося 1 марта 1564 года, и второй из датированных русских печатных книг. Работу завершили в конце сентября. Первый тираж «Часовника» разошёлся быстро, последовали повторные издания. Это был сборник повседневных молитв, используемый также при обучении грамоте. Всего сохранились шесть «Часовников», а от первого издания остался один экземпляр, который хранится в Брюсселе. Единственным экземпляром второго издания располагает Российская национальная библиотека в Петербурге. Все издания Фёдорова являются ценными памятниками русской культуры, замечательными образцами печатного искусства 16 века. Книги отличаются чётким красивым шрифтом, искусно гравированными украшениями – заставками, концовками, фигурными заглавными буквами. #этоинтересно #ИванФёдоров #Часовник #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Иннокентий Анненский Август Еще горят лучи под сводами дорог, Но там, между ветвей, все глуше и немее: Так улыбается бледнеющий игрок, Ударов жребия считать уже не смея. Уж день за шторами. С туманом по земле Влекутся медленно унылые призывы... А с ним всё душный пир, дробится в хрустале Еще вчерашний блеск, и только астры живы... Иль это – шествие белеет сквозь листы? И там огни дрожат под матовой короной, Дрожат и говорят: «А ты? Когда же ты?» – На медном языке истомы похоронной... Игру ли кончили, гробница ль уплыла, Но проясняются на сердце впечатленья, О, как я понял вас: и вкрадчивость тепла, И роскошь цветников, где проступает тленье... (художник Вячеслав Чердаков) #ИннокентийАнненский #ПоЧИТАТЕЛИкниг
— Нет, я вам что, братцы, расскажу, — заговорил Костя тонким голоском, — послушайте-ка, намеднись что тятя при мне рассказывал. — Ну, слушаем, — с покровительствующим видом сказал Федя. — Вы ведь знаете Гаврилу, слободского плотника? — Ну да; знаем. — А знаете ли, отчего он такой все невеселый, все молчит, знаете? Вот отчего он такой невеселый. Пошел он раз, тятенька говорил, — пошел он, братцы мои, в лес по орехи. Вот пошел он в лес по орехи, да и заблудился; зашел — Бог знает куды зашел. Уж он ходил, ходил, братцы мои, — нет! не может найти дороги; а уж ночь на дворе. Вот и присел он под дерево; давай, мол, дождусь утра, — присел и задремал. Вот задремал и слышит вдруг, кто-то его зовет. Смотрит — никого. Он опять задремал — опять зовут. Он опять глядит, глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается и его к себе зовет, а сама помирает со смеху, смеется… А месяц-то светит сильно, так сильно, явственно светит месяц — все, братцы мои, видно. Вот зовет она его, и такая вся сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотичка какая или пескарь, — а то вот еще карась бывает такой белесоватый, серебряный… Гаврила-то плотник так и обмер, братцы мои, а она знай хохочет да его все к себе этак рукой зовет. Уж Гаврила было и встал, послушался было русалки, братцы мои, да, знать, Господь его надоумил: положил-таки на себя крест… А уж как ему было трудно крест-то класть, братцы мои; говорит, рука просто как каменная, не ворочается… Ах ты этакой, а!.. Вот как положил он крест, братцы мои, русалочка-то и смеяться перестала, да вдруг как заплачет… Плачет она, братцы мои, глаза волосами утирает, а волоса у нее зеленые, что твоя конопля. Вот поглядел, поглядел на нее Гаврила, да и стал ее спрашивать: «Чего ты, лесное зелье, плачешь?» А русалка-то как взговорит ему: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». Тут она, братцы мои, пропала, а Гавриле тотчас и понятственно стало, как ему из лесу, то есть, выйти… А только с тех пор он все невеселый ходит. Иван Тургенев, «Бежин луг» (картина Владимира Маковского «Ночное» 1879 год) #ИванТургенев #ПоЧИТАТЕЛИкниг
8 августа Всемирный день кошек. «Он явился к моим дверям однажды вечером — мокрый, тощий, избитый, запуганный насмерть, белый, бесхвостый и косоглазый кот. Я впустил его и накормил. И он остался. Научился мне доверять. Но однажды приятель, подъезжая к дому, переехал его. Я отнёс к ветеринару то, что осталось. Ветеринар сказал: «Шансов немного, вот таблетки, его хребет переломан, но он был сломан и раньше, и как-то сросся. Если он выживет, то никогда не будет ходить. Взгляните на снимки: в него стреляли, дробь осталась внутри. Ещё у него когда-то был хвост, но его отрезали». Я забрал кота домой. Стояло жаркое лето, самое жаркое за много десятилетий. Я положил его на пол в ванной. Дал ему воды и таблеток. Но он не притронулся ни к еде, ни к воде. Тогда я обмакнул палец и смочил его губы и стал его уговаривать. Я не отходил от него ни на шаг и разговаривал с ним, и нежно гладил его, а он в ответ смотрел на меня бледными голубыми косыми глазами. Шли дни. И вот он впервые сдвинулся с места. Он пополз на передних лапах (задние не работали). Добрался до своего лотка и залез в него. Я услышал трубы, возвестившие здесь, в этой ванной, и всему городу, о возможной победе. Я болел за кота — мне тоже досталось от жизни, не так как ему, но всё же не слабо. Однажды утром он встал на ноги, вновь упал и посмотрел на меня вопросительно. «Ты сможешь» — ответил я. Он пытался снова и снова, вставая и падая несколько раз и, наконец, смог сделать десяток шагов. Он шатался, как пьяный, задние ноги никак не хотели идти, он снова упал, отдохнул и опять поднялся. Остальное вы знаете: сейчас у него всё в порядке. Он косоглаз и почти беззуб, но кошачья ловкость вернулась, и это особое выражение глаз никуда не делось. Когда я даю интервью, меня спрашивают о жизни и литературе, а я напиваюсь, сгребаю в охапку моего косоглазого, подстреленного, перееханного, обесхвощенного кота и говорю: «Вот, взгляните». Но они не понимают и переспрашивают: «Вы говорите, на вас повлияла проза Селина?» «Нет!» — я поднимаю кота. — «На меня влияет то, что происходит! Например, вот это! Вот это! Вот это!» Я потрясаю котом и поднимаю его к потолку в этом прокуренном, пьяном свете, но он спокоен, он понимает… И на этом все интервью заканчиваются. Но иногда я всё-таки горд, когда вижу картинки в журналах: вот это я, а это — мой кот, на фотографии вместе. Он тоже знает, что это всё чушь, но всё-таки иногда от этого легче». Чарльз Буковски, «История одного упрямого сукина сына» #ЧарльзБуковски #всемирныйденькошек #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Французский художник Шарль Герен (1875-1939) #чтениевживописи #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Марина Цветаева Бежит тропинка с бугорка, Как бы под детскими ногами, Все так же сонными лугами Лениво движется Ока; Колокола звонят в тени, Спешат удары за ударом, И все поют о добром, старом, О детском времени они. О, дни, где утро было рай И полдень рай и все закаты! Где были шпагами лопаты И замком царственный сарай. Куда ушли, в какую даль вы? Что между нами пролегло? Все так же сонно-тяжело Качаются на клумбах мальвы... (1909 - 1910) (художник Василий Поленов, «Монастырь над рекой» 1898) #МаринаЦветаева #ПоЧИТАТЕЛИкниг